Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великая Суббота





В этот день Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в одном из тропарей часов следующего дня — Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно. — архим. И.),

во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбой-

ником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем

и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй. — архим. И.),

Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается с двупсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь» с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», «Слава»: «Егда снизшел еси к смерти...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Св. Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Св. Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

После тропарей поются «Непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, с «похвалами» (краткими песнопениями в честь Господа, «в мертвецех вменившагося»). Стихи кафизмы поются хором, а «похвалы» читаются священниками. В это время все стоят с зажженными свечами.

«Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение»1.

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Св. Плащаницы, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари св. Иоанна Дамаскина: «Ангельский собор удивися...» и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...», представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12, ирмосы по дважды. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.). Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники — только в фелонь и епитрахиль.

На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает: «зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия»1.

После малой ектении — «Свят Господь Бог наш» (трижды), («Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы). Стихиры на хвалитех, на «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» (в это время священнослужители выходят из алтаря к Св. Плащанице). Поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Св. Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд обнесения Св. Плащаницы и Евангелия вокруг храма, которым живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом. В конце великого словословия при протяжном пении особым напевом заключительного «Святый Боже...», в преднесении фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов, настоятель или архиерей идет под Св. Плащаницей с Евангелием в руках вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Св. Плащаницу.

После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Настоятель, стоя под Св. Плащаницей, возглашает: «Премудрость, прости», и хор поет (один раз) тропарь «Благообразный Иосиф...». В это время Св. Плащаница с Евангелием полагается на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)1.

Затем следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паримия из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию. После паримии поется второй прокимен2 и читаются Апостол (Кор., зач. 133-е — о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 114-е — о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектении. Диакон: «Премудрость», и прочее окончание утрени. Отпуст — тот же, что на Великих часах и на великой вечерне в Великую Пятницу.

После отпуста — целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают), и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа — малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»3.

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе, «поскору» (без пения). Отпуст в конце изобразительных — малый: «Христос, истинный Бог наш...».

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней4. Она начинается возгласом: «Благословенно Царство...». По Уставу, литургия совершается поздно — «о часе 10-м дне» в (4-м часу дня по нашему времени) — после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи и являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения.

На вечерне, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается вход с Евангелием; после пения «Свете тихий» (прокимен не поется) диакон произносит: «Премудрость», и читаются 15 паримий (у Св. Плащаницы), в которых содержатся пророчества и прообразы о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви1.

По прочтении 6-й паримии — о чудесном переходе евреев через Чермное море — поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священннослужители в алтаре и хор попеременно поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паримии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) таким же образом поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки».

Затем следует малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» — в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу. Далее — прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» к стихам 81-го псалма, которые читает чтец, поется припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время великопостные черные облачения священнослужителей, престола, жертвенника, а также черная завеса меняются на белые – в знак небесного Света и Славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых Ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении (Мф., зач. 115-е) возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь:

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит

со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да

помышляет: Царь бо царствующих и Господь

господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом

и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими,

лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще

песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно есть...» — ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст — воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»1.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина2 — в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

Примечание. Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на «И ныне» поется стихира Благовещения: «Послан бысть...», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паримии дня и пять паримий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие — только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее — ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Св. Плащаница, совершается как обычно, то есть во время пения стихиры на «И ныне» — «Тебе одеющагося…». После «Ныне отпущаеши...» — тропари: Благовещения, «Слава»: «Благообразный Иосиф...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». Во время пения «Благообразны Иосиф...» — вынос Плащаницы.

В сам праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. После «Бог Господь» поются тропари: «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел еси…»,...», «Слава»: «Мироносицам женам...», «И ныне»: «Днесь спасения нашего главизна...». Затем поются «Непорочны» с похвалами.

После «Непорочны», воскресных тропарей и малой ектении — полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие — праздника. По 50-м псалме поется стихира праздника.

Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасия — ирмосы канона Великой Субботы.

На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос: «Не рыдай Мене, Мати...». После 9-й песни и малой ектений — «Свят Господь Бог наш».

На хвалитех – стихиры дня и Благовещения, причем на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».

После великого славословия — обнесение Св. Плащаницы вокруг храма и прочее.

На литургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся…», вместо Херувимской песни — «Да молчит всякая плоть...», вместо «Достойно» — «Не рыдай Мене, Мати...», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника: «Яко одушевленному Божию Кивоту...». Апостол и Евангелие — дня и праздника.

 

 

Date: 2016-01-20; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию