Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Экономические индексы
Экономический индекс – это относительная величина, получаемая в результате сопоставления уровней социально-экономических явлений во времени, пространстве и с планом. В теории экономических индексов применяется обозначения: q – количество продукции данного вида в натуральном выражении (физический объем продукции); p – цена единицы продукции данного вида; pq – стоимость продукции данного вида (товарооборот продукции); z – себестоимость единицы продукции данного вида; zq – издержки производства; w – производительность труда; T – количество отработанного времени; N – численность работников; t – трудоемкость продукции. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и общие (сводные) экономические индексы. Индивидуальные экономические индексы характеризуют изменение изучаемого показателя отдельно по каждому элементу исходной совокупности и обозначаются i с подстрочным знаком индексируемого показателя. Например, индивидуальный индекс физического объема продукции ( ) вычисляют по формуле , где и – соответственно, количество продукции в натуральном выражении в отчетном и в базисном периоде. Разность числителя и знаменателя соответствующего индивидуального индекса характеризует изменение индексируемого показателя в абсолютном выражении. Общий (сводный) экономический индекс отражает изменение изучаемого показателя по всем элементам исходной совокупности в целом и обозначается I с соответствующим подстрочным знаком индексируемого показателя. В зависимости от методологии расчета общие (сводные) экономические индексы подразделяются на агрегатные и средние. Агрегатный индекс физического объема продукции вычисляют по формуле = , где – стоимость всей продукции отчетного периода в базисных ценах; – стоимость всей продукции в базисном периоде. Агрегатный индекса цен (индекс Пааше) вычисляют по формуле = , где – стоимость всей произведенной (проданной) продукции в отчетном периоде. Кроме индекса Пааше вычисляют общие (сводные) индексы цен по формулам 1) Ласпейреса: ; 2) Фишера: . Общий (сводный) индекс стоимости продукции (товарооборота) вычисляют по формуле . Между индексами определенных статистических показателей существует такая же взаимосвязь, что и между самими этими показателями, например, ; . Пример 1. По одному из магазинов имеются следующие условные данные:
Вычислить: а) индивидуальные и общие индексы: цен, физического объема и стоимости продукции; б) изменение стоимости всей проданной продукции в марте по сравнению с январем в абсолютном выражении в целом и за счет отдельных факторов. Решение. Базисным периодом является январь, отчетным – март. Все необходимые величины вычислим в следующей таблице:
= 1, 13 (113%); = 1,05 (105%); 1,18 (118%); = 29 700 – 26 250 = 3 450 руб.; = 26 250 – 25 100 = 1 150 руб.; = 29 700 – 25 100 = 4 600 руб. Проверим взаимосвязь вычисленных величин ´ = 1,13 ´ 1,05 = 1,18; 3 450 +1 150 = 4 600 руб. Например, индивидуальный индекс цены по помидорам = 1,18 (118%), то это значит, что цена 1 кг проданных помидоров увеличилась в марте по сравнению с январем в 1,18 раза, или на 18% (118% – 100% = 18%). Общий индекс физического объема продукции = 1,05. Следовательно, стоимость всей проданной продукции за счет изменения количества продукции в марте по сравнению с январем выросла на 5%. В абсолютном выражении это увеличение составило 1 150 руб. ( = = 1 150 руб.). Общий индекс цен 1,13 (113%) и 3 450 руб. Значит, стоимость всей проданной продукции за счет изменения уровня цен по каждому виду продукции возросла в марте по сравнению с январем на 13 %, или на 3450 руб. Общий индекс стоимости продукции (товарооборота) 1,18 (118%) и = 4 600 руб. Значит, стоимость всей проданной продукции за счет изменения двух факторов одновременно (цены единицы продукции и физического объема продукции) увеличилась в марте по сравнению с январем на 18%, или на 4 600 руб.
Агрегатный индекс физического объема продукции можно преобразовать в средний арифметический индекс. Известны по каждому элементу совокупности: – стоимость продукции в базисном периоде – ; – индивидуальные индексы физического объема – . Из определения выражаем = , и подставляем полученное произведение в числитель агрегатного индекса вместо . Получили средний арифметический индекс физического объема продукции. Пример 2. По одному из магазинов имеются следующие данные:
Определить общие индексы физического объема продукции, цен и стоимости продукции. Решение. Все предварительные расчеты представим в следующей таблице:
Вычислим: 1. Средний арифметический индекс физического объема продукции = = 0,9375; 2. Общий индекс цен = 1,2833; 3. Общий индекс стоимости продукции 1,2031. Агрегатный индекс цен Пааше можно преобразовать в средний гармонический индекс. Известны по каждому элементу совокупности: – стоимость продукции в отчетном периоде – ; – индивидуальные индексы цен – . Из определения выражаем и подставляем полученное выражение в формулу агрегатного индекса цен вместо . Получаем средний гармонический индекс цен .
Date: 2016-01-20; view: 499; Нарушение авторских прав |