Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Серия 1. Исследование словообразования существительных ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
I. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов – ик, -чик, - к, – ц, - ец, - иц, – очк; -ечк. II. Образование существительных с помощью суффикса – ниц - со значением вместилища. III. Образование существительных с помощью суффикса – инк -. IV. Образование названий детёнышей животных и птиц. V. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия, при помощи суффиксов- щик, – чик, - ниц. I. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов . Задание 1.1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса – ик -. Цель: выявить способность словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса – ик. Материал исследования: картинки, изображающие предметы: карандаш – карандашик, клюв – клювик, хвост - хвостик, ёж - ёжик. Процедура и инструкция: логопед предлагает ребёнку назвать предмет, который изображён на картинке: «Что изображено на картинке?». Затем просит назвать это слово ласково: «Назови это слово ласково, например, дом - домик». Экспериментатор в случае затруднений оказывает помощь в виде называния 1-го слога слова. 1.2. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса – чик. Цель: выявить способность словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных по опорным словам с помощью картинок, при помощи суффикса – чик. Материал исследования: картинки, изображающие предметы: помидор – помидорчик, стакан – стаканчик, забор – заборчик, диван – диванчик. Процедура и инструкция: логопед предлагает ребёнку назвать предмет, который изображён на картинке: «Что изображено на картинке?». Затем просит назвать это слово ласково: «Назови это слово ласково, например, лимон - лимончик». ... II. Образование существительных с помощью суффикса – ниц - (со значением вместилища). Цель: выявить способность словообразования существительных по опорным словам с помощью картинок, при помощи суффикса – ниц, при сохранении звуковой структуры корня слова. Материал исследования: картинки, изображающие предметы: сахар- сахарница, мыло – мыльница, хлеб – хлебница, сухари – сухарница, Процедура и инструкция: логопед предлагает ребёнку назвать предметы, которые изображёны на картинке: «Что изображено на картинке?». Затем спрашивает: «Где они хранятся, например: салат в салатнице?» III. Образование существительных с помощью суффикса – инк. Предлагаемая методика состоит из двух заданий. 3.1. Образование существительных с помощью суффикса – инк -, с сохранением звуковой структуры корня. Цель: выявить способность словообразования существительных по опорным словам, при помощи суффикса – инк, при сохранении звуковой структуры корня слова. Материал исследования: картинки, изображающие предметы: бусы - бусинка, дождь - дождинка. Процедура и инструкция: логопед предлагает ребёнку назвать предметы, которые изображёны на картинке: «Что изображено на картинке?». Послушай, как говорю я: «Это виноград, а как назвать 1 ягодку? – виноградинка. Измени слова по образцу». 3.2. Образование существительных с помощью суффикса – инк с чередованием звуков в корне слов. Цель: выявить способность словообразования существительных по опорным словам с помощью картинок, при помощи суффикса – инк, в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня. Материал исследования: картинки, изображающие предметы: снег - снежинка, горох - горошинка Процедура и инструкция: логопед предлагает ребёнку назвать предметы, которые изображёны на картинке: «Что изображено на картинке?». - Послушай, как говорю я: «Это трава, а как назвать 1 штуку? - травинка». И измени слово по образцу. ... Оценка выполнения заданий по исследованию словообразования существительных, прилагательных и глаголов: 5 баллов (высокий уровень) - ребенок все предложенные задания выполняет правильно самостоятельно и быстро, без ошибок. 4 балла (средний уровень) – задание выполняет, но требуется повторение инструкции, единичные ошибки при выполнении заданий. 3 балла (ниже среднего)– задание выполняет, допуская ошибки (в 25-50% слов), но при подсказке логопеда старается исправить их. 2 балла (низкий)– задание выполняет с ошибками (50-75% ошибки), помощь логопеда не помогает, многочисленные ошибки в непродуктивных формах словообразования. 1 балл (очень низкий)– ребенок пытается выполнить задание, но у него многочисленные ошибки, как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словообразования, отказ от выполнения задания. При оценке результатов выполнения заданий учитываются следующие критерии: правильность выполнения и способ выполнения задания. Таким образом, полученные результаты позволят определить возможности использования продуктивных и непродуктивных словообразовательных суффиксов и приставок при словообразовании у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и с нормальным речевым развитием.
Вывод: Методика исследования позволяет оценить способность самостоятельно образовывать существительные, прилагательные и глаголы у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет выявить отклонения в развитии исследуемого процесса и на этой основе определить пути их коррекции. Заключение Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого выраженные недостатки словообразовательных операций отмечаются и у дошкольников, и у школьников с ОНР. Недоразвитие процессов словообразования у дошкольников с ОНР проявляется в стойких и специфических ошибках. Отечественные лингвисты, психологи, психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. В соответствии с пониманием самого термина «словообразование» его рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. ... Таким образом, цель данной работы выполнена, задачи ее решены. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 1998. 2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. – 1987. - № 2. – С.34-39. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи. – М., 2005 4. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М-Л., 1947. 5. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие /Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007.-224 с. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999. 8. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. – СПб., 1999. 9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., «Владос»., 1985. – с. 286. 10. Ковригина Л.Ф. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. – Новосибирск, 1998. 11. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985. 12. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб., 2002. 13. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, 1999. 14. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006 15. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом// Логопедия: Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 125–145 16. Левковская К.А. Словообразование. - М.: 1954. -282с. 17. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стёртой формой дизартрии. – М., 1986 18. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии: Учебное пособие к спецкурсу. – СПб., 1994 19. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001. 20. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – СПб., 2000. 21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. 22. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М., 2002 23. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2004 24. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб., 2004 25. Парамонова Л.Г. Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе. – М., 2005 26. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997 27. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: Монография. – СПб.: НАУКА - ПИТЕР, 2006.28. Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Дефектология. – 2006. - № 2. – С.30-35. 29. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. 30. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.31. Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – М., 1999 32. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной. – М., 2002 33. Современный русский язык: Учебник / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Ч.2, - М., 1987 34. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования.- М., 1978. 35. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980. 36. Ткаченко Т.А. – Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, 1999. 37. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб, 1999. 38. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997. 39. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Монография. – М., 2002 40. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дефектология. – 2001. - №4. 41. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 1983. 42. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. – М., 1987. 43. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи// Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 191–205 44. Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи// Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 181–187 45. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии – М., 1989 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы // Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 158–168 47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 2001 48. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи – М., 2000. 49. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. – СПб., – 2005 50. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990. 51. Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования // Психолингвические проблемы семантики. – М., 1983. 52. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. – М., 1964. 53. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952. 54. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.,1958.
Date: 2016-01-20; view: 1289; Нарушение авторских прав |