Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности словообразования у дошкольников с ОНР





При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений, по данным Т.В. Тумановой, появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития [40].

...

В процессе словообразования глаголов префиксы играют большую роль, чем суффиксы.

Н.В.Серебрякова [27] выделяет следующие ошибки словообразования существительных у детей со стертой дизартрией, осложненной ОНР:

- ненормативные словообразования как одного, так и разных значений (лиса-лисенька, лиска; одеяло- одеялко, одеялочко; паровозчик, зарядчик, песнер;);

...

Т. В. Туманова[31] выделила систему критериев и оценки речевой продукции детей по характеру сформированности первоначальных словообразовательных операций у дошкольников с ОНР:

...

Вывод по 1-й главе:

Словообразование представляет собой сложный процесс, для полноценного формирования которого ребенку необходимо понимать значения морфем, их комбинаций, иметь достаточный уровень языкового чутья, речевой практики, а также мыслительных операций анализа и синтеза. Словообразование представляют собой основной путь и способ пополнения языка новыми наименованиями и при этом оно предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Достаточный уровень сформированности словообразования является одним из необходимых условий успешного обучения ребенка в школе. Трудности усвоения словообразовательных норм обусловлено разнообразием как способов словообразования, так и словообразовательных морфем.

Словообразование развивается у детей постепенно, в результате уже накопившегося речевого опыта. В процессе речевого развития ребенок знакомиться с языком как системой. Процесс овладения словообразовательными нормами языка в норме начинается в младшем дошкольном возрасте, а заканчивается только к 7-8 годам, но в старшем дошкольном возрасте дети должны усвоить основные словообразовательные модели и аффиксы. Результатом отражения и закрепления в осознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В основе порождения производного слова лежит сложная речемыслительная деятельность. Ребенок овладевает словообразовательным компонентом речевой деятельности, обеспечивающим процесс овладения семантикой производного слова на основе осмысления структуры и понимания значения морфем. К началу школьного обучения ребенок практически владеет всеми формами и значениями, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного.

У детей с ОНР существенно сни­жены возможности в ус­воении морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. По­скольку дети находятся преимущест­венно не на словообразовательном, а на лексическом уровне, не требующем усвоения и реализации отношений производности, у них не возникает не­обходимости в усвоении морфем как языковых знаков и овладении операци­ями с ними. В тех же редких случаях, когда дети пытаются использовать словообразовательные морфемы, установив связь между лексическим и грамматическим значением, эта связь происходит неполно, с игнорированием «сигнального значе­ния» морфемы.

Нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР выражаются в существенных трудностях словообразования, проявляющихся в наличии большого количества ненормативных словообразований, несформированности системы даже продуктивных словообразовательных моделей.

 

 


Date: 2016-01-20; view: 820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию