Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность темы исследования





ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ………………................................................................................6

1.1.Современные аспекты исследования словообразования………………….6

1.2. Развитие словообразования в онтогенезе…………………………………10

1.3.Характеристика общего недоразвития речи ……………………………….14

1.4. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………23

ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………… ……..31

2.1. Цель, задачи исследования………………………….....................……..31

2.2. Методика исследования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….…………………………44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….…………………………………......................46


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.

Важнейшим условием полноценного развития речи является сформированный грамматический строй. По мнению А.А.Леонтьева, С.Н.Цейтлин и других ученых, построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи.

С точки зрения русского языка, одной и составляющих грамматического строя является словообразование. С другой стороны, словообразование является неограниченным источникам самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса; особым направлением развития словаря, одним из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами, критерием развития языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.

Теоретическим фундаментом в области изучения словообразования являются работы А.Н.Гвоздева, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковского, А.М. Шахнаровича, Д.Б.Эльконина, Н.М. Юрьевой и др.). В работах этих ученых отмечается, что в процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим и грамматическим значением. На основании этого возникают языковые обобщения (морфологические и синтаксические). С.Н Цейтлин указывает на то, что только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Нарушение процесса усвоения этих закономерности языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения в речи.

Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его структурные элементы: приставки, корни, суффиксы, умеет ли видеть родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи удается это с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря и словоупотребления. Поэтому особое значение приобретает практическое умение различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Количество дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии, в частности, ОНР, неуклонно растет.

Пристальный интерес к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи уделяли такие исследователи как Т.В.Волосовец, Н.С.Жукова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и другие.

Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков даже в старшем дошкольном возрасте (Т.В.Волосовец, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева, И.А. Смирнова, Р.Е.Левина, Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, Л.Г. Парамонова, С.Н.Шаховская и другие).

Тем не менее, вопрос изучения особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Проблема исследования: оптимизация логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: состояние словообразования у дошкольников.

Предмет исследования: особенности словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель исследования: определение направлений логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

· Проанализировать научно-теоретическую литературу по исследуемой проблеме.

· Разработать методику исследования особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

· Изучить особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении со сверстниками без речевых нарушений.

В процессе исследования применялись следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева):

1. Теоретические: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.

2. Организационные - сравнительный.

3. Эмпирические: изучение и анализ специальных и литературных источников; анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации (речевые карты); констатирующий эксперимент.

4. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных данных, метод логического анализа.


ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ.







Date: 2016-01-20; view: 1133; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию