Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальность темы исследованияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ………………................................................................................6 1.1.Современные аспекты исследования словообразования………………….6 1.2. Развитие словообразования в онтогенезе…………………………………10 1.3.Характеристика общего недоразвития речи ……………………………….14 1.4. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………23 ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………… ……..31 2.1. Цель, задачи исследования………………………….....................……..31 2.2. Методика исследования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….…………………………44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….…………………………………......................46 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшим условием полноценного развития речи является сформированный грамматический строй. По мнению А.А.Леонтьева, С.Н.Цейтлин и других ученых, построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи. С точки зрения русского языка, одной и составляющих грамматического строя является словообразование. С другой стороны, словообразование является неограниченным источникам самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса; особым направлением развития словаря, одним из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами, критерием развития языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Теоретическим фундаментом в области изучения словообразования являются работы А.Н.Гвоздева, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковского, А.М. Шахнаровича, Д.Б.Эльконина, Н.М. Юрьевой и др.). В работах этих ученых отмечается, что в процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим и грамматическим значением. На основании этого возникают языковые обобщения (морфологические и синтаксические). С.Н Цейтлин указывает на то, что только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Нарушение процесса усвоения этих закономерности языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения в речи. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его структурные элементы: приставки, корни, суффиксы, умеет ли видеть родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи удается это с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря и словоупотребления. Поэтому особое значение приобретает практическое умение различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль. Количество дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии, в частности, ОНР, неуклонно растет. Пристальный интерес к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи уделяли такие исследователи как Т.В.Волосовец, Н.С.Жукова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и другие. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков даже в старшем дошкольном возрасте (Т.В.Волосовец, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева, И.А. Смирнова, Р.Е.Левина, Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, Л.Г. Парамонова, С.Н.Шаховская и другие). Тем не менее, вопрос изучения особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы. Проблема исследования: оптимизация логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования: состояние словообразования у дошкольников. Предмет исследования: особенности словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Цель исследования: определение направлений логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: · Проанализировать научно-теоретическую литературу по исследуемой проблеме. · Разработать методику исследования особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. · Изучить особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении со сверстниками без речевых нарушений. В процессе исследования применялись следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева): 1. Теоретические: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. 2. Организационные - сравнительный. 3. Эмпирические: изучение и анализ специальных и литературных источников; анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации (речевые карты); констатирующий эксперимент. 4. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных данных, метод логического анализа. ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ. Date: 2016-01-20; view: 1133; Нарушение авторских прав |