Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Болезни растений. Классификация болезней. Патологический процесс в растении
Существует несколько типов классификации болезней растений: 1. по возбудителям (вирозы, бактериозы); 2. по культурам (болезни злаков, картофеля); 3. по месту проявления болезни – местные (локальные) и общие (диффузия); 4. по симптомам (проявление болезни)- пятнистости, гнили; 5. по возрасту или фазе развития растений (болезни семян, всходов, взрослых растений); 6. по органам растений (болезни листьев, плодов); 7. по продолжительности течения (острые и хронические болезни). Наиболее удобна классификация болезней растений по этимологическому принципу, то есть в зависимости от причин, вызывающих заболевание. По этой классификации все болезни растений разделяют на две группы: 1. неинфекционные (непаразитные); 2. инфекционные (паразитные). К неинфекционным относят дистрофические болезни, связанные с нарушением питания – азотное, фосфорное, калийное, борное, медное голодание и т.д. болезни, вызванные неблагоприятными температурами, водным и световым режимами; болезни, связанные с вредными примесями в воздухе, воде, почве; лучевые болезни и наследственные или хромосомные болезни. К инфекционным относят вирусные (вирозы), бактериальные (бактериозы), актиномицетные (актиномикозы), грибные (микозы), болезни, вызываемые водорослями (альгозы), цветковыми паразитами (антофитозы). Патогенность – способность возбудителя вызывать заболевание того или иного растения и наносить ему определенный вред. Чем более вредоносно заболевание, тем более патогенным считается его возбудитель. Вирулентность – способность патогенного организма (индивида, расы) заражать и вызывать заболевание определенного растения-хозяина (вида или сорта). Например, грибSynchytriumendochioticum– возбудитель рака картофеля – патогенный гриб. Но его патогенность проявляется только по отношению к картофелю, и, следовательно, он вирулентен только для этой культуры. Агрессивность – способность патогенна к размножению в тканях восприимчивого растения-хозяина. Высокоагрессивными (по сравнению с другими равновирулентными организмами) считаются те возбудители, которые отличаются высокой энергией размножения, способностью быстро распространяться на далекие расстояния, устойчивостью к экстремальным условиям и т.д. Меньшая продолжительность инкубационного периода показатель более высокой агрессивности. Развитие инфекционного заболевания происходит при непрерывном взаимодействии паразита, растения-хозяина и условий внешней среды. Патологический процесс при инфекционных болезнях растения состоит из нескольких взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга этапов. Основными из них являются: 1. заражение; 2. инкубационный период; 3. собственно болезнь, т.е. ее проявление и развитие. Заражение. Развитие инфекционного заболевания начинается с заражения, которое возможно только в том случае, когда патоген (возбудитель болезни) попадает на восприимчивое к нему растение и находит соответствующие условия окружающей среды для прорастания, внедрения и преодоления защитных свойств растения. Перенос заразного начала от больного растения к здоровому может осуществляться: 1. каплями дождя (гидрохлория) – так распространяются возбудители ложной мучнистой росы; 2. животными (зоохория) – распространение вирусной инфекции; 3. воздушными течениями (анемохория) – распространение ржавчины; 4. человеком (антропохория) и т.д. Проникновение возбудителей в растение возможно через естественные отверстия - устьица (фитофтороз картофеля и ложные мучнистые росы), канал завязи (пыльная головня пшеницы и ячменя, спорынья злаков), механические повреждения (вирусные и бактериальные болезни, черный рак семечковых). Однако ростовые гифы спор многих паразитов благодаря деятельности ферментов, разрушающих кутикулу, могут проникать и через неповрежденные наружные покровы растений (ржавчинные и головневые грибы, мучнисторосяные и некоторые несовершенные грибы). Инкубационный период. Начавшееся после заражения развитие болезни некоторое время протекает латентно, без внешних признаков. развития болезни от заражения растения до появления внешних симптомов заболевания называют скрытым или инкубационным периодом. Продолжительность инкубационного периода зависит от индивидуальных особенностей возбудителя болезни, степени восприимчивости растения (или органа растения) и условий окружающей среды, особенно температуры. Проявление болезни. Инкубационный период любого инфекционного заболевания завершается проявлением внешних симптомов. Характер этих симптомов зависит в первую очередь от возбудителя болезни – гнили, пятнистости, увядание, деформация, налеты и т.д. Проявление внешних признаков заболевания означает, что в результате взаимодействия растения - хозяина, патогена и внешней среды в растении наступили те патологические (физиологические, анатомо-морфологические и др.) изменения, которые характерны для данного вида болезни. Итогом этих патологических изменений является снижение продуктивности растения, связанное с отмиранием отдельных частей или всего растения. Выздоровление больного растения наблюдается очень редко, хотя в отдельных случаях и возможно. Восстановление и нормализация нарушенных заболеванием физиологических функций может происходить и естественным путем (под влиянием резкой смены погодных условий), но чаще при помощи человека. 4. Изучение грибов «in vitro». Составы питательных сред для грибов. «in vitro» означает «в пробирке». По составу питательные среды подразделяются на две группы: естественные (натуральные) и синтетические. Естественными обычно называют среды, которые состоят из продуктов животного или растительного происхождения, имеющих сложный неопределенный химический состав. На них хорошо развиваются многие микроорганизмы, так как в этих средах имеются, обычно, все компоненты, необходимые для роста и развития. Однако среды с неопределенным составом малопригодны для изучения физиологии обмена веществ микроорганизмов, поскольку они не позволяют учесть потребление ряда компонентов среды, а с другой стороны, выяснить, какие вещества образуются по ходу развития микроорганизмов. Для грибов, наиболее широко используют полноценные среды, приготовленные на основе солодового сусла. В состав сусла входят глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза, мальтотриоза, небольшое количество пентоз – арабиноза, ксилоза, рибоза. Эти вещества и являются основными источниками углерода и энергии для грибов. В сусле имеются также аминокислоты, витамины и минеральные вещества. Для культивирования грибов в питательных средах обычно устанавливают рН 5–6, поскольку грибы в большинстве своем являются ацидофильными микроорганизмами. Синтетические среды − это такие среды, в состав которых входят только определенные, химически чистые соединения, взятые в точно указанных концентрациях. Синтетические среды следует готовить на дистиллированной воде. Синтетические среды наиболее удобны для исследования обмена веществ микроорганизмов. Они обычно состоят из аминокислот, аммонийных, азотнокислых и др. солей, углеводов, ростовых факторов и стимуляторов роста. Date: 2016-01-20; view: 1102; Нарушение авторских прав |