Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Руководитель и лидер
Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя. Поскольку в любой организации складываются формальные и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и неформальном. Формальный лидер в литературе и реальной практике называется руководителем. Его роль заранее определена инструкциями и обязанностями, функциями и властными полномочиями. В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидеров. Он выделяется из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И если неформальный лидер пытается применить какие-нибудь санкции, то они также носят формальный характер, так как нигде не зафиксированы. И как бы ни стремился человек стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же часто назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический. Вместе с тем между этими феноменами много общего, а именно: • оба они являются средством координации, упорядочения от • оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; • обоим присуща известная субординация отношений. Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель — становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно повышает эффективность руководства в целом. Итак, лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. 3. Фрейд понимал ли- дерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. В психологии выделяются следующие типы лидерства: 1. «Соверен», или «патриархарный повелитель». Лидер в обра 2. «Вожак». В нем люди видят отражение своих желаний, со 3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает ок 4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила 5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на 6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип проявляет 7. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает ок 8. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности 9. «Козел отпущения». Берет на себя ответственность за раз Два последних типа лидеров по существу антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются в группе негативные эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящий от соотношения личностных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Существует различие между «формальным'» лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации, и «естественным» лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Поэтому роль лидера заключается в том, чтобы отражать взгляды и мнения людей (группы) в согласованных программах действий. Лидерство понимается как способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направлять усилия на достижение целей организации. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения,.чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово и т.д. Определенная личность становится лидером вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает опреде 2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со сторо 3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных способностей, характера, воли и т.д. Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, небольшой физической силы. Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными (словесными) и оценочными способностями личности. Наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества, присущие лидеру, могут быть следующие: а) интеллигентность в вербальном и символическом плане; б) инициативность; в) • уверенность в себе — благоприятная самооценка; г) привязанность к сотрудникам; д) решительность: мужественность (у мужчин) и женствен е) зрелость; ж) мотивационные способности; з) одаренность, стремление к знаниям; и) умение мобилизовать и сплотить людей вокруг себя для достижения поставленной цели; к) умение формулировать четко цели и задачи и т.д. Можно выделить следующие виды руководителей, опираясь на ряд предыдущих категорий: 1. обаятельный-авторитетный. Обаятельный руководитель 2. лидер «с воображением», «душевный» — лидер-контролер, Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации, предвидеть их реакцию на свою деятельность. Любому руководителю как лидеру, необходимо знать и уметь осуществлять следующее: 1. Формировать систему под конкретную цель, имеющуюся у 2. Важным элементом системы является аппарат управления и 3. Каждый из элементов системы (отделов организации) пред 4. Все люди разные, ни один человек не лучше другого, вопрос 5. Для человека легче подобрать соответствующее место в сис 6. Когда соответствующее место в системе для человека най 7. Для каждого человека необходимо найти индивидуальный 8. Прежде чем браться за реализацию индивидуального подхо 9. Гибкость, мобильность, способность критически относиться На практике существует два вида управления: 1) управление по отклонениям; 2) рефлексное управление. Первое управление традиционное. Узнав, что где-то произошел сбой, отклонение в технологическом процессе или в функционировании какого-то производственного отдела, или в деятельности и поведении сотрудника, руководитель принимает все необходимые меры, чтобы ликвидировать эти отклонения. Рефлексивное управление, требующее высокий квалификации руководителя, реализуется тогда, когда руководитель способен заранее предугадать возможные трудности, разработать и осуществить заблаговременно все необходимые мероприятия, чтобы предотвратить сбой в работе системы. Например, в автохозяйстве процветало пьянство, низкая трудовая дисциплина. Попытка закрутить покрепче гайки с дисциплиной вызвала только протест профсоюзной организации и молчаливый протест коллектива. Разумный руководитель нашел другой выход. Он попросил плотника соорудить стенд, а расчетному бухгалтеру напротив каждой фамилии выставлять ежедневную норму выработки и заработок. Сразу же стало ясно, кто и как работает, выявились и «денежные» работы, заниженные нормы выработки и завышенная заработная плата для отдельных работников. На собрании стали выступать за справедливое упорядочение работ и постановку их оплаты в зависимости от количества и качества труда, уровня трудовой дисциплины. Так была решена сложная проблема без существенного трудового конфликта. Руководство людьми — это большое искусство. Различия в навыках эффективного руководства различными менеджерами можно представить следующим образом:
следует устаревшему стилю руководства; не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей роли; вызывает отрицательное отношение окружающих; не стремится к ясности; оставляет работу подчиненных на самотек; терпит посредственность недостаточно системно подходит к анализу работы; мало делегирует полномочий; обладает излишне негативным стилем; пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных; часто не справляется с трудными людьми; не защищает собственную приспосабливает стиль руководства к переменам в обществе; понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; вызывает добрые отношения с окружающими; отдает четкие указания; регулярно анализирует работу подчиненных; поощряет наилучшие примеры; системно подходит к анализу работы; квалифицированно передает полномочия; избегает слишком частого применения негативного подкрепления; создает позитивную обратную связь; устанавливает приемлемые отношения с приемлемыми людьми; защищает свою группу, если
4. Лидер как «плановик» — планирует, решает, как группе дос 5. Лидер как политик— защищает интересы, права группы. 6. Лидер как контролер взаимоотношений в группе. 7. Лидер как распределитель благ и привилегий, наград и нака 8. Лидер-умелец (оказывает воздействие на других людей 9. Лидер-генератор эмоционального настроя (эмоционального //. Дополнительные функции: 1. Как пример для подражания; 2. Как символ группы. 3. Как искупительная жертва (может стать объектом агрессии В осуществлении своей руководящей деятельности руководитель учитывает одновременно три группы потребностей: а) индивидуальные потребности; б) потребности задачи — завершить работу; в) потребности группы. Оптимальным считается интегрированный тип лидера, в котором сочетаются особенности трех и более охарактеризованных здесь типов. В руководстве выделяют и определенные стили руководства. Как уже говорилось, существуют авторитарный, либеральный и демократические стили руководства. Часто задается вопрос «А какой же наиболее разумный стиль руководства?» и отвечают — демократический. На самом деле наиболее подходящий стиль руководства — это разумное сочетание демократии с авторитаризмом. Оно зависит от качеств руководителя (образования, квалификации, личностных качеств и т.д.) и от существующих обстоятельств. Безусловно, руководитель должен быть мыслящим человеком. Процесс активного мышления включает в себя умение внимательно слушать и способность четко и ясно излагать свои мысли. Он позволяет руководителю изыскивать оптимальные пути для достижения максимальных результатов и больших выгод при меньших затратах и усилиях. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить: • проблемно и перспективно, заранее определяя возможные • системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы; • практически и обоснованно, отличая действительные факто • неконсервативно, нешаблонно, сочетая преимущества нако • оперативно, т.е. быстро реагируя на изменения производст • последовательно и целеустремленно, добиваясь поставлен • самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои Мыслительный процесс приводит идеи в действие, а в итоге — в хорошее управление. Процесс активного мышления — это привычка. Для выработки такой привычки, как и всякой другой, нужны постоянное внимание и практика. Как развивать процесс активного мышления? Наука рекомендует пользоваться следующими приемами: а) список контрольных вопросов; б) техника «расчленения»; в) анализ затрат и результатов; г) механизм ассоциации; д) выяснение мнения других; е) метод использования неожиданных мыслей; ж) технический прием Гордона. Список контрольных вопросов. С зарождением науки об управлении появляется и список контрольных вопросов, как инструмент, применяемый в области управления. Его можно применять как средство для стимулирования новых идей. Можно предложить следующий простейший список вопросов: Для чего еще может быть использовано некое изделие, предмет точно в том виде, в каком оно находится сейчас? А если его изменить (сделать больше, меньше, слабее, сильнее, легче и т.д.)? В сочетании с чем-нибудь другим? С чем связаны возможности иного применения? На каком принципе это построено? Чем бы я мог все это заменить, если бы у меня этого не было и т.д.? Эти несколько вопросов способны послужить отправной точкой для разговора об идеях, которые могут вообще не прийти в голову, если постоянно скользить по поверхности и не проникать в суть явления. Техника «расчленения». Этот способ применяется главным образом для лучшего восприятия объекта. Суть его состоит в разложении изучаемого объекта на составные части и анализе основных качеств, особенностей или свойств каждой части в отдельности. При этом у каждой части изучается форма, размеры, химический состав, прочность, внешний вид и т.д. с точки зрения возможной замены, отсечения или добавления. Рассматриваемый технический прием включает в себя четыре простых и последовательных шага: 1. Выберите какой-то реальный объект подлежащий улучше 2. Запишите все основные составные части. 3. Точно опишите характерные признаки каждой части в отдель 4. Оцените роль и значение каждого признака для функции Исследователь сам спрашивает себя о каждом признаке: должен ли он оставаться неизменным с точки зрения отправления этих функций? Что можно было бы сделать для улучшения его функций? Анализ затрат и результатов. Для применения этого технического приема необходимы следующие три условия: 1. Четкое определение результатов, о которых идет речь. 2 Определение имеющихся в распоряжении факторов. 3. Составление списка операциональных ограничений по данному проекту (оборудование, время, наличие операциональных необходимых материалов и т.д.). Если перечисленные условия выполнены, то тогда техника анализа включает в себя следующие пять ступеней: 1. Отчетливо представьте себе все возможные связи между за 2. Установите должную систему проверки правильности воз 3. Разработайте методологию достижения практических реше 4. Выберите оптимальную систему на деле. 5. Докажите ее применяемость к данной проблеме. Механизм ассоциации. Каждый образ, который мы воспринимаем от внешнего мира, в нашем сознании с чем-то всегда ассоциируется. Человек вспоминает сразу же, что где-то он уже это видел, слышал и т.д. Когда у управленца возникает сложная проблема с подчиненными, спросите себя сами: Что в поведении этого человека есть такого, с чем я уже встречался и имел дело раньше? В девяти случаях из десяти вы невольно вспомните как свои неправильные, так и правильные действия в аналогичных ситуациях в прошлом. И у вас появится здоровая основа решения, вопроса о том, как поступить в данном случае. Выяснение мнения других. Часто изложение другим трудной проблемы помогает вам сосредоточиться на ней и найти правиль- ное решение. Я не афиширую свои заботы, и просто прошу людей, у которых, на мой взгляд, подобные же проблемы, рассказать мне о своих заботах. И я еще ни разу не встретил человека, который бы с радостью не поделился ими со мной. Метод использования неожиданных мыслей. Руководитель группы излагает какую-нибудь проблему и просит каждого члена группы с ходу высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предложений. Руководитель записывает все высказывания по мере их поступления, не допуская никакого обсуждения их достоинств и недостатков до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Группа уверена, что любая мысль, какой бы далекой и глупой она не казалась, после анализа может внести определенный вклад в уточнение позиции, что, в свою очередь, приблизит практическое решение упомянутой проблемы. Технический прием Гордона. Он требует участия нескольких человек. Руководитель предлагает группе для обсуждения вопрос, касающийся проблемы, ждущей своего решения, но не раскрывает содержание самой проблемы. Группа свободно обсуждает поставленный вопрос. Руководитель вмешивается в обсуждение группы только в том случае, если оно выходит за пределы обсуждения данной проблемы. Например, если проблемой является конструирование нового рабочего стола, то вопросом, вынесенным на обсуждение группы, может быть просто «рабочее место». На группу не давит мысль о том, каким должен быть рабочий стол, и она работает над идеей создания оптимального рабочего места вообще. Когда же проблема раскрывается, тогда группа начинает переносить все выявленные принципы на решение конкретной задачи. Этот метод похож на метод «мозговой атаки». В зарубежной науке управления перечисляются качества, которые должны быть присущи руководителю, лидеру: 1. Искусство быть равным, то есть устанавливать и поддержи 2. Способность руководить подчиненными, справляться со ,221 3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в 4. Искусство обрабатывать информацию — добиваться полу 5. Искусство принимать нестандартные решения, а также смело 6. Искусство распределять ресурсы в организации — способ 7. Дар предпринимателя -— способность идти на оправданный 8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию 9. Умение ясно, точно, коротко выражать свои мысли. 1. Будьте предельно честными, вербуя себе соратников, попол 2. Оградите себя от сумасшедших и помешанных. 3. Обеспечьте себе поддержку среди людей, думающих так же, 4. План любых изменений в организации создавайте на солид 5. Никогда не находитесь в плену у собственной риторики.
6. Не разрешайте тем, кто противостоит переменам, присваи 7. Знайте свою территорию, поле борьбы, местность, где пред 8. Надо знать, понимать и ценить факторы организационной 9. Избегайте шока будущего. Когда руководитель очень сильно 10. Помните, что изменения наиболее успешны тогда, когда те,
Date: 2015-12-13; view: 384; Нарушение авторских прав |