Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношение в социальных системах по поводу реализации властных полномочий. Общение руководителей с подчиненными
Чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства, а также выявить особенности отношений между ними, необходимо обратиться к понятию типа организации. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми заученными фразами. Организацию необходимо представлять как сложную социальную систему, со сложными социальными отношениями, имеющую как формальную, так и неформальную структуру. Поэтому необходим многомерный подход к ее изучению. Все отношения в организациях основаны на определенных связях руководителя и подчиненных. Любая формальная организация — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. При этом в организации она может играть дисфункциональную роль, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр. Количественно неформальные организации совпадают с формальными группами (бригада, смена и т.д.) или отличаются от них, включают членов нескольких подразделений организации либо, напротив, разбивать их на неформальные группы и даже функционируют за пределами организации вообще. В неформальных организациях со временем формируются собственные нормы поведения, механизмы внутригруппового контроля. Происходит распределение их членов по шкале престижа, часто не совпадающее с должностной (ранговой) структурой. Возникают отношения лидерства. В результате группа распадается на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно подобное раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому очень важно вовремя находить способы совмещения формальной и неформальной (социально-психологической) организации (через выборность руководителей, кадровую политику, подбор персонала и т.д.). В любом случае формальные и неформальные организации должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. При этом важным аспектом их взаимодействия являются социальные отношения, одной из форм которых выступают властные отношения. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных организациях этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных организациях он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной организации характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие руководителя. Взаимодействие формальных и неформальных типов организации — одна из важнейших проблем и трудностей управления. Наличие двух типов организации является причиной двух разных способов управления. Они могут вступать в сложные отношения — или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управлению ею — это социальная характеристика отношений в организации, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Руководитель наделен системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управ- ления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием — способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает либо наряду с авторитетом, либо помимо него властью, статусом. Это — уже не способность влиять, а обязанность оказывать влияние. Таким образом, лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия — соответственно влияние и власть (власть авторитета и авторитет власти). Различия между ними очень существенны, а наибольшее значение для психологической характеристики управленческой деятельности имеет раскрытие особенностей властных отношений руководителя и подчиненных. В самом общем виде властные отношения — это некая результирующая сила действий и противодействий, обеспечивающая ту или иную степень влияния на других людей. Властные отношения, следовательно, имеют неуравновешенный характер. Реальной властью обладает тот, кто по сравнению с другими располагает большими ресурсами. Кроме того, основой влияния могут быть и профессиональные знания. Разные руководители по-своему используют описанные выше формы власти. По настоящему эффективный руководитель старается использовать власть таким образом, чтобы не нарушать правил профессионального общения со своими работниками. Схема общения руководителями с подчиненными выглядит следующим образом. 1. Уметь предвидеть реакцию подчиненных. При изменении управленческих ситуаций руководители должны четко представлять себе возможные действия своих сотрудников. Для этого необходимо знание закономерностей человеческого поведения, как индивидуального, так и внутри рабочих групп. Большое внимание при этом следует уделять потребностям и интересам людей, учитывая характер индивидуальных ценностей, идеалов и других мотивационных образований. 2. Обеспечивать надежную информацию. Руководитель всегда должен располагать надежной и компетентной информацией. Практика же показывает, что это достигается не всегда и это связано с тем, что люди часто думают не то, что говорят. Это вносит существенные искажения в сведения о проблемах, целях, задачах, с которыми приходится сталкиваться. Люди часто говорят не то, что они видят в данный момент, а вносят свои оценки и интерпретации, даже когда их не просят это делать. Поэтому бывает трудно выделить истинные факты. 3. Управлять эмоциями. Эмоции самого руководителя в ряде случаев усложняют контакты между людьми. Руководитель должен контролировать свои эмоции, уметь ими управлять, обеспечивая объективность видения ситуации. При оценке своих подчиненных он должен избегать эмоционально окрашенных выражений и обобщений. 4. Предъявлять исполнителям четкие требования. Этот пункт предполагает ясность формулировок со стороны руководителя. Он должен быть уверен, что подчиненные правильно поняли ситуацию. Руководитель должен и может давать четкие и понятные работникам задания. 5. Заботиться об «обратной связи». Налаживание обратной связи с подчиненными — одна из существенных трудностей в процессе управления. Причем обратная связь может быть как положительной, так и отрицательной. Бывает, что подчиненный, выполнив задание, не знает, что сделал работу вопреки предъявляемым требованиям. Несвоевременная информация об оценке исполнения может стать причиной несовпадений требований и результатов работы. Правильная обратная связь является необходимой для выполнения обязанностей исполнителей. 6. Побуждать интерес к работе. Слово «интерес» употребляется в психологии в двух разных значениях: а) как форма удовлетворения потребностей человека; б) как положительное эмоциональное отношение к предмету или процессу деятельности. Для побуждения интереса к работе имеется в виду второе значение. Реализация практики и тактики эффективного профессионального управления руководителя над подчиненным осуществляется с помощью различных мотивационных приемов. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. Однако необходимо не забывать, что наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убежденности, авторитета. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок. Убежденность работников в необходимости подчиняться руководителю ради определенных целей — важный источник силы власти. Среди них можно выделить следующие мотивацданные приемы: /. Поддержание чувства собственного достоинства у подчиненных. Знающие психологию человеческого поведения руководители понимают, что поддержание чувства собственного достоинства у работников способствует повышению эффективности их труда. Для этого необходимо уметь правильно общаться с подчиненными. Мотивационные воздействия со стороны руководителя могут положительно воздействовать на самого работника. Причем руководитель обязан выражать уверенность в способности подчиненного («ты все можешь», «у тебя все получится» и т.д.), что является дополнительным мотивационным действием. Потеря чувства собственного достоинства у исполнителей приводит к отрицательным результатам в работе. 2. Применение положительной стимуляции. Руководители обычно интуитивно или сознательно используют метод положительной стимуляции поведения исполнителей. Использование этого приема позволяет правильно прогнозировать возможности в работе исполнителя. Выработка у человека ожидания положительной реакции на желательные действия и негативной реакции на отрицательные действия может быть эффективным средством в управлении поведением подчиненных. 3. Активное слушание. Внимательное слушание подчиненного имеет сильное стимулирующее значение. Руководитель, хочет он того или нет, сообщает о своем отношении к сотруднику, используя при этом также и невербальные (словесные) средства общения — мимику, жесты и т.д. При неумении руководителя слушать подчиненного создается отрицательное отношение исполнителей к своему начальнику. 4. Сосредоточение внимания на задаче. Неумелые руководители в ряде случаев акцентируют свое внимание на личности подчиненного. В связи с неадекватным восприятием ситуации руководитель дает задания, часто не соответствующие возможностям исполнителя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что такое иерархия? 2. Что входит в понятие власть? 3. Какие факторы влияют на силу власти? 4. Какие существуют типы власти? 5. Какой тип власти наиболее эффективен в нынешних рыноч 6. Что понимается под стилем руководства? 7. Какой наиболее эффективный стиль управления? 8. Как строятся властные отношения в формальных и нефор 9. Какова схема общения руководителя и подчиненных? 10. В чем суть баланса власти руководителя и подчиненного? !
Date: 2015-12-13; view: 502; Нарушение авторских прав |