Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа





1. В сфере отношения к людям:

а) учителю необходимо очень осторожно вступать в диалог с родителями детей доминирующего социаль­но-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно пере­ходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непони­мание, амбициозность и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы в особенности в средних классах из-за постоянного стрем­ления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями;

б) можно создавать ситуации принудительного длите­льного общения с разными людьми, которые не разделя­ют интересов детей доминирующего типа. При этом учи­телю следует регулировать условия возникающей конф­ликтной ситуации, не доводя до физической расправы или оскорблений личного достоинства;

в) в отдельных случаях учителю целесообразно приме­нять метод игнорирования, т. е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокой­но и ровно не зависимо от того, насколько учащийся же­лает выделиться из числа сверстников [48. С. 62];

г) полезными могут быть ситуации, когда учитель ста­вит доминирующий тип личности в условия жесткой кон­куренции со стороны таких же сильных и энергичных уча­щихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, что здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в аг­рессивное состояние по отношению к победителю.

2. В сфере отношения к деятельности:

а) учитель должен помнить, что, если ученик домини­рующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать вне ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, мо­жет толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников ставить все-таки в позицию официаль­ных лидеров, но постоянно обращать внимание на нрав­ственную сторону их деятельности;

б) значительный эффект можно достичь от постанов­ки этих учащихся в ситуацию, когда ему приходится за­ниматься «пустяком», общественно не значимой деятель­ностью, рутинной работой или не интересующим его предметом, т. е. такой деятельностью, за которую он не получает ожидаемой оценки со стороны класса или груп­пы и самого учителя или воспитателя;

в) немаловажную роль может сыграть в изменении от­ношения этих учащихся к деятельности ситуации, кото­рые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мело­чах, связанных с решением либо житейских проблем, либо школьных.

3. В сфере отношения к своим возможностям:

а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои возможности, то следует давать только те поруче­ния, которые они реально могут выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т. к. это вызовет не просто неудовлетворенность задани­ем, но в последующем отказ выполнять какие-либо дела, даже если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самое страшное — это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка;

б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа, учителю тем не менее в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчи­вый социально-психологический контроль, доброжелате­льное доверие. В то же время ему следует постоянно сове­товать учащемуся, чтобы он видел в одноклассниках и окружающих людях не только массу, которую необходи­мо использовать как средство достижения целей, а преж­де всего индивидуумов, имеющих свои притязания на ре­шение собственных проблем. Для этого целесообразно использовать рекомендуемые А. С. Прутченковым и А. А. Сияловым [92] психотехнические упражнения «День без замечании», «Приятный разговор», «Я рад тебя видеть», «Добрая улыбка».

4. В сфере отношений в коллективе:

а) зная, что эти дети любят командовать и распоряжа­ться другими людьми, что вызывает сопротивление по­следних и массу конфликтных ситуаций, учитель может порекомендовать такому учащемуся психотехническое упражнение «Исполнитель желаний», что будет способст­вовать коренному изменению взглядов учащихся на кол­лектив;

б) учителю важно создавать ситуации, ограничиваю­щие возможность для учащегося проявлять свой автори­тет, свою власть над сверстниками, а также и над родите­лями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль офи­циального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений.


5. В сфере отношения к себе:

а) педагогу или воспитателю необходимо научить своего подопечного относиться ко всему, что с ним про­исходит, вдумчиво, с анализом, т. е. прежде, чем реагиро­вать на слова и поступки близких, одноклассников, спро­сить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый че­ловек?» Нужно научить принимать решения и действо­вать лишь после нескольких минут такого спокойного со­зерцательного размышления;

б) в отдельных случаях педагог может создавать ситуа­ции, в которых так или иначе ущемляются права и инте­ресы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или породить конфликтные взаимоотноше­ния, тем не менее при тактичном сознательном управле­нии этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных действий по отношению к другим.

6. В сфере отношения к критике:

а) следует также помнить, что учитель не должен вступать в конфликтные отношения с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, желая показать свое превосходство. Необходимо ограни­чиваться замечаниями, переводя конфликт на юмори­стическую основу, где не должно быть высмеивания или унижения ученика. В противном случае учитель может быть поставлен в унизительное положение, из которого ему будет трудно выйти, не привлекая родителей или ди­ректора;

б) учителю нельзя устраивать публичные расправы над учащимися доминирующего социально-педагогиче­ского типа личности ни на педсовете, ни на собрании, ни просто в классе. В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою независимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все новых и новых людей (родителей, администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздейст­вий может быть злоба, обида и по возможности вымеще­ние ее на виновных в сложившейся ситуации. Более эф­фективное воздействие имеет беседа один на один или в присутствии родителей;

в) в отдельных случаях можно ставить этих учащихся в ситуацию, когда его дела будут подвергаться критике. При этом критика должна носить конструктивный харак­тер, а самое главное, в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося.

7. В сфере отношения к волевым проявлениям:

а) учителю важно время от времени создавать ситуа­ции, в которых доминирующий социально-психологиче­ский тип вынужден был бы подчиняться воле других лю­дей, особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управ­ление действиями обоих учащихся;

б) достаточно эффективной мерой в упреждении во­левых проявлений ученика может служить ситуация вынужденного одиночества, т. е. направленной изоляции его от свободного и разнообразного общения;

в) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, в которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей.







Date: 2015-12-13; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию