Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности





Психолого-педагогическая диагностика строится на поэтапности операций, как и в медицине, и, в отличие от психологии, на признаках, которые строго относятся к результатам, связанным с педагогическим воздействием воспитателя, и представляют нравственную картину про­явлений личности.

Так как объектом изучения диагностики является характерологические свойства личности, то можно предположить, что она имеет свою структуру, которая представлена в виде социально-педагогических типов личности.

На первом этапе психолого-педагогической диагнос­тики личности школьника используется метод опроса, который может быть в форме стандартизированного ин­тервьюирования или анкеты, направленной на изучение системы воспитания ребенка с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействияна ребенка в дошкольный период воспитания.

На данном этапе необходимо выявить жалобы родите­лей в системе взаимоотношений с ребенком, определить, какие качества пытались сформировать родители и кто этим занимался конкретно; что удалось воспитать у ребенка положительное, а что, наоборот, получило отрицательное развитие. Необходимо выяснить, какой стиль воспитания превалировал у родителей и кто в большей мере занимается воспитанием ребенка. А самое главное — выяснить у роди­телей, каким способом они продолжают воспитывать свое­го ребенка, удовлетворены ли результатами, что предпола­гают еще использовать в своем арсенале педагогического воздействия, как оценивают они успехи ребенка в учебной, игровой деятельности, в общении, чем объясняют причины успешной или безрезультативной деятельности школьника (см. карту беседы).

КАРТА БЕСЕДЫ

1. Ф.И.О. родителей (учителя, воспитателя).

2. Сколько лет ребенку?

3. Кто больше всех занимался воспитанием ребенка от (0—7 лет)?

4. Трудности, наблюдаемые в процессе воспитания ребенка, и проявления их в поведении.

5. Условия, в которых протекал процесс воспитания ребенка.

6. Наиболее распространенныеспособы, применяе­мые в процессе воспитания ребенка.

7. Какие качества Вы пыталисьвоспитать в своем ре­бенке?

8. Что удалось сформировать положительного или от­рицательного в личностных качествах ребенка?

9. Меры, применяемые к устранению сформировав­шихся отрицательных качеств личности.

10. Что не удовлетворяет Вас в вашей системе преды­дущего воспитания?

11. Как Вы расцениваете успехи вашего ребенка в до­школьном возрасте в различных видах деятельности (иг­рах, общении, познании)?

12. Как Вы считаете, в чем успешность и безуспеш­ность вашего ребенка в системе отношений (в семье, дошкольном учреждении, со взрослыми, товарищами, чу­жими людьми и т.д.)?

13. Какие виды заболеваний перенес ребенок? Второй этап психолого-педагогической диагностики предполагает углубление знаний учителя об учащемся ме­тодом наблюдения. В педагогической практике широко применяется этот метод, основанный на фиксировании личностных качеств, проявляемых в деятельности (см. карту наблюдений).

Третий этап изучения личности ребенка предусмат­ривает получение тестовой информации, где указыва­ются отклонения от нормативного поведения. Этот этап психолого-педагогической диагностики предпола­гает использование тестов, экспертных оценок, само­оценок, позволяющих определить природу характеро­логических свойств личности, образующихся в силу применения различных моделей педагогического воз­действия, которые в свою очередь оказывают влияние на психологическое состояние характера, нравствен­ную позицию ребенка и его социальную направлен­ность.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Виды отношений   Наблюдаемые проявления лич­ностных качеств   Наиболее часто прояв­ляемые качества  
1 Отношение к при­роде и животным          
2 Отношения с кол­лективом          
3 Отношение к тру­довой деятельности          
4 Отношения в игро­вой деятельности          
5 Отношение к учеб­ной деятельности          
6 Отношения с роди­телями          
7 Отношение к само­му себе          
8 Отношения с друзь­ями          
9 Отношение к чу­жим          

 

 

На этом этапе исследования личности школьника диа­гностика устанавливает типы характерологических свойств личности и виды социальной направленности, которые по­казывают на поведенческом уровне отклонение школьника от нормы (см. тест по определению социальной направлен­ности и тест по определению социально-психологического типа личности и способы их обработки).


ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фамилия__________класс____школа ____

1. Какова успеваемость ученика? Учится на:

а) 5 и 4;

6) 4;

в) 4 и 3;

г) 3;

д) 3 и 2.

2. Выполняет ли ученик общественные поручения?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) нет.

3. Выполняет ли ученик трудовые обязанности в клас­се, школе?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

4. Готовит ли ученик уроки?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

в) нет.

5. Как выполняет ученик общественные поручения?

а) без напоминания,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается от поручений.

6. Как выполняет ученик трудовые обязанности?

а) без напоминания, с желанием,

б) по просьбе, с желанием,

в) без особого желания,

г) по принуждению,

д) отказывается выполнять.

7. Как воспринимает ученик требования учителя?

а) выполняет все требования,

б) принимает к сведению и стремится выполнить,

в) принимает к сведению, но не всегда согласен,

г) раздражается,

д) безразличен.

8. Считается ли ученик с мнением других учеников?

а) всегда,

б) часто,

в) когда как,

г) иногда,

д) не считается.

9. Любит ли ученик радовать учителя своими полез­ными делами?

а) да,

б) часто,

в) сомневаюсь,

г) не знаю,

д) нет.

10. Оказывает ли ученик помощь своим товарищам?

а) с удовольствием,

б) по просьбе,

в) без особого желания,

г) не обращаются за помощью,

д) нет.

11. Как часто ученик оказывает помощь своим това­рищам?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

12. Помогает ли ученик другим ученикам в выполне­нии полезных дел?

а) постоянно,

б)часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

13. Как часто ученик помогает в выполнении полез­ных дел?

а) постоянно,

б) часто,

в) время от времени,

г) иногда,

д) не помогает.

14. Как поступит ученик: выполнит общественное по­ручение или обещанное товарищу дело?

а) выполнит общественное поручение,

б) скорее выполнит общественное поручение,

в) скорее выполнит обещанное товарищу дело,

г) выполнит обещанное товарищу дело,

д) не знаю.

15. Как поступит ученик: выполнит полезные дела класса, школы или посетит спортивную секцию?

а) выполнит полезные дела,

б) скорее выполнит полезные дела,

в) скорее посетит спортивную секцию,

г) посетит спортивную секцию,

д)не знаю.

16. Любит ли ученик пользоваться чужими вещами?

а) нет,

б) скорее нет,

в)скорее да,

г) да,

д)не знаю.

17. Если вы поручите какую-либо работу, то ученик выполнит ее сам или передаст своему

однокласснику?

а) выполнит сам,

б) скорее выполнит сам,

в) скорее перепоручит,

г) перепоручит,

д) не знаю.

18. Любит ли ваш ученик драться?

а) нет,

б) скорее нет,


в) скорее да,

г) да.

19. Любит ли ваш ученик пошалить?

а) нет,

б) скорее нет,

в) скорее да,

г) да.

20. Как предпочитает показать свое превосходство над другими ваш ученик?

а) добротой и вниманием,

б) умом,

в) хитростью,

г) силой,

д) не знаю.

   

Инструкция по обработке результатов опроса. Выбранный ответ на каждый вопрос следует обвести кружком. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос. По выбранным ответам баллы суммируются. Все 20 вопросов имеют по пять вариантов ответа: а, б, в, г, д. Ответы по их значимо­сти оцениваются условными баллами по следующей схе­ме: «а» — 5 баллов, «б» — 4 балла, «в» — 3 балла, «г» — 2 балла,«д» — 1 балл.

 

Если сумма баллов получается:

от 100 до 80 — ребенок обладает созидательной социа­льной направленностью;

от 79 до 60 — коммуникативной социальной направленностью;

от 59 и ниже — эгоистической социальной направлен­ностью.

 

 

ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личностных ка­честв необходимо выбрать одно.

2. Если не удается соблюсти первое условие, то в слу­чае 50% проявления обоих качеств следует отметить от­рицательное.

3. Если положительное качество проявляется в боль­шей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

4. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.

    По отношению к людям  
  Чуткий, внимательный     Равнодушный, холодный  
  Правдивый, честный     Нечестный, лживый  
  Искренний, откровенный     Замкнутый  
  Вежливый     Грубый  
  Уравновешенный, спокой­ный     Вспыльчивый, резкий  
  Властолюбивый, любит командовать, распоряжа­ться     Не властолюбивый  
  Стыдливый, скромный, стеснительный     Горделивый  
  Непримиримый к недо­статкам и безнравствен­ным поступкам     Безразличный  
  Простодушный, простой     Хитрый, изворотливый  
  Неуверенный, нерешите­льный     Самоуверенный, хваст­ливый  
  Униженный, подавлен­ный, чванливый     Спесивый, высокомер­ный  
  Желает понравиться кол­лективу, педагогу     Равнодушен к мнению коллектива, педагога  
  Самостоятельный (дости­гает все своими силами)     Беспомощный  
  Доверчивый     Подозрительный  
  Человеколюбивый     Самолюбивый, эгоистич­ный  

 


  Терпеливый     Нетерпеливый  
  Без подхалимажа     Подхалим  
    По отношению к различным видам деятельности  
  Добросовестный     Недобросовестный  
  Исполнительный     Неисполнительный  
  Активный     Пассивный  
  Больше любит физический труд     Больше любит умствен­ный ТРУД  
  Соблюдает правила игры     Нарушает правила спор­тивной этики  
  Ответственный     Безответственный  
    Оценка своих возможностей  
  Заниженная     Завышенная, преувели­ченная  
    По отношению к коллективу  
  В деятельности руководст­вуется личной выгодой     Во всех действиях руко­водствуется интересами коллектива  
  Нет чувства превосходства над другими     Желает быть выше дру­гих, превосходить их  
  Оказывает помощь товари­щам     Злорадствует по поводу чужой неудачи  
  Скупой, жадный     Бескорыстный  
  Любим учителями, воспи­тателями     Не любим  
  Защищает своих товари­щей     Ябедничает, сплетничает  
  Любим товарищами     Не любим товарищами  
    По отношению к себе  
  Требовательный к себе     Требовательный к дру­гим  
  Самокритичен     Не самокритичен  
  Верен слову     Не верен слову  
  Уверенный в себе     Не уверен в себе  
71 ^   Не обращает внимания на свою одежду     Обращает внимания на одежду  
    Отношение к критике, замечаниям  
  Положительное     Отрицательное  
    Волевые проявления  
  Организованный     Не организованный  
  Дисциплинированный     Не дисциплинирован­ный  
  Настойчив в достижении цели     Не настойчивый  
  Инициативен     Безынициативен  

 

Код

Нормальный (16) 1, 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 25, 29, 33, 39, 49, 63, 67, 69

Конформный (16) 2,4,7, 8,16,18, 24, 34, 36, 50, 55,57,60,62,64,66

Доминирующий (16) 10,11, 14, 20, 22, 23, 30, 39, 44, 48,52,54,68,72,74,79

Сензитивный (16) 5,15,25,27,39, 42,43,51,53,56,59,61,65,71,73,81

Инфантильный (10) 2, 13, 16, 26, 38, 40, 46, 70, 76, 80

Тревожный (10) 10,19,28,32,47,58,64,66,74,78

Интровертивный (16) 1,6,13,21,31,35,37,41,45,47,65,73,75,77,79,82







Date: 2015-12-13; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию