Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативных высказываний





Термин норма (от лат. nosco — познаю, изучаю, испытываю, принимаю) первоначально не имел отно­шения к праву и употреблялся в трудах знаменито­го архитектора Витрувия (I в. н. э.) в значении «на­угольник», т. е. специальное приспособление, с по­мощью которого древние римляне тщательно выверяли точность углов зданий, сооружений2. Со словом норма была прочно связана идея эталона, об­разца, строгого математического порядка. Со време­нем этот термин перешел в юридический обиход и

1 См.: Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 115, 116.

2 См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 1976.
С 675.



Язык и пра


Глава 3. Словесные технологии в правотворчестве



 



 


постепенно утвердился в том значении, которое хо рошо известно сегодня: «правило, руководящее нача ло, необходимое для справедливого разрешения кон кретных юридических дел».

В общей теории права нормы определяются как ус-; тановленные и обеспеченные государством правила поч ведения людей по отношению друг к другу, указатель,] какие поступки они должны или могут совершать, а какие — нет, а также иные юридические правила, оп­ределяющие организационные основы и принципы ре­гулирования человеческого поведения1.

На практике под правовой нормой принято пони­мать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение2.

Раскрывая средствами языка государственную волю, законодатель тем самым выражает свое отноше­ние к общественной жизни. Как элементарная едини­ца правового общения, норма права представляет со­бой оценочное высказывание. В его содержании всегда есть два элемента: во-первых, устанавливается, какие именно действия и состояния людей имеют правовое значение, т. е. подлежат правовой квалификации и могут быть правомерными и неправомерными; во-вто­рых, показано, в чем именно состоит это правовое зна­чение.

Языковые особенности нормативных высказываний обусловлены объективными юридическими характери­стиками норм права. Известные способы изложения нормативных предписаний закреплены социальным

1 См.: Лейст О. Э., Пиголкин А. С. Понятие и черты норм пра­
ва // Общая теория права: Учебник для юридических вузов /
Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1996. С. 152.

2 См., например: Об утверждении Разъяснений о примене­
нии Правил подготовки нормативных правовых актов феде­
ральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации: Приказ Минюста России от 14 июля 1999 г.
№ 217 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федера­
ции. 1999. № 10; Об обращении в Конституционный Суд Россий­
ской Федерации: Постановление Государственной Думы Феде­
рального Собрания РФ от 18 октября 1996 г. // СЗ РФ. 1996.
№ 49. Ст. 5506.


опытом и образуют относительно самостоятельную об­ласть речевой практики, подчиненную соответству­ющему стандарту. Отметим его основные черты.

1. Утвердительные предложения с описанием долж­
ного порядка действительности.

Общеобязательные правовые предписания основаны на оценке сложившейся практики с позиции равен­ства, гуманизма, свободы и справедливости. Норматив­ные высказывания в любой сфере правового регулиро­вания оформляются в виде распространенных повество­вательных предложений, которые содержат явное или подразумеваемое «должно быть» и имеют типовой на­бор элементов, соответствующий логической структуре нормы: гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция — указа­ние на сами права и обязанности; санкция — указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

2. Система юридических терминов.

Язык правовых норм характеризуется развитой си­стемой юридических терминов, обозначающих какие-либо профессиональные понятия, необходимые для правильного и четкого выражения законодательной воли. В нормативных суждениях о возможном и долж­ном поведении субъектов используются термины из об­ласти юриспруденции, других гуманитарных наук, а также естествознания и техники — в зависимости от предмета регулирования каждая отрасль законодатель­ства располагает своим терминологическим словарем, более или менее специальным.

Язык правовых норм ориентирован на упорядочен­ное применение терминов, их определение и поясне­ние. При этом между отдельными терминами устанав­ливаются прямые либо опосредованные логические от­ношения и связи, обусловленные системностью действующего законодательства и единством его поня­тийной структуры. Юридические термины передают основной смысл нормативного высказывания.


3. Формальная определенность значения слов.

Не только термины, но и слова общего употребления в языке норм права приобретают устойчивый, четко



Язык и право


•рлава 3. Словесные технологии в правотворчестве



 


определенный и установленный для правовых целей смысл. Как правило, этот юридический смысл совпада­ет с предметно-логическим (буквальным) значением слова и в большинстве случаев прямо либо косвенно раскрывается в самом тексте нормы.

Этот формально определенный смысл слова в нор­мативном правовом языке становится обязательным и единственным, тогда как за пределами специально­го юридического контекста то же самое слово вполне к может быть многозначным. Твердый режим законно­сти предполагает, что подмена формализованного предметно-логического значения слова другими его значениями в нормативных правовых актах не допус­кается.

Так, п. 8 ч. 1 ст. 6 НК РФ предусматривается, что нормативный правовой акт о налогах и сборах призна­ется не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они ис­пользуются в настоящем Кодексе.

4. Отвлеченно-обобщенные грамматические формы
и конструкции.

Поскольку нормативные правовые предписания об­щеобязательны и применяются неоднократно, слова в ("тексте норм права называют не отдельный предмет (либо событие в его индивидуальной неповторимости, а (целый класс предметов либо множество событий. Соот­ветственно используются абстрактные термины, фор­мы глагола с отвлечённым вневременным значением, местоимения без конкретизированного предметного со­держания; пассивные конструкции, позволяющие под­черкнуть указанное в правовой норме действие в отвле­чении от его субъекта и юридически незначимых обсто­ятельств.

5. Речевые стереотипы (воспроизводимые выраже­
ния, фразы-клише).

В регламентированном процессе принятия право­творческих решений многие ситуации обладают высо­кой степенью повторяемости. Для их обозначения в нормативных правовых текстах всякий раз использу-


ются одни и те же синтаксические конструкции с оди­наковым лексическим составом (Федеральный закон, принят Государственной Думой, одобрен Советом Фе­дерации, настоящий Федеральный закон вступает в силу с... и т. п.). В результате отдельные слова постепен­но теряют свое самостоятельное значение, а фраза пре­вращается в неделимое смысловое целое, легко воспри­нимается и быстро распознается при передаче той или иной типовой информации..

6. Языковые средства, увеличивающие содержа­
тельно-информационный объем предложения.

Такие средства необходимы, чтобы достичь компакт­ности изложения при условии полного и объективно правильного отражения действительности в тексте нормативного правового акта. Содержательно-инфор­мационный объем предложения увеличивается за счет причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, придаточных предложений, обособленных предложно-падежных групп, вставных фраз и некото­рых других конструкций, распространяющих и уточ­няющих нормативное высказывание.

7. Специальная графика.


К языковым графическим средствам относятся за­главия, рубрики, знаки препинания, пробелы, различ­ные начертания букв. С их помощью обычно выделяют смысловые части высказывания и подчеркивают наи­более значимые фрагменты письменной речи.

Специальная графика обеспечивает логическую за­вершенность и композиционную упорядоченность нормативных правовых предписаний. Так, статьи за­конов нумеруются и имеют заглавие, выделенное про­белами и шрифтом; отдельная статья может подразде­ляться на абзацы (части, пункты), а группы близких по содержанию статей могут быть объединены в главц и разделы.

Специальная организация графических средств спо­собствует правильному толкованию нормативных пра­вовых предписаний и помогает безошибочно устано­вить связь вновь издаваемых норм права с уже суще­ствующими, что особенно важно для развитой системы права.


 

Язык и пр

Перечисленные языковые черты ориентированы традиции письменности и свойственны правовым не мам, содержащимся в законах, а также в иных нор» тивных правовых актах и международных договор. Российской Федерации независимо от того, на какс национальном языке осуществляется их официально, опубликование. Таким образом, в аспекте словесньд технологий единство системы норм российского пра обеспечивается единообразными способами и npaBi ми фиксации нормативных правовых предписаний [определенных языковых формах.

Язык нормативных правовых предписаний обыч! рассматривается в качестве юридико-технического струмента, с помощью которого следует создать на! лучшие условия и максимальные удобства для щ вильного применения нормативных актов, достш полноты, точности, доступности и компактности прав вых положений1.

Основные правила использования языка в процесс подготовки проектов нормативных правовых актов pas работаны на обширном фактическом материале, под робно изложены и систематизированы2. Так, в норм* тивных правовых актах не допускается употреблени| устаревших и многозначных слов и выражений, обрг ных сравнений, эпитетов, метафор, а также не восщ изводятся повторно нормативные предписания, соде]; жащиеся в действующих нормативных правовых актг той же юридической силы.

На практике, к сожалению, встречается немало от| ступлений от этих очевидных требований: неправиль^ ное написание и согласование слов, двусмысленны* фразы, неумелое использование конструкций с отрица| нием, неточное употребление юридических терминов^

1 См.: Оформление проектов нормативных правовых акто:
(законодательная техника) // Проблемы правотворчеств
субъектов Российской Федерации: Научно-методич. пособие
Отв. ред. А С. Пиголкин. М., 1998. С. 89.

2 См.: Власенко Н. А. Основы законодательной техники. И]
кутск, 1995; Как готовить законы. М., 1993.; Керимов Д. А.
нодательная техника. М., 1998; Язык закона / Под ред. А С.
голкина. М., 1990.


ва 3. Словесные технологии в правотворчестве 39


ечевая избыточность и речевая недостаточность1. Хотя лингвистическое качество правовых норм в пос­леднее время заметно улучшилось, проблема правово­го языка, единого языкового поля российского законо­дательства по-прежнему остается острой2.

Так, лингвистическая ошибка допущена в формули­ровке правила об обратной силе уголовного закона в ч. 2 ст. 10 УК РФ: Если новый уголовный закон смяг­чает наказание за деяние, которое отбывается ли­цом, то это наказание подлежит сокращению в пре­делах, предусмотренных новым уголовным законом. В данном случае неправильно соединены главное и придаточное предложения — получилось, что деяние отбывается лицом, тогда как на самом деле лицо от­бывает не деяние, а наказание. Возможна следующая редакция: Если новый уголовный закон смягчает на­казание за деяние, то это наказание, отбываемое лицом, подлежит сокращению в пределах, предусмот­ренных новым уголовным законом.

Как высокая интеллектуальная технология, тексту­альное оформление правовых норм не терпит механи­ческих подходов. Здесь требуются специальные зна­ния, вдумчивое отношение к языковому материалу, большое умение и профессионально развитое чувство речи. Чтобы предупредить языковые ошибки в процес­се создания норм права, целесообразно соблюдать об­щие принципы словесной организации нормативных высказываний: корректность, стабильность языково­го выражения и информативность3.

1 См.: Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законо­
проектов: опыт, проблемы и перспективы. М., 1997. С. 17—34;
Упорядочение законотворчества — насущная потребность.право-
вого государства / Колл. авт. // Журнал российского права.
1997. № 1. С. 9; Российское законодательство: проблемы и перс­
пективы / Колл. авт. М., 1995. С. 389—402.

2 См.: Чем занято Правовое управление Госдумы? Интервью
начальника Правового управления Аппарата Государственной
Думы Российской Федерации В. Б. Исакова // Журнал российс­
кого права. 1999. М» 3—4. С. 148.

3 Примеры нарушения этих принципов, к сожалению, не
единичные. См.: Баранов В. М., Сырых В. М. Законотворческие
ошибки: понятие и типология // Законотворческая техника со­
временной России: состояние, проблемы, совершенствование:








Date: 2015-12-13; view: 1509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию