Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие словесных технологий в правотворческом процессе





СЛОВЕСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

Для того чтобы право могло стать эффективны инструментом управления обществом, известные иде: и ценности должны получить письменное закреплены в законах и иных официальных источниках. Они при обретают юридическую силу в результате правотвор чества, под, которым понимается особая деятельност: государства, направленная на создание правовых; норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Правотворчество осуществля­ется с соблюдением установленного порядка подготов­ки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, фор­мы принимаемых актов1.

Правотворческий процесс можно представить в виде непрерывного движения, преобразования социально значимой информации. Информационная модель пра­вотворчества включает несколько стадий: сбор необхо­димых сведений о состоянии конкретной сферы обще­ственных отношений, оценку полученных сведений с точки зрения целей правового регулирования, выработ­ку альтернативных вариантов законодательного реше­ния проблемы, выбор одного из таких вариантов и до­кументальное его оформление в тексте нормативного правового акта2.

1 См.: Пиголкин А. С. Правотворчество // Общая теория права:
Учебник для юридических вузов. 2-е изд. М., 1996. С. 200, 201.

2 См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник
для вузов. М., 2001. С. 229, 230.


Устанавливая правовые обязанности, дозволения и запреты, законодатель выступает в роли проектиров­щика, который вносит изменения в реальный мир, влияет на сложившуюся систему социальных связей. По содержанию и конечным результатам правотвор­ческая деятельность подобна любой проектно-конст-рукторской работе1. Дело в том, что специализирован­ный и точный правовой порядок никогда не дается в готовом виде. Это достижение многовековой культуры, результат усилий многих профессиональных знатоков права — теоретиков и практиков, которые трудились над созданием законов, формулировали и уточняли юридические понятия, анализировали содержание и действие правовых норм. В таком аспекте «правоведе­ние как раз и является «техникой» общественной жизни, юристы — «инженерами» общественной жиз­ни, а их инструментом — произнесенное и записанное слово»2.

Искусство законодателя состоит в том, чтобы пра­вильно перевести социальные потребности на язык права и сотворить «юридический мир» — ту самую словесно-символическую реальность, в пределах кото­рой определена равная мера свободы субъектов, пред­писаны формы должного поведения и установлены принципы решения спорных вопросов. Поскольку этот «мир права» закреплен в словах, постольку и сло­весные технологии имеют важнейшее значение для правотворчества.

Составной термин технология имеет греческое про­исхождение (te%vt\ + Яоуск;) и в буквальном смысле обо­значает разумное основание, объяснение какого-либо умения, искусства, мастерства3. Технологию обычно рассматривают в связи с конкретными видами деятель­ности, акцентируя внимание на возможных способах обработки некоего исходного материала и получении качественно нового продукта.

1 См.: Сырых В. М. Законотворчество как вид социального про­
ектирования // Проблемы юридической техники: Сб. статей /
Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 45—53.

2 Аннерс Э. Указ. соч. С. 10.

3 См.: Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. X. Дворец­
кий.
В 2 т. М., 1958. Т. 1. С. 1034.



Язык и пр


Глава 3. Словесные технологии в правотворчестве



 


Так, юридическая технология — это система зна ний о средствах, приемах и методах наиболее эффек тивной и планомерной юридической практики1. Важ нейшая часть юридической технологии — юридичес кая техника, с помощью которой достигается совершенство законодательства и всей правовой сис темы. Если юридическая технология отвечает на воп4 рос, как делать, какова последовательность тех ил иных юридических операций, то юридическая техни ка показывает, с помощью каких конкретных при-j емов и средств производятся те или иные действия2.

Словесные технологии в правотворчестве — это co-j вокупность рационально обоснованных лингвистиче­ских правил и требований, в соответствии с которыми ш осуществляется отбор и организация исходного языко­вого материала (слов, грамматических форм и конст­рукций) в целях точного выражения законодательной, воли в тексте нормативного правового акта.

В таком понимании правотворческие словесные тех-: нологии рассматриваются как важная часть законода­тельной техники — системы правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нор­мативно-структурного формирования правового мате­риала и подготовки текста закона3.


В более широком смысле правотворческими словес­ными технологиями можно назвать также и описание соответствующих лингвистических правил, и сами опе­рации выбора языковых ресурсов, их сочетания и обра­ботки в процессе создания текста правовой нормы.

В принципе законодатель пользуется теми же сло­вами, что и любой носитель языка в своей повседнев­ной речи. Например, в ч. 1 ст. 1152 ГК РФ закрепле­но такое положение: для приобретения наследства наследник должен его принять. В этой фразе все сло­ва кажутся понятными, их значение вроде бы ничем

1 См.: Карташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стра­
тегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юри­
дической техники. С. 22.

2 См.: Власенко Н.А. Законодательная технология: Теория.
Опыт. Правила: Учебное пособие. Иркутск, 2001. С. 9.

3 См.: Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники
// Журнал российского права. 1999. № 11. С. 111.


не отличается от обычного: наследство — имущество, переходящее по смерти одного владельца к другому; наследник — тот, кому остается это имущество; при­нять — взять, получить.

Тем не менее, чтобы правильно применить данную норму, следует знать, кто может являться наследником и какими способами осуществляется принятие наслед­ства. В отличие от обычной речи, смысл нормативно^ го высказывания строго формализован. Под наследииJ ком подразумевается лицо, находящееся в живых в день открытия наследства и призванное к наследова­нию по завещанию или по закону; под принятием на­следства — подача в установленном порядке заявле­ния о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство или совершение действий, свидетельствующих о фактическом приня­тии наследства. В конкретных правоприменительных ситуациях понятийное содержание слов наследники принятие наследства может меняться г— если, на­пример, речь идет о наследниках первой очереди по закону, то имеются в виду дети, супруг и родители наследодателя, а способом принятия наследства может быть зступление в управление наследственным иму­ществом.

Таким образом, под каждым обычным словом в тек^1 сте правовой нормы подразумевается строго определен­ное юридическое понятие со своим особым содержани­ем. Идеальный словесный образ нормы права — это ло­гически безупречная модель правомерного или неправомерного поведения, закрепленная в однознач­ных и ясных словах. Они задают ту рамку, что «позво­ляет с относительной точностью устанавливать преде­лы юридического пространства, своего рода поле и ори-^ ентиры права»1. Применяя специальные словесные технологии, законодатель преобразует исходный язы­ковой материал так, чтобы получить не просто связное предложение, но развернутую нормативную формулу, способную ясно «указать людям обязательное для них лучшее поведение»2.

1 Сандевуар П. Указ. соч. С. 34.

2 Ильин И. А. Указ. соч. С. 178.


 

Язык и

Эффект использования таких словесных технологий хорошо показан в известном английском анекдоте о том, как привыкли изъясняться юристы. Вместо обычной фразы «Я даю тебе этот апельсин» они скажут: «Настоящим я даю, дарю и передаю тебе в соответствии с моими интересами, правом, статусом и требованием этот апельсин вместе с кожурой, ц рой, соком и мякотью и со всеми правами на кусщ ние, резание, сосание или иное употребление указаШ ногд апельсина, или избавление от него, или передщ чи указанного апельсина в распоряжение третье^ стороне с кожурой, цедрой, соком и мякотью или бе\ кожуры, цедры, сока и мякоти в соответствии c<j всеми поправками, прилагаемыми впоследствии Н настоящему соглашению»1. Разумеется, пример коми ческий, но он правильно показывает, в какой степе ни могут быть развернуты исходные языковые струк туры, если они предназначены для формирований! юридических текстов.


Правотворческие словесные технологии в их сово-* купности — это своеобразная инструкция, как следу-j ет пользоваться словом в процессе создания норм ва, их изменения и совершенствования. В частности,) {""посредством известных лингвистических приемов до­стигаются:

• точное обозначение общих и специальных право­
вых понятий, находящихся в определенном подчине­
нии друг к другу;

• материальное закрепление результатов, получен­
ных на том или ином этапе правотворческой деятель­
ности (например, определение составных частей про­
ектируемого нормативного правового акта и формули­
рование соответствующих заголовков);

• фиксация законодательной воли.

Надлежащее применение словесных технологий га­рантирует правильное обращение с нормативным тек­стом после его создания. Чем выше лингвистическое

1 Цит. по: Палашевская И. В. Концепт «закон» в английской и русской лингвокультурах: Автореф. дис.... канд. филол. наук.; Волгоград, 2001. С. 15.


 

 

Глава 3. Словесные технологии в правотворчестве

качество закона, тем меньше вероятность, что смысл его предписаний будет искажен.

Правотворческие словесные технологии относитель­но стабильны, так как основаны на языковой норме, а эта система правил словоупотребления и грамматики довольно консервативна — словари фиксируют ее из­менения не ранее чем через 10—20 лет.

Вместе с тем словесные технологии постоянно раз­виваются и совершенствуются под влиянием возрас­тающего объема теоретических знаний о праве, све­дений о правотворческой практике зарубежных стран и других факторов. В современных условиях, когда в правотворческую деятельность широко внедряются новейшие информационные системы, все более акту­альной становится унификация словесных технологий правотворчества. Целесообразно разработать и утвер­дить постановлением Правительства РФ единые пра­вила использования терминологии, иных элементов словесно-документальной формы нормативных право­вых актов. Тем самым будут заложены основы обще­признанной системы подготовки законодательных тек-

стов







Date: 2015-12-13; view: 1126; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию