Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 39 организация слияния компаний
При слиянии и поглощении организаций или образовании стратегических альянсов целесообразно создавать переходные структуры управления. Это временные структуры, работающие непродолжительное время и обеспечивающие координацию и поддержку осуществляемых организационных изменений. Несмотря на временный характер, эти структуры должны обеспечивать эффективное управление исследованиями, разработками, производством и развитием. Переходная структура управления служит практическим целям объединения ранее независимых организаций в единую компанию. Во-первых, происходит строительство «здания» новой организации, в ходе которого на практике изучаются возможности объединения подразделений и звеньев, выявляются опасности и координационные неувязки, которые необходимо учитывать и преодолевать. Во-вторых, предпринимаются усилия по «строительству» взаимоотношений. В переходной структуре имеется несколько уровней управления и соответственно менеджеров, для которых характерны различия в стиле и культуре управления, опыте принятия решений. Только работа над общей задачей, поиск общих подходов могут преодолеть сложившиеся стереотипы, породить доверие в совместной работе. Пока менеджеры объединяемых организаций не станут доверять друг другу, они не смогут обеспечить скоординированную деятельность новой компании. Переходное управление предполагает непосредственное управление деловыми операциями и проведение интеграции рабочих процессов и организационных культур. Переходная структура управления, включая высшее руководство новой компании, координаторов и группы по преобразованиям, становится как бы «лабораторией», в которой высшее руководство сможет изучать поведение менеджеров и сотрудников, наблюдать, как они выполняют свои обязательства, работают друг с другом и ведут себя в конфликтных ситуациях. Она играет роль «испытательной площадки» для принятия решений по назначениям на должности в объединенной организации и для оценки деятельности менеджеров. Большая часть переходных структур управления включает ру- ководящий комитет, менеджеров по преобразованиям и специальные комиссии по интеграции. Руководящий комитет. Объединение компаний осуществляется через координационный орган, который ставит задачи и определяет ориентиры, контролирует исследования и рекомендации, проводит интеграционную программу в соответствии со складывающейся ситуацией. Слияние приводит к появлению новой организации, в результате чего вместо структур прежних организаций формируется новая группа подразделений. При прямом поглощении, когда продаваемая компания интегрируется в организацию-покупателя, высшее руководство новой организации включает руководителей ведущей компании и отдельных руководителей поглощаемой фирмы. Координационный орган в стратегических альянсах и совместных предприятиях также непременно включает представителей руководства материнских компаний. Такой руководящий комитет, иногда называемый советом по объединению, в любом случае играет основную управляющую роль. Принципиальное значение имеет вопрос о том, как должны действовать руководители объединенной организации. В круг обязанностей руководящего комитета на ранней стадии осуществления интеграционной программы входят надзор и координационная деятельность, включающие: • определение целей объединенной организации, принципов построения деятельности, желаемого результата; • разработку рекомендаций для специальных комиссий по интеграции по назначению на должности в объединенной организации, созданию структур и внедрению технологических процессов; • анализ важнейших факторов достижения позитивных результатов в случае слияния; • определение критериев принятия решений для последующей оценки интеграционных мероприятий; • проверку и оценку решений специальных комиссий по интеграции с точки зрения стратегического развития организации. На стадии фактического слияния компаний руководящий комитет принимает на себя функции управления изменениями: а) координации проведения изменений с помощью плана, ос б) прогнозирования влияния изменений и выявления несоот в) определения и поддержки необходимых изменений в орга г) формирования модели «совместной работы» объединенных д) определения способов, с помощью которых оцениваются и Менеджеры по преобразованиям. Они действуют от имени высшего руководства новой компании, работают с группами по преобразованиям и представителями всех подразделений объединяемых организаций. Обычно в качестве менеджеров по преобразованиям выступают один или два руководителя от каждой из объединяемых компаний, контролирующие выполнение аналитической работы, намеченных планов и проведение слияния. Менеджеры по преобразованиям отчитываются перед высшим руководством объединенной компании или руководителями материнских компаний. Их задачами являются сбор информации от руководителей подразделений, координация интеграционного планирования и подготовка руководителей разного уровня управления к работе в объединенной компании, к освоению ее финансовой и информационной систем. В их деятельности важное место занимает совмещение управления преобразованиями с управлением основным производством (переходное управление). Специальные комиссии по интеграции. Ядром структуры преобразований являются специальные комиссии по интеграции, изучающие возможные варианты объединительных операций и вырабатывающие рекомендации для обеспечения стратегического успеха. Обычно это группы, состоящие из менеджеров и специалистов объединяемых компаний, которые вырабатывают рекомендации по «строительству» новой организации. Эти рекомендации относятся преимущественно к экономической деятельности, коммуникациям, обучению, взаимоотношениям с потребителями. Опираясь на стратегические установки и ожидаемый синергичес-кий эффект, комиссии изучают возможности каждого объединяемого подразделения й его функции, охватывающие технологию, конкуренцию, спрос потребителей и т.п. Они анализируют варианты действий с целью получения всесторонней оценки. Такие комиссии укомплектованы небольшим числом менеджеров, но могут привлекать любое число сотрудников для поиска необходимой информации и аналитических данных. В тех случаях, когда обнаруживаются существенные различия в культуре ведения бизнеса объединяемых компаний, важно придать процессу планирования нового объединения открытую форму, когда обе стороны могут обсуждать свои проблемы. При этом могут создаваться различные функциональные комиссии (по производственной сфере, маркетингу, продажам, обслуживанию и т.д.) и ини- циативные группы, которые призваны решать сложные организационные и производственные вопросы в течение первых 100 дней после слияния. Комиссии определяют также приоритеты в осуществлении операций по преобразованиям и оценивают их результаты. Работа комиссий ориентируется на стратегические установки и требования высшего руководства объединенной компании. Согласно статистике, примерно в i/4 случаев при слияниях, поглощениях и создании стратегических альянсов не удается достичь установленных целей и финансовых показателей. Во многом это объясняется неудовлетворительной работой менеджеров по преобразованиям и специальных комиссий по интеграции. Организация работы. Успех деятельности менеджеров по преобразованиям и специальных комиссий по интеграции зависит от того, насколько точно соблюдаются выработанные практикой правила, сформулированные ниже. 1. Использование надежных способов выявления проблем и принятия решений. Группы по преобразованиям собирают необходимые данные и проводят объективный анализ вариантов решений. Они отбирают не только лучшие варианты, новые подходы, но и реалистически оценивают то, что будет «работать» во вновь созданной организации. Доминирующим принципом отбора стратегий и процедур является лучшее из того, что необходимо потребителю. 2. Забота о взаимоотношениях участников организации. Во многих случаях переходная структура управления не конкурирует с центральной структурой организации, а поддерживает ее в процессе интеграции. Менеджеры и группы по преобразованиям содействуют успешной работе участников организации, специальные комиссии по интеграции занимаются сбором информации, анализом положения дел и подготовкой рекомендаций. Руководители функциональных подразделений нередко преднамеренно не привлекаются к работе в группах по преобразованиям, с тем чтобы преобладающим был «свежий» взгляд на организацию. Вместе с тем они участвуют в совместном анализе проблем развития организации. 3. Отбор менеджеров по преобразованиям и членов специальных комиссий по интеграции. Основные требования отбора — достаточно высокий уровень технических и управленческих знаний и навыки межличностных отношений. Знание особенностей организации, конкурентной среды и их функциональной специфики дают менеджерам по преобразованиям и членам специальных комиссий основания для оказания реальной помощи подразделениям и отдельным работникам. Обладание аналитическими навыка- ми и способностями видеть проблемы с различных точек зрения помогает им разобраться в вариантах выбора. Назначение менеджеров объединенных подразделений зачастую осуществляется по рекомендации специальных комиссий по интеграции. Нередко успех деятельности специальных комиссий достигается за счет привлечения к работе руководителей среднего звена, которые способны найти быстрые управленческие решения. Заранее устанавливаются рамки компетенции данной специальной комиссии в отличие от другой комиссии или деятельности основной организации. Особо отмечается, должна ли комиссия давать рекомендации, основываясь на лучшем из того, что имеется у обеих объединяемых фирм, или ей необходимо еще учитывать практический опыт вне компании. Статус групп по преобразованиям предусматривает их ответственность за определение функций, решение вопроса о производственных линиях, обоснование географического расположения офисов, разработку рекомендаций по системам и процедурам. Этот статус формируется исходя из цели объединения компаний. Если одна компания намерена поглотить другую, тогда цруппы попре-образованиям и специальные комиссии должны дать рекомендации, как лучше осуществить это решение. Если в качестве задания, наоборот, будет выбор наилучшего варианта из существующих или полная реорганизация управления, то аналитическая работа будет носить более широкий характер и рамки деятельности групп значительно расширятся. Сокращение периода преобразований. В программе интеграции компаний необходимо учитывать специфику деятельности партнеров. Нельзя допускать отсутствия взаимопонимания между ними. Для того чтобы ускорить работу, члены специальных комиссий по интеграции должны опираться на знания обеих сторон. Оценка бюджетов партнеров, их основных счетов и операций зависит от сравнительного анализа, который предусматривает: • функциональный анализ. Первым шагом является сопоставление функций двух сторон. Специальные комиссии определяют общие, основные функции, которые необходимо проанализировать, а затем выявляют вторичные функции, которые рассматриваются отдельно; • определение базового направления. После определения базового направления подготавливают данные о затратах по основным сферам деятельности; • определение организационной структуры. Специальные комиссии рекомендуют рабочую структуру для определенных сфер бизнеса. Они стремятся использовать подходы, призванные ускорять рабочие процессы, приближать персонал к основной экономической деятельности и потребителям, развивать широкий спектр контроля, уравновешивать контроль функциональных групп необходимостью обслуживания линейных подразделений; • планирование кадровой политики. Специальные комиссии подготавливают список квалифицированных кандидатов на занятие должностей в соответствии со штатным расписанием объединенной компании. Они разрабатывают должностные инструкции, анализируют требования к персоналу (например, уровень образования, опыт предыдущей работы, производственный опыт), состав отделений компании до объединения, рейтинг подготовленности и другую необходимую информацию; • анализ процесса управления и систем поддержки. Специальные комиссии определяют формы и методы управления, процессы принятия решений и системы поддержки, которые непосредственно относятся к организации, персоналу и основным факторам обеспечения конкурентоспособности, и готовят рекомендации для проведения интеграции; • планирование снижения затрат. Специальные комиссии разрабатывают план снижения затрат. Среди источников экономии средств — сокращение излишних операций, повышение производительности, рационализация деятельности на основе оптимальных решений о закупке, использование «лучшего» из практики объединяемых компаний, изыскание новых путей. Завершение подготовки и реализация преобразований. Работа групп по преобразованиям не заканчивается подготовкой рекомендаций. Они разрабатывают также планы управления изменениями. Специальным комиссиям по интеграции необходимо завоевать доверие всех работников, включая менеджеров. Это позволит обеспечить участие последних в процессе изменений и получить поддержку идей, разработанных специальными комиссиями. Одновременно руководящий комитет осуществляет надзор за тем, чтобы деятельность объединенной компании была направлена на обеспечение ее стратегических задач. Менеджеры по преобразованиям осуществляют координацию деятельности, необходимой Для получения синергического эффекта и выполнения рекомендаций. Две группы задач стоят перед планированием организационных изменений. Одна из них — координация и контроль изменении, которые осуществляются в результате объединения. Периоды и последовательность проведения изменений являются важным фактором обеспечения эффективности при переходе от старой Рганизационной структуры к новой. Другая группа задач отно- сится к «человеческому фактору» изменений. Для того чтобы вовлечь сотрудников в реализацию планов, изменения, рекомендованные группами по преобразованиям, должны обеспечивать си-нергический эффект. Планирование и проведение слияний и поглощений, создание стратегических альянсов не являются простыми и линейными действиями. Большой объем информации, которую нужно собрать, множество решений, которые следует принять, необходимость выбора конкурентных систем и разработки новых методов, координационные неувязки — все это свидетельствует о сложности этих процессов. Проведение реорганизации, необходимых организационных изменений позволяет компании значительно повысить ее эффективность. Date: 2015-12-13; view: 461; Нарушение авторских прав |