Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль корпоративного звена в мировой экономике





В мире насчитывается более 40 тыс. материнских ТНК, которые контролируют около 250 тыс. дочерних компаний и отделений.

• На них работают 73 млн человек, т.е. каждый десятый занятый в мире, включая сельское хозяйство.

• На ТНК приходится свыше 30% мирового валового продукта, их годовой оборот составляет около 6 трлн долл.

• Число ТНК за последнюю четверть века возросло более чем в 5 раз-

• 500 самых мощных ТНК реализуют 80% всей продукции электро­ники и химии, 95% продукции фарматевтики, 76% продукции машино­строения.


• 85 ТНК контролируют 70% всех заграничных инвестиций.

• Отраслевая структура ТНК: 60% — в сфере производства, 37 —
сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяй­
стве.

Организационные структуры управления транснациональными корпорациями прямо связаны с их сущностными характеристи­ками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, пред­ставительств и дочерних фирм, транснациональные корпорации имеют определенную страну базирования или страну официаль­ной юридической регистрации головного офиса. Высший управ­ленческий состав компании наделен полномочиями по осуществ­лению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управле­ния жестко централизованный характер.

С усилением процессов децентрализации управления в нацио­нальных компаниях транснациональные корпорации также пыта­ются внедрять новые методы управления, делегируя часть прежних функций высшего уровня своим зарубежным подразделениям, в особенности в области оперативного управления. В децентрали­зованных транснациональных корпорациях основным хозяйствен­ным звеном становятся так называемые центры прибыли, или ав­тономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотно­шения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего подразделения. В ряде случаев осуществля­ется разделение структуры управления по стратегическим хозяй­ственным центрам, в которых (помимо перечисленных выше функ­ций контроля) осуществляется также стратегическое планирова­ние развития данного подразделения с учетом анализа динамики рынка, маркетинговых исследований и т.д.

Децентрализация управления вызвала сокращение финансово-экономического контроля со стороны высшего звена и повышение маневренности зарубежных подразделений в принятии решений. Несмотря на это, централизация управления, существовавшая-в течение многих лет, привела к тому, что многие транснациональ­ные корпорации имеют по-прежнему четко выраженную верти­кальную структуру управления с жесткой иерархичностью и де­легированием полномочий от высшего звена управления к низ­шему. Вертикальная интеграция позволяет транснациональным к°рпорациям управлять как основной деятельностью компании, ак и сопряженными с ней сферами интересов преимущественно з технологически последовательных стадиях производства. Не-

х«Димость диверсификации производства, внедрения в новые


сферы деятельности вызвала изменения в структуре управления ряда транснациональных корпораций. В компаниях стала успеш­но внедряться матричная структура управления. При этом ряд транснациональных корпораций сочли эту форму управления из­лишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым фор­мам вертикального и горизонтального соподчинения.

Современная перестройка управления транснациональными корпорациями непосредственно связана с развитием науки и тех­ники и в первую очередь — с компьютеризацией функций внутри компании. Использование электронной почты, электронной пере­дачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в компании, давая возможность вместе с тем осуще­ствлять маневренное оперативное управление на местах. Органи­зационные формы управления транснациональными корпораци­ями изменяются в процессе адаптации к новым условиям хозяй­ствования.

В мировой литературе по организации и управлению проводят­ся различия между многонациональными, глобальными, между­народными и собственно транснациональными компаниями. Суть этих различий представлена в табл. 32.1. Транснациональная ком­пания в широком смысле понимается как компания, ведущая опе­рации в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предприятия. Это предприятия, которые являются собственника­ми средств производства или контролируют производственные мощности, находящиеся вне пределов страны, где расположена штаб-квартира ТНК. Такие предприятия не всегда являются ак­ционерными или частными, они могут быть также кооперативны­ми или государственными организациями.

Таблица 32.2







Date: 2015-12-13; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию