Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Демократия и свобода: капиталистический и социалистический подходы
Несмотря на проблемы, которые только что были описаны, богатые капиталистические страны, такие как США, претендуют называться демократическими государствами. Разумеется, таковыми же видят себя и социалистические системы, например Куба и Китайская Народная Республика. Этот курьезный факт наводит на мысль о том, что необходимо обратить более пристальное внимание на политическую экономию — взаимодействие политики и экономики. Политическая жизнь США, Канады и европейских государств определяется преимущественно экономическими принципами капитализма. Погоня за прибылью в условиях рынка требует толкования термина «свобода» как права людей действовать в собственных интересах. Таким образом, на практике это означает личную свободу действовать любым способом, гарантирующим максимальную прибыль для себя или иные выгоды. Кроме того, подобное определение «демократии» предполагает также и право индивидуумов самим выбирать себе руководителей из числа тех, кто претендует на эти должности. Однако, как уже отмечалось выше, для капиталистического общества характерно поражающее воображение экономическое неравенство. Если каждый действует в соответствии со своими личными интересами, неизбежно возникает ситуация, при которой у одних больше власти для достижения таких целей, чем у других. Именно эта элита и доминирует в экономической и политической жизни страны. В отличие от капиталистической системы социалистическая претендует на то, чтобы называться демократической, поскольку ее экономика удовлетворяет базовые потребности всех пэаждан в жилище, образовании, работе и медицинском обслуживании. Например, Куба, хотя она гораздо беднее США, обеспечивает основной медицинской помощью всех своих граждан независимо от их материального положения. Однако критики социализма считают чрезмерное государственное регулирование общественной жизни в этих странах притеснением. Так, социалистические правительства Кубы и Китая не позволяют своим гражданам свободно перемещаться внутри границ и за их пределами и не терпят никакой организованной политической ОППОЗИЦИИ 548 Часть IV. Социальные институты Глава 16. Политика и правительство 549
ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ «Мягкий авторитаризм» или спланированное процветание? Сообщение из Сингапура Сингапур, крошечное государство с населением 4 млн человек, расположенное на островах у южной оконечности полуострова Маллака, многим кажется азиатским раем. Окруженный бедными странами, неспособными справиться ни со стремительным увеличением народонаселения, ни с разрастанием грязных, перенаселенных городов, ни с ростом преступности, Сингапур - богатый, чистый, безопасный - кажется жителям Северной Америки не столько страной, сколько каким-то оазисом. И действительно, с момента получения независимости от Малайзии в 1965 г., он не перестает удивлять мир темпами своего экономического развития; сейчас Сингапур принадлежит к числу наиболее процветающих государств с высоким уровнем доходов. Однако если сравнить этот город-государство, скажем, с Соединенными Штатами, то окажется, что в нем практически нет таких социальных проблем, как преступность, наличие беднейших кварталов, безработица или детская нищета. Сингапурцам неведомы ни пробки на дорогах, ни граффити на вагонах метро, ни мусор на улицах. Ключ к порядку, царящему там, - постоянное вмешательство правительства во все сферы жизни; государство активно поддерживает традиционные нравственные ценности и регулирует практически все. Государству принадлежит большая часть жилого фонда, а также акции многих компаний. Оно предоставляет налоговые льготы гражданам, стимулирующие планирование семьи и получение хорошего образования. Чтобы держать под контролем ситуацию на дорогах страны, правительство резко повысило цены на автомобили, и теперь базовая модель седана стоит $40 тыс. Уголовное законодательство Сингапура весьма сурово: наркоторговля карается смертной казнью через повешение, а полиция имеет право арестовывать подозреваемых в преступлениях без санкции суда. Государство изгнало из страны некоторые религиозные секты (в том числе и свидетелей Иеговы) и запретило порнографию. Чтобы в городе было чисто, оно наложило запрет на курение в общественных местах и на употребление пищи в метро, ввело весьма значительные штрафы за загрязнение улиц и даже объявило вне закона жевательную резинку. Что касается экономики Сингапура, то она не подходит ни под одно традиционное определение. Контроль государства над многими сферами деловой активности, включая телевизионный бизнес, телефонные компании, авиалинии и такси, делает экономику Сингапура похожей на социалистическую. Однако в отличие от большинства социалистических предприятий эти сферы бизнеса работают весьма эффективно и приносят большую прибыль. Более того, капиталистическая культура Сингапура приветствует экономический рост (хотя правительство и предостерегает граждан от такого зла, как излишний материализм), здесь расположены сотни транснациональных корпораций. Политический климат Сингапура столь же необычен, как и его экономика. Freedom House считает Сингапур государством с ограниченными свободами. Закон предусматривает выборность политиков, однако доминирует одна партия - партия народного действия, которой в настоящее время принадлежит 81 из 83 мест в парламенте страны. С тех пор, как более 35 лет тому назад Сингапур обрел независимость, она правит страной, не имея оппозиции. Важно и то, что жители значительно острее, чем, например, американцы, ощущают на себе воздействие государства. Ясно, что Сингапур не является демократией в общепринятом смысле этого слова. Однако большинство граждан этого процветающего государства безоговорочно одобряют свой образ жизни. То, что предлагает политическая система Сингапура, - не более чем незамысловатая сделка: правительство требует от народа безусловной лояльности в обмен на процветание и безопасность. Критики такой системы обвиняют ее в том, что она эквивалентна «мягкому авторитаризму», насаждающему единомыслие и контролирующему жизнь людей. Однако большинство граждан Сингапура знают о том, какая борьба за существование идет в других странах, и - по крайней мере пока - считают подобную сделку выгодной. Источник: Branegan, 1991; Freedom House, 1999. Эти диаметрально противоположные подходы к демократии и свободе поднимают один важный вопрос: совместимы ли экономическое равенство и политическая свобода? Во имя первого социализм ограничивает выбор человека. Капитализм же гарантирует практически неограниченные политические свободы, но на практике они мало что значат для неимущих. Стоит посмотреть на карту мира 10.1, как сразу выяснится, насколько распространено в мире экономическое неравенство. Карта мира 16.1 дает представление о том, широко ли представлены в мире политические свободы'. Согласно данным Freedom House, организации со штаб-квартирой в Нью-Йорке, отслеживающей политические тенденции в мире, к 2001 г. 86 из 192 независимых государств мира, в которых проживал 41% всего населения планеты, были «свободными» и в них весьма уважались базовые гражданские свободы. Эти данные свидетельствуют о большом успехе демократии: 10 годами ранее свободными было признано лишь 61 государство (Freedom House, 2001). Авторитаризм Граждане некоторых стран лишены возможности политической жизни. Авторитаризм — такая политическая система, которая исключает участие народа в управлении государством. Авторитарное руководство равнодушно к нуждам народа, в таком государстве нет легальных механизмов отстранения лидеров от власти, и оно в значительной степени или полностью лишает граждан возможности высказать свое мнение. Польский социолог Влодзимеж Весоловски (Wlodzimierz Wesolowski) писал: «Философия авторитаризма — это защита превосходства государства [над всеми другими] формами организованной социальной активности» (Wesolowski, 1990; р. 435). Абсолютные монархии Саудовской Аравии и Кувейта — абсолютно авторитарные, как и военные режимы в Конго и в Эфиопии, где многие не удовлетворены политикой правителей. Однако деспотическая власть не всегда вызывает протест народных масс. Ниже рассказывается о том, как «мягкий авторитаризм» процветает в Сингапуре — небольшом азиатском государстве («"Мягкий авторитаризм" или спланированное процветание?»). 1 В 2001 г. 86 государств мира, где проживал 41% всего населения планеты, были политически «свободными», т. е. их граждане обладали широкими политическими правами и гражданскими свободами. Еще 58 государств (в них проживало 24% людей) имели ограниченные свободы. Правительства этих стран устанавливали строгие рамки для личной инициативы граждан. Между 1980 и 2000 it. демократия добилась внушительной победы в Латинской Америке и в Восточной Европе. В Азии Индия, население которой составляет 1 млрд человек, вернулась в число «свободных» государств в 550 Часть IV, Социальные институты Глава 16. Политика и правительство 551
Тоталитаризм 22 октября, Т^ьетнам, пригород Сайгона. Т)ля шестерых. американских студентов программа обучения за границей свернута, потому что они беседовали с вьетнамскими студентами и принесли в университет сротографии. Т^ьетналюкий министр образования сегодня вечером приказал им покинуть страну, утверждая, что общение американских студентов с вьетнамскими угрожают безопасности Т$ьетнама. Политической системой, в наибольшей степени контролирующей народ, является тоталитаризм (абсолютно централизованная политическая система, регулирующая в значительной степени жизни людей). Тоталитарные государства возникли только в XX в. вместе с появлением технологий жесткого регулирования жизни людей. Правительство Вьетнама пристально следит за действиями своих граждан и приезжающих в страну. Аналогичным образом действует и правительство Северной Кореи, использующее средства наблюдения и сложнейшие компьютеры для сбора и хранения большого количества информации о своих граждан и контролирующее их. И хотя некоторые тоталитарные правительства утверждают, что являются проводниками воли народа, большинство из них стремится подчинить его своей воле. Как следует из самого термина «тоталитаризм»', они концентрируют в своих руках всю власть, что совершенно исключает возможность существования какой-либо организованной оппозиции. Лишая народ права объединяться для достижения политических целей и контролируя доступ к средствам массовой информации, тоталитарные режимы процветают в обстановке социальной разобщенности и страха. Например, простые граждане бывшего Советского Союза не могли приобрести для личного пользования не только телефонные справочники, копировальную технику или факсы, но и точные карты городов. Жизнь в тоталитарных обществах исключительно политизирована и требует не простого подчинения системе, но и личной преданности ей. В Северной Корее — одном из самых тоталитарных государств мира — портреты лидеров и политические лозунги, раздающиеся из громкоговорителей, напоминают гражданам, что государство требует от них безоговорочного подчинения. Контролируемые государством школы и средства массовой информации представляют только официальные версии событий. Когда в тоталитарных государствах появляется оппозиция, идеологическая обработка граждан становится особенно интенсивной. Например, в Китайской Народной Республике после студенческих волнений 1989 г. власти требовали информировать обо всех «непатриотично» настроенных людях, даже если это члены семей, и обязали всех студентов пекинских вузов «освежить» свои политические знания, пройдя специальные курсы (Arendt, 1958; Kornhauser,1959; Friedrich & Brzezinski, 1965; Nisbet, 1966; Goldfarb, 1989). Политический спектр тоталитарных правительств весьма широк — от фашизма (включая нацистскую Германию) до коммунизма (включая Северную Корею). В одних государствах средства производства являются частной собственностью (так было, например, в нацистской Германии, а в более позднее время — в Чили); в других — принадлежат государству (примерами являются Куба, Северная Корея и бывший Советский Союз). Однако во всех случаях полностью контролировать общество стремится одна партия, не допускающая никакой оппозиции. Глобальная политическая система? В главе 15 («Экономка и работа») описано становление мировой экономики, благодаря чему все больше компаний функционирует в разных странах. Можно ли говорить о том, что параллельно развивается глобальная политическая система? С одной стороны, напрашивается отрицательный ответ: хотя современная деловая активность предполагает включенность более чем одной страны, наша планета, как и прежде, поделена на национальные государства. ООН, основанная в 1945 г., можно воспринимать своеобразным шагом на пути к созданию мирового правительства, но пока она не играла заметной политической роли. С другой стороны, политика становится глобальным процессом. По мнению некоторых аналитиков, транснациональные корпорации представляют новый политический порядок, поскольку обладают колоссальным влиянием на социальную жизнь во всем мпре. Иными словами, по мере того как корпорации «перерастают» правительства, политика растворяется в бизнесе. Информационная революция придала международный статус даже внутринациональной политической жизни. Электронная почта, Интернет, сотовые телефоны, спутниковые передающие системы и факсы — все это означает, что страны больше не могут оставаться «незаметными» в решении своих внутренних вопросов. И наконец, в настоящее время действуют несколько тысяч неправительственных организаций, членами большинства из которых являются граждане всех стран мира, а объектом внимания — мировая политика. В основном эти организации занимаются такими принципиальными проблемами, с которыми сталкиваются все государства, как права человека (Amnesty International — «Международная амнистия») или защита окружающей среды (Greenpeace — «Гринпис»). В XXI в. неправительственные организации, скорее всего, будут играть ключевую роль в формировании мировой политической культуры (Boli & Thomas, 1997). Подводя итоги, можно сказать, что подобно тому, как отдельные государства теряют контроль над своей собственной экономикой, правительства утрачивают способность полностью контролировать политические события, происходящие в границах государства. Date: 2015-12-13; view: 385; Нарушение авторских прав |