Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика с глобальной точки зрения
История человечества знает разные политические системы. Технологически примитивные общества, жившие за счет охоты и собирательства и в свое время разбросанные по всей планете, функционировали как большие семьи. Лидерство в них обычно принадлежало мужчине, наделенному исключительной физической силой или харизмой или обладавшему особыми охотничьими навыками. Но эти лидеры имели лишь незначительную власть, потому что у них не было ресурсов, необходимых для контроля над «подданными», а тем более для установления собственных правил. Следовательно, в примитивных обществах лидеры неотличимы от остальных членов и правительства не были самостоятельными институтами (Nolan & Lenski, 1999). Для более крупных аграрных обществ характерны разделение труда и избыток материальных благ. Эти общества становятся иерархическими, и контроль над большей частью богатства, а также власть концентрируются в руках немногочисленной элиты; политика выходит за рамки семьи и становится самостоятельным социальным институтом. Лидеры, которым удается удерживать власть и передавать ее своим наследникам из поколения в поколение, могут превратиться в носителей традиционной ее формы; не исключено, что при этом они даже заявляют о данном им свыше праве руководить другими. Такие лидеры способны также извлечь пользу из того, что Вебер назвал рациональной, легальной властью, ибо их обслуживают бюрократическая администрация и законодательная система. По мере развития общества политическая сфера оказалась соотнесенной с национальным правительством, или государством. Но возникновение такового зависит от технологии. Всего лишь несколько веков назад армии передвигались медленно, а связь даже на коротких расстояниях была несовершенной. По этой причине ранние политические империи — например, Месопотамия 5 тыс. лет тому назад — распались на множество городов-государств. Развитие технологий способствовало тому, что на карте появились более крупные образования — национальные государства. Сейчас их в мире насчитывается 192, каждое имеет собственную политическую систему, которые возможно проанализировать, поскольку все они подпадают под одну из четырех разновидностей — монархия, демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Монархия Монархия (от лат. и древнегреч. «один правитель») — тип политической системы, когда власть принадлежит одному семейству и передается из поколения в поколе- Глава 16. Политика и правительство 545 в Библии упоминаются такие великие цари, как Давид и Соломон. Виндзоры, королевская семья нынешней Великобритании, ведут свой род уже 1000 лет. Значит, по терминологии Вебера, монархия узаконена традицией. В средневековье абсолютная монархия, политическая система, при которой правители, взошедшие на трон по праву наследования, приписывали своей власти божественное происхождение, процветала от Англии до Китая, а также в некоторых частях американского континента. В ряде стран (например, в Саудовской Аравии) монархи и сегодня обладают едва ли не абсолютной властью над своим народом. Однако в XX в. идеи равенства постепенно подточили монархические основания, и на смену самодержцам во многих странах пришли избираемые народом руководители. Некоторые европейские государства — Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Бельгия и Дания и Нидерланды и поныне остаются монархиями, однако конституционными. Иными словами, монархи превратились в символических глав государств, а подлинными правителями являются избранные политики во главе с премьер-министром, которые руководят государствами в соответствии с принципами, закрепленными в конституциях. Следовательно, в этих странах королевские династии могут формально царствовать, но в действительности правят ими лидеры, пришедшие к власти в результате выборов. Демократия Исторической тенденцией в современном мире является движение к демократии — политической системе, при которой власть осуществляется народом как единый целым. Но члены демократического общества редко напрямую участвуют в принятии решений: одно лишь огромное их число делает это невозможным. В действительности реализуется система репрезентативной демократии, которая отдает власть в руки выборных лидеров, подотчетных своим избирателям. Большинство богатых стран мира утверждают, что они демократические государства. Экономическое развитие и демократический стиль правления неотделимы друг от друга, ибо оба зависят от уровня просвещенности населения. Более того, из-за индустриализации традиционная власть, свойственная аграрной монархии, уступила место рациональной, легальной. В результате подобного процесса выборов лидеры оказываются на должностях, регулируемых законом. Демократия и подобная разновидность установления легитимности связаны между собой точно так же, как монархия и традиционная форма власти. Однако США, например, не могут быть признаны истинно демократическими, и тому есть две причины. Во-первых, существует проблема бюрократии. Все демократические политические системы немыслимы без многочисленного чиновничье-го аппарата. Так, на службе у федерального правительства США состоят более 2 млн штатных сотрудников, занятых полную рабочую неделю, 6 млн сотрудников по контракту, 1,5 млн военнослужащих и 2,4 млн работников, получающих различные гранты или оплачиваемых из специальных фондов; всего около 12 млн различных государственных служащих. Кроме того, по всей стране еще 15 млн человек работают на местные администрации, общее число которых — около 80 nsc. Большинство людей из занятых в правительственных органах никогда и никем не избирались и не подот-„оТЦ,., „„„rwnM.^mavnnnfSraff 1981: Edwards, 1985: Etzioni-Halew, 1985; Light, 1999). 546 Часть IV. Социальные институты Во-вторых, существует экономическое неравенство. В обществе, для которого характерно сильное расслоение, богатые имеют значительно больший политический вес, чем бедные. Джордж Буш-младший смог активно стартовать в президентской гонке 2000 г. во многом потому, что он сам весьма обеспеченный человек и имеет немало состоятельных друзей, благодаря чему он смог за короткое время собрать более $50 млн. В 1996 и в 2000 гг. газетный магнат Стив Форбс профинансировал свою избирательную кампанию, эти попытки стать хозяином Белого Дома стоили ему более чем $50 млн (хотя его результаты на первичных выборах оказались очень скромными). Иными словами, мало кто сомневается: в политических играх «деньги не молчат». Если же учесть финансовые возможности корпораций и профсоюзов, в распоряжении которых находятся миллиарды долларов, можно ли рассчитывать, что наша «демократическая» система прореагирует на голоса «простых людей» или хотя бы услышит их? (Burns, Francia & Hermson, 2000). Date: 2015-12-13; view: 359; Нарушение авторских прав |