Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпорации





Ядром современной капиталистической экономики является корпорация. Это легаль­но существующая организация, обладающая правами и обязанностями, полито тех, которые имеют ее члены. Регистрация в качестве корпорации легализует организацию и наделяет ее правом заключать контракты и владеть собственностью. В США более 24 млн компаний и предприятий, и 5 млн из них — корпорации (US Census Bureau, 2000). Процесс регистрации таковых таюке защищает имущество собственников от судебных исков, которые могут возникнуть из-за долгов, образовавшихся в результа­те экономической деятельности, или вреда, причиненного потребителям; нередко пе­ревод в ранг корпорации означает также и меньший налог на прибыль.

Концентрация экономики

Примерно половина американских корпораций относятся к числу небольших, и их активы не превышают $100 тыс. Однако доминируют все-таки крупнейшие ком­пании. В 1997 г. 549 корпораций имели активы, превышавшие $1 млрд, что вкупе

г'пгтяшюлп V rcpv иттпппативниу анлгаппн и rmununu ПТ^ Српчик Ячгрян 9000)


532 Часть IV. Социальные институты


Глава 15. Экономика и работа 533


 


ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Не оскудеет рука дающего: благосостояние корпораций

Что бы вы сказали, если бы правительство предложило уменьшить налоги на получаемый вами доход и с продаж? А если бы оно предложило вам купить новый дом, предоставив для этого кре­дит под более низкий, чем рыночный, процент? Вы были бы довольны, если бы правительство избавило вас от коммунальных платежей и само оплачивало бы ваши счета за воду и электричество? Для простого человека любое из этих предложений звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой. Но деньги, которые мы отдаем в виде налогов, расходуются именно так - но не на отдельных людей, а на крупные корпорации. Тем достаточно просто сообщить о своей готов­ности перебазировать производство в другое место и ждать, когда предложения от админи­страции штатов и от местных властей посыпятся на них как из рога изобилия. Сторонники подобной политики называют правительственную помощь корпорациям «парт­нерством личности и общества». В доказательство они ссылаются на новые рабочие места, создаваемые компаниями, которые открывают производства в регионах, которые прежде не были охвачены деловой активностью. Для города или деревни с высоким уровнем безрабо­тицы обещание открыть фабрику слишком заманчиво, чтобы можно было отказаться от него. Если некоторые стимулы в виде налоговых льгот или бесплатных коммунальных услуг спо­собны соблазнить компанию и заставить ее отклонить другое возможное предложение, такое вложение денег признается удачным.

Однако критики называют подобную политику заботой о благосостоянии корпораций. По их мнению, даже если компании на самом деле создают новые рабочие места, они получают больше, чем отдают. Так, в 1991 г. штат Индиана предложил авиакомпании United Airlines льготы на общую сумму $451 млн, если она согласится построить в штате предприятие по ремонту и техническому обслуживанию самолетов. Компания приняла предложение, постро­ила ремонтный завод и наняла на работу 6300 человек. Однако простые расчеты показывают, что каждое рабочее место обошлось штату в огромную сумму - в $72 тыс. Практически то же самое произошло и в 1993 г., когда штат Алабама преложил компании Mercedes-Benz пост­роить в Таскалузе (Tuscaloosa) завод по сборке автомобилей, предоставив ей льготы на сум­му $253 млн. Предприятие построили, и 1500 человек были трудоустроены, т. е. каждое ра­бочее место обошлось Алабаме в $ 169 тыс. В 1997 г. норвежская компания получила от шта­та Пенсильвания льготы на сумму $307 млн за возобновление работы части филадельфийской корабельной верфи. После подписания соглашения были приняты 950 человек, т. е. каждое рабочее место обошлось штату в $323 тыс. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах страны. В 1990-х гг. правительство ежегодно тратило на поддержку корпораций свыше $15 млрд, т. е. больше, чем на оказание помощи неимущим людям. Корпорации, передислоцирующие свои производства, получают весьма щедрые предложе­ния от политиков, стремящихся к «созданию рабочих мест». Однако если рассматривать эту проблему в масштабах всей страны, то оказывается, что, хотя на новых предприятиях дей­ствительно появляется некоторое количество вакансий, чаще производство просто перено­сят из региона в регион. Нельзя также сказать, что все виды деятельности хорошо оплачива­ются. И нет никаких гарантий того, что, обосновавшись на новом месте, корпорация останет­ся там, потому что ничто не может помешать переместить мощности туда, где можно получить наибольшую прибыль. В 1993 г. правительство штата Кентукки и администрация города Лу-исвилля предоставили компании General Electric налоговые льготы на сумму $ 19 млн для стро­ительства завода стиральных машин в пригороде Луисвилля. В 1999 г. компания перебази­ровала производство в штат Джорджия и в Мексику, где уровень оплаты труда ниже, в ре­зультате чего 1500 жителей Луисвилля остались без работы.


//Ьтлпимк- DirtlnH J? Ct™U 1ППО


Самой крупной по продажам американской корпорацией является автомобиле­строительная General Motors, активы которой равны $303 млрд. На ее предприяти­ях работает больше людей, чем в организациях, принадлежащих правительствам штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон, Аляска и Гавайи вместе взятых. Объем продаж этой корпорации (в 2000 г. он составил $185 млрд) равен доходу от нало­гов, получаемому половиной штатов.

Конгломераты и корпоративные связи

Самый крупный бизнес — конгломераты — гигантские корпорации, состоящие из многих более мелких. Они образуются, когда корпорации выходят на иные рынки, создают новые компании или сливаются с другими. Так, корпорация RJR-Nabisco представляет собой конгломерат, продающий не только сигареты, но и десятки товаров домашнего обихода.

Даже конгломераты связаны между собой, ибо им принадлежат акции друг дру­га, и результатом этой взаимосвязи оказываются действующие во всем мире кор­поративные альянсы, размеры которых потрясают воображение. Так, General Motors владеет корпорациями Opel (Германия), Vauxhall (Великобритания) и по­ловиной Saab (Швеция), а ее партнерами являются японские корпорации Suzuki, Isuzu и Toyota. Корпорации Ford принадлежат/agMar и Aston Martin (Великобрита­ния) и доля корпораций Mazda (Япония), Kia (Корея) и Volvo (Швеция).

Корпорации связаны между собой также и с помощью единого директората (это люди, работающие в тесном контакте друг с другом и являющиеся директора­ми многих корпораций) (Herman, 1981; Scott & Griff, 1985; Weidenbaum, 1995; Kono et al., 1998). Связи, зарождающиеся в залах заседаний советов директоров, обеспе­чивают доступ к важной информации о продукции друг друга и о стратегиях мар­кетинга. Берт Минц и Майкл Шварц установили, что через членов своего правле­ния General Motors связана с 700 другими компаниями (Mintz & Schwartz, 1981). Сами по себе эти связи не противоречат общественным интересам, но они могут способствовать такой противозаконной деятельности, как назначение фиксирован­ной цены, и, конечно же, приводят к концентрации власти и богатства.

Конкурируют ли корпорации друг с другом?

Согласно капиталистической модели, предприятия действуют автономно в условиях рыночной конкуренции. Однако крупные корпорации тесно взаимосвязаны, а значит, независимо друг от друга функционировать не могут. Более того, незначительное их число доминирует на многих больших рынках. Следовательно, в действительности многие огромные корпорации по-настоящему не конкурируют между собой.

Закон запрещает крупной компании становиться монополистом, т. е. устанав­ливать монополию {господство единичного производителя парынке), поскольку она может диктовать свою цену. Однако олигополия {господство нескольких произво­дителей на рынке) — вполне законная и весьма распространенная практика. Она возникает потому, что значительные инвестиции, необходимые для вхождения на такой объемный рынок, как, например, автомобилестроение, доступны только са­мым крупным компаниям. Более того, настоящая конкуренция сопряжена с рис-imivf ргп-тл ^пямкпн бичнрг гтяпяется избегать.



534 Часть IV. Социальные институты

Власть корпораций в настоящее время столь велика, а конкуренция между ними так ограниченна, что государственное регулирование может оказаться единствен­ным способом защиты интересов общества. Однако правительство являеся един­ственным и самым крупным потребителем того, что производят корпорации. Фе­деральные органы управления еще и помогают стремящимся остаться на плаву корпорациям, иногда с помощью многомиллиардных программ выхода из эконо­мических трудностей. Кроме того, как следует из материала, помещенного под руб­рикой «Практическая социология», такая помощь была названа ее критиками «за­ботой о благосостоянии корпораций».

Корпорации и глобальная экономика

Корпорации настолько разрослись и сосредоточили в своих руках такую огром­ную власть, что именно они контролируют сегодня подавляющую часть мировой экономики. Самые крупные корпорации базируются в США, Японии и Западной Европе, но они считают весь мир одним огромным рынком сбыта. Действительно, основные продажи многих из таких крупных американских компаний, как, напри­мер, McDonald's, приходятся на зарубежные страны.

Бедные регионы привлекают внимание транснациональных корпораций, пото­му что там сосредоточена наибольшая часть населения и трудовых ресурсов пла­неты. Кроме того, как следует из данных, представленных на рис. 15.4, труд там значительно дешевле: мексиканский рабочий зарабатывает за две недели столько, сколько немецкий — за день.

26—]------- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1-----

24---------------------------------------------------------------------------------------------


 

 

ОС ш < , к та к к Л  
? I   а £ I fg X та I
га о о S <? X га * £ CD
  с?   II §    
Рис. 15.4.Средняя почасовая оплата труда рабочих промышленных предприятий (1999 г.).

22--------------------------------------------------------------------------------------------


_____________________________________________________ Глава 15. Экономика и работа 535

Влияние глобализации экономики на бедные страны неоднозначно (см. главу 12 «Глобальная стратификация»). По одну сторону баррикад находятся привержен­цы теории модернизации, полагающие, что глобализация высвобождает огромные созидательные силы капитализма, способствуя тем самым росту уровня жизни в бедных странах. То есть тем корпорации предлагают финансовые инвестиции, до­ходы от налогообложения, новые рабочие места и более совершенные техноло­гии, ускоряющие экономический рост (Rostow, 1978; Madsen, 1980; Berger, 1986; Firebaugh & Beck, 1994; Firebaugh & Sandu, 1998).


Эти представления оспаривают сторонники теории зависимости, полагающие, что глобализация углубляет неравенство между бедными и богатыми странами. Интернациональные корпорации, по их мнению, действительно создают немного новых рабочих мест, чтобы заблокировать развитие национальной индустрии и подтолкнуть слаборазвитые сообщества к тому, чтобы те занимались изготовлени­ем товаров на экспорт, а не производством необходимого для их внутреннего рын­ка. Если принять такую точку зрения, получится, что международные корпорации делают бедные страны еще беднее и более зависимыми от богатых (Vaughan, 1978; Wallerstein, 1979; Delacroix & Ragin, 1981; Bergesen, 1983; Walton & Ragin, 1990).

В то время как сторонники теории модернизации приветствуют рынок, видя в нем ключ к прогрессу и процветанию всех живущих на Земле народов, привер­женцы теории зависимости призывают к замене рыночных систем экономически­ми моделями, предполагающими государственное регулирование.







Date: 2015-12-13; view: 397; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию