Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Корпорации
Ядром современной капиталистической экономики является корпорация. Это легально существующая организация, обладающая правами и обязанностями, полито тех, которые имеют ее члены. Регистрация в качестве корпорации легализует организацию и наделяет ее правом заключать контракты и владеть собственностью. В США более 24 млн компаний и предприятий, и 5 млн из них — корпорации (US Census Bureau, 2000). Процесс регистрации таковых таюке защищает имущество собственников от судебных исков, которые могут возникнуть из-за долгов, образовавшихся в результате экономической деятельности, или вреда, причиненного потребителям; нередко перевод в ранг корпорации означает также и меньший налог на прибыль. Концентрация экономики Примерно половина американских корпораций относятся к числу небольших, и их активы не превышают $100 тыс. Однако доминируют все-таки крупнейшие компании. В 1997 г. 549 корпораций имели активы, превышавшие $1 млрд, что вкупе г'пгтяшюлп V rcpv иттпппативниу анлгаппн и rmununu ПТ^ Српчик Ячгрян 9000) 532 Часть IV. Социальные институты Глава 15. Экономика и работа 533
ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Не оскудеет рука дающего: благосостояние корпораций Что бы вы сказали, если бы правительство предложило уменьшить налоги на получаемый вами доход и с продаж? А если бы оно предложило вам купить новый дом, предоставив для этого кредит под более низкий, чем рыночный, процент? Вы были бы довольны, если бы правительство избавило вас от коммунальных платежей и само оплачивало бы ваши счета за воду и электричество? Для простого человека любое из этих предложений звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой. Но деньги, которые мы отдаем в виде налогов, расходуются именно так - но не на отдельных людей, а на крупные корпорации. Тем достаточно просто сообщить о своей готовности перебазировать производство в другое место и ждать, когда предложения от администрации штатов и от местных властей посыпятся на них как из рога изобилия. Сторонники подобной политики называют правительственную помощь корпорациям «партнерством личности и общества». В доказательство они ссылаются на новые рабочие места, создаваемые компаниями, которые открывают производства в регионах, которые прежде не были охвачены деловой активностью. Для города или деревни с высоким уровнем безработицы обещание открыть фабрику слишком заманчиво, чтобы можно было отказаться от него. Если некоторые стимулы в виде налоговых льгот или бесплатных коммунальных услуг способны соблазнить компанию и заставить ее отклонить другое возможное предложение, такое вложение денег признается удачным. Однако критики называют подобную политику заботой о благосостоянии корпораций. По их мнению, даже если компании на самом деле создают новые рабочие места, они получают больше, чем отдают. Так, в 1991 г. штат Индиана предложил авиакомпании United Airlines льготы на общую сумму $451 млн, если она согласится построить в штате предприятие по ремонту и техническому обслуживанию самолетов. Компания приняла предложение, построила ремонтный завод и наняла на работу 6300 человек. Однако простые расчеты показывают, что каждое рабочее место обошлось штату в огромную сумму - в $72 тыс. Практически то же самое произошло и в 1993 г., когда штат Алабама преложил компании Mercedes-Benz построить в Таскалузе (Tuscaloosa) завод по сборке автомобилей, предоставив ей льготы на сумму $253 млн. Предприятие построили, и 1500 человек были трудоустроены, т. е. каждое рабочее место обошлось Алабаме в $ 169 тыс. В 1997 г. норвежская компания получила от штата Пенсильвания льготы на сумму $307 млн за возобновление работы части филадельфийской корабельной верфи. После подписания соглашения были приняты 950 человек, т. е. каждое рабочее место обошлось штату в $323 тыс. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах страны. В 1990-х гг. правительство ежегодно тратило на поддержку корпораций свыше $15 млрд, т. е. больше, чем на оказание помощи неимущим людям. Корпорации, передислоцирующие свои производства, получают весьма щедрые предложения от политиков, стремящихся к «созданию рабочих мест». Однако если рассматривать эту проблему в масштабах всей страны, то оказывается, что, хотя на новых предприятиях действительно появляется некоторое количество вакансий, чаще производство просто переносят из региона в регион. Нельзя также сказать, что все виды деятельности хорошо оплачиваются. И нет никаких гарантий того, что, обосновавшись на новом месте, корпорация останется там, потому что ничто не может помешать переместить мощности туда, где можно получить наибольшую прибыль. В 1993 г. правительство штата Кентукки и администрация города Лу-исвилля предоставили компании General Electric налоговые льготы на сумму $ 19 млн для строительства завода стиральных машин в пригороде Луисвилля. В 1999 г. компания перебазировала производство в штат Джорджия и в Мексику, где уровень оплаты труда ниже, в результате чего 1500 жителей Луисвилля остались без работы. //Ьтлпимк- DirtlnH J? Ct™U 1ППО Самой крупной по продажам американской корпорацией является автомобилестроительная General Motors, активы которой равны $303 млрд. На ее предприятиях работает больше людей, чем в организациях, принадлежащих правительствам штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон, Аляска и Гавайи вместе взятых. Объем продаж этой корпорации (в 2000 г. он составил $185 млрд) равен доходу от налогов, получаемому половиной штатов. Конгломераты и корпоративные связи Самый крупный бизнес — конгломераты — гигантские корпорации, состоящие из многих более мелких. Они образуются, когда корпорации выходят на иные рынки, создают новые компании или сливаются с другими. Так, корпорация RJR-Nabisco представляет собой конгломерат, продающий не только сигареты, но и десятки товаров домашнего обихода. Даже конгломераты связаны между собой, ибо им принадлежат акции друг друга, и результатом этой взаимосвязи оказываются действующие во всем мире корпоративные альянсы, размеры которых потрясают воображение. Так, General Motors владеет корпорациями Opel (Германия), Vauxhall (Великобритания) и половиной Saab (Швеция), а ее партнерами являются японские корпорации Suzuki, Isuzu и Toyota. Корпорации Ford принадлежат/agMar и Aston Martin (Великобритания) и доля корпораций Mazda (Япония), Kia (Корея) и Volvo (Швеция). Корпорации связаны между собой также и с помощью единого директората (это люди, работающие в тесном контакте друг с другом и являющиеся директорами многих корпораций) (Herman, 1981; Scott & Griff, 1985; Weidenbaum, 1995; Kono et al., 1998). Связи, зарождающиеся в залах заседаний советов директоров, обеспечивают доступ к важной информации о продукции друг друга и о стратегиях маркетинга. Берт Минц и Майкл Шварц установили, что через членов своего правления General Motors связана с 700 другими компаниями (Mintz & Schwartz, 1981). Сами по себе эти связи не противоречат общественным интересам, но они могут способствовать такой противозаконной деятельности, как назначение фиксированной цены, и, конечно же, приводят к концентрации власти и богатства. Конкурируют ли корпорации друг с другом? Согласно капиталистической модели, предприятия действуют автономно в условиях рыночной конкуренции. Однако крупные корпорации тесно взаимосвязаны, а значит, независимо друг от друга функционировать не могут. Более того, незначительное их число доминирует на многих больших рынках. Следовательно, в действительности многие огромные корпорации по-настоящему не конкурируют между собой. Закон запрещает крупной компании становиться монополистом, т. е. устанавливать монополию {господство единичного производителя парынке), поскольку она может диктовать свою цену. Однако олигополия {господство нескольких производителей на рынке) — вполне законная и весьма распространенная практика. Она возникает потому, что значительные инвестиции, необходимые для вхождения на такой объемный рынок, как, например, автомобилестроение, доступны только самым крупным компаниям. Более того, настоящая конкуренция сопряжена с рис-imivf -л ргп-тл ^пямкпн бичнрг гтяпяется избегать. 534 Часть IV. Социальные институты Власть корпораций в настоящее время столь велика, а конкуренция между ними так ограниченна, что государственное регулирование может оказаться единственным способом защиты интересов общества. Однако правительство являеся единственным и самым крупным потребителем того, что производят корпорации. Федеральные органы управления еще и помогают стремящимся остаться на плаву корпорациям, иногда с помощью многомиллиардных программ выхода из экономических трудностей. Кроме того, как следует из материала, помещенного под рубрикой «Практическая социология», такая помощь была названа ее критиками «заботой о благосостоянии корпораций». Корпорации и глобальная экономика Корпорации настолько разрослись и сосредоточили в своих руках такую огромную власть, что именно они контролируют сегодня подавляющую часть мировой экономики. Самые крупные корпорации базируются в США, Японии и Западной Европе, но они считают весь мир одним огромным рынком сбыта. Действительно, основные продажи многих из таких крупных американских компаний, как, например, McDonald's, приходятся на зарубежные страны. Бедные регионы привлекают внимание транснациональных корпораций, потому что там сосредоточена наибольшая часть населения и трудовых ресурсов планеты. Кроме того, как следует из данных, представленных на рис. 15.4, труд там значительно дешевле: мексиканский рабочий зарабатывает за две недели столько, сколько немецкий — за день. 26—]------- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 1----- 24---------------------------------------------------------------------------------------------
22-------------------------------------------------------------------------------------------- _____________________________________________________ Глава 15. Экономика и работа 535 Влияние глобализации экономики на бедные страны неоднозначно (см. главу 12 «Глобальная стратификация»). По одну сторону баррикад находятся приверженцы теории модернизации, полагающие, что глобализация высвобождает огромные созидательные силы капитализма, способствуя тем самым росту уровня жизни в бедных странах. То есть тем корпорации предлагают финансовые инвестиции, доходы от налогообложения, новые рабочие места и более совершенные технологии, ускоряющие экономический рост (Rostow, 1978; Madsen, 1980; Berger, 1986; Firebaugh & Beck, 1994; Firebaugh & Sandu, 1998). Эти представления оспаривают сторонники теории зависимости, полагающие, что глобализация углубляет неравенство между бедными и богатыми странами. Интернациональные корпорации, по их мнению, действительно создают немного новых рабочих мест, чтобы заблокировать развитие национальной индустрии и подтолкнуть слаборазвитые сообщества к тому, чтобы те занимались изготовлением товаров на экспорт, а не производством необходимого для их внутреннего рынка. Если принять такую точку зрения, получится, что международные корпорации делают бедные страны еще беднее и более зависимыми от богатых (Vaughan, 1978; Wallerstein, 1979; Delacroix & Ragin, 1981; Bergesen, 1983; Walton & Ragin, 1990). В то время как сторонники теории модернизации приветствуют рынок, видя в нем ключ к прогрессу и процветанию всех живущих на Земле народов, приверженцы теории зависимости призывают к замене рыночных систем экономическими моделями, предполагающими государственное регулирование. Date: 2015-12-13; view: 397; Нарушение авторских прав |