Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Власть и авторитет
Каждое общество опирается на власть, которую социолог Макс Вебер (Weber, 1978; 1-е изд. — 1921) определил как способность достигать желаемых целей вопреки сопротивлению других. Ее реализация — преимущественное дело правительства, официальной организации, руководящей политической жизнью общества. Однако, по мнению Вебера, лишь немногие правительства добиваются от 542 Часть IV. Социальные институты Глава 16. Политика и правительство 543
население страны уважает (или как минимум принимает) существующую политическую систему. Любому большому, сложному по своей структуре обществу трудно существовать, если власть исходит исключительно из принципа силы, — тогда жизнь превращается в кошмарный террор. Социальная организация зависит от консенсуса между членами общества о том, каковы его цели (культура), и о приемлемых путях их достижения (культурных нормах). Следовательно, каждое общество стремится к легитимизации своей власти. Именно поэтому Вебер уделил основное внимание такому понятию, как авторитет — власти, приобретаемой людьми не с помощью принуждения, а законным образом. Как абсолютная власть трансформируется в стабильный авторитет? Вебер указал три способа, каждый из которых соответствует определенному уровню экономического развития общества. Традиционная власть Вебер полагал, что доиндустриальные общества характеризуются традиционной властью — той, которая приобретает легитимность через уважение к давно устоявшимся культурным образцам. Она как бы входит в коллективную память общества таким образом, что люди считают социальное устройство едва ли не священным. Так воспринимались в древности китайские императоры, подобным же образом утверждалась элита средневековой Европы. В обоих случаях власть традиции была достаточна сильной, чтобы люди при любых обстоятельствах считали представителей правящей по наследству династии чуть ли не богоподобными существами. Однако с развитием промышленности традиционная власть приходила в упадок. Ханна Арендт отмечает, что та непобедима, пока члены общества имеют общее культурное наследие и мировоззрение (Arendt, 1963). Эту форму власти подрывают специализация, без которой невозможны промышленное производство и современное научное мышление, а также социальные перемены и культурная диверсификация, являющиеся следствием иммиграции. Поэтому маловероятно, что сегодня президент Джордж Буш рискнет поклясться в том, что «будет править милостью Божьей». Но даже несмотря на это, некоторые весьма состоятельные высокопоставленные семейные кланы — Бушей, Кеннеди, Рузвельтов и Рокфеллеров — поколениями занимают привилегированное положение, так что, когда один из представителей этих семейств выходит на политическую арену, в этом есть нечто и от традиционной власти (Baltzell, 1964). Если в национальной политике США последняя играет незначительную роль, то в других аспектах повседневной жизни она проявляется весьма заметно. Патриархат, доминирование мужчин над женщинами, до сих пор широко распространен в мире, хотя атаки на эту традиционную форму власти становятся все более и более ощутимыми. В меньшей степени подвергается нападкам подчинение родителями своих детей. Однако связь традиционной власти с родительским статусом человека становится очевидной всякий раз, когда на вопрос сомневающегося ребенка «Почему?» следует родительское «Потому что я так сказал (или сказала)!». Решение отца или матери не обсуждается: вступить с ребенком в полемику, оказаться с ним «на Рационально-легальная власть По Веберу, рационально-легальная власть (называемая также бюрократической) — это власть, легитимность которой подтверждается законодательно выполняемыми правилами и установлениями. Это власть, утверждаемая деятельностью законного правительства. Как уже отмечалось в главе 7 («Группы и организации»), Вебер считал бюрократию организационным костяком рационально мыслящих современных сообществ. Но это еще не все: благоприятствуя бюрократии, рациональное мировоззрение разрушает традиционные привычки и обычаи. Члены современных обществ, где уровень доходов высокий, не благоговеют перед прошлым, принимая за принципы справедливости формально введенные правила, и в первую очередь — законы. На рационально установленных правилах выстроены также многие властные отношения, завязывающиеся в повседневной жизни. Например, власть деканов и преподавателей, ведущих занятия в аудитории, связана с теми должностями, которые они занимают в бюрократических системах колледжей и университетов. Полицейские тоже являются должностными лицами, представляющими местные властные органы. В отличие от традиционной подобная рациональная, легальная власть вытекает не из принадлежности человека к той или иной семье, а из той должности, которую он занимает в формальной правительственной структуре. Так, если монарх — правитель пожизненный, президент возлагает и снимает с себя властные полномочия в соответствии с законом, потому что его власть определяется должностью, а не личностью. Харизматическая власть Вебер утверждал также, что власть может трансформироваться в авторитет благодаря харизме. Харизматическая власть легитимизируется благодаря исключительным личным способностям, побуждающим к преданности и повиновению. Следовательно, в отличие от традиционной и рациональной, легальной она не столько связана с социальной организацией, сколько является признаком исключительно сильной и привлекательной для окружающих личности. История человечества знает немало примеров, когда те или иные члены общества становились харизматическими лидерами. Харизма упрочивает положение признанного лидера или делает более убедительным призыв того, кто претендует на такую роль. Такие люди способны превратить аудиторию людей в последователей, создав при этом своп собственные правила и бросив вызов существующему положению вещей. Так, в 1917 г. Владимир Ленин руководил свержением монархии в России; после Второй мировой войны Махатма Ганди возглавил борьбу индийского народа за свободу от британского колониализма; спустя непродолжительное время в США возникло движение за гражданские права, во главе которого встал Мартин Лютер Кинг-младший, а мать Тереза на протяжении всей своей жизни активно помогала жителям индийского города Калькутта и призывала мировую общественность обратить внимание на ужасающую бедность жителей этого мегаполиса. Поскольку харизматическая власть исходит от определенного человека, любое инициированное им движение после смерти лидера неизбежно переживает кризис. 544 Часть IV, Социальные институты _________________________________________________ ^^ сит от превращения харизмы в рутинный порядок, т. е. от трансформации харизматической власти в некое сочетание традиционной и бюрократической. Например, христианство возникло как культ, подпитываемый харизмой Иисуса из Назарета. После смерти Иисуса его последователи утвердили его учение институтом церкви (со временем ее центром стал Рим), который базируется как на традиции, так и на бюрократии. Римская католическая церковь в таком виде процветает уже 2 тыс. лет. Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав |