Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть и авторитет





Каждое общество опирается на власть, которую социолог Макс Вебер (Weber, 1978; 1-е изд. — 1921) определил как способность достигать желаемых целей вопреки сопротивлению других. Ее реализация — преимущественное дело пра­вительства, официальной организации, руководящей политической жизнью обще­ства. Однако, по мнению Вебера, лишь немногие правительства добиваются от


542 Часть IV. Социальные институты


Глава 16. Политика и правительство 543


 


население страны уважает (или как минимум принимает) существующую по­литическую систему.

Любому большому, сложному по своей структуре обществу трудно существо­вать, если власть исходит исключительно из принципа силы, — тогда жизнь пре­вращается в кошмарный террор. Социальная организация зависит от консенсуса между членами общества о том, каковы его цели (культура), и о приемлемых пу­тях их достижения (культурных нормах).

Следовательно, каждое общество стремится к легитимизации своей власти. Именно поэтому Вебер уделил основное внимание такому понятию, как автори­тет — власти, приобретаемой людьми не с помощью принуждения, а законным об­разом. Как абсолютная власть трансформируется в стабильный авторитет? Вебер указал три способа, каждый из которых соответствует определенному уровню эко­номического развития общества.

Традиционная власть

Вебер полагал, что доиндустриальные общества характеризуются традиционной властью — той, которая приобретает легитимность через уважение к давно устояв­шимся культурным образцам. Она как бы входит в коллективную память общества таким образом, что люди считают социальное устройство едва ли не священным. Так воспринимались в древности китайские императоры, подобным же образом утвер­ждалась элита средневековой Европы. В обоих случаях власть традиции была до­статочна сильной, чтобы люди при любых обстоятельствах считали представителей правящей по наследству династии чуть ли не богоподобными существами.

Однако с развитием промышленности традиционная власть приходила в упа­док. Ханна Арендт отмечает, что та непобедима, пока члены общества имеют об­щее культурное наследие и мировоззрение (Arendt, 1963). Эту форму власти под­рывают специализация, без которой невозможны промышленное производство и современное научное мышление, а также социальные перемены и культурная ди­версификация, являющиеся следствием иммиграции. Поэтому маловероятно, что сегодня президент Джордж Буш рискнет поклясться в том, что «будет править милостью Божьей». Но даже несмотря на это, некоторые весьма состоятельные высокопоставленные семейные кланы — Бушей, Кеннеди, Рузвельтов и Рокфел­леров — поколениями занимают привилегированное положение, так что, когда один из представителей этих семейств выходит на политическую арену, в этом есть нечто и от традиционной власти (Baltzell, 1964).

Если в национальной политике США последняя играет незначительную роль, то в других аспектах повседневной жизни она проявляется весьма заметно. Патриар­хат, доминирование мужчин над женщинами, до сих пор широко распространен в мире, хотя атаки на эту традиционную форму власти становятся все более и более ощутимыми. В меньшей степени подвергается нападкам подчинение родителями своих детей. Однако связь традиционной власти с родительским статусом человека становится очевидной всякий раз, когда на вопрос сомневающегося ребенка «Поче­му?» следует родительское «Потому что я так сказал (или сказала)!». Решение отца или матери не обсуждается: вступить с ребенком в полемику, оказаться с ним «на


Рационально-легальная власть

По Веберу, рационально-легальная власть (называемая также бюрократической) —

это власть, легитимность которой подтверждается законодательно выполняемы­ми правилами и установлениями. Это власть, утверждаемая деятельностью закон­ного правительства.

Как уже отмечалось в главе 7 («Группы и организации»), Вебер считал бюрокра­тию организационным костяком рационально мыслящих современных сообществ. Но это еще не все: благоприятствуя бюрократии, рациональное мировоззрение раз­рушает традиционные привычки и обычаи. Члены современных обществ, где уро­вень доходов высокий, не благоговеют перед прошлым, принимая за принципы спра­ведливости формально введенные правила, и в первую очередь — законы.

На рационально установленных правилах выстроены также многие властные отношения, завязывающиеся в повседневной жизни. Например, власть деканов и преподавателей, ведущих занятия в аудитории, связана с теми должностями, ко­торые они занимают в бюрократических системах колледжей и университетов. Полицейские тоже являются должностными лицами, представляющими местные властные органы. В отличие от традиционной подобная рациональная, легальная власть вытекает не из принадлежности человека к той или иной семье, а из той должности, которую он занимает в формальной правительственной структуре. Так, если монарх — правитель пожизненный, президент возлагает и снимает с себя вла­стные полномочия в соответствии с законом, потому что его власть определяется должностью, а не личностью.


Харизматическая власть

Вебер утверждал также, что власть может трансформироваться в авторитет благо­даря харизме. Харизматическая власть легитимизируется благодаря исключитель­ным личным способностям, побуждающим к преданности и повиновению. Следо­вательно, в отличие от традиционной и рациональной, легальной она не столько связана с социальной организацией, сколько является признаком исключитель­но сильной и привлекательной для окружающих личности.

История человечества знает немало примеров, когда те или иные члены общества становились харизматическими лидерами. Харизма упрочивает положение признан­ного лидера или делает более убедительным призыв того, кто претендует на такую роль. Такие люди способны превратить аудиторию людей в последователей, создав при этом своп собственные правила и бросив вызов существующему положению вещей. Так, в 1917 г. Владимир Ленин руководил свержением монархии в России; после Второй мировой войны Махатма Ганди возглавил борьбу индийского народа за свободу от британского колониализма; спустя непродолжительное время в США возникло движение за гражданские права, во главе которого встал Мартин Лютер Кинг-младший, а мать Тереза на протяжении всей своей жизни активно помогала жителям индийского города Калькутта и призывала мировую общественность обра­тить внимание на ужасающую бедность жителей этого мегаполиса.

Поскольку харизматическая власть исходит от определенного человека, любое инициированное им движение после смерти лидера неизбежно переживает кризис.


544 Часть IV, Социальные институты _________________________________________________ ^^

сит от превращения харизмы в рутинный порядок, т. е. от трансформации хариз­матической власти в некое сочетание традиционной и бюрократической. Например, христианство возникло как культ, подпитываемый харизмой Иисуса из Назарета. После смерти Иисуса его последователи утвердили его учение институтом церкви (со временем ее центром стал Рим), который базируется как на традиции, так и на бюрократии. Римская католическая церковь в таком виде процветает уже 2 тыс. лет.







Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию