Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендер и социализация





Тендер во многом определяет чувства, мысли и поступки человека на протяжении всей его жизни. Дети очень рано узнают, что общество воспринимает женщин и мужчин как разных; в трехлетнем возрасте они начинают применять тендерные стандарты к себе.

Таблица 13.1 Традиционные представления о тендерной идентичности

Женские черты Мужские черты


В табл. 13.1 указаны черты, которые американцы традиционно связывают с «фемининным» и «маскулинным» поведением. Обратите внимание, что многие из них противоположны, хотя некоторые исследования показывают, что большинство молодых людей специально не задаются задачей стать фемининной или маскулин­ной личностью (Bernard, 1980; Bern, 1993).

Тендер не только влияет на представление человека о себе, но и учит его посту­пать определенным образом. Тендерные роли — это установки и виды деятельно­сти, которые общество увязывает с тем или иным полом. Если наша культура оп­ределяет мужчин как амбициозных и стремящихся к соревновательности, мы ожи­даем, что они выберут командные виды спорта и пожелают занять руководящие позиции. Если мы считаем женщин скромными и эмоциональными, то ожидаем, что они станут оказывать окружающим поддержку и помощь, а также будут склон­ны плакать по разным поводам.

Тендер и семья

При рождении человека люди обычно сразу спрашивают: «Мальчик или девочка?» Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он определяет не только пол ребенка, но и вероятное направление всей его жизни.

На самом деле тендерные представления сказываются еще до рождения ребен­ка, потому что большинство родителей надеются на рождение мальчика, а не де­вочки. Взрослые стремятся немедленно ввести младенца в «розовый мир» девочек или «голубой мир» мальчиков (Bernard, 1981). Тендерные сообщения содержатся даже в том, как родители обращаются со своими дочерьми и сыновьями. В одном английском университете был проведен такой эксперимент: младенца одевали или как мальчика, или как девочку и передавали его группе женщин; испытуемые об­ращались с «девочкой» нежно, часто обнимая и лаская, а с «мальчиком» более аг­рессивно, нередко поднимая ребенка высоко в воздух или подбрасывая его (Bonner, 1984). Урок очевиден: женский мир пассивен и эмоционален, а в мужском ценятся независимость и активность.


 


Подчинение

Зависимость

Невысокий интеллект и некомпетентность

Эмоциональность

Восприимчивость

Интуитивный склад ума

Слабость

Робость

Способность довольствоваться малым

Пассивность

Отзывчивость

Чувственность

Сексуальный объект


Доминирование

Независимость

Высокий интеллект и компетентность

Рациональность

Напористость

Аналитический склад ума

Сила

Храбрость

Амбициозность

Активность

Соперничество

Бесчувственность

Сексуальная агрессивность


ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Маскулинность как соперничество

Когда мне было 10 лет, главным для меня было стать мужчиной. В то время наиболее важными отношениями, определявшими мою личность, были отношения с другими мальчишками. Я уже знал, что каждую встречу с другим мальчиком надо рассматривать как соревнование, в котором я должен победить или по крайней мере сохранить собственное достоинство... Этот урок продол­жался [в школе], после школы и даже в воскресной школе. Родители, родственники, книги, кото­рые я читал, фильмы, которые смотрел, - все они учили, что мое достоинство заключается в мас­кулинности, готовности соперничать с другими мальчиками. Обычно это не подразумевало физи­ческой борьбы, хотя готовность встать и «сражаться, как мужчина» всегда была окончательной проверкой. Наши отношения обычно оказывались своеобразным перемирием в ходе сражения. В то время девочки еще не входили в наш социальный мир, просто потому что они не участвовали в таком соревновании. Их не нужно было обманывать, от их запугивания не было никакой выгоды, поэтому их так или иначе игнорировали. Иногда, когда вокруг не было взрослых, мы давали друг nnvrv знать о своей поивязанности. но большую часть времени поступали так, как нас учили.


Глава 13. Тендерная стратификация 441


440 Часть III. Социальное неравенство

Тендер и сверстники

Начав учиться в школе, дети отдаляются от семьи и находят друзей среди сверст­ников, которые преподают дополнительные тендерные уроки. Как игровые груп­пы формировали у мальчика чувство маскулинности, объясняется в истории под названием «Маскулинность как соперничество».

Наблюдая год за игрой детей, Джанет Левер (Lever, 1978) пришла к выводу, что мальчики предпочитают командные виды спорта со сложными правилами и чет­кими целями, например сделать пробежку (бейсбол) или тачдаун1 (американский футбол). В таких играх почти всегда есть победители и проигравшие, что усилива­ет стремление к власти и агрессивности (маскулинным чертам).


Девочкам тоже не чужды командные виды спорта. Однако они играют в «клас­сы», прыгают со скакалкой или просто разговаривают, поют или танцуют. Эти дей­ствия почти не ограничены правилами, а их конечной целью редко является побе­да. Группы сверстников, как объясняет Левер, учат девочек не соперничеству, а спо­собствуют развитию межличностных навыков коммуникации и сотрудничества, формируя, по-видимому, основу для будущих ролей жен и матерей.

Наблюдения Левер напоминают о тендерной теории морального рассуждения Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1982), рассмотренной в главе 5 («Социализация»). Гил-лиган утверждает, что мальчики рассуждают, руководствуясь абстрактными прин­ципами. Для них «быть правым» означает «играть по правилам». Девочки же вос­принимают мораль как социальную ответственность перед другими людьми. Та­ким образом, игры, в которые мы играем, оказывают серьезное воздействие на нашу дальнейшую жизнь.

Тендер и школьное обучение

В средней школе девочки, как правило, обучаются навыкам секретарей, официан­ток и косметологов. Занятия по столярному делу и ремонту автомобилей напро­тив, привлекают главным образом мальчиков.

В колледже непропорционально много мужчин изучают математику и естествен­ные науки, в том числе физику, химию и биологию. Женщины предпочитают гума­нитарные науки (например, английский язык), искусство (живопись, музыка, та­нец и театр) и общественные науки (включая антропологию и социологию). Новые области науки также в большинстве случаев разделены по тендерному признаку. Например, компьютерная сфера привлекает главным образом мужчин, в то время как курсы по тендерным исследованиям посещает больше женщин.

Тендер и средства массовой информации

С момента, когда телевидение впервые привлекло общественное внимание, что случилось в 1950-е гг., и до нашего времени основные роли играют белые мужчи­ны. Расовые и этнические меньшинства совершенно не были представлены веду­щими телевизионными ролями — так продолжалось вплоть до 1970-х гг. Что каса­ется женщин, то даже в том случае, когда показаны представители обоих полов,


мужчины обычно — блестящие детективы, бесстрашные исследователи и опытные хирурги, в то время как женщинам, наоборот, достаются роли менее талантливых персонажей, которые всего-навсего делают историю сексуально интересной.

Традиционно в рекламных роликах изображаются женщины, которые пребы­вают дома, радостно используют в хозяйстве чистящие средства, готовят еду, про­буют различные устройства и шьют одежду. Мужчины же доминируют в рекламе автомобилей, путешествий, банковских услуг, промышленных компаний и алко­гольных напитков. Безликий авторитетный голос за кадром, рассказывающий о товарах по телевидению или по радио, почти всегда принадлежит мужчине (Courtney & Whipple, 1983; Davis, 1993).

При исследовании рекламных объявлений в газетах и журналах Эрвинг Гофф-ман (Goffman, 1979) задокументировал закономерность, выраженную в том, что мужчины на рисунках обычно изображены выше женщин, что подразумевает мужское превосходство. Он обнаружил, что женщины чаще изображались ле­жащими (на диванах или кроватях) или сидящими на полу, подобно детям. Лица мужчин выражают компетентность и авторитет, в то время как женщины часто выглядят по-детски. Внимание мужчин было обращено на рекламируемую про­дукцию, а женщины чаще фокусировались на мужчинах, выполняя второсте­пенную и подчиненную роль.


В последние годы изображения женщин и мужчин стали более адекватными, но все равно реклама не отдает женщинам должное, активно поддерживая то, что Наоми Вульф называет «мифом о красоте».

1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000

Год

Рис. 13.2. Соотношение мужчин и женщин среди занятого населения в США. Источник: U. S. Department of Labor, 2001


442 Часть III. Социальное неравенство







Date: 2015-12-13; view: 373; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию