Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тендер и социализация
Тендер во многом определяет чувства, мысли и поступки человека на протяжении всей его жизни. Дети очень рано узнают, что общество воспринимает женщин и мужчин как разных; в трехлетнем возрасте они начинают применять тендерные стандарты к себе. Таблица 13.1 Традиционные представления о тендерной идентичности Женские черты Мужские черты В табл. 13.1 указаны черты, которые американцы традиционно связывают с «фемининным» и «маскулинным» поведением. Обратите внимание, что многие из них противоположны, хотя некоторые исследования показывают, что большинство молодых людей специально не задаются задачей стать фемининной или маскулинной личностью (Bernard, 1980; Bern, 1993). Тендер не только влияет на представление человека о себе, но и учит его поступать определенным образом. Тендерные роли — это установки и виды деятельности, которые общество увязывает с тем или иным полом. Если наша культура определяет мужчин как амбициозных и стремящихся к соревновательности, мы ожидаем, что они выберут командные виды спорта и пожелают занять руководящие позиции. Если мы считаем женщин скромными и эмоциональными, то ожидаем, что они станут оказывать окружающим поддержку и помощь, а также будут склонны плакать по разным поводам. Тендер и семья При рождении человека люди обычно сразу спрашивают: «Мальчик или девочка?» Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он определяет не только пол ребенка, но и вероятное направление всей его жизни. На самом деле тендерные представления сказываются еще до рождения ребенка, потому что большинство родителей надеются на рождение мальчика, а не девочки. Взрослые стремятся немедленно ввести младенца в «розовый мир» девочек или «голубой мир» мальчиков (Bernard, 1981). Тендерные сообщения содержатся даже в том, как родители обращаются со своими дочерьми и сыновьями. В одном английском университете был проведен такой эксперимент: младенца одевали или как мальчика, или как девочку и передавали его группе женщин; испытуемые обращались с «девочкой» нежно, часто обнимая и лаская, а с «мальчиком» более агрессивно, нередко поднимая ребенка высоко в воздух или подбрасывая его (Bonner, 1984). Урок очевиден: женский мир пассивен и эмоционален, а в мужском ценятся независимость и активность.
Подчинение Зависимость Невысокий интеллект и некомпетентность Эмоциональность Восприимчивость Интуитивный склад ума Слабость Робость Способность довольствоваться малым Пассивность Отзывчивость Чувственность Сексуальный объект Доминирование Независимость Высокий интеллект и компетентность Рациональность Напористость Аналитический склад ума Сила Храбрость Амбициозность Активность Соперничество Бесчувственность Сексуальная агрессивность ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Маскулинность как соперничество Когда мне было 10 лет, главным для меня было стать мужчиной. В то время наиболее важными отношениями, определявшими мою личность, были отношения с другими мальчишками. Я уже знал, что каждую встречу с другим мальчиком надо рассматривать как соревнование, в котором я должен победить или по крайней мере сохранить собственное достоинство... Этот урок продолжался [в школе], после школы и даже в воскресной школе. Родители, родственники, книги, которые я читал, фильмы, которые смотрел, - все они учили, что мое достоинство заключается в маскулинности, готовности соперничать с другими мальчиками. Обычно это не подразумевало физической борьбы, хотя готовность встать и «сражаться, как мужчина» всегда была окончательной проверкой. Наши отношения обычно оказывались своеобразным перемирием в ходе сражения. В то время девочки еще не входили в наш социальный мир, просто потому что они не участвовали в таком соревновании. Их не нужно было обманывать, от их запугивания не было никакой выгоды, поэтому их так или иначе игнорировали. Иногда, когда вокруг не было взрослых, мы давали друг nnvrv знать о своей поивязанности. но большую часть времени поступали так, как нас учили. Глава 13. Тендерная стратификация 441 440 Часть III. Социальное неравенство Тендер и сверстники Начав учиться в школе, дети отдаляются от семьи и находят друзей среди сверстников, которые преподают дополнительные тендерные уроки. Как игровые группы формировали у мальчика чувство маскулинности, объясняется в истории под названием «Маскулинность как соперничество». Наблюдая год за игрой детей, Джанет Левер (Lever, 1978) пришла к выводу, что мальчики предпочитают командные виды спорта со сложными правилами и четкими целями, например сделать пробежку (бейсбол) или тачдаун1 (американский футбол). В таких играх почти всегда есть победители и проигравшие, что усиливает стремление к власти и агрессивности (маскулинным чертам). Девочкам тоже не чужды командные виды спорта. Однако они играют в «классы», прыгают со скакалкой или просто разговаривают, поют или танцуют. Эти действия почти не ограничены правилами, а их конечной целью редко является победа. Группы сверстников, как объясняет Левер, учат девочек не соперничеству, а способствуют развитию межличностных навыков коммуникации и сотрудничества, формируя, по-видимому, основу для будущих ролей жен и матерей. Наблюдения Левер напоминают о тендерной теории морального рассуждения Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1982), рассмотренной в главе 5 («Социализация»). Гил-лиган утверждает, что мальчики рассуждают, руководствуясь абстрактными принципами. Для них «быть правым» означает «играть по правилам». Девочки же воспринимают мораль как социальную ответственность перед другими людьми. Таким образом, игры, в которые мы играем, оказывают серьезное воздействие на нашу дальнейшую жизнь. Тендер и школьное обучение В средней школе девочки, как правило, обучаются навыкам секретарей, официанток и косметологов. Занятия по столярному делу и ремонту автомобилей напротив, привлекают главным образом мальчиков. В колледже непропорционально много мужчин изучают математику и естественные науки, в том числе физику, химию и биологию. Женщины предпочитают гуманитарные науки (например, английский язык), искусство (живопись, музыка, танец и театр) и общественные науки (включая антропологию и социологию). Новые области науки также в большинстве случаев разделены по тендерному признаку. Например, компьютерная сфера привлекает главным образом мужчин, в то время как курсы по тендерным исследованиям посещает больше женщин. Тендер и средства массовой информации С момента, когда телевидение впервые привлекло общественное внимание, что случилось в 1950-е гг., и до нашего времени основные роли играют белые мужчины. Расовые и этнические меньшинства совершенно не были представлены ведущими телевизионными ролями — так продолжалось вплоть до 1970-х гг. Что касается женщин, то даже в том случае, когда показаны представители обоих полов, мужчины обычно — блестящие детективы, бесстрашные исследователи и опытные хирурги, в то время как женщинам, наоборот, достаются роли менее талантливых персонажей, которые всего-навсего делают историю сексуально интересной. Традиционно в рекламных роликах изображаются женщины, которые пребывают дома, радостно используют в хозяйстве чистящие средства, готовят еду, пробуют различные устройства и шьют одежду. Мужчины же доминируют в рекламе автомобилей, путешествий, банковских услуг, промышленных компаний и алкогольных напитков. Безликий авторитетный голос за кадром, рассказывающий о товарах по телевидению или по радио, почти всегда принадлежит мужчине (Courtney & Whipple, 1983; Davis, 1993). При исследовании рекламных объявлений в газетах и журналах Эрвинг Гофф-ман (Goffman, 1979) задокументировал закономерность, выраженную в том, что мужчины на рисунках обычно изображены выше женщин, что подразумевает мужское превосходство. Он обнаружил, что женщины чаще изображались лежащими (на диванах или кроватях) или сидящими на полу, подобно детям. Лица мужчин выражают компетентность и авторитет, в то время как женщины часто выглядят по-детски. Внимание мужчин было обращено на рекламируемую продукцию, а женщины чаще фокусировались на мужчинах, выполняя второстепенную и подчиненную роль. В последние годы изображения женщин и мужчин стали более адекватными, но все равно реклама не отдает женщинам должное, активно поддерживая то, что Наоми Вульф называет «мифом о красоте». 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 Год Рис. 13.2. Соотношение мужчин и женщин среди занятого населения в США. Источник: U. S. Department of Labor, 2001 442 Часть III. Социальное неравенство Date: 2015-12-13; view: 373; Нарушение авторских прав |