Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендер и социальная стратификация





Тендер влияет не только на мышление и поступки людей, но и на социальную иерархию. Реальность тендерной стратификации можно увидеть прежде всего в мире труда.

Работающие женщины и мужчины

В 1900 г. лишь каждая пятая женщина США имела работу. В 2000 г., как показано на рис. 13.2, работали и получали за это зарплату 60% женщин в возрасте старше 16 лет, причем три четверти из них работали полный день. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна.

Изменения в структуре рабочей силы США обусловлены сокращением числа фермеров, ростом городов, уменьшением размера семей и увеличением числа раз­водов. Таким образом, в США, как и в большинстве других стран мира, работаю­щие женщины считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Действитель­но, в 62% женатых пар США работают оба супруга. Как показывает карта мира 13.2, женщины составляют почти половину рабочей силы США, однако во многих бо­лее бедных странах это не так1.

В прошлом многие работающие американки были бездетными. Однако сегод­ня работают 62% замужних женщин, воспитывающих детей в возрасте до 6 лет, и 77% тех, у кого детям от 6 до 17 лет. Среди разведенных женщин соответственно трудятся 77% имеющих маленьких детей и 82% тех, у кого более старшие дети (U.S. Census Bureau, 2000).

Гендер и профессия. Несмотря на то, что соотношение работающих мужчин и женщин выравнивается, занимаемые ими должности остаются различными. Ми­нистерство труда США (U.S. Department of Labor, 2001) сообщает, что почти '/ ра­ботающих женщин распределяются по двум категориям. 23% из них занимают кан­целярские должности, которые иногда называют работой «розовых воротничков», потому что на 79% такие сотрудники — женщины. Еще 16% заняты в сфере обслу­живания. Большинство этих женщин работают официантками, детскими воспита­телями или трудятся в сфере здравоохранения.

В табл. 13.2 перечислены 10 самых «женских» профессий. Хотя к настоящему времени число работающих (и зарабатывающих) женщин возросло, им по-прежне­му отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе и контроль со стороны муж­чин (Charles, 1992; Bianchi & Spain, 1996; U.S. Department of Labor, 2001).

1 На этой карте показано, какую часть рабочей силы составляют женщины. Этот показатель во мно­гом определяется уровнем технологического развития страны. В 2000 г. женщины составляли 47% рабочей силы США, что почти на 10% больше, чем среди людей предыдущего поколения. В странах с высоким уровнем доходов рабочая сила почти наполовину представлена женщинами. Однако в бедных странах они работают еще упорнее, чем в США, хотя их усилия подчас не оплачиваются. Например, в Латинской Америке женщины — это приблизительно '/ оплачиваемой рабочей силы, а в исламских обществах Северной Африки и Среднего Востока соответствующая цифра намного ниже. Исключением изо правила являются страны Центральной и Южной Африки, где многие жен­щины традиционно занимаются сельским хозяйством.


444 Часть III, Социальное неравенство


Глава 13. Тендерная стратификация 445


 


Таблица 13.2 Профессии, наиболее характерные для женщин (данные за 2000 г.)

Профессия Число женщин Доля женщин в профессио-

данной профессии нальной сфере, %

 

1. Секретарь 2 594 000 98,9
2. Специалист по гигиене полости рта 110 000 98,5
3. Воспитатель яслей и детского сада 617 000 98,5
4. Семейная няня 446 000 97,7
5. Частный воспитатель 268 000 97,5
6. Служащая в приемной 983 000 96,7
7. Помощник стоматолога 210 000 96,4
8. Помощник воспитателя детского сада 457 000 95,2
9. Домработница или служанка 474 000 94,8
10. Стенографистка 146 000 94,7

Источник. U.S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics, Employment and Earnings, vol. 48, no. 1, January 2001, pp. 178-183.

Мужчины доминируют в большинстве остальных отраслей, включая строительную индустрию: 99% каменщиков, сварщиков и машинистов тяжелой техники — именно они. Кроме того, мужчинами являются 90% инженеров, 83% полицейских, 72% вра­чей, 70% судей и юристов и 55% руководителей коммерческих организаций. Согласно данным недавнего исследования, в число самых высокооплачиваемых сотрудников корпораций из списка Fottune 500 входят 2162 мужчины и 93 женщины или (только 4%). Всего лишь в 9 из 1000 крупнейших корпораций США пост генерального дире­ктора занимают женщины (Catalyst, 2001; U.S. Department of Labor, 2001).


Тендерная стратификация на рабочем месте очевидна: медсестры ассистируют мужчинам-врачам, женщины-секретарши помогают мужчинам-руководителям, а женщины-стюардессы подчиняются летчикам, большинство из которых также мужчины. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой-либо облас­ти, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины. Например, 98% воспитателей детских садов, 83% учителей начальной школы, 58% учителей средней школы, 42% профессоров колледжей и университетов и 16% руководите­лей колледжей и университетов — женщины (U.S. Department of Labor, 2001).

В чем же именно возможность женщин занять ряд должностей ограничена? Компании определяют некоторые профессии как «мужские», на основании чего делается вывод, что женщины им не соответствуют. Занимаясь исследованиями в сфере угольной промышленности штата Западная Вирджиния, Сьюзен Е. Талли-чет (Tallichet, 2000) обнаружила, что большинство мужчин считали работу в шах­те «неестественной» для женщин и называли работавших там сотрудниц «ненор­мальными», «сексуально распущенными» и лесбиянками. Из-за этих предубежде­ний женщины становились изгоями, им трудно было сохранить работу, и почти исключалось повышение по службе.


Но мужское господство не безгранично: его готовы оспорить женщины-пред­приниматели. Сейчас в США им принадлежит более 9 млн малых фирм, что со­ставляет У3 от их общего числа и в 2 раза больше, чем 10 лет назад. На большин­стве таких предприятий работает один человек — сама женщина-руководитель, однако вообще в них заняты '/ всех работающих американцев. Создавая соб­ственное дело, женщины показывают, что способны устроить свою жизнь вне крупных компаний, в которых доминируют мужчины (Ando, 1990; О'Наге & Larson, 1991; Mergenhagen, 1996c; NFWBO, 1996; Winters, 1999; U.S. Department of Labor, 2001).

Работа по дому

В США феномен работы по дому всегда выступал в качестве культурного проти­воречия: мы утверждаем, что она имеет огромную важность для семейной жизни, и в то же время считаем ее не обладающей престижем и невыгодной во всех осталь­ных отношениях (Bernard, 1981). Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, однако доля работы, проделываемой ими по дому, осталась примерно такой же. На рис. 13.3 показано, что в среднем женщины посвя­щают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины — 9,2 часа. Кроме того, видно, что такое значительное несоответствие характерно для всех категорий людей (Stapinski, 1998).

В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, и мно­гие из них рассчитывают, что те станут получать за свой труд деньги. Однако при этом большинство мужчин не желают выполнять работу по дому наравне с супругами. Непропорциональное распределение домашних обязанностей, ско­рее всего, по-прежнему будет ограничивать время, которое женщины могли бы отвести на образование и оплачиваемую работу (Cowan, 1992; Robinson & Spitze, 1992; Lennon & Rosenfeld, 1994; Heath & Bourne, 1995; Harpster & Monk-Turner, 1998; Stratton, 2001).

Тендер, доход и богатство

В 2000 г. медианный доход женщин, имеющих полную занятость, составил $27 355, а мужчин — $37 339. Это означает, что на каждый полученный мужчинами доллар приходится 73 цента, заработанных женщинами.


Среди рабочих, занятых полностью, в 2000 г. менее $25 тыс. имели 42% жен­щин и только 26% мужчин. Количество же мужчин, зарабатывающих свыше $75 тыс., в 3,5 раза превысило число женщин (14,8 и 4,1% соответственно) (U.S. Census Bureau, 2001).

Основная причина того, почему доходы женщины меньше, заключается в типе выполняемой ими работы: они занимают, как правило, конторские должности или трудятся в сфере обслуживания. Действительно, профессия и тендер взаимосвяза­ны. Многие люди все еще воспринимают менее влиятельные должности как «жен­ские», а также недооценивают некоторые профессии только потому, что они харак­терны для женщин (Parcel, Mueller, & Cuvelier, 1986; Blum, 1991; England, 1992; Bellas, 1994; Huffman, Velasco, & Bielby, 1996; England, Hermsen, & Cotter, 2000).


446 Часть III, Социальное неравенство


Глава 13. Тендерная стратификация 447


 


 
 

британии и Австралии, такая политика принята не была, в результате чего амери­канские женщины теряют ежегодно $1 млрд. Другая причина тендерного неравенства в доходах связана с семьей. Конечно, дети есть и у мужчин, и у женщин, однако в нашей культуре принято, что за воспита­ние детей прежде всего отвечают женщины. По беременности и уходу за маленьки­ми детьми многие молодые женщины лишаются возможности работать, в то время как их сверстники мужского пола добиваются значительных карьерных успехов. Это еще одна причина того, почему женщины занимают менее высокие должнос­ти, чем мужчины (Fuchs, 1986; Stier, 1996; Waldfogel, 1997). Более того, женщины, решившие иметь детей, порой не могут получить или удержать должности, предполагающие работу по вечерам и в выходные дни. Что­бы избежать столкновения исполняемых ролей, они соглашаются на работу в тех организациях, которые расположены ближе к дому, предлагают более гибкий гра­фик или обеспечивают услуги по воспитанию детей. В отличие от мужчин женщи­ны, преследующие и карьерные, и семейные цели, часто разрываются между двой­ными обязанностями. Один ученый обнаружил, что дети есть у 90% сорокалет­них мужчин-руководителей и только у 35% женщин из аналогичной категории (F. Schwartz, 1989). Таблица 13.3 Заработок американских мужчин и женщин, занятых полный рабочий день* (данные за 2000 г.)

„, „ Женатые, Работающие? Замужние? Естьдети? j
 
i^—Л

.- „ Женатые, „,

НЕТ!
Г
9.6 часа
 
НЕТ 6,9 часа
! НЕТ 10,6 часа V м
ДА 112,2 часа
к ----- ДА 13,2 часа Щ-- -_
ДА 8,2 часа
1 НЕТ 12,4 часа
i ш ДА щ
ш 5,7 час жи
Ш щй ж
ДА 8 часа
ДА 17.4 часа
ВСЕ- ЖЕНЩИНЫ 16,5 часа
.ВСЕ МУЖЧИНЫ 9,2 часа
НЕТ 11,7 часа
 
 
НЕТ 9 часов
| НЕТ [13,3 час;
У—^:
ДА 15,2 часа
7!
НЕТ 13,2 часа
| НЕТ 120,9 часа
 
НЕТ!
■] | | |25,1 часа
Г" ДА I 20.9 часа
ДА 18 часов
НЕТ 25.5 часа

Есть дети? замужние? достающие?


 

\ /
НЕТ 7 часов
/ \
 
\ /
ДА 6,1 часа
/ \
\ /
НЕТ 7,7 часа
/ \
\ /
ДА. 9,4 часа
/ \
 
\ /
НЕТ 9,5 часа
/ \
 
\ /
ДА 7,8 часа
/ \
 
\ /
НЕТ 16,9 часа
/ \
 
ДА 19,9 часа
/ \

В среднем женщины проводят за домашними делами 16,5 часа в неделю, а мужчины - 9,2 часа. Данная закономерность не зависит от того, женаты люди или нет, а также от наличия работы и детей.

Рис. 13.3. Работа по дому: кто вносит более весомый вклад? Источник: Slapinski, 1998

В 1980-е гг. сторонники тендерного равенства предложили политику сопоста­вимой ценности. Это означает, что при оплате труда людей следует руководство­ваться не исторически двойными стандартами, а фактической ценностью того, что делают люди. Однако в США в отличие от некоторых стран, например Велико-


Некоторые категории профессий

Руководители, администраторы и начальники Специалисты Технологи и техники Продавцы

Различные конторские должности Точное производство, квалифици­рованный физический труд и ре­монтные работы Механики и операторы станков Операторы конвейера Грузчики, уборщики оборудо­вания, помощники и разнорабочие Работники в сфере обслуживания Сельское и лесное хозяйство, рыболовство Вес вышеуказанные профессии

* Работники от 15 лет и старше.

Источник: U.S. Census Bureau, 2001.


 

 

Медианный д )Ходв долларах Доход от дох женщин
Мужчины Женщины ■>да мужчин, %
57 162 36 953    
58 364 39 319    
  35 818    
  25 619    
32 622 25 197    
35 197 26 101    
  19 196    
29 461 25 613    
22 157 17 384    
25 052 16 873    
19 586 17 618    
37 339 27 355    

448 Часть III, Социальное неравенство


Глава 13. Тендерная стратификация 449


 


Два описанных фактора — тип работы и семейные обязанности — объясняют две трети неравенства в доходах женщин и мужчин. Оставшаяся доля связана с третьим фактором — дискриминацией женщин (Pear, 1987; Fuller & Schoenberger, 1991). Последняя запрещена законом, однако приобретает более изощренные фор­мы. Работая в коммерческих организациях, женщины часто сталкиваются со «стек­лянным потолком» — невидимым барьером, существование которого хотя и не при­знается руководителями компаний, не позволяет женщинам занимать высшие ру­ководящие позиции (Benokraitis & Feagin, 1995; Yamagata et al., 1997).

По этим причинам женщины во всех профессиональных сферах зарабатыва­ют меньше, чем мужчины. Как показано в табл. 13.3, разные профессии характе­ризуются особой величиной неравенства в доходах, однако только в 5 основных категориях профессий заработок женщин составляет свыше 75% от того, что по­лучают мужчины.

Многие люди думают, что женщины обладают большей частью американских состояний; это вызвано, вероятно, тем, что они обычно живут дольше мужчин. Официальная же статистика свидетельствует о другом: среди людей с состоянием, превышающим S1 млн, 61% — мужчины, хотя вдов в этом клубе миллионеров тоже много (U. S. Internal Revenue Service, 2000). Всего 12% людей, названных журна­лом Forbes самыми богатыми людьми США, — женщины.







Date: 2015-12-13; view: 405; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию