Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник. The World Bank, 2001





основную ответственность за воспитание детей и поддержание домашнего хозяйства. По оценке ООН в бедных странах мужчины владеют 90% земли, что намного боль­ше, чем в богатых. Таким образом, приблизительно 70% из 1 млрд человек во всем мире, живущих на грани абсолютной бедности, — это женщины (Hymowitz, 1995). Представительницы общества, где уровень доходов крайне низкий, располага­ют ограниченным доступом к средствам контроля рождаемости (что, в свою оче­редь, повышает ее уровень), и они, как правило, рожают без помощи специально обученного медицинского персонала. Рисунок 12.3 отражает яркий контраст в этой области между бедными и богатыми странами. ■

Рабство

Бедные общества страдают от многих проблем: голода, неграмотности, войн и раб­ства. Британская империя запретила рабство в 1833 г.; в Соединенных Штатах это произошло в 1865 г. Но по данным организации Anti-Slavery International (ASP), 400 млн мужчин, женщин и детей (почти 7% человечества) живут сегодня в усло­виях, которые равнозначны рабству Qanus> 1996).

ASI различает четыре типа рабства. При системе рабского труда один человек владеет другим. Число таких рабов трудно оценить, потому что эта практика по­чти всюду противозаконна. Однако покупка и продажа рабов все еще имеют место во многих странах Азии, на Ближнем Востоке и особенно в Африке. Ниже описана реальная жизнь одной рабыни в африканской стране Мавритании (см. «Бог создал меня, чтобы быть рабыней»).

Вторая, более распространенная форма рабской зависимости — детское раб­ство. В доведенных до отчаяния семьях бедняков детей выгоняют на улицу, где они живут своим трудом. Около 100 млн, в основном из бедных регионов Латинской


412 Часть III, Социальное неравенство

Третья форма рабской зависимости, долговое рабство — это практика, соглас­но которой предприниматели удерживают рабочих, но их зарплата недостаточна для того, чтобы погасить долги. В этом случае рабочие получают заработную пла­ту, но не могут оплатить продовольствие, которым их обеспечивает предпринима­тель. Таким образом, с чисто практической точки зрения они порабощены. В эту категорию попадают многие рабочие из бедных стран, занятые на предприятиях с потогонной системой (McCarthy, 1998).

Четвертая форма рабской зависимости —рабские формы брака. В Индии, Таи­ланде и некоторых африканских странах женщин выдают замуж против их жела­ния. Многие заканчивают свою жизнь как рабыни, работающие на семью их мужа; некоторых из них принуждают к занятию проституцией.

В 1948 г. ООН приняла Всемирную декларацию прав человека, в которой на­писано: «Никто не должен содержаться в рабстве или крепостничестве; рабство и работорговля должны быть запрещены во всех их формах». К сожалению, и более 50 лет спустя это социальное зло сохраняется.

Корреляты глобальной бедности

Почему же столь жестокая и всеохватная нищета по-прежнему существует в боль­шей части мира? Далее приводятся объяснения, вытекающие из следующих фак­тов, которые касаются жизни в бедных обществах.

1. Технология. Около четверти населения в странах с низким уровнем дохо­дов обрабатывает землю вручную или с помощью животных. Поскольку эти источники энергии не могут сравниться с теми, что дает сила пара, нефти или атомной энергии, невозможно использовать сполна сложное машинное обору­дование.

2. Прирост населения. В наиболее бедных странах отмечается самый высокий в мире уровень рождаемости. Несмотря на потери от бедности, население, например, Африки удваивается каждые 25 лет. Половину людей в этих стра­нах составляют подростки и дети. С таким количеством вступающих в дето­родный возраст тенденция к росту численности населения будет отмечать­ся и в будущем. Так, население Чада увеличивалось в последний период на 3,3% ежегодно, поэтому даже при некотором экономическом развитии жиз­ненный уровень в этой стране упал.

 

3. Культурные нормы. Жизнь в бедных обществах обычно основана на тра­дициях. Придерживаясь давно сложившегося образа жизни, люди сопро­тивляются новшествам, даже если те сулят материальные выгоды. Почему индийцы, придерживающиеся своих обычаев, реагируют на нищету иначе, чем бедняки в США, объясняется ниже (см. «Иной вид бедности: сообще­ние из Индии).

4. Социальная стратификация. В обществах с низким уровнем доходов богат­ство распределено крайне неравномерно. В главе 10 («Социальная страти­фикация») сказано, что социальное неравенство более резко выражено в аграр­ных обществах, чем в индустриальных. В Бразилии, например,'/, всей обраба-



___________________________________________ Глава 12, Глобальная стратификация 413

5. Тендерное неравенство. Вопиющее тендерное неравенство, существующее в бедных странах, лишает женщин многих возможностей; обычно это озна­чает большое число детей. Рост населения, в свою очередь, замедляет эконо­мическое развитие. Таким образом, как заключают аналитики, повышение жизненного уровня в значительной части мира зависит от улучшения соци­ального положения женщин.

6. Глобальные отношения власти. И, наконец еще одна причина бедности во всемирном масштабе заключается в отношениях между странами. Истори­чески богатство перетекало от бедных к богатым в результате политики ко­лониализма, процесса, с помощью которого одни страны обогащаются через политический и экономический контроль над другими. Колонизация евро­пейцами большей части Латинской Америки и Африки началась примерно 500 лет назад. Такая глобальная эксплуатация позволяла некоторым госу­дарствам развивать свою экономику за счет остальных.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

«Бог создал меня, чтобы быть рабыней»

Фатма Минт Мамаду - молодая женщина, живущая в североафриканской Исламской Респуб­лике Мавритании. Когда ее спрашивают, сколько ей лет, она замолкает и улыбается. Она понятия не имеет, когда она родилась. Она не умеет читать и писать. Знает лишь о том, что должна ухаживать за верблюдами, пасти овец, переносить мешки с водой, стирать одежду, заниматься уборкой и подавать чай своему хозяину. Эта молодая женщина - одна из около 90 000 рабов в Мавритании.

В центральной области этой страны иметь темно-коричневую кожу почти всегда означает быть рабом у хозяина-араба. Фатма принимает такое положение; в своей жизни она не знала ни­чего иного. Она спокойно объясняет, что она - рабыня, как и ее мать до нее. И ее бабушка еще раньше. «Как Бог создал верблюда, чтобы быть верблюдом, - пожимает плечами она, -так он создал меня, чтобы быть рабыней».

Фатма, ее мать, а также братья и сестры живут в самовольном поселении на окраине Нуак­шота, столицы Мавритании. Их дом - хижина размером 3 на 4 метра, построенная из старых досок и строительного мусора. Крышей для них служит кусок ткани; нет никакого водопрово­да, канализации или мебели. Ближайший источник воды находится на расстоянии полутора километров.

В этом районе рабство возникло 500 лет назад, примерно в то время, когда Колумб открыл Америку. Тогда, по мере того как арабские и берберские племена продвигались по этой об­ласти, распространяя ислам, они совершали набеги на местные деревни и обращали людей в рабство. С тех пор так продолжалось на протяжении многих поколений людей. В 1905 г. французские колониальные власти Мавритании запретили рабство. После того, как эта стра­на получила независимость в 1961 г., новое правительство еще раз подтвердило запрет. Но эти декларации не смогли изменить сильные традиции. Действительно, такие люди, как Фат­ма, даже не представляют, что значит свобода выбора.

Следующий вопрос более личный: «Вас и других девушек когда-нибудь насиловали?» И сно­ва Фатма задумывается. Без малейшей эмоции она отвечает: «Конечно, ночью мужчины при­ходят, чтобы мы потом рожали. Вы это имеете в виду под насилием?»


Источник. Burkett, 1997.


414 Часть III, Социальное неравенство


Глава 12. Глобальная стратификация 415


 


Хотя в течение XX в. 130 прежних колоний получили независимость, их экс­плуатация продолжается; теперь она приняла форму неоколониализма (от древне-греч. нео — «новый»), — это глобальные отношения власти, предполагающие не пря­мой политический контроль, а экономическую эксплуатацию многонациональными корпорациями. Многонациональные корпорациигигантские предприятия, де­ятельность которых охватывает многие страны, — обладают огромной экономи­ческой властью. Их владельцы часто навязывают свою волю странам, где они за­нимаются коммерческой деятельностью, подобно тому, как поступали колониза­торы в прошлом.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Иной вид бедности: сообщение из Индии

Большинство американцев знают, что Индия - одна из беднейших стран на Земле. Объем ВВП на душу населения равен там лишь $2248 (см. табл. 12.1); именно в Индии живет '/ вообще всех голодающих людей.

Но многим американцам трудно понять реальные масштабы такой бедности. Очень многие из 1 млрд индийцев живут в намного худших условиях, чем люди, которые в Соединенных Штатах считаются «бедными». Первое впечатление путешественника, оказавшегося в Индии, может шокировать. Мадрас, один из самых больших городов этой страны, с населением 7 млн жителей, кажется постороннему наблюдателю погруженным в хаос: улицы, забитые мо­тоциклами, грузовиками, телегами, которые тянут волы, и толпами людей. Вдоль шоссе на мешковине сидят торговцы и продают фрукты, овощи и готовую пищу, в то время как побли­зости работают, беседуют, купаются и спят люди.

Мадрас усеян тысячами поселений из лачуг, ставших домом для полумиллиона бывших сель­ских жителей, которые пришли сюда в поисках лучшей жизни. Эти трущобы образуют хижи­ны, построенные из веток, листьев и кусков выброшенного картона и жести. Это жилье не приспособлено для жизни, там нет холодильников, водопровода и ванн. При виде этого ту­рист из США чувствует себя неловко; он знает, что люди, живущие в самых бедных районах наших городов, часто бывают недовольны, что иногда выплескивается в насилие. Но в Индии бедность воспринимают иначе, чем в США. Не видно никаких внушающих беспо­койство молодых людей, на улицах нет торговцев наркотиками, не ощущается опасность на­силия. В Соединенных Штатах бедность часто означает озлобленность и изоляцию; в Индии даже в трущобах люди живут в сплоченных семьях: дети, родители и часто бабушка и дедуш­ка радушно улыбаются незнакомцу.

Для индийцев, придерживающихся своих традиций, жизнь определяется дхармой, что на хинди означает «долг» или «удел». Это учит людей принимать судьбу независимо от того, какова она. Мать Тереза, опекавшая неимущих, поняла саму сущность культурных различий: «У американцев сердитая бедность, - объясняла она. - В Индии бедность сильнее, но она счастливая».

Возможно, не следует описывать человека, который изо всех сил цепляется за жизнь, как счастливого. Но бедность в Индии смягчается сплоченностью и поддержкой семьи и общи­ны, чувством того, что существование не бесцельно, и мировоззрением, согласно которому человек принимает все как есть. В результате, приезжий, впервые столкнувшись с примера­ми индийской бедности, может недоумевать: «Как люди могут быть настолько бедны и все же довольны, активны и счастливь!?»

\Ar~rm,44v..~ л~илп^ Hf^nnrnonun", QOTnm D МэпПЭГО МиПМС] иГШ^Пк 1 QRR Г








Date: 2015-12-13; view: 462; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию