Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 16 page
СОГЛАСОВАНИЕ — подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное; при С. между словами устанавливаются определительные отношения; С. может быть полным — С. во всех общих у сочетающихся слов формах: «интересный спектакль» — С. в роде, числе и падеже; неполным является С. ново всех общих у сочетающихся слов грамматических категориях: «город Москва» — С. в числе, падеже, но не в роде. СОГЛАСОВАНИЕ ПО СМЫСЛУ — согласование в сочетаниях, где нельзя определить главное и зависимое слово: «юноша-студент»; главное и зависимое слова выделяются только по смыслу, а не грамматически; см. Синезис. СОДЕРЖАНИЕ — 1) философская категория; С. — определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета, материал, из которого состоит предмет или явление, то, что заключено в нем, совершающиеся в нем внутренние процессы; 2) тема, основная суть изложения; 3) внутренняя (смысловая, понятийная) сторона языковых единиц, по отношению к которой внешняя (звуковая, графическая и т. п.) их сторона приобретает свойства выражения; внутренняя сторона построения высказывания, его мысленное наполнение. СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу; эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность; С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), способностью к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности; сознание индивида уникально, но не произвольно - оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами. СОЗНАНИЕ РЕЧЕВОЕ — ситуация, условия речи, цель высказывания как отраженные в данном конкретном построении речи. СОЗНАНИЕ ЯЗЫКОВОЕ — особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах данного языка. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, требующий такого построения учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение учащимися знаний и умений, понимание ими необходимости учения и значимости изучаемого материала. СОЛЕЦИЗМ [греч. soloikismos; от названия древней афинской колонии Сол, утратившей чистоту греческого языка] — синтаксическая ошибка. СОМА [греч. soma тело] — 1) тело организма; 2) совокупность всех клеток организма, кроме половых. СОМАСТЕНИЯ — общая слабость организма. СОМАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы животных и человека, представляющая собой совокупность афферентных (чувствительных) и эфферентных (двигательных) нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы, — в противоположность Вегетативной нервной системе (см.). СОМАТИЧЕСКИЙ — 1) термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике; 2) в генетике — термин, противопоставляющийся понятию зародышевой плазмы, т. е. половым клеткам. СОМАТОГЕННЫЙ — имеющий в качестве основной причины к.-л. заболевание соматической сферы, в противоположность психической. СОМАТОМЕТРИЯ — измерение тела и его частей; измерение массы тела; применительно к телу человека — антропометрия. СОМАТОСКОПИЯ — наружный осмотр тела, описание типов сложения, пропорций тела, органов. СОМКНУТЫЙ — см. Имплозивный согласный. СОМНАМБУЛИЗМ [лат. somnus сон + ambulare ходить] расстройство сознания, характеризующееся выполнением но время сна бессознательных, внешне упорядоченных действий, воспоминания о совершенных действиях при пробуждении отсутствуют. СОМНИЛОКВИЯ — разговор во сне; в детском возрасте данное явление часто сочетается со снохождением и должно рас сматриваться в плане дифференциальной диагностики между эпилепсией и невротическими состеяниями. СОМНОЛЕНТНОСТЬ [лат. somnolentus сонливый] — патологическая сонливость. СОН — периодически наступающее физиологическое состояние у человека, обусловленное охранительным торможением коры больших полушарий головного мозга, которое распространяется на большую часть коры и ближайшие части подкорки; С. характеризуется почти полным отсутствием реакции на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов; различают нормальный (физиологический) С. и несколько видов патологического С. (наркотический, летаргический и др.). СОН ГИПНОТИЧЕСКИЙ — см. Внушение гипнотическое, Гипноз. СОН ПАРЦИАЛЬНЫЙ — сон частичный, неполный, неглубокий, когда торможение нервных клеток коры головного мозга распространяется не на всю кору. СОНАНТ [лат. sonans звучащий] — 1) слоговой (слогообразующий) звук, т. е. звук, который один или вместе с другими звуками образует слог (противоп. «консонант»); 2) см. Сонорный согласный. СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ — сонорный согласный, при произнесении которого смычка последовательно ритмически то размыкается до свободного прохода, то опять смыкается; проходящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать. СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЙ — звук [р] (ИЛИ [р']), образуемый дрожанием кончика языка, слегка загнутого и поднятого к альвеолам. СОНАНТ ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ — сонант, образуемый Колебательным движением маленького язычка. СОНОРНЫЙ [лат. sonorus звучный] — звуковой, звучащий. СОНОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [лат. sonorus звучный] — согласный звук, в образовании которого голос преобладает над шумом, напр., [р], [л], [м], [н]. СООБЩЕНИЕ — информация, содержащаяся в высказывании. СООБЩЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ — сообщение с точки зрения той мыслительной (логической и т. п.) информации, которую оно несет, т. е. в отвлечении от содержащихся в нем эмоционально-оценочных оттенков. СОПРАНО [итал. soprano] — самый высокий по звучанию женский голос. СОПРЯЖЁННАЯ РЕЧЬ — совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз; С. р. — один из первоначальных, наименее сложных видов речевых упражнений при работе с заикающимися, т. к. заикающийся использует уже готовый образец речи и воспроизводит его с помощью логопеда. СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ — один из элементов более протяженной языковой единицы. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫЕ — слова как минимальные единицы, выделяющиеся на уровне предложения; (дальнейшее деление на морфемы, фонемы и т. д. переводит анализ на морфемный, фонематический и т. д. уровень). СОСУДИСТЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс сосудистый. СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА — закрытая травма головного мозга; проявления: бледность, головокружение, тошнота, потеря сознания, слабый пульс, неровное дыхание. СОФИЗМ [греч. sophisma] — ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. СОХРАНЕНИЕ — один из психических процессов, составляющих целостный акт памяти: способность удерживать материал в памяти в течение более или менее длительного периода времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании. СОЦИАЛИЗАЦИЯ [лат. socialis] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. СОЦИАЛЬНЫЙ [лат. socialis] — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. СОЦИАТИВНЫЙ — имеющий значение совместности, совместно выполняемого действия. СОЦИОГЕНЕЗ [лат. soci(etas) общество + греч. genos происхождение] — в психологии — происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях, СОЦИОЛИНГВИСТИКА — раздел языкознания, изучающий социальную дифференциацию языка, т. е. различные социальные диалекты. СПАЗМ [греч. spasma] — длительная тоническая судорога определенной мышцы или группы мышц. СПАЗМ ПИСЧИЙ — судорога мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма и невозможностью писать, хотя другие достаточно дифференцированные действия больной руки осуществляются в прежнем объеме; наблюдается при неврозах, главным образом у лиц, профессионально занимающихся письмом. СПАЗМ ТОРСИОННЫЙ — хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся нерегулярно повторяющимися изменениями мышечного тонуса в различных мышечных группах (главным образом в мышцах туловища и проксимальных отделов конечностей) от гипотонии до экстрапирамидной ригидности, приводящими к возникновению гиперкинезов, а в некоторых случаях — к фиксированным позам. СПАЗМАТИЧЕСКИЙ — судорожный, имеющий характер спазма. СПАЗМОФИЛИЯ [спазм + -филия] — заболевание детей раннего возраста, связанное с расстройством обмена кальция и характеризующееся повышенной нервно-мышечной возбудимостью и склонностью к судорогам; причина С. — недостаток витамина D и нарушение функции паратиреоидных желез. СПАСТИЧЕСКИЙ — см. Спазматический. СПЕКТР ЗВУКА — совокупность простых синусоидальных колебаний с кратными частотами и соответствующими значениями амплитуд и фаз, на которые может быть разложен сложный звук. СПЕЦИФИКА [лат. specificus видоопределяющий, видовой] — то, что свойственно исключительно данному предмету или явлению; отличительные особенности чего-либо, своеобразие. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ [лат. specificus видоопределяющий, видовой] — составляющий отличительную черту, особенность кого, чего-либо, свойственный только данному лицу или предмету, явлению; характерный. СПИННОЙ МОЗГ — отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в позвоночном канале; участвует в осуществлении большинства рефлексов. СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ — нервы, которые отходят от спинного мозга чувствительными и двигательными корешками, соединяющимися в смешанный нерв; у человека 31 пара С. н.: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1 копчиковая; С. н. и образованные ими сплетения (шейное, плечевое, крестцовое и др.) иннервируют кожу, внутренние органы и скелетные мышцы всего тела. СПИРАНТ [лат. spirans (spirantis) дующий, выдыхающий] — см. Фрикативный. СПИРОМЕТР — прибор для спирометрии; представляет собой два градуированных цилиндра, вставленных один в другой, причем внутренний поднимается воздухом, который выдыхает испытуемый через трубку внешнего цилиндра. СПИРОМЕТРИЯ [лат. spirare дышать, выдыхать + -метрия] — метод исследования жизненной емкости легких измерением объема выдыхаемого воздуха с помощью спирометра. СПЛИН [англ. spleen] — хандра, тоскливое настроение. СПОКОЙНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — один из типов высшей нервной деятельности (см.); характеризуется сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения и малой подвижностью нервных процессов; является физиологической основой флегматического темперамента; термин введен И. П. Павловым. СПОНТАННЫЙ [лат. spontaneus самопроизвольный] — вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольный. СПОРАДИЧЕСКИЙ [греч. sporadikos рассеянный, отдельный] — единичный, случайный, проявляющийся от случая к случаю. СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ — характер прохода (свободный, суженный, сомкнутый) для струи воздуха при образовании звука речи, определяемый тем, как функционирует приподнимаемая часть языка (образует свободный проход, щель или смычку). СПОСОБ ГРАММАТИЧЕСКИЙ — материальное выражение грамматических значений (напр., аффиксация, внутренняя флексия, повторы, порядок слов и т. п.). СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ — см. Способ артикуляции. СПОСОБНОСТЕЙ ВИДЫ — см. Способности общие, Способности специальные. СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ — способности к широкому спектр различных деятельностей. СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — способности к отдельному виду деятельности. СПУТАННОСТЬ РЕЧЕВАЯ — см. Речевая бессвязность. СРАВНЕНИЕ — логическая операция мышления, вскрывающая тождество и различие вещей. СРАВНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ — дидактический прием, заключающийся в применении мыслительных операций, посредством которых устанавливаются черты тождества, сходства и различия между предметами и явлениями. СРЕДА ЕСТЕСТВЕННАЯ — окружающие человека природные условия. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности; С. с. в широком смысле — макросреда — охватывает общественно-экономическую систему в целом; С. с. в узком смысле — микросреда — включает непосредственное окружение человека — семью, учебную группу и др. СРЕДНЕЕ УХО — часть органа слуха, расположенная между наружным и внутренним ухом у наземных позвоночных животных и человека; состоит из барабанной полости со слуховыми косточками и слуховой (евстахиевой) трубы; снаружи ограничено барабанной перепонкой, от которой слуховые косточки принимают звуковые колебания и передают их во внутреннее ухо; воспаление С. у. — см. Отит. СРЕДНИЙ МОЗГ — часть ствола головного мозга между варолиевым мостом и промежуточным мозгом; состоит из четверохолмия и ножек мозга; в С. м. расположены эфферентные проводящие пути от больших полушарий и клеточные ядра, регулирующие движения глаз, тонус скелетных мыши и др. СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 10—15 лет; см. Подростковый возраст. СТАБИЛИЗАЦИЯ [лат. stabilis устойчивый] — приведение в устойчивое состояние; поддержание постоянства к.-л. величин, равномерности, ритмичности к.-л. процессов, устойчивости свойств; состояние устойчивости, постоянства. СТАБИЛЬНЫЙ [лат. stabilis] — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся. СТАДИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — см. Возрастная периодизация. СТАДИЯ [греч. stadion] — период, определенная ступень в развитии чего-либо; фаза развития. СТАЗ [греч. stasis стояние, неподвижность] — резкое замедление или остановка движения содержимого в трубчатых органах (кровеносных и лимфатических сосудах, кишечнике и др.). СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — первый период юности, возраст 15 —17 (18) лет. СТАТИЧЕСКИЙ [греч. statos стоящий] — неподвижный, рассматриваемый в состоянии покоя и равновесия. СТАТОРЕЦЕПТОРЫ [греч. statos стоящий + рецепторы] — рецепторы, воспринимающие и передающие раздражения от органов равновесия. СТАТУС [лат. status] — состояние, положение. СТАТУС ПРЕЗЕНС [лат. praesens настоящий, теперешний] — в медицине — состояние больного в настоящее время. СТАЦИОНАР [лат. stationarius неподвижный] — лечебное учреждение, имеющее постоянные места для больных (в отличие от амбулатории, поликлиники). СТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ — лечение в условиях стационара. СТВОЛ МОЗГА — отдел головного мозга, включающий продолговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок) и средний мозг; в С. м. находятся первичные центры большей части анализаторов, а также центры регуляции дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса, пищеварения и др. СТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА — чувства, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности; С. ч. возникают в состоянии возбуждения, радостного волнения, подъема и т. п. СТЕНИЧНОСТЬ [греч. sthenos сила] — склад личности, характеризующийся высоким жизненным тонусом, значительной психической активностью, устойчивостью побуждений, высокой личностной самооценкой; явление, противоположное астении. СТЕНОЗ [греч. stenos узкий, тесный] — сужение трубчатых органов у человека и животных. СТЕРЕО- [греч. stereos твердый; пространственный] — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению: 1) словам «твердый», «устойчивый», напр., стерео тип; 2) слову «пространственный», напр., стереометрия. - СТЕРЕОГНОЗ [стерео- + греч. gnosis восприятие] — способность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигательным способом, наощупь; страдает при органических поражениях головного мозга; см. Астереогноз. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ [стерео- + греч. typos отпечаток, форма, образец] — форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражающаяся в фиксированном (стереотипном) порядке осуществляемых ими условно рефлекторных действий; имеет важное значение для приспособления организма к условиям окружающей среды. СТЕРЕОТИПИЯ — бессмысленное однообразие, повторение отдельных фраз, слов (речевая С); движений (двигательная С); С. характерна для некоторых расстройств психики. СТЕРЕОТИПИЯ РЕЧЕВАЯ — одно из проявлений психической инертности, непроизвольное многократное повторение в экспрессивной речи отдельных мало изменяющихся или вовсе неизменных слов, оборотов, фраз, часто бессмысленных и грамматически неправильно построенных; наблюдается при органических поражениях головного мозга, особенно часто — при болезни Пика; см. также Стоячие обороты. СТЕРЕОФОНИЯ [стерео- + греч. phone звук, речь, слово] — передача или воспроизведение звука, при которых у слушателя создается впечатление о пространственном расположении источника звука. СТИЛИЗАЦИЯ — 1) подражание внешним формам к.-л. определенного стиля (живописного, архитектурного и др.); 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам; обычна в декоративно-прикладном искусстве. СТИЛИСТИКА [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палочка, приспособление для письма] — 1) раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы; 2) в языкознании — раздел, посвященный изучению выразительных средств языка. СТИЛЬ [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палочка, приспособление для письма] — 1) объединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения; функциональная разновидность литературного языка; 2) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов. СТИЛЬ ВЫСОКОПАРНЫЙ — см. Бомбаст. СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ — одна из разновидностей произношения, выделяемых для выполнения дифференциальной экспрессивно-оценочной функции. СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕПОЛНЫЙ — недостаточно отчетливое, небрежное произношение звуков, характерное для быстрого темпа речи; редуцированное (сокращенное), «скорого-ворочное» произношение звуков, придающее речи характер непринужденности, фамильярности, сниженное. СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПОЛНЫЙ — отчетливое, характеризующееся тщательностью артикуляции произношение всех звуков, типичное для замедленного темпа речи; используется в публичных выступлениях, характерен для дикторов радио и телевидения. СТИЛЬ РЕЧИ — применение одного из стилей языка в данной речевой сфере. СТИЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ — разновидность разговорно-бытовой речи, характерная для лиц определенной социальной группы. СТИЛЬ ЯЗЫКА — см. Стиль 1. СТИМУЛ [лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало] — 1) побуждение к действию, побудительная причина; 2) воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию; эффект данного воздействия опосредствован психикой человека, его взглядами, настроением и т. п.; С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив; см. Раздражитель. СТИМУЛИРОВАТЬ — побуждать к действию, давать толчок; служить стимулом; поощрять; активизировать деятельность организма, к.-л. органа. СТОИК [греч. stoikos] — 1) последователь стоицизма, направления в античной философии, согласно которому задача мудреца — освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму; 2) человек, стойко и мужественно переносящий жизненные испытания. СТОМАТИТ [греч. stoma рот] — воспаление слизистой оболочки полости рта. СТОМАТОЛОГИЯ [греч. stoma рот + -логия] — наука о заболеваниях органов полости рта, а также методах и средствах лечения и профилактики. СТОРОНЫ РЕЧИ — особенности речи, в которых проявляется ее познавательная роль, эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, и воздействие ее на других людей; различают познавательную, эмоциональную и воздействующую Ср. СТОЯЧИЕ ОБОРОТЫ — многократно повторяемые слова, обрывки фраз, короткие речевые обороты, проявление речевой стереотипии; наиболее типичны для болезни Пика, во время протекания которой претерпевают определенную динамику: вначале используются с одними и теми же интонациями в рассказе (симптом граммофонной пластинки), затем все больше упрощаются, редуцируются и сводятся к стереотипному повторению слов, обрывков фраз; С. о. становятся все более бессмысленными, иногда слова в них парафатически настолько искажаются, что нельзя определить их первоначальные звучание и смысл. СТРАБИЗМ [лат. strabo косой, косоглазый] — см. Косоглазие. СТРЕМЕЧКО — слуховая косточка среднего уха у наземных позвоночных животных и человека; у млекопитающих вместе с молоточком и наковальней участвует в передаче звука во внутреннее ухо. СТРЕМЯЧКО — см. Стремечко. СТРЕСС [англ. stress напряжение] — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из первых видов продуктивной деятельности ребенка; направлена на моделирование окружающего пространства и предметного мира в самых существенных чертах и отношениях; играет существенную роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. СТРУКТУРА ЯЗЫКА — обобщенное обозначение инвариантных особенностей (свойств) звукового, фонологического, морфологического и морфонологического составов языка в плане их соотношения друг с другом, т. е. в плане закономерностей использования единиц более низких уровней для конструирования единиц более высоких порядков; внутренняя организованность языка как семиологической системы, ограничивающая свободу воспроизведения его элементов, что проявляется (раскрывается) в неодинаковой частотности их употребления и в ограничениях их сочетаемости. СТРУМА [лат. struma] — опухолевидное или опухолеподобное разрастание желез внутренней секреции (чаще щитовидной железы) и некоторых др. органов. СТРУМЭКТОМИЯ — хирургическая операция по удалению струмы. СТУПОР [лат. stupor оцепенение] — у человека — наблюдающееся при некоторых заболеваниях состояние психической и двигательной заторможенности; в выраженных случаях — состояние полной обездвиженности с отсутствием реакции на внешние раздражители, в том числе болевые; тонус мышц может быть повышен или понижен; для некоторых видов С. характерна т. наз. «восковая гибкость»; в зависимости от этиологии заболевания наблюдаются разнообразные сочетания симптомов понижения и извращения волевых и двигательных функций. СУБ- [лат. sub под] — приставка, обозначающая: 1) расположение внизу, под чем-либо или около чего-либо, напр.: субмарина, субтропики; 2) подчинение, напр.: субинспектор; 3) неполноту, вторичность качества, свойства, обозначенного второй частью слова, напр.: субаренда, субкультура. СУБКОМПЕНСАЦИЯ — неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии. СУБКОРТИКАЛЬНЫЙ [суб- + лат. cortex (corticis) кора] — подкорковый, расположенный ниже коры головного мозга, под ней. СУБЛИМАЦИЯ [лат. sublimo возношу] — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на социальную активность и творческую деятельность; понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим С. как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. СУБЛИМИНАЛЬНЫЙ [англ. subliminal] — 1) подсознательный; 2) действующий на подсознание. СУБСТАНТИВАЦИЯ [лат. substantivum имя существительное] — переход в класс существительных слов, принадлежащих др. частям речи, напр.: дежурный (от прилагательного), заведующий (от причастия). СУБСТАНЦИЯ [лат. substantia сущность] — 1) в философии — материя в единстве всех форм ее движения; 2) неизменная основа, сущность вещей и явлений; 3) в некоторых теоретических построениях совр. естествознания — носитель некоторого явления. СУБСТИТУТ — звук речи, постоянно употребляемый взамен нужного звука. СУБСТИТУЦИЯ [лат. substitute постановка] — 1) замещение одного звука другим, связанным с ним по твердости-мягкости, глухости-звонкости или др.; 2) см. Реституция. СУБСТРАТ [лат. substratum подстилка, подкладка] — общая материальная основа всех процессов и явлений; основание, носитель, субстанция. СУБТИЛЬНЫЙ [лат. subtilis] — нежный, хрупкий, слабый; тонкий, деликатный. СУБЪЕКТ [лат. subjectum] — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 3) логическое подлежащее, предмет суждения; 4) в лингвистике — подлежащее. СУБЪЕКТИВНЫЙ — 1) свойственный только данному лицу, личный; 2) односторонний, лишенный объективности; пристрастный, предвзятый. СУГГЕСТИВНАЯ ТЕРАПИЯ — лечение внушением, терапевтическое внушение. СУГГЕСТИВНОСТЬ — см. Внушаемость. СУГГЕСТИЯ [лат. suggestio внушение] — см. Внушение. СУДОРОГА ПИСЧАЯ — см. Спазм писчий. СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуждения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; С. обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие судороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они распространяются на соседние и могут сделаться общими — генерализоваться. СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ — судороги, характеризующиеся быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. СУДОРОГИ СМЕШАННЫЕ — симптом некоторых заболеваний, когда наблюдаются как тонические, так и клонические судороги. СУДОРОГИ ТЕТАНИЧЕСКИЕ — см. Тетания, Тетанус. СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ — длительное сокращение мышц и вызванное им вынужденное напряженное положение, сохраняющееся продолжительное время. СУЖДЕНИЕ — высказывание, содержащее определенную мысль. СУЖДЕНИЙ ВИДЫ — см. Суждения единичные, Суждения общие, Суждения частные. Date: 2015-12-13; view: 368; Нарушение авторских прав |