Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 15 page
СИГМАТИЗМ ЛАБИАЛЬНЫЙ — см. Сигматизм билабиальный. СИГМАТИЗМ ЛАБИОДЕНТАЛЬНЫЙ — см. Сигматизм губно-зубной. СИГМАТИЗМ ЛАРИНГЕАЛЬНЫЙ — см. Сигматизм горловой. СИГМАТИЗМ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ — см. Сигматизм боковой. СИГМАТИЗМ МЕЖЗУБНЫЙ — см. Сигматизм интердентальный. СИГМАТИЗМ НАЗАЛЬНЫЙ — расстройство произношения шипящих или свистящих фонем (или тех и других); С. н. — результат ненормальной функции мягкого нёба; струя воздуха вследствие бездействия нёбной занавески идет в нос, и фонемы заменяются храпом в нос и сопровождаются появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы; С. н. может быть полным или неполным: при первой форме ротовая полость закрыта и весь воздух уходит в носовую полость через щель между мягким нёбом и задней стенкой глотки, при неполном С. н. к шипящим и свистящим фонемам добавляется дополнительный звук, возникающий в носу из-за неточного нёбно-глоточного затвора. СИГМАТИЗМ НЁБНЫЙ — расстройство произношения шипящих или свистящих фонем (или тех и других); образуется при сильно оттянутом назад кончике языка, который приближается к твердому нёбу; фрикационный шум образуется между кончиком языка и верхними резцами; С. н. может наблюдаться при открытом прикусе или прогнатии. СИГМАТИЗМ ПАЛАТАЛЬНЫЙ — см. Сигматизм нёбный. СИГМАТИЗМ ПРИЗУБНЫЙ — см. Сигматизм адденталъный. СИГМАТИЗМ СВИСТЯЩИЙ — расстройство произношения, при котором наблюдается чрезмерно острое образование шипящих, появление при них добавочного свистящего звука; иногда встречается С. с, при котором из-за слишком узкого желобка вместо [с] слышится резкий свист. СИГМАТИЗМ ШИПЯЩИЙ — расстройство произношения, при котором фонемы [с], [з],. [ц] приобретают более или менее шипящий оттенок; С. ш. является результатом того, что кончик языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость значительно большего размера, чем это требуется для образования свистящих фонем; к С. ш. предрасполагают аномалии зубно-челюстной системы, которые затрудняют приближение языка к резцам; С. ш. часто наблюдается у тугоухих, которым малодоступны самые высокие тоны речевого диапазона частот и которые вследствие этого воспринимают свистящие фонемы как шипящие. СИГНАЛ [лат. signum знак] — процесс или явление (внешнее или внутреннее, сознаваемое или неосознаваемое), несущее сообщение о к.-л. событии и ориентирующее живую систему относительно этого события; в соответствии с характером воспринимающих систем выделяются С: оптические, акустические, тактильные, термические и др.; см. также Раздражитель. СИГНАЛ СИГНАЛОВ — речь, слово, так как они обозначают раздражители, которые сами являются сигналами действительности; термин введен И. П. Павловым. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ [лат. signum знак + греч. systema целое, соединение] — первая и вторая С. с. — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств в виде света, звука и т. п. (1-я С. с), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С. с); термин «С- с.» введен И. П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. СИЛА — способность в процессе двигательных действий преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. СИЛА ГОЛОСА — см. Голоса сила. СИЛА ЗВУКА — средняя по времени энергия, которую звуковая волна переносит в единицу времени через единицу площади поверхности, расположенной перпендикулярно к направлению распространения волны; пропорциональна квадрату амплитуды звукового давления. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в состояние торможения, либо очень сильное, либо длительно действующее возбуждение; выделена и изучена в лаборатории И. П. Павлова, где служила одним из параметров классификации типов высшей нервной деятельности. СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — см. Сила нервной системы. СИЛЛАБАЦИЯ V— см. Слогоделение. СИЛЛАБЕМА — 1) слог, рассматриваемый как фонологическая, т. е. смыслоразличительная единица; 2) знак силлабического письма. СИЛЛАБИЧЕСКИЙ —.см. Слоговой 1. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (СЛОГОВОЕ ПИСЬМО) — вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность гласных и согласных, часто соответствующая фонетическому слогу. СИМВОЛ [греч. symbolon условный знак] — образ, являющийся представителем др. (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. СИММЕТРИЯ [греч. symmetria соразмерность] — в широком смысле — инвариантность (неизменность) структуры материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменения физических условий); лежит в основе законов сохранения. СИММЕТРИЯ [греч. symmetria] — 1) соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; строгая правильность в расположении, размещении чего-либо.; 2) в биологии — зеркальное, билатеральное, радиальное или иное правильное расположение одноименных частей тела или органов по отношению к некоторой оси или плоскости, называемой осью или плоскостью симметрии; в основе С, Наблюдаемой в природе, лежат явления симметрии в кристаллах неорганических и органических веществ, в том числе и биополимеров — белков, нуклеиновых кислот и полисахаридов. СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть вегетативной нервной системы, включающая: нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга и нервные клетки пограничного симпатического ствола, солнечного сплетения, брыжеечных узлов, отростки которых иннервируют все органы; С. н. с. участвует в регуляции ряда функций организма: обмена веществ, сужения сосудов и др. СИМПЛИФИКАЦИЯ [англ. simple простой] — упрощение. СИМПТОМ [греч. symtoma совпадение, признак] — признак к.-л. болезни; различают С. субъективные (основанные на описании больным своих ощущений) и объективные (полученные при обследовании больного; признак к.-л. явления, представляющего собой отклонение от нормального течения к.-л. процесса. СИМПТОМ ГРАММОФОННОЙ ПЛАСТИНКИ - см. Стереотипия речевая. СИМПТОМ КУРАНТОВ — см. Стереотипия речевая. СИМПТОМАТИКА — см. Симптомокомплекс. СИМПТОМОКОМПЛЕКС — совокупность симптомов, присущих к.-л. заболеванию или группе заболеваний. СИМУЛИРОВАТЬ [лат. simulare] — притворяясь, создавать ложное представление о наличии чего-либо; напр., С. болезнь. СИМУЛЬТАННЫЙ [фр. simultane] — одновременный. СИМУЛЯНТ [лат. shrmlans (simulantis)] — человек, который симулирует что-либо; см. Симулировать. СИМФОНИЯ [греч. symphonia созвучие] — 1) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной форме, состоит обычно из 4-х частей; 2) гармоническое соединение, сочетание множества чего-либо; напр., С. красок, звуков и пр. СИНАПС [греч. synapsys соединение] — область соприкосновения (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный С.) или с иннервируемыми ими тканями (органный С.). СИНДРОМ [греч. syndrome стечение] — закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние. СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — симптомокомплексы нарушений высших психических функций вследствие локальных поражений головного мозга; включают в себя первичные, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные, обусловленные выпадением обусловленного локализацией поражения звена функциональной системы, нарушения; напр., при поражении височных отделов коры доминантного полушария страдает речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект) и, в связи с этим, нарушается понимание устной речи, письма, чтения и т. д. (вторичный дефект); комплекс первичных и вторичных симптомов составляет С. н.; систематика С. н. и методы их диагностики разработаны А. Р. Лурия и его сотрудниками. СИНЕЗИС — пренебрежение грамматическим (формальным) уподоблением согласуемых членов предложения; предпочтение, отдаваемое смысловому соотношению объединяемых частей в ущерб формальному их уподоблению. СИНЕКДОХА [греч. synekdoche] — троп, вид метонимии, называние части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот; напр., «пропала моя головушка» вместо «я пропал». СИНЕРГИСТ [греч. synergos совместно действующий] — мышца, действующая в одном и том же направлении относительно др. мышцы. СИНЕРГИЯ (СИНЕРГИЗМ) [греч. synergeia сотрудничество, содействие] — совместное действие к.-л. органов или систем. СИНЕСТЕЗИЯ [греч. synaisthesis соощущение] — явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают ощущения, специфичные для др. органов чувств; напр., «цветовой слух». СИНКИНЕЗИЯ [греч. syn вместе + kinesis движение] — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным; напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук. СИНКОПА [греч. synkope сокращение] — 1) в музыке — смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую; 2) в лингвистике — выпадение одного или нескольких звуков в середине слова. СИНКОПЕ [греч. sinkope обморок] — см. Обморок. СИНКРЕТИЗМ [греч. synkretismos соединение, объединение] — 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо.; 2) сочетание противоречивых, несовместимых предметов или явлений; 3) спутанное и недифференцированное восприятие ребенком различных элементов как единого целого. СИННОЙЯ — сосредоточение мыслей человека на определенном предмете или явлении. СИНОНИМИЯ [греч. synonymia одноименность] — тождество или близость значений разных по звучанию единиц одного языкового уровня (слов, морфем, синтаксических конструкций). СИНОНИМЫ — слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. СИНОПТОФОР [греч. synoptikos обозревающий все вместе + phoros несущий] — прибор для диагностики и лечения двигательных и сенсорных расстройств при косоглазии. СИНТАГМА [греч. syntagma нечто соединенное] — 1) цельная речевая синтаксическая интонационно-смысловая единица, слово или группа слов; 2) последовательность двух и более единиц языка (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связей; 3) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. СИНТАКСИС [греч. syntaxis построение, сочетание, порядок] — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов (словоформ) в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения, а также сами словосочетания, предложения — их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ — слияния двух слов в одно, пропуски слов, предлогов и т. п. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР — см. Анализ синтаксический. СИНТЕЗ [греч. synthesis соединение] — логическая операция мышления; процесс воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое; необходимый этап познания. СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — см. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. СИНУСИТ — общее название для воспаления слизистых оболочек, выстилающих придаточные полости (синусы) носа, — гайморовой (гайморит), лобной (фронтит), решетчатой (этмоидит). СИНХРОННЫЙ [греч. synchronos от syn вместе + chronos время] — 1) одновременный, совпадающий во времени; 2) в лингвистике — относящийся к описанию языка в данный период времени. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — дидактический принцип, согласно которому изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки, отвечать возрастным и психологическим особенностям учащихся и быть регулярным. СИСТЕМЫ СИГНАЛЬНЫЕ — см. Сигнальные системы. СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ — речь, понятная только в данной совокупности обстоятельств (ситуации). СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ [лат. scando размеренно читаю] — речь с акцентуацией отдельных слогов, напоминающая чтение стихов; наблюдается при некоторых нервно-психических расстройствах. СКЕПТИК [греч. skeptikos] — 1) последователь скептицизма 1; 2) человек, относящийся ко всему критически, с недоверием, сомнением. СКЕПТИЦИЗМ [греч. skeptikos рассматривающий, исследующий] — 1) философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании к.-л. надежного критерия истины; 2) иначе скепсис — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности или правильности чего-либо. СКИАГРАФИЯ — см. Рентгенография. СКИАСКОПИЯ [греч. skia тень + skopeo наблюдать, исследовать] — метод определения клинической рефракции глаза путем наблюдения за перемещением тени в освещенном зрачке при поворачивании зеркала. СКЛАДКИ ГОЛОСОВЫЕ ИСТИННЫЕ — см. Голосовые складки истинные. СКЛАДКИ ГОЛОСОВЫЕ ЛОЖНЫЕ — см. Голосовые складки ложные. СКЛЕРОЗ [греч. sklerosis затвердевание] — уплотнение к.-л. органов, тканей вследствие гибели функциональных (специфических) элементов и замены их соединительной тканью. СКОПТОФОБИЯ [греч. skopto шутить + фобия] — навязчивая боязнь насмешек окружающих в связи с к.-л. мнимым или действительно имеющимся у больного физическим недостатком. СКОТОДИНИЯ — головокружение, сопровождающееся иногда обмороками. СКОТОМА [греч. skotos темнота, слепота] — дефект поля фения, не сливающийся с его периферическими границами. СКРЕЩЕНИЕ — см. Контаминация. СКРЫТЫЙ ПЕРИОД ПАМЯТИ — промежуток времени между первоначальным восприятием предмета и его последующим узнаванием или воспроизведением; в раннем детском возрасте С. п. п. невелик, он увеличивается в ходе развития ребенка, см. Латентный период. СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ — дети, у которых острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции колеблется в пределах 0,05 — 0,2, или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении др. зрительных функций (напр., сужение границ поля зрения). СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития; к этой группе относятся дети со снижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ; в отличие от глухих, С. д. обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению. СЛАБОУМИЕ — глубокое необратимое или малообратимое нарушение психики, проявляющееся слабостью интеллекта, утратой ранее приобретенных знаний и (или) затруднением в приобретении новых, недоразвитием психики в целом, нарушениями поведения; различают С. врожденное и приобретенное; см. Деменция, Олигофрения, Умственная отсталость. СЛАБЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — см. Тип нервной системы слабый. СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА — врожденная или возникшая в раннем детстве потеря зрения и связанная с отсутствием слуха немота. СЛЕПОГЛУХОНЕМЫЕ ДЕТИ — дети, лишенные зрения, слуха и речи; немота у них является следствием отсутствия слуха; к слепоглухонемым относятся дети не только с полным, но и с частичным поражением слуха и зрения: слепые дети, которые вследствие частичного поражения слуха не могут обучаться в учреждениях народного образования для слепых, и глухие дети, которые вследствие частичной утраты зрения не могут обучаться в образовательных учреждениях для глухих; С. д. обучаются в специальных детских интернатах. СЛЕПОТА — отсутствие зрения; различают абсолютную С., когда у человека отсутствует светоощущение и он не может отличать свет от темноты, и относительную С, когда сохраняются остатки зрения; к слепым относят людей со значительно сниженной остротой зрения, не превышающей 0,05 или с сужением поля зрения (до 10 - 150) при более высокой остроте. СЛЕПОТА ВЕРБАЛЬНАЯ — см. Алексия. СЛИЯНИЕ ЗВУКОВ — одновременное звучание двух или нескольких звуков, дающих одно слуховое ощущение; степень слияния звуков может быть различной (диссонанс и консонанс). СЛОВА ПАРАЗИТЫ — слова или словосочетания, вставляемые в речь, когда говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать к.-л. мысль и т. д. СЛОВАРЬ — 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к.-л. социальной группы, словарный запас отдельного человека; см. Лексикон; 2) справочное издание, содержащее собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. п.), расположенных и толкуемых по определенному принципу. СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю; С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др. СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др. СЛОВЕСНАЯ ОКРОШКА — крайняя степень речевой разорванности при шизофрении; речь больного состоит из отдельных слов, не связанных между собой ни в смысловом, ни в грамматическом отношении. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — см. Память логическая. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление словесно-логическое. СЛОВЕСНЫЙ — см. Вербальный. СЛОВЕСНЫЙ И ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ СИНТЕЗ — соединение слов во фразы, букв и слогов в слова. СЛОВЕСНЫЙ ОТЧЁТ — рассказ испытуемого после проведения психологического эксперимента о своих переживаниях, состоянии и т. п. СЛОВЕСНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ — раздражитель второй сигнальной системы; см. Раздражитель. СЛОВО — важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств; в структурном отношении С. состоит из морфем, от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой материал для построения предложения, в отличие от которого не выражает сообщения; объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определенной части речи, выражает все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (напр., значения рода, числа и падежа); в С. закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без С. невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и само их формирование; значение С. выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта или явления. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств; 2) раздел грамматики, изучающий С. СЛОГ — минимальная единица речевого потока; с точки зрения артикуляции С. определяется как минимальная произносительная единица, т. е. такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного напряжения (Л. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.); при акустическом подходе С. определяют как волну нарастания и ослабления звучности; при том и другом подходе вершиной С. считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, согласные считаются его периферическими элементами. СЛОГ ЗАКРЫТЫЙ — слог, оканчивающийся на согласный. СЛОГ ОТКРЫТЫЙ — слог, оканчивающийся на гласный. СЛОГИ БЕССМЫСЛЕННЫЕ — набор звуков (букв) употребляемый для проведения психологических экспериментов по изучению памяти, напр., ган, тух, лач и т. п. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА — характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. СЛОГОВОЙ — 1) имеющий отношение к делению слов на слоги, силлабический; 2) звук, выступающий в качестве вершины слога, слогообразующий. СЛОГОДЕЛЕНИЕ — граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. СЛОГОНОСИТЕЛЬ — см. Слогообразующий. СЛОГООБРАЗУЮЩИЙ — гласный, образующий слог; случаи, когда согласные могут быть С, отмечаются в фонетической литературе специально («слоговые согласные»). СЛОГОРАЗДЕЛ — см. Слогоделение. СЛОЖНОСОКРАЩЁННОЕ СЛОВО — см. Аббревиатура 1. СЛОЖНЫЙ ГЛАСНЫЙ — см. Дифтонг. СЛОЖНЫЙ СОГЛАСНЫЙ — см. Аффриката. СЛУХ — восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором; человек воспринимает звуки в диапазоне от 10 — 20 Гц до 20 кГц. СЛУХ БИОЛОГИЧЕСКИЙ — см. Слух. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, функциональные связи между ними; различают С. м. абсолютный — способность определять абсолютную высоту звуков (до, ре, ми и т. д.), относительный — определение звуковысотных отношений между звуками, интервалов; внутренний — умение мысленно представлять отдельные звуки и целые музыкальные пьесы. СЛУХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ — способность определять мес-»о возникновения звука в окружающей среде, направление движения источника звука, расстояние до него; см. Бинаураль-ный слух. СЛУХ ФИЗИЧЕСКИЙ — см. Слух. СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — см. Фонематический слух. СЛУХА ТЕОРИЯ — теория, рассматривающая восприятие звуковых колебаний при помощи слухового анализатора: у человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания основной перепонки вызывают возбуждение в чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в слуховые центры височного отдела коры больших полушарий головного мозга, т. е. в конечный отдел слухового анализатора. СЛУХОВАЯ ОБЛАСТЬ КОРЫ — участки коры, расположенные симметрично в височных отделах коры полушарий головного мозга; принимают чувствительные импульсы, идущие по преддверно-улитковому нерву. СЛУХОВАЯ РАБОТА — совокупность мероприятий, направленных на максимальное развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих детей и глухих, имеющих остатки слуха. СЛУХОВАЯ ТРУБА — см. Евстахиева труба. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор слуховой. СЛУХОВОЙ КАБИНЕТ — специально оборудованное помещение в школе или дошкольном учреждении для глухих, предназначенное для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, сохранившими остатки слуха, а также для периодического обследования слуха у детей; С. к. оборудуется слухоизмерительной, звукоусиливающей и звуковопроизводящей аппаратурой, оснащается дидактическими и коррекционными средствами. СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ — электрические звукоусиливающие приборы индивидуального пользования; состоят из микрофона, усилителя и источника питания. СЛУХОВЫЕ НЕРВЫ — VIII пара черепно-мозговых нервов — преддверно-улитковый нерв; состоит из двух самостоятельных чувствительных нервов — улиткового (кохлеарного, собственно слухового) и вестибулярного. СЛУХОНЕМОТА СЕНСОРНАЯ — при нормальном слухе нарушение речи у детей, при котором они самопроизвольно совсем не говорят и стремятся лишь подражать словам, но это подражание напоминает слова только по мелодии; ведут себя, как взрослые с сенсорной афазией. СЛЫШИМОСТЬ — см. Воспринимаемость звука. СМЕШАННАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия смешанная. СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ — недостаток речи, выражающийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (напр., вместо «шапка» произносит «сапка» и тут же вместо «санки» — «шанки»); С. з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4—5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. СМЫСЛ — то содержание (значение), которое слово (выражение, оборот речи и т. п.) получает в конкретной речевой ситуации. СМЫСЛОВЫЕ ОПОРЫ — в дидактике — во время запоминания нового материала при составлении мысленного плана выделяются С. о., для чего ряд содержательных элементов заменяется одним словом; напр., описание свойств металлов заменяется словом «свойства»; в дальнейшем С. о. используются при воспроизведении учебного материала. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЙ — дифференцирующий вышестоящие значимые единицы языка в плане выражения. СМЫЧНО-ВЗРЫВНОЙ — см. Взрывной звук. СМЫЧНО-ПРОХОДНОЙ — см. Боковой звук. СМЫЧНО-ЩЕЛЕВОЙ — см. Аффриката. СМЫЧНЫЙ — по артикуляционной классификации тип согласных, выделяемый по способу образования; согласный, при произнесении которого имеет место смычка артикулирующих органов на пути выдыхаемой струи воздуха; смычные согласные делятся, в свою очередь, на взрывные (смычно-взрывные) и аффрикаты (смычно-щелевые) в зависимости от способа раскрытия смычки — быстрого, мгновенного — при образовании взрывных (напр., [п], [б]), и медленного, постепенного при образовании аффрикат ([ц], [ч]), у которых после смычки следует щелевая фаза; см. Аффриката, Боковой звук, Взрывной звук, Фрикативный. СМЯГЧЕНИЕ — см. Палатализация. СМЯГЧЁННЫЙ — см. Палатальный. СНОВИДЕНИЕ — проявление непроизвольного воображения: субъективно переживаемое психическое явление (образ, идея), возникающее во время сна. СНОГОВОРЁНИЕ — см. Сомнилоквия. СНОХОЖДЁНИЕ — см. Сомнамбулизм. СОГЛАСНЫЕ — звуки речи, которые в соседстве с гласными не могут быть слогообразующими; только в случае исчезновения в слоге гласного С. в русском языке могут приобретать слогообразующую функцию; артикуляционно С. (в отличие от гласных) характеризуются в большинстве случаев мускульным напряжением в определенной части произносительного аппарата; акустически С. характеризуются участием шумового источника в значении, но этот признак не является универсальным, т. к. к группе С. относятся и сонанты, образующиеся без шумовых источников; современная классификация С. основана на пяти при знаках артикуляции: 1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок (звонкие, сонорные, глухие); 2) способ артикуляции (смычные, фрикативные, дрожащие); 3) место образования (губные, язычные); 4) наличие или отсутствие палатализации; 5) место резонирования (ротовые, носовые) Date: 2015-12-13; view: 353; Нарушение авторских прав |