Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 20 page
ЦЕНЕСТЕЗИЯ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — проявление деперсонализации: утрата чувства собственного «я». ЦЕНТР [лат. centrum, греч. kentron острие, средоточие] — 1) группа нервных клеток, регулирующих к.-л. функцию организма; 2) средняя часть чего-либо, середина. ЦЕНТР БРОКА — см. Брока центр. ЦЕНТР ВЕРНИКЕ — см. Вернике центр. ЦЕНТР НЕРВНЫЙ — система нервных образований на -разных уровнях Центральной нервной системы, осуществляющая регуляцию специализированной функции организма, напр., регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр. ЦЕНТР УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — вторая сигнальная система, расположена в широких слоях серого вещества коры головного мозга, обеспечивает большую приспособляемость организма к внешней среде; основным ее импульсом для деятельности является слово. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЛУХОТА — невозможность воспринимать звуки из-за поражения центрального отдела слухового аппарата, при сохранности воспринимающего и передающего аппаратов (уха и слухового нерва). ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЛАСНЫЙ — гласный среднего или смешанного ряда; то же, что нейтральный гласный. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный, произносимый с проходом воздуха в центральной части рта. ЦЕНТРИ- [центро-; лат. centrum, греч. kentron острие, сосредоточие] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к центру», «расположенный в центре». ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ [центры- + лат. peto направляться, устремляться] — центростремительный, направленный от периферии к Центру. ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ [центры- + лат. fuga бегство] — центробежный. ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НЕРВЫ — эфферентные, или двигательные, нервные волокна, по которым нервные импульсы идут от центральной нервной системы к периферии, к рабочим органам и тканям организма. ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ — афферентные, или чувствительные, нервные волокна, по которым нервные импульсы двигаются от периферии (от различных рецепторов) к центральной нервной системе. ЦЕНТРЫ РЕЧИ И ПИСЬМА — см. Брока центр, Вернике центр. ЦЕРЕБЕЛЛЯРНЫЙ [лат. cerebellum мозжечок] — мозжечковый, относящийся к мозжечку. ЦЕРЕБР- [церебро-; лат. cerebrum головной мозг] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к головному мозгу». ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ ИСХУДАНИЕ [лат. cerebrum головной мозг] — исхудание, обусловленное поражением головного мозга. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ [лат. cerebrum головной мозг] — мозговой, принадлежащий большому мозгу. ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ [церебр- + греч. astheneia слабый] — сочетание астении с головными болями, головокружениями, некоторым ухудшением памяти и другими признаками поражения головного мозга; наблюдается при травме, инфекции, интоксикации или в начальной стадии органического заболевания головного мозга. ЦЕРЕБРО- — см. Церебр-. ЦЕРЕБРОПАТИЯ [церебро- + греч. pathos страдание, болезнь] — см. Энцефалопатия. ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ [церебро- + лат. spinalis позвоночный] — жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга; исследование состава Ц. ж. используется для дифференциальной диагностики болезней центральной нервной системы. ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ [церебро- + лат. spinalis позвоночный] — относящийся к головному и спинному мозгу. ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ МЕНИНГИТ — воспаление оболочек головного и спинного мозга. ЦЕФАЛ- [греч. kephale голова] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к голове». ЦИКЛ [греч. kyklos круг] — совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, образующих законченный круг развития в течение к.-л. промежутка времени. ЦИКЛИЧЕСКИЙ — совершающийся циклами; составляющий цикл. ЦИКЛО - первая составная часть сложных слов, обозначающая: «круг», «кольцо», «цикл». ЦИКЛОСОМИЯ [цикло- + греч. soma тело] — периодическое возникновение депрессивных фаз циклотимии или маниакально-депрессивного психоза с преобладанием расстройств, имитирующие к.-л. болезни внутренних органов. ЦИКЛОТИМИЯ [цикло- + греч. thymos дух, жизнь, настроение] — психическая болезнь, легкая форма маниакально-депрессивного психоза. ЦИКЛОФРЕНИЯ [цикло- + греч. phren ум, разум] — см. Маниакально-депрессивный психоз. ЦИСТЕНЦЕФАЛИЯ [греч. kephale голова] — высшая степень гидроцефалии. ЦИТИРОВАНИЕ ПРЯМОЕ [лат. citare приводить, провозглашать] — дословное воспроизведение чужой речи. ЦИТО- [греч. kytos пустота, полость, сосуд, вместилище] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к клетке», «клеточный». ЦИТОАРХИТЕКТОНИКА [цито- + греч. architektonike построение, структура] — раздел архитектоники коры большого мозга, посвященный величине, форме и расположению ее клеток. ЦОКАНЬЕ — неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ц].
Ч ЧАСТИ РЕЧИ — основные подразделения, или разряды, на, которые распадаются слова языка вследствие наличия у них а) некоторого общего (абстрактного) значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова; б) системы грамматических категорий, специфических для данного разряда слов; в) особенностей синтаксического функционирования; г) особых типов формо- и словообразования. ЧАСТИЧНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ [лат. assimilatio уподобление, усвоение] — ассимиляция только части признаков взаимодействующих звуков. ЧЕЛОВЕК — общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. ЧЕЛЮСТЬ ВЕРХНЯЯ — парная кость, занимает центральное положение в лицевом черепе; участвует в образовании глазницы, носовой и ротовой полостей; в ней различают тело и четыре отростка: альвеолярный, небный, лобный и скуловой. ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ — непарная кость, наиболее крупная среди костей лицевого черепа, имеет форму подковы; в ней различают непарное тело и две ветви. ЧЕРЕДОВАНИЕ — факт различения звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления. ЧЕРЕДОВАНИЕ АКЦЕНТНОЕ — чередование ударное, чередование тоническое; морфологизированное ударение в словах и формах, совпадающих графически, но различающихся местом ударения. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ — чередование, не зависящее от фонетических позиций и служащее для выражения различного рода грамматических значений, напр., пеку / печешь. ЧЕРЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ — чередование качественно различных звуков, напр., везу / воз. ЧЕРЕП — скелет головы. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ — нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него; имеется 12 пар Ч.-м. н., которые иннервируют кожу, мышцы, органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полостей. ЧЁРНАЯ СУБСТАНЦИЯ — один из центров экстрапирамидной системы, регулирует тонус мышц голосового и артикуляционного аппаратов. ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ — парные хрящи гортани, имеющие форму трехгранной пирамиды, основание которой соединено при помощи сустава с пластинкой перстневидного хряща. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА — индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений человека к окружающей действительности и к самому себе в определенных условиях; из черт характера складывается характер. ЧЕЧЕВИЦЕОБРАЗНЫЙ СОСОЧЕК — образование, имеющее форму шишковидного выроста, расположенного по краям языка. ЧИСТЫЙ ЗВУК — звук камертона, имеющий синусоидальную форму; характеризуется определенной частотой и амплитудой колебаний. ЧИСТЫЙ ЯЗЫК — язык, не подвергшийся смешению и представляющий естественное развитие своего первоначального состояния. ЧИТАЛЬНАЯ МАШИНА — аппарат, предназначенный для чтения слепыми и слепоглухими обычных печатных изданий (книг, журналов) и текстов, напечатанных на пишущей машинке. ЧЛЕНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЕ — выделение в речевом потоке отдельных звуков речи на основе их антропофонических (физиологических) свойств. ЧЛЕНИМОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ — способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ — 1) выделимый, способный к отдельному воспроизведению, напр., членораздельный звук; 2) поддающийся расчленению на составляющие элементы, напр., членораздельная речь; 3) отчетливый, скандированный, напр., членораздельное произнесение. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. ЧОКАНЬЕ — неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ч]. ЧРЕВОВЕЩАНИЕ — речеобразование при неподвижных губах с помощью незаметных для глаза артикуляционных движений органов полости рта. ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами. ЧТЕНИЕ С ГУБ — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или восполняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует). ЧУВСТВ ВИДЫ — см. Чувства интеллектуальные, Чувства моральные, Чувства эстетические. ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. ЧУВСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ [лат. intellectus ум, рассудок, разум] — чувства, выражающие и отражающие отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. ЧУВСТВА МОРАЛЬНЫЕ [лат. moralis нравственный] — чувства, своим содержанием имеющие отношение человека к человеку и — шире — к обществу. ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — чувства, отражающие и выражающие отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. ЧУВСТВО ЯЗЫКА — контроль над произнесением слов, их правильностью произношения, ударения; осуществляется на основе обратных связей. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДВУМЕРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ — вид сложной чувствительности: способность понимать (узнавать) буквы, слова, цифры, различные фигуры, начертанные пальцем, иглой и др. на коже. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРОЦЕПТИВНАЯ [лат. inter посреди, внутри + recepto принимать] — вид простой чувствительности: восприятие импульсов от внутренних органов, из полостей тела. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ [лат. proprius своеобразный, специальный + recepto принимать] — вид простой чувствительности: мышечно-суставное чувство, чувство веса, давления, вибрации. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТАЯ — включает экстеро-, интеро- и проприоцептивную чувствительность, т. е. в каждом случае импульсы поступают только по одному рецепторному пути. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЛОЖНАЯ — чувствительность, основанная на интеграции деятельности рецепторов различной модальности; включает чувство дискриминации, двумерно-пространственное, чувство локализации и стереогноза; при ненарушенной Ч. с импульсы поступают одновременно по нескольким рецепторным путям. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНАЯ [лат. exster внешний, наружный + recepto принимать] — вид простой чувствительности: ощущение боли, тепла, холода, прикосновения. ЧУТЬЁ ЯЗЫКОВОЕ — интуитивная реакция на данную форму высказывания и т. п. со стороны лица, для которого данный язык является родным, как критерий правильности речи. Ш ШАБЛОН — 1) твердо установленная синтаксическая модель, механически воспроизводимая в речи; 2) общеизвестный образец, которому слепо подражают; штамп, трафарет. ШЕПЕЛЯВОСТЬ — см. Сигматизм. ШЁПОТ — тихий глухой голос, получающийся при прохождении воздуха с трением через незамкнутую межхрящевую щель. ШЁПОТНАЯ РЕЧЬ — очень тихая речь, производимая без участия голосовых складок. ШЁПОТНЫЙ ГЛАСНЫЙ — гласный, при произнесении которого чистый голос заменяется шумом, производимым трением воздуха о стенки межхрящевой щели. ШИЗО- [шиз-; греч. schizo раскалывать, разделять, расщеплять] — составная часть сложных слов, означающая «разделение», «расщепление», «нарушение психики». ШИЗОБУЛИЯ [шизо- + греч. bule воля] — наличие у больного противоположных волевых тенденций и стремлений; симптом шизофрении. ШИЗОКАРНОСТЬ [шизо- + греч. кага голова, вместилище разума] — злокачественное течение шизофрении с быстрым развитием слабоумия. ШИЗОФАЗИЯ [шизо- + греч. phasis выражение, речь] — расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями при правильности их грамматического строя. ШИЗОФРЕНИЯ [шизо- + греч. phren ум, разум] — эндогенная психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, характеризующаяся изменениями личности (снижением активности, потребности в общении с людьми, потерей интереса к окружающей действительности, утратой единства психических процессов, нарушением мышления и др.) и имеющая многообразные проявления (бред, галлюцинации и др.). ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ — небные щелевые (фрикативные) и смычно-щелевые (аффрикаты), называемые так по производимому или акустическому впечатлению. ШИРОКИЙ ГЛАСНЫЙ — 1) гласный нижнего подъема как характеризующийся наибольшим раствором рта (наибольшим расстоянием от языка до неба) и вытекающей отсюда максимальной сонорностью (звучностью); 2) ненапряженный гласный. ШИШКОВИДНОЕ ТЕЛО — железа внутренней секреции, представляющая собой образование треугольно-овальной формы, расположенное в промежуточном мозге; участвует в поддержании гомеостаза. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ — общеобразовательная школа с общежитием для учащихся, преимущ. для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глухотой. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ДВИЖЕНИЙ — учебно-воспитательное учреждение, в котором дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно-двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зрения после коррекции очками от 0,05 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены дети с остротой зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения — стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощущения, поля зрения; а также умение ребенка пользоваться слабым зрением. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ (ТУГОУХИХ) И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ — спец. общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением; осуществляет обязательное совместное обучение слабослышащих и позднооглохших детей. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для слепых детей. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для умственно-отсталых детей. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6—7 лет до 17—18 лет; подразделяется на младший — от 6—7 лет до 11 лет и старший — от 12 до 17—18 лет. ШОК [фр. choc удар, толчок] — одна из наиболее тяжелых нервно-рефлекторных реакций организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, выражающаяся расстройствами кровообращения, дыхания, обмена веществ и т. п. ШПАТЕЛЬ [нем. Spatel лопатка] — инструмент для придавливания языка при осмотре полости рта; используется логопедами для придания языку определенного положения, которое требуется для артикуляции того или иного звука. ШУБ [нем. Schyb атака, приступ] — приступ психической болезни, после которого наблюдаются изменения личности или остаточные психопатологические расстройства. ШУМ — 1) беспорядочная совокупность звуков, не имеющих ритма и периодичности колебаний; при этом звуки, в отличие от музыкальных, часто изменяются по силе и частоте, напр., стук, шорох, треск и т. п.; 2) акустический эффект неритмических колебаний губ, языка и маленького язычка, а также трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи. ШУМНЫЙ — согласный звук, тембр которого определяется характером данного шума.
Щ
ЩЁКИ — часть лица, составляющая боковую стенку ротовой полости. ЩЕЛЕВОЙ — см. Фрикативный. ЩЁЧНЫЙ [Р] — при этом нарушении струя воздуха идет между языком и щеками, которые колеблются; углы рта оттягиваюся назад; возникает неприятный «фыркающий», незвонкий звук; см. Ротацизм. ЩИТОВИДНЫЙ ХРЯЩ — крупный непарный хрящ гортани, образующий гортанный выступ; см. Выступ гортани. ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА — железа внутренней секреции; располагается около гортани; выделяет гормоны, влияющие на обмен веществ и рост организма, в частности тироксин; при гиперфункции развивается базедова болезнь, при гипофункции — микседема.
Э
ЭВ- [эй-, эу-; греч. ей хорошо, вполне, совершенно, правильно] — составная часть сложных слов, означающая «хороший», «подлинный«, «правильный». ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ [лат. eventus случай] — возможный при соответствующих условиях, могущий произойти при известных о бстоятельствах. ЭВОЛЮЦИЯ [лат. evolutio развертывание, развитие] — процесс постепенного изменения, развития. ЭВРИСТИКА [греч. heurisko нахожу] — 1) методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. ЭВФОНИЧЕСКИЙ — облегчающий переход от одного звука к другому. ЭВФОНИЯ [греч. euphonia хорошо + phone звук] — благозвучие. ЭВФУИЗМ [греч. euphyes благовоспитанный, благородный] — см. Бомбаст. ЭГОИЗМ [лат. ego я] — черта характера, характеризующаяся себялюбием, предпочтением своих личных интересов интересам общественным и интересам др. людей. ЭГОФОНИЯ [греч. aix, aigos коза + phone голос] — разновидность бронхофонии, при которой голос больного напоминает блеяние козы. ЭГОЦЕНТРИЗМ [лат. ego я + centrum острие, средоточие] — особенность склада личности, при которой доминирует сосредоточение на мотивах собственной духовной жизни или материального существования; высшая степень эгоизма. ЭЙ см. Эв-. ЭЙЕКСИЯ — см. Эйфория. ЭЙЕСТЕЗИЯ [эй- + греч. aisthesis ощущение, чувство] — хорошее самочувствие. ЭЙЗЕНЛОРА СИНДРОМ [К. Eisenlohr, нем. врач] — сочетание дизартрии, паралича губ, языка и мягкого неба, а также слабости конечностей, возникающее как осложнение брюшного тифа. ЭЙЗОПТРОФОБИЯ [греч. eisoptron зеркало + фобия] — навязчивый страх — боязнь зеркал. ЭЙТИМИЯ [эй- + греч. thymos душа, настроение, чувство] — хорошее настроение. ЭЙТОНИЯ [эй- + греч. tonos напряжение] — чувство телесного удовольствия, наслаждения, приятное чувство. ЭЙФОРИЯ [эй- + греч. phero нести, переносить] — неоправданное реальной действительностью повышенное благодушное настроение, сочетающееся с беспечностью и недостаточной критической оценкой своего состояния; отмечается при прогрессивном параличе, атеросклерозе, травмах мозга и др. ЭЙХОФОБИЯ [греч. euchos желание, пожелание + фобия] — навязчивый страх — боязнь произносить или слушать пожелания. ЭК- [экз-; греч. ek-, ex-] — приставка, означающая «вне, за пределами чего-либо». ЭКЗ 1) см. Эк-; 2) см. Экс-. ЭКЗАЛЬТАЦИЯ [лат. exaltatio подъем, воодушевление] — восторженное, возбужденное состояние; болезненная оживленность. ЭКЗАЦЕРБАЦИЯ [лат. exacerbo раздражать, отягощать] — см. Обострение. ЭКЗЕМПЛИФИКАЦИЯ — объяснение с помощью конкретных, наглядных примеров, снабжение иллюстративным материалом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ [лат. existentia существование] — анализ биографии больного с целью определения смысла и целей его жизни, внутренних возможностей личности производить переоценку своих нравственных ценностей, идеалов; используется для выработки психотерапевтических рекомендаций больному. ЭКЗО- [экз-; греч. ехб вне, снаружи, извне] — составная часть сложных слов, означающая «вне», «снаружи», «извне», «внешний», «наружный». ЭКЗОГЕННЫЙ [экзо- + греч. -genes порождаемый, происходящий] — возникающий под влиянием воздействия внешних факторов. ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА — слова и выражения, заимствованные из малоизвестных языков и употребляемые для придания речи особого колорита. ЭКЗОФАЗИЯ [экзо- + греч. phrasis речь, оборот речи] — внешняя звуковая речь. ЭКЗОФТАЛЬМ [экз- + греч. ophthalmos глаз] — смещение глазного яблока вперед, сопровождающееся расширением глазной щели. ЭКЛАМПСИЯ [греч. eklampsis вспышка, внезапное возникновение] — тяжелая форма позднего токсикоза беременных, проявляющаяся, как правило, судорожными припадками, артериальной гипертензией и (или) отеками. ЭКМНЕЗИЯ [эк- + греч. mnesis воспоминание, память) — 1) перенесение в памяти событий прошлой жизни в настоящее; 2) перенесение в памяти событий настоящей жизни в прошлое с соответствующим уменьшением своего возраста. ЭКО- [греч. oikos дом, жилище, место обитания] — приставка, означающая «относящийся к месту обитания, к окружающей среде». ЭКОГЕНЕЗ [эко- + греч. genesis происхождение] — процесс развития взаимоотношений между организмами и средой обитания на протяжении истории их существования. ЭКОЛОГИЯ [эко- + logos учение] — наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия. ЭКС- [лат. ех-, е-] — приставка, означающая «удаление, извлечение чего-либо», «лишение, отсутствие чего-либо» или «освобождение от чего-либо». ЭКСКВИЗИТНЫЙ [экс- + лат. quaero, quaesitum старательно разыскивать] — отменный, отборный; показательный, характерный. ЭКСКУРСИЯ [лат. excursio поездка] — 1) одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке; 2) см. Приступ. ЭКСПАНСИВНОСТЬ [лат. expansio расширение, распространение] — особенность личности, выражающаяся в преобладании внешней направленности психической деятельности, высокой психической активности, склонности к переоценке собственной личности, собственных возможностей и физических сил. ЭКСПАНСИВНЫЙ [лат. expansio расширение, распространение] — несдержанный в проявлении чувств, бурно реагирующий на все. ЭКСПЕРИМЕНТ [лат. experimentum, проба, опыт] — 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ — метод исследования особенностей психики, напр., темпа психических процессов, характера ассоциаций и эмоциональных реакций, заключающийся в регистрации и изучении содержания ответов исследуемого на вопросы экспериментатора, а также скорости ответов. ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ — метод научного психологического исследования, при котором ребенок находится в»,. естественных условиях и не знает о том, что подвергается изучению. ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — один из наиболее сложных и продуктивных методов эксперимента; служит основой для построения наиболее эффективных, методов работы с аномальными детьми, направленных на компенсацию их дефектов. ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте. ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — один из основных методов изучения психических явлений, заключающийся в активном воздействии исследователя на определенные стороны психической деятельности человека путем изменения условий этой деятельности; различаются две основные формы Э. п.: лабораторный эксперимент и естественный эксперимент. ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — форма естественного эксперимента; сочетает психологическое изучение ребенка с проведением воспитательной и образовательной работы. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ — общее название методов исследования некоторых сторон психической деятельности (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.), основанных на выполнении исследуемых стандартных заданий. ЭКСПЕРТИЗА [лат. expertus опытный] — исследование к.-л. вопроса, требующего спец. знаний, с представлением мотивированного заключения. ЭКСПИРАТОРНАЯ МОЩНОСТЬ ЛЁГКИХ — показатель состояния внешнего дыхания, представляющий собой давление воздуха в дыхательных путях в фазу выдоха с закрытыми носом и ртом при максимальном напряжении мускулатуры, осуществляющей выдох. ЭКСПИРАТОРНОЕ УДАРЕНИЕ — динамическое ударение. ЭКСПИРАТОРНЫЙ [лат. expiro выдувать, выдыхать] — относящийся к выдоху. ЭКСПИРАЦИЯ [лат. expiro выдувать, выдыхать] — см. Выдох. ЭКСПЛОЗИВНОСТЬ [англ. explosive вспыльчивый] — склонность к проявлениям раздражительности, часто сопровождающимся агрессивными поступками. ЭКСПЛОЗИВНАЯ РЕАКЦИЯ [англ. explosive вспыльчивый] — внезапный приступ раздражительности и злобности, сопровождающийся выразительной жестикуляцией и мимикой, а иногда агрессивными действиями. Date: 2015-12-13; view: 366; Нарушение авторских прав |