Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 11 page
ПОДЪЯЗЫЧНО-ЯЗЫЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные волокна, начинающиеся от подъязычной кости, расположенной ниже языка и сзади него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение — осаживать язык книзу. ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ НЕРВ — двигательный нерв языка; волокна этого нерва иннервируют мышцы языка, что сообщает ему гибкость и подвижность; при поражении Д. н. могут развиваться атрофические явления в мышцах языка, ослабляется его способность к движениям, необходимым для выполнения речевой функции и функции питания; XII пара черепно-мозговых нервов. ПОЗА РОМБЕРГА — в положении стоя стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под прямым углом к туловищу — тест для проверки глубокой чувствительности функции вестибулярного аппарата. ПОЗДНООГЛОХШИЕ ДЕТИ — дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты; степень сохранности речи у П. д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития. ПОЛЕ ВЗОРА — участок пространства, зрительно воспринимаемый человеком при условии, что его голова остается неподвижной, а движения глаз осуществляются во всем доступном объеме. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ — участок пространства, зрительно воспринимаемый человеком при отсутствии движений глазами и головой. ПОЛИ- [греч. компонент сложных слов poly- от polys- многий] — составная часть сложных слов, означающая «множество». ПОЛИГЛОТ [поли- + греч. glotta язык] — человек, владеющий многими языками. ПОЛИГРАФИЯ [поли- + греч. grapho изображать, писать] — 1) в психиатрии — см. Графомания; 2) в психологии — стремление к многочисленным и многословным писаниям; 3) непроизвольное многократное повторение одного и того же написания. ПОЛИКЛИНИКА — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее помощь приходящим больным и на дому. ПОЛИЛАЛИЯ [поли- + греч. lalia речь] — нарушение речи, при котором слоги многократно повторяются; причиной являются заболевания околокоркового серого вещества. ПОЛИНЕВРИТ [поли- + неврит] — множественное воспаление периферических нервов. ПОЛИОМИЕЛИТ [греч. polios серый + myelos (спинной) мозг] — острая инфекционная болезнь, вызываемая одноименным вирусом, характеризующаяся поражением центральной нервной системы, главным образом клеток передних рогов спинного мозга, оболочек головного и спинного мозга; наблюдается чаще у детей. ПОЛИОПИЯ [поли- + греч. ops глаз, зрение] — нарушение зрительного восприятия, при котором одиночный фиксируемый объект кажется множественным; наблюдается при поражениях хрусталика, частичной отслойке сетчатки, поликории и т. п. ПОЛИП [поли- + греч. pus нога] — вид опухоли на слизистых оболочках. ПОЛИПНОЭ [поли- + греч. дыхание] — ритмическое глубокое учащенное дыхание. ПОЛИПТОТ [поли- + греч. totus повтор] — употребление одного и того же слова в разных падежах. ПОЛИСЕМАНТИЗМ — возврат к первоначальной стадии фило- и онтогенеза речи. ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКИЙ — многозначный. ПОЛИСЕМИЯ [греч. polysemos многозначный] — наличие у единицы языка более чем одного значения. ПОЛИСИЛЛАБ [поли- + греч. sillabus сложный] — многосложность. ПОЛИСИЛЛАБИЧЕСКИЙ — многосложный. ПОЛИФРАЗИЯ [поли- + греч. phrasis речь] — многословие. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА — в физических упражнениях — исходное положение перед началом и конечное после окончания движения. ПОЛОСАТОЕ ТЕЛО — один из центров экстрапирамидной системы, оказывает влияние на темп речи; нарушение функции П. т. проявляется, напр., при заикании. ПОЛОСТЬ НОСА — начальный отдел системы органов дыхания; имеет нижнюю, верхнюю, две боковые стенки и перегородку, делящую нос на две половины: задне-верхняя часть — костная, а передне-нижняя часть — хрящевая; вся П. н. выстлана слизистой оболочкой. ПОЛТЕРН — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. ПОЛУГОЛОС — ослабленное звучание голоса при ненапряженных голосовых складках и относительной слабости экспирации. ПОЛУЗВОНКИЙ — непридыхательный, слабый, согласный, при артикуляции которого участие голосового тона начинается не с самого начала смычки, а лишь в конце ее. ПОЛУЛАВИАЛИЗОВАННЫЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный, характеризующийся неполным образованием лабиализации, то есть неполным осуществлением видоизменения в направлении «у». ПОЛУМЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный, характеризующийся неполным образованием смягчения. ПОЛУСЛОГОВОЙ ЗВУК — русский звук [и], который, не составляя отдельного слога (т. е. не будучи слогообразующим), не является также и частью дифтонга. ПОЛЮСНОСТЬ ЭМОЦИЙ — своеобразное сочетание сильных противоположных по характеру чувств (и соответствующих поступков): злобность, жестокость, злопамятность, мстительность наряду с угодливостью, слащавостью, преувеличенной любезностью; особенно характерна П. э. для эпилепсии. ПОЛЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — участки коры больших полушарий головного мозга, отличающиеся друг от друга микроскопическим строением и функцией. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ — необходимое условие речевого общения; выражается в понимании значения слов. ПОНЯТИЕ — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. ПОПЕРЕЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышца, состоящая из нескольких пучков волокон, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки края языка; назначение — уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык). ПОСТ- [лат. post-] — приставка, означающая «находящийся позади, за чем-либо», «следующий после чего-либо». ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. ПОСТАНОВКА ЗВУКА — создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ [пост- + лат. natus рождение] — возникающий или происходящий непосредственно после рождения. ПОСТРОЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ — фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н. А. Бернштейном; П. д. — это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними; П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия, двигательным составом, комплексом афферентаций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом; каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контингентности движений). ПОСТУПОК — социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ — фаза развития понятий у детей (по Л. С. Выготскому), которая заключается в выделении группы обобщаемых предметов, обобщенных по одному признаку. ПОТЕНЦИЯ [лат. potentia сила] — скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных обстоятельствах. ПОТРЕБНОСТЬ — состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития. ПРАГМАТИКА — один из планов или аспектов исследования языка, выделяющий и исследующий единицы языка в их отношении к тому лицу или лицам, которые пользуются языком. ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов. ПРЕВЕНТИВНЫЙ [лат. praevento опережаю] — предупреждающий, предохранительный. ПРЕДДВЕРИЕ ГОРТАНИ — верхний отдел полости гортани от входа в гортань до преддверных складок; имеет значение для создания общей резонаторной камеры. ПРЕДДВЕРИЕ РТА — передний отдел полости рта, ограниченный снаружи щеками и губами, а изнутри — альвеолярными отростками челюстей и зубами. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического и физического развития ребенка; соответствует возрасту от 1 года до 3 лет; является периодом раннего детства; см. Возрастная периодизация. ПРЕДИКАТ [лат. predicatum сказанное] — в грамматике — сказуемое. ПРЕДИКАТИВНАЯ ФОРМА РЕЧИ — речь, в которой Предложения состоят преимущественно из глаголов, прилагательных и других предикатов. ПРЕДИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — сообщающая функция речи. ПРЕДИКАЦИЯ [лат. praedicatio высказывание] — синтаксическая категория, формирующая предложение, относит содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей сообщения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ — 1) грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего; П. обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими (или потенциальным минимумом); 2) двучленный синтаксический комплекс, в котором вполне определенно выражаются два главных члена (подлежащее и сказуемое) или же, в более сложных случаях, группа подлежащего и группа сказуемого; 3) часть сложного предложения, придаточное предложение. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ — наглядный образ предмета или явления (события), возникающий в воображении на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАМЯТИ — воспроизведенный образ воспринятого ранее предмета или явления. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения; в отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер; наличие в П. чувственно-предметной основы позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные и др.). ПРЕДТОНАЛЬНЫЙ — см. Предударный. ПРЕДУДАРНЫЙ — непосредственно предшествующий ударному слогу. ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ РЕАКЦИЯ — реакция, которая наступает до действия раздражителя; реакция (условно-рефлекторный акт) в силу словесной инструкции, полученной ранее, в которой говорится, что надо делать при действии раздражителя, находится в заторможенном состоянии, но может проявиться под действием к.-л. постороннего раздражителя. ПРЕСБИ- [пресбио-; греч. presbys старик] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к старческому возрасту». ПРЕСБИАКУЗИЯ [пресби- + греч. akusis слух] — старческое снижение слуха. ПРЕСБИО - см. Пресби-. ПРЕСБИОФРЕНИЯ [пресбио- + греч. phren разум] — форма старческого слабоумия, при которой резко нарушается запоминание, наблюдаются конфабуляции, повышенная речевая активность и эйфория при сохранности речи и внешних форм поведения. ПРЕФИКС [лат. praefixus прикрепленный впереди] — часть слова (аффикс), стоящая перед корнем и изменяющая его лексическое или грамматическое (напр., видовое) значение. ПРИБОР ДЛЯ ПИСЬМА СЛЕПЫХ — специальный прибор для письма рельефно-точечным шрифтом; предложен Л. Брайлем (L. Braille, франц. учитель). ПРИВЫЧКА — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности; П. могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера и т. п. ПРИВЫЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — движения, из которых складываются привычные действия (привычки). ПРИДАТОЧНЫЕ ПАЗУХИ НОСА — выстланные слизистой оболочкой воздухоносные полости в костях черепа, сообщающиеся с полостью носа; все П. п. н. парные. ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука преддыхательная. ПРИЗУБНАЯ ШЕПЕЛЯВОСТЬ — см. Сигматизм адденталъный. ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ — см. Сигматизу. адденталъный. ПРИКУС — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. ПРИМИТИВИЗМ [лат. primitivus самый ранний, первый] — упрощенный подход к решению сложных вопросов. ПРИМИТИВНЫЙ — упрощенный, простой, несложный. ПРИНУЖДЕНИЕ — воздействие на человека с целью заставить его что-либо сделать независимо от его желания; один из методов воспитания дисциплины, выступающий как дополнительный по отношению к главному методу — убеждению. ПРИНЦИП [лат. principium начало, основа] — основное исходное положение к.-л. теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ — воздействие результатов функционирования к.-л. системы на характер ее дальнейшего функционирования. ПРИПАДОК — внезапно возникающее, кратковременное, обычно многократно повторяющееся, четко ограниченное во времени болезненное состояние (потеря сознания, судороги и т. п.). ПРИСТАВКА — см. Префикс. ПРИСТУП — см. Пароксизм. ПРИЧИННЫЙ — 1) предупреждающий; 2) лежащий в основе. ПРО- [греч. pro-] — приставка, означающая «находящийся перед чем-либо». ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение проактивное. ПРОБА ПАЛЬЦЕ НОСОВАЯ — проба, служащая для обнаружения динамической атаксии; больному предлагается коснуться указательным пальцем кончика собственного носа и повторить это движение с закрытыми глазами; обычно П. п-н. выполняется в позе Ромберга. ПРОВОДИМОСТЬ — способность живой ткани проводить возбуждение. ПРОВОДНИКОВАЯ ФОРМА АФАЗИИ — см. Афазия моторная транскорт икальная. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — группы нервных волокон центральной нервной системы, связывающие различные ее отделы, объединяемые морфологически, топографически и (или) функционально; выделяют проекционные, комиссуральные и ассоциативные нервные пути. ПРОГЕНИЯ [про- + греч. genys нижняя челюсть] — выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития. ПРОГНАТИЯ [про- + греч. gnathos челюсть] — выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития. ПРОГНОЗ [греч. prognosis предвидение] — предсказание течения болезни и возможных результатов ее лечения. ПРОГРЕДИЕНТНОСТЬ — в психиатрии — развитие психической болезни с нарастанием симптомов; характерна, напр., для шизофрении, старческого слабоумия. ПРОГРЕСС [лат. progressus успех] — движение вперед, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития (противоп. «регресс»). ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ — см. Паралич прогрессивный. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ — отдел ствола головного мозга, расположенный между варолиевым мостом и спинным мозгом; в П. м. находятся ядра черепно-мозговых нервов, принимающие информацию от вкусовых и слуховых рецепторов, органов равновесия и внутренних органов, и ядра, являющиеся эфферентными (двигательными) центрами для внутренних органов, сосудов, мышц языка и гортани; некоторые ядра ретикулярной формации П. м. и блуждающего нерва участвуют в механизмах дыхания и кровообращения. ПРОДРОМ [греч. prodromos бегущий впереди] — ранний симптом болезни, предшествующий ее основным проявлениям. ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, в результате которого возникает к.-л. новая мысль; высокоразвитое мышление. ПРОЕКЦИОННЫЕ НЕРВНЫЕ ПУТИ — проводящие нервные пути, связывающие большой мозг и мозжечок с нижележащими отделами центральной нервной системы. ПРОЗЕКСЙЯ — направление внимания. ПРОЗОП- [греч. prosopon лицо] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к лицу». ПРОЗОПОСПАЗМ [прозой- + спазм] — спазм лицевой мускулатуры. ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ — реально высказанное (написанное и т. п.) предложение или совокупность предложений (включая отрезок письменной или устной речи любой длины, вплоть до целого литературного произведения, произведения устного творчества), могущее, в частности, служить материалом для наблюдения фактов данного языка. ПРОИЗВОЛЬНОЕ — совершаемое по собственному желанию, в связи с определенной целью. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — см. Внимание произвольное. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ — основанный на обратной связи между произносительным намерением и слуховым контролем. ПРОИЗНОШЕНИЕ — см. Звукопроизношение. ПРОКСИМАЛЬНЫЙ [лат. proximus ближайший] — расположенный ближе к центру или срединной линии тела. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ — часть головного мозга, расположенная между полушариями большого мозга; в его состав входит зрительный бугор со смежными образованиями. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЦВЕТ — цвет, получающийся при смешении двух недополнительных цветов; напр., синий и красный дают промежуточный цвет — фиолетовый. ПРОПЕДЕВТИКА [греч. propaideuo предварительно обучаю] — введение в к.-л. науку; предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. ПРОПРИОРЕЦЕПТОРЫ [лат. proprius собственный + capio, cepi принимать, воспринимать] — нервное окончание проприоцеп-тивное; механорецептор, расположенный в тканях мышечно-суставного аппарата, воспринимающий их растяжение или сокращение. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — см. Ощущения пропри-оцептивные. ПРОПУСКИ — отсутствие звука и (или) буквы в слове в устной и (или) письменной речи: видели — видли, сильный — синый. ПРОСОДЕМА — семиологически релевантная единица силы, тона, длительности и т. п. ПРОСОДИЧЕСКИЙ — относящийся к явлениям высоты, длительности, силы и т. п. ПРОСОДИЯ [греч. prosodia ударение, припев] — 1) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. ПРОСТОЙ ЗВУК — звук, форма колебания которого является синусоидальной кривой; такие звуки получают с помощью спец. приборов (близко к ним подходят звуки камертона); музыкальные звуки состоят из простых звуков, называемых частичными тонами. ПРОСТРАЦИЯ [лат. prostration лежание] — резкий упадок психического тонуса в сочетании с речевой и двигательной заторможенностью, выраженным снижением (или отсутстви- ем) реакции на внешние раздражители. ПРОТАПАТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — бессознательно-эмотивные раздражения, идущие от внутренних органов. ПРОТЕЗ [греч. prosthesis прикрепление] — аппарат или приспособление, служащее для восполнения или замещения отсутствующей части тела или органа. ПРОТЕЗА — присоединение («надставка») добавочного звука к началу слова для облегчения произношения. ПРОТЕТИЧЕСКИЙ — присоединяемый к начальному звуку слова в качестве протезы (о звуке речи). ПРОТО- [греч. protos первый] — составная часть сложных слов, означающая «первичный». ПРОТОПЛАЗМА [прото- + греч. plasma нечто сформированное, образованное] — содержимое живой клетки (цитоплазма и ядро). ПРОТРАТИРОВАННЫЙ [лат. pro- в связи с чем-либо + traho извлекать] — 1) возникший в связи с благоприятными условиями — в виде определенного фона (ушиб головного мозга, старческий возраст и др.); 2) затянувшийся (кризис). ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова или выражения, свойственные речи данной профессиональной группы. ПРОФИЛАКТИКА [греч. prophylaktikos предохранительный] — совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья. ПРОХИБИТИВНЫЙ — выражающий запрещение, запрещающий совершение данного действия. ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ — дидактический принцип, означающий основательность усвоения учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти учащегося, свободное воспроизведение и применение на практике; обеспечивается всем ходом обучения. ПСЕВДО- [греч. pseudes ложный] — составная часть сложных слов, означающая «ложный», «мнимый». ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ — см. Дизартрия псевдобулъбарная. ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — см. Паралич псевдобулъбарный. ПСЕВДОДЕМЁНЦИЯ [псевдо- + деменция] —ложное слабоумие, болезненное стремление изобразить себя глупым или больным. ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИЯ [псевдо- + лат. reminiscentia воспоминание] — искаженное воспоминание. ПСЕВДОФОНАСТЕНИЯ [псевдо- + фонастения] — прерывание голоса от волнения, напр., при ответе на уроке. ПСИТТАЦИЗМ — бессмысленная речь, похожая на механическое повторение слов попутаем, встречающаяся тогда, когда говорящий не понимает значения употребляемых им слов. ПСИХ- [психо-; греч. psyche душа, дух, сознание] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к психике». ПСИХАЛГИЯ [псих- + греч. algos боль] — боль, возникающая в результате психической травмы и сопровождающаяся чувством тревоги или страха. ПСИХАСТЕНИЯ [псих- + астения] — 1) невроз, проявляющийся чувством неполноценности, страхом, нерешительностью, безволием, навязчивыми состояниями; 2) психопатия, проявляющаяся крайней нерешительностью, боязливостью, постоянными сомнениями. ПСИХИАТРИИ РАЗДЕЛЫ — см. Ортопсихиатрия, Психиатрия возрастная, Психиатрия общая, Психиатрия частная. ПСИХИАТРИЯ [псих- + греч. iatreia врачевание, лечение] — отрасль клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику и распространенность психических заболеваний и болезней человека вообще в их нервно-психической обусловленности, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экспертизы и реабилитации больных. ПСИХИАТРИЯ ВОЗРАСТНАЯ — раздел психиатрии, изучающий обусловленные возрастом особенности возникновения и течения психических болезней, лечения и реабилитации психически больных. ПСИХИАТРИЯ ОБЩАЯ — раздел психиатрии, изучающий общие закономерности возникновения и развития психических болезней, психопатологических процессов и состояний. ПСИХИАТРИЯ ЧАСТНАЯ — раздел психиатрии, изучающий отдельное психические болезни, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности больных. ПСИХИКА [греч. psychikos душевный] - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию; см. Психические явления. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — см. Психика. ПСИХИЧЕСКАЯ ИДИОСИНКРАЗИЯ [идио- + греч. synkrasis смешение] — неприятное чувство, вызываемое к.-л. предметами, лицами, явлениями из окружающего мира. ПСИХИЧЕСКИЕ АКТЫ — см. Психические явления. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление и др.); см. Психические процессы познавательные, Психические процессы и состояния эмоционально-волевые. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ — см. Аффект, Волевое усилие, Воля, Стресс, Чувства, Эмоции. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — см. Внимание, Воображение, Восприятие, Мышление, Ощущения, Память. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА —- индивидуальные особенности психики человека; определенные отношения его к действительности и соответствующие им формы поведения, носящие устойчивый характер; см. Интерес, Способности, Темперамент, Характер. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (напр., бодрость, усталость, скука и др.). ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — любой вид психической деятельности человека; см. Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния. ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЯ — см. Аффективные нарушения, Внимания нарушения, Воли нарушения, Восприятия нарушения, Мышления нарушения, Ощущений нарушения, Памяти расстройства. ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАДЕРЖКА — см. Задержка психического развития. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — развитие психических процессов и психических свойств личности у детей под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ — психическое развитие, отличающееся своеобразием в связи с особыми условиями восприятия внешнего мира (нарушения слуха, зрения) или в связи с интеллектуальной недостаточностью; психическое развитие детей с подобными отклонениями протекает успешно в результате специально организованного учебно-воспитательного процесса с помощью методов и средств коррекционной педагогики. ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ — избирательность, произвольный или непроизвольный выбор, выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентрация на одних объектах при одновременном отвлечении от всего постороннего, временном игнорировании других объектов. ПСИХО - см. Псих-. ПСИХОАНАЛЕПТИКИ — лекарственные средства, избирательно стимулирующие психическую деятельность, временно повышая работоспособность, уменьшая чувство усталости и т. д. ПСИХОАНАЛИЗ [психо- +. анализ] — разработанный 3. Фрейдом метод изучения неосознаваемых психических процессов путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок и т. п. с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся, по мнению автора, причиной психических расстройств. ПСИХОГЕНЕЗИС [психо- + генезис] — возникновение и развитие психических процессов. Date: 2015-12-13; view: 335; Нарушение авторских прав |