Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем рото­вую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 17 page





СУЖДЕНИЯ ЕДИНИЧНЫЕ — суждения, в которых утвержде­ние или отрицание относится только к одному предмету.

СУЖДЕНИЯ ОБЩИЕ — суждения, в которых что-либо утвер­ждается или отрицается относительно всех предметов данной группы.

СУЖДЕНИЯ ЧАСТНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам.

СУИЦИД [англ. suicide самоубийство] — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания.

СУКЦЕССИВНЫЙ [лат. successio преемственность, последо­вательность] — последовательный.

СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ — вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся вне­запным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обуслов­ленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем — амнезия.

СУММАЦИОННЫЙ ТОН — добавочный тон, возникающий из сложения двух тонов.

СУППЛЕТИВИЗМ [лат. suppletivus дополняющий] — образо­вание форм одного и того же слова от разных корней; напр.: я — меня, иду — шел и т. п.

СУРДИТАС [лат. surditas] — глухота.

СУРДОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ — специализированные кабинеты для лечебного приема детей и взрослых, страдаю­щих нарушениями слуха и речи; организуются при крупных поликлиниках и больницах; С. к. проводят профилактические мероприятия, консультационно-диагностическую работу, осу­ществляют методическое руководство деятельностью логопедов в детских поликлиниках и больницах в пределах данном административно-территориальной единицы; штат С. к. со стоит из врача-отоларинголога, врача-психоневролога, сурдопедагога, логопеда, среднего и младшего медперсонала.

СУРДОМУТИЗМ [лат. surditas глухота + mutismus молчание] — функциональное нарушение слуха и речи, имеющее временный, преходящий характер и обусловленное процессом охранитель­ного торможения в слуховой и речедвигательной областях коры головного мозга, развивающегося в качестве реакции на сверх­сильные раздражители (выстрел, психическая травма и т. п.), преимущественно у людей со слабой нервной системой.

СУРДОПЕДАГОГ — педагог со специальным высшим обра­зованием, осуществляющий обучение и воспитание глухих и слабослышащих.

СУРДОПЕДАГОГИКА [лат. surdus глухой + педагогика] — раз­дел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и вос­питания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ [лат. surdus глухой + психология] — раз­дел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания; С. исследует пути предотвра­щения немоты у людей с нарушениями слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их позна­вательной деятельности, выясняет компенсаторные возможнос­ти замены слухового восприятия зрительным восприятием, виб­рационными ощущениями и др.; изучает особенности мышле­ния, памяти и др. психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвития слуховых ощущений.

СУФФИКС [лат. sufflxus прикрепленный] — аффикс, нахо­дящийся в составе простой основы слова между корнем и флек­сией; С. могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (слу­жащими для образования форм слова); большинство С. в рус­ском языке являются словообразовательными; словоизмени­тельными являются С. сравнительной и превосходной степе­ни, прошедшего времени, причастий и деепричастий; образо­вание слова посредством С. означает одновременно и отнесение этого слова к определенному грамматическому классу (части речи), определенному типу склонения (спряжения), т. с. С. имеет классифицирующую функцию.

СУФФЛЕЙНЫЙ — глухой согласный в отличие от звонкого.

СХИЗОФРЕНИЯ — см. Шизофрения.

СХОЖДЕНИЕ ЗВУКОВОЕ — изменение, приводящее к уве­личению сходства или даже совпадению разных звуков языка.

СШИБКА — нарушение динамики нервных процессов вслед­ствие перенапряжения, быстрой смены возбуждения и торможения; в результате С. возникает запредельное торможение; см. Торможение запредельное.

СЮЖЕТНАЯ ИГРА — см. Сюжетно-ролевая игра.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА — вид игровой деятельности, на­правленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществ­ления предметных действий; в С.-р. и. воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обес­печивает познание и усвоение предметной и социальной дей­ствительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; в структуру С.-р. и. входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реаль­ных предметов игровыми, условными; реальные отношения меж­ду играющими; единицей С.-р. и. и фактором, объединяющим все ее аспекты, является роль; сюжетом С.-р. и. предстает вос­производимая в ней область действительности; С.-р. и. является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.


СЮСЮКАНЬЕ — недостаток произношения, заключающий­ся в замене свистящих межзубными.

 

 

Т

ТАВТОЛОГИЯ [греч. tautologia, от tauto то же самое + logos слово] — специальное или непредусмотренное использование слов в составе словосочетания или предложения, основанное на повторении однокоренных слов, уже выраженного смысла, одинаковых звуков.

ТАЙНОРЕЧИЕ — см. Криптолалия.

ТАКТ — 1) основная единица ритмико-интонационного чле­нения речи, произносимая одним непрерывным произноси­тельным потоком и выделяемая паузами; 2) размеренное, ран номерное движение звуковых раздражений; 3) ритм движе­ний; 4) чувство меры, правильное поведение.

ТАКТИЛЬНАЯ РЕЦЕПЦИЯ — см. Тактильная чувствительность.

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. tactilis осязательный] — отражение в сознании некоторых механических свойств предмета, действующих на соответствующие рецепторы кож­ной поверхности одним из видов раздражений (прикоснове­ние, давление, вибрация, зуд).

ТАКТИЛЬНЫЙ [лат. tactilis] — осязательный.

ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ [лат. tangere касаться + receptor прини­мающий] — специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в коже и реагирующие на прикосновение к ней; наибольшее количество Т. находится на концевых фалангах пальцев, кончике языка и тыльной по­верхности кисти, чем и объясняется особая чувствительность при прикосновении к этим участкам тела.

ТАСИКИНЕЗИЯ — непреодолимая потребность находиться в постоянном движении.

ТАХИЛАЛИЯ [греч. tachys быстрый, скорый + греч. lalia речь] — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быст­роте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

ТАХИПНОЕ — учащенное дыхание, одышка.

ТВАНГ — см. Ринолалия.

ТВЁРДАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука твердая.

ТВЁРДОЕ НЁБО — костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, — является одновременно крышей поло­сти рта и дном носовой полости; по форме Т. н. представляет собой выпуклый кверху свод; в передней части Т. н. образует­ся нёбными отростками верхнечелюстных костей, в заднем отделе — горизонтальными пластинками небных костей.

ТВЕРДОНЁБНЫЙ — см. Палатальный.

ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНОГО — более низкий, по сравнению с мягкими, тембр согласного, обусловливаемый отсутствием палатализации и выступающий в качестве отрицательной фо­нологической характеристики в коррелятивных парах «твер­дый-мягкий» в совр. русском языке.


ТЕКСТ [лат. textus ткань, сплетение, соединение] — закон­ченное, целостное в содержательном и структурном отноше­нии речевое произведение; продукт порождения (производ­ства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания; может быть устным и письменным.

ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ — нарушение речи, проявление лоб­ного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрес­сивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаго­лов в неопределенной форме; Т. с. характерен для моторной афазии.

ТЕЛЕТАКТОР — переговорный аппарат для слепоглухонемых, работающий на тактильной основе.

ТЕЛО ЯЗЫКА — мышечный орган, заканчивающийся спере­ди плоской закругленной верхушкой языка; кзади отграничен от корня пограничной бороздой.

ТЕМБР ГОЛОСА [фр. timbre] — см. Голоса тембр.

ТЕМБРОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОТЫ — нерасчлененное вос­приятие высоты звуков или шумов речи, при котором высота поглощается тембром.

ТЕМП [итал. tempo, от лат. tempus время] — 1) степень бы­строты движения, осуществления чего-либо; 2) определенная частота повторения выполняемых многократных действий.

ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя способами: числом звуков (сло­гов), произносимых в единицу времени, или средней длитель­ностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем со­ставляет 10—12 звуков в секунду.

ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ — темп, который является чрез­мерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывис­тым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими (функциональными или органическими); см. Баттаризм, Брадилалия, Заикание, Итерации физиологические, Полтерн, Тахилалия.

ТЕМПЕРАМЕНТ [лат. temperamentum надлежащее соотноше­ние частей, соразмерность] — характеристика личности со стороны ее динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; в большинстве классификаций присутствуют два компонента Т. — активность и эмоциональность; различают собственно Т. как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу: свойства нервной системы — силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

ТЕМПЕРАМЕНТ МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ [греч. melas, melanos тем­ный, черный + chole желчь] — темперамент, характеризующий­ся преобладанием подавленного настроения и слабостью воле­вых проявлений (нерешительностью, неуверенностью в себе).

ТЕМПЕРАМЕНТ САНГВИНИЧЕСКИЙ [лат. sanguis, sanguinis кровь] — темперамент, характеризующийся живостью и под­вижностью эмоциональных реакций, быстротой и силой воле­вых проявлений.


ТЕМПЕРАМЕНТ ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ [греч. phlegma, phlegmatos слизь, флегма] — темперамент, характеризующийся устой­чивым настроением, мало поддающимся внешнему влиянию, вялостью эмоциональных реакций и медлительностью в воле­вой деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ ХОЛЕРИЧЕСКИЙ [греч. chole желчь] — тем­перамент, характеризующийся повышенной возбудимостью, порывистостью и силой эмоциональных реакций и бурными волевыми проявлениями.

ТЕМПЕРАМЕНТА ТИПЫ — см. Темперамент меланхолический, Темперамент сангвинический, Темперамент флегматический, Темперамент холерический.

ТЕМПЕРАЦИЯ [лат. temperatio правильное соотношение] — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы в музыке; в совр. европейской музыке применяется равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — 1) последовательное проведение определенной идеи, тенденции; 2) пристрастность или пред­взятость, необъективность.

ТЕНДЕНЦИЯ [лат. tendentia направленность] — направление развития к.-л. явления, мысли, идеи.

ТЕНОР [итал. tenore] — высокий мужской певческий голос (до малой — ля 1-й октавы); различают лирический, драмати­ческий, лирико-драматический Т.

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА МЕЖДОМЕТНАЯ — одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык про­исходит из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмо­циональные состояния первобытных людей.

ТЕРАПИЯ [греч. therapeia лечение] — 1) область медицины, изучающая внутренние болезни; 2) лечебное воздействие без оперативного вмешательства, лечение.

ТЕРАПИЯ СНОМ — искусственное увеличение продолжитель­ности сна для использования защитной роли охранительного торможения.

ТЕРМИН [лат. terminus граница, предел] — слово или сло­восочетание, являющееся названием специального понятия к.-л. сферы производства, науки или искусства.

ТЕРМИНОЛОГИЯ [термин + греч. logos слово, учение] — 1) система терминов к.-л. сферы производства, науки или ис­кусства; 2) совокупность терминов к.-л. языка; 3) теория о применении и распространении терминов в отдельных облас­тях производства, науки, искусства.

ТЕРМО- [греч. therme тепло] — первая составляющая часть сложных слов, означающая: 1) относящийся к теплоте, темпе­ратуре; 2) обрабатываемый, получаемый при помощи теплоты и т. п.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ [термо- + лат. regulo управляю] — со­вокупность физиологических процессов, обеспечивающих по­стоянство температуры тела у теплокровных животных и че­ловека.

ТЕРРЕНКУР [фр. terrain местность + нем. Kur лечение] — дозированные по расстоянию, времени и углу подъема пешие восхождения; метод тренировки, а также лечения больных некоторыми формами заболеваний сердечно-сосудистой сис­темы.

ТЕСТ [англ. test проверка] — система заданий, представля­ющих собой ограниченное во времени стандартизированное испытание, позволяющее измерить уровень развития опреде­ленного психологического свойства (качества) личности.

ТЕСТ БУРДОНА — см. Метод Бурдона.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — методики психологической диагнос­тики, предназначенные для выявления умственного потенци­ала индивида; в большинстве Т. и. испытуемому на специаль­ном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста.

ТЕТАНИЯ [греч. tetanos оцепенение, судорога] — заболевание, характеризующееся судорожными припадками и расстройствами нервной системы, связанными с низким содержанием
кальция в крови и др. факторами.

ТЕТАНИЯ ДЕТСКАЯ — см. Спазмофилия.

ТЕТАНУС — состояние длительного сокращения мышцы, возникающее при поступлении к ней отдельных нервных им­пульсов с такой частотой, что расслабление между отдельны­ми последовательными сокращениями не происходит.

ТЕТИЗМ — расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2—4 стереотипные фонемы, обычно — [т'], [м], [н]; обычно Т. связан с общим недоразвитием речи, характерным для ту­гоухости, алалии и т. п.

TETPA- [греч. tetra четыре] — часть сложных слов, обозна­чающая «четыре».

ТЕТРАПАРЕЗ [тетра- + греч. paresis ослабление] — парез всех четырех конечностей.

ТЕТРАПЛЕГИЯ [тетра- + греч. plege удар, поражение] — па­ралич четырех конечностей, обычно при повреждении шей­ного отдела спинного мозга.

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организа­цию учебных занятий.

ТЕХНИКА РЕЧИ — см. Звукопроизношение.

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ — наиболее рацио­нальные способы выполнения двигательных действий; она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становится все более эффективной, процесс развития техники обусловлен стремлением достигнуть наивысших результатов, более глубо­ким познанием закономерностей движения, совершенствова­нием методов обучения, более совершенным спортивным ин­вентарем.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — средства обучения, косвенно отображающие действительность: визуальные (диа­фильмы, диапозитивы и т. п.); аудиальные (звукозаписываю­щие и звуковоспроизводящие устройства); аудиовизуальные (видеозаписи, телепрограммы и т. п.); манипуляционные (тре­нажеры); автоматические (компьютеры) и др.

ТЕЯ-САКСА БОЛЕЗНЬ — один из видов идиотии амавротической; генетически детерминированное расстройство обмена липидов в мозговой ткани; особенно часто встречается в кров­нородственных браках; проявляется в раннем детстве; харак­теризуется нарастающим слабоумием, прогрессирующим сни­жением зрения, судорогами.

ТИК [фр. tic] — быстрые непроизвольные стереотипные со­кращения определенных мышц; вид гиперкинеза.

ТИМОПСИХИКА — обозначение сферы инстинктов, влече­ний, эмоциональных переживаний.

ТИМУС — дольчатая железа позвоночных животных и чело­века, расположенная справа и слева от трахеи; функциониру­ет до периода полового созревания, участвуя в процессе кро­ветворения; функции Т. изучены не полностью; зобная желе­за, вилочковая железа.

ТИП [греч. typos отпечаток, форма, образец] — форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными при­знаками; 2) единица расчленения изучаемой реальности в ти­пологии; 3) человек, наделенный к.-л. характерными свойства­ми, яркий представитель к.-л. группы людей (сословия, нации и. т. п.).

ТИП ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, свя­занный с типологическими особенностями соотношения сиг­нальных систем; характеризуется тем, что образные и эмоци­ональные моменты пронизывают весь текст.

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — вариант взаимо­отношений основных нервных процессов, возникший и сфор­мировавшийся в результате соединения и взаимодействия врожденных и приобретенных свойств нервной системы; ха­рактеризуется сочетанием различных качеств процессов воз­буждения и торможения — их силы, уравновешенности, под­вижности, а также взаимоотношениями между первой и вто­рой сигнальными системами, корой и подкоркой; возможно существование большого количества типов высшей нервной деятельности; И. П. Павловым выделено четыре наиболее ча­сто встречающихся типа (темперамента) — в зависимости от особенностей возбудительного и тормозного процессов, и три типа — в зависимости от соотношения первой и второй сиг­нальных систем; свойства и качества нервной системы, опре­деляющие ее тип, могут под влиянием условий внешней сре­ды меняться.

ТИП ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, связанный с типологическими особенностями соотношения сигнальных систем; характеризуется тем, что текст носит по­нятийно-обобщенный характер, образно-эмоциональные мо­менты отсутствуют.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — см. Tun высшей нервной деятельности.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ — результат зна­чительного преобладания второй сигнальной системы, прева­лирование рассудочности над эмоциональностью, с наклон­ностью к абстрактному мышлению, отвлеченным рассужде­ниям; в то же время объективные явления реального мира не обладают для людей с Т. н. с. м. присущими этим явлениям яркостью, образностью и играют в психической деятельности второстепенную роль.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ МАЛОПОДВИЖНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ — соответствует флегматическому темпера­менту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы торпидны, стойки; характеризуется большой работос­пособностью, усидчивостью, упорством при преодолении пре­пятствий, дисциплинированностью; убеждения и взгляды, сим­патии и привязанности вполне определенны и устойчивы; при выражении чувств преобладает умеренность, сдержанность; же­сты, мимика, интонации речи — спокойные, без лишней аффек­тации; ровное настроение, невозмутимость нарушаются редко, только при необычно сильных раздражителях и на короткое время.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ (БЕЗУДЕРЖНЫЙ) — соответствует холерическому темперамен­ту; основные нервные процессы лабильны, непостоянны, нео­динаково интенсивны — преобладает возбудительный; харак­терны вспыльчивость, несдержанность; мимика и жесты жи­вые и выразительные, течение мыслей ускоренное, тон речи повышенный; работоспособность, особенно интеллектуальная, очень высокая; настроение подвержено колебаниям, как и привязанности; раздражителен, но способен в значительной степени дисциплинироваться посредством волевого акта.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ ПОДВИЖНЫЙ УРАВНО­ВЕШЕННЫЙ — соответствует сангвиническому темпераменту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы лабильны, легко взаимозаменяемы; люди с таким типом не­рвной системы инициативны и стеничны, настойчивы и любознательны, легко увлекаются к.-л. работой, творческим про­цессом, способны к длительной целенаправленной продуктив­ной деятельности; они чутки и отзывчивы, эмоциональные ре­акции, хотя и интенсивны, адекватны и непродолжительны; речь живая, сопровождается энергичными жестами, выразительной мимикой, соответствующими интонациями; при отсутствии оп­ределенных целевых установок могут стать вялыми, медлитель­ными; независимо от сознания наступает иррадиация торможе­ния, легко приходящего на смену возбуждению.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СЛАБЫЙ — соответствует мелан­холическому темпераменту; оба процесса — возбудительный и тормозной — слишком слабые для того, чтобы преобладание одного из них вносило бы изменения в нервную деятельность; люди с таким типом нервной системы быстро утомляются, астенизируются, теряются в сложной обстановке, нерешитель­ны; хрупки и ранимы при действии патогенных факторов, в частности — психотравмирующих; внушаемы, уступчивы, мол­чаливы и застенчивы; жесты и мимика их обычно маловыра­зительны.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНИЙ — отсутствие заметного преобладания одной из сигнальных систем в структуре нервной деятельности.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — следствие преобладания первой сигнальной системы, превалирование эмоциональности над рассудочностью; люди с художествен­ным типом нервной системы отличаются склонностью к об­разному конкретному мышлению, легко увлекаются театром, музыкой, живописью и т. п.; выражение чувств характеризу­ется непосредственностью и яркостью, речь эмоциональна.

ТИПИЗАЦИЯ — разработка типовых конструкций или тех­нологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) характеристик; один из методов стандартизации.

ТИРАДА [фр. tirade] — длинная фраза, отдельная реплика, произнесенные в приподнятом тоне.

ТИФЛОГРАФИКА [греч. typhlos слепой + графика] — теория построения рельефных рисунков и чертежей, применяющихся в школе слепых в качестве учебно-наглядных пособий.

ТИФЛОПЕДАГОГ [греч. typhlos слепой + греч. paidagogos вос­питатель, учитель] — педагог со специальным высшим обра­зованием, осуществляющий обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА [греч. typhlos слепой + педагогика] — раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, раз­рабатывающая содержание, методы, приемы и средства обу­чения и воспитания детей с нарушениями зрения.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ [греч. typhlos слепой + психология] — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его кор­рекции при обучении и воспитании.

ТИФЛОТЕХНИКА — отрасль приборостроения по разработке и производству технических средств для коррекции и компен­сации недостатков зрения; совокупность такого рода техни­ческих средств.

ТИХИЙ ПРИСТУП — см. Пароксизм.

ТОЖДЕСЛОВИЕ — см. Тавтология.

ТОЖДЕСТВО — равенство, полное сходство предметов или явлений.

ТОКСИН [греч. toxikon яд] — отравляющее вещество.

ТОКСИЧНОСТЬ — способность некоторых химических со­единений и веществ биологической природы оказывать вред­ное воздействие на организм человека, животных или расте­ний.

ТОКСОПЛАЗМОЗ — инвазионное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами (род простейших, па­разиты млекопитающих и человека): поражение лимфатичес­ких узлов, глаз, головного мозга и др.; нередко протекает в скрытой форме; человек заражается чаще всего от собак и кошек. Возможно внутриутробное заражение, в результате которого у ребенка выявляются различные уродства и анома­лии развития: поражения глаз, гидро- или микроцефалия, су­дорожные припадки; в головном мозгу встречаются отдель­ные участки обызвествления; нарушения интеллекта различ­ной степени тяжести и др.

ТОЛЧОК — артикуляционный процесс, заключающийся в выталкивании воздуха при размыкании сомкнутых голосовых складок.

ТОМОГРАФИЯ [греч. tomos ломоть, слой + grapho пишу] — рентгенологический метод исследования объекта с получени­ем на рентгенограмме изолированного теневого изображения любого слоя объекта).

ТОН [греч. tonos напряжение, повышение голоса, ударе­ние] — 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых складок; 2) ударение, основан­ное на изменении тона (в 1-м зн.) во время произнесения данного слога.

ТОНАЛЬНОСТЬ — 1) в музыке — высотное положение лада (ладотональность); в обозначении Т. указывается звук тоники и лад; 2) см. Интонация.

ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ — языки, в которых тон (в зн. 2) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).

ТОНАЛЬНЫЕ ЗВУКИ — см. Гласные звуки.

ТОНЕМА — ударение как смыслоразличительная единица.

ТОНЗИЛЛИТ [лат. tonsillae миндалевидные железы] — вос­паление небных миндалин.

ТОНЗИЛЛОЭКТОМИЯ [лат. tonsillae миндалевидные железы + эктомия] — удаление небной миндалины.

ТОНИЧЕСКИЕ СУДОРОГИ [лат. tonus напряжение] — см. Су­дороги тонические.

ТОНИЧЕСКИЙ — относящийся к ударению, связанный с уда­рением.

ТОНУС — длительное, не сопровождающееся утомлением, возбуждение нервных центров и мышц (напр., центра блужда­ющего нерва, регулирующего деятельность сердца).

ТОНУС МЫШЕЧНЫЙ — длительно сохраняющееся состояние упругости мышцы.

ТОНУС НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ — мышечный тонус, обуслов­ленный активирующим влиянием нервной системы на мышеч­ную ткань.

ТОНУС ПЛАСТИЧЕСКИЙ — состояние мышцы, в котором она приобретает и сохраняет любую форму и степень натяжения, приданные ей искусственно.

ТОПИЧЕСКИЙ [греч.- topos место] — местный.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — господствовавший в XIX в. научный метод, заключавшийся в том, что каждая человеческая способность, все психические функции определялись наличием отдельных центров в мозгу (центры речи, слуха, письма и др.).

ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с воз­буждением нервный процесс, приводящий к задержке деятель­ности нервных центров или рабочих органов; в первом случае Т. называется центральным, во втором — периферическим.

ТОРМОЖЕНИЕ БЕЗУСЛОВНОЕ — разновидность коркового торможения, в отличие от условного торможения наступает без предварительной выработки; Т. б. включает в себя индукционное (внешнее) торможение и запредельное (охранительное) торможение.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — экстренное прекращение услов­но-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его — преимущ. обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздра­житель.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ — торможение, наблюдаемое при угасании условных рефлексов, а также их дифференцирова­нии при образовании запаздывающих и. следовых условных рефлексов.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРЕССИВНОЕ — см. Тормо­жение проактивное,

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГРЕССИВНОЕ — см. Торможе­ние ретроактивное.

ТОРМОЖЕНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — торможение, которое воз­никает при действии стимулов, возбуждающих соответствую­щие корковые структуры выше присущего им предела рабо­тоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возмож­ность ее сохранения или восстановления.







Date: 2015-12-13; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию