Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 17 page
СУЖДЕНИЯ ЕДИНИЧНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к одному предмету. СУЖДЕНИЯ ОБЩИЕ — суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы. СУЖДЕНИЯ ЧАСТНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам. СУИЦИД [англ. suicide самоубийство] — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. СУКЦЕССИВНЫЙ [лат. successio преемственность, последовательность] — последовательный. СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ — вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся внезапным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обусловленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем — амнезия. СУММАЦИОННЫЙ ТОН — добавочный тон, возникающий из сложения двух тонов. СУППЛЕТИВИЗМ [лат. suppletivus дополняющий] — образование форм одного и того же слова от разных корней; напр.: я — меня, иду — шел и т. п. СУРДИТАС [лат. surditas] — глухота. СУРДОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ — специализированные кабинеты для лечебного приема детей и взрослых, страдающих нарушениями слуха и речи; организуются при крупных поликлиниках и больницах; С. к. проводят профилактические мероприятия, консультационно-диагностическую работу, осуществляют методическое руководство деятельностью логопедов в детских поликлиниках и больницах в пределах данном административно-территориальной единицы; штат С. к. со стоит из врача-отоларинголога, врача-психоневролога, сурдопедагога, логопеда, среднего и младшего медперсонала. СУРДОМУТИЗМ [лат. surditas глухота + mutismus молчание] — функциональное нарушение слуха и речи, имеющее временный, преходящий характер и обусловленное процессом охранительного торможения в слуховой и речедвигательной областях коры головного мозга, развивающегося в качестве реакции на сверхсильные раздражители (выстрел, психическая травма и т. п.), преимущественно у людей со слабой нервной системой. СУРДОПЕДАГОГ — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание глухих и слабослышащих. СУРДОПЕДАГОГИКА [лат. surdus глухой + педагогика] — раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания. СУРДОПСИХОЛОГИЯ [лат. surdus глухой + психология] — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания; С. исследует пути предотвращения немоты у людей с нарушениями слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их познавательной деятельности, выясняет компенсаторные возможности замены слухового восприятия зрительным восприятием, вибрационными ощущениями и др.; изучает особенности мышления, памяти и др. психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвития слуховых ощущений. СУФФИКС [лат. sufflxus прикрепленный] — аффикс, находящийся в составе простой основы слова между корнем и флексией; С. могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова); большинство С. в русском языке являются словообразовательными; словоизменительными являются С. сравнительной и превосходной степени, прошедшего времени, причастий и деепричастий; образование слова посредством С. означает одновременно и отнесение этого слова к определенному грамматическому классу (части речи), определенному типу склонения (спряжения), т. с. С. имеет классифицирующую функцию. СУФФЛЕЙНЫЙ — глухой согласный в отличие от звонкого. СХИЗОФРЕНИЯ — см. Шизофрения. СХОЖДЕНИЕ ЗВУКОВОЕ — изменение, приводящее к увеличению сходства или даже совпадению разных звуков языка. СШИБКА — нарушение динамики нервных процессов вследствие перенапряжения, быстрой смены возбуждения и торможения; в результате С. возникает запредельное торможение; см. Торможение запредельное. СЮЖЕТНАЯ ИГРА — см. Сюжетно-ролевая игра. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА — вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий; в С.-р. и. воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; в структуру С.-р. и. входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими; единицей С.-р. и. и фактором, объединяющим все ее аспекты, является роль; сюжетом С.-р. и. предстает воспроизводимая в ней область действительности; С.-р. и. является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. СЮСЮКАНЬЕ — недостаток произношения, заключающийся в замене свистящих межзубными.
Т ТАВТОЛОГИЯ [греч. tautologia, от tauto то же самое + logos слово] — специальное или непредусмотренное использование слов в составе словосочетания или предложения, основанное на повторении однокоренных слов, уже выраженного смысла, одинаковых звуков. ТАЙНОРЕЧИЕ — см. Криптолалия. ТАКТ — 1) основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами; 2) размеренное, ран номерное движение звуковых раздражений; 3) ритм движений; 4) чувство меры, правильное поведение. ТАКТИЛЬНАЯ РЕЦЕПЦИЯ — см. Тактильная чувствительность. ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. tactilis осязательный] — отражение в сознании некоторых механических свойств предмета, действующих на соответствующие рецепторы кожной поверхности одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд). ТАКТИЛЬНЫЙ [лат. tactilis] — осязательный. ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ [лат. tangere касаться + receptor принимающий] — специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в коже и реагирующие на прикосновение к ней; наибольшее количество Т. находится на концевых фалангах пальцев, кончике языка и тыльной поверхности кисти, чем и объясняется особая чувствительность при прикосновении к этим участкам тела. ТАСИКИНЕЗИЯ — непреодолимая потребность находиться в постоянном движении. ТАХИЛАЛИЯ [греч. tachys быстрый, скорый + греч. lalia речь] — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя. ТАХИПНОЕ — учащенное дыхание, одышка. ТВАНГ — см. Ринолалия. ТВЁРДАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука твердая. ТВЁРДОЕ НЁБО — костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, — является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости; по форме Т. н. представляет собой выпуклый кверху свод; в передней части Т. н. образуется нёбными отростками верхнечелюстных костей, в заднем отделе — горизонтальными пластинками небных костей. ТВЕРДОНЁБНЫЙ — см. Палатальный. ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНОГО — более низкий, по сравнению с мягкими, тембр согласного, обусловливаемый отсутствием палатализации и выступающий в качестве отрицательной фонологической характеристики в коррелятивных парах «твердый-мягкий» в совр. русском языке. ТЕКСТ [лат. textus ткань, сплетение, соединение] — законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания; может быть устным и письменным. ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ — нарушение речи, проявление лобного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрессивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаголов в неопределенной форме; Т. с. характерен для моторной афазии. ТЕЛЕТАКТОР — переговорный аппарат для слепоглухонемых, работающий на тактильной основе. ТЕЛО ЯЗЫКА — мышечный орган, заканчивающийся спереди плоской закругленной верхушкой языка; кзади отграничен от корня пограничной бороздой. ТЕМБР ГОЛОСА [фр. timbre] — см. Голоса тембр. ТЕМБРОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОТЫ — нерасчлененное восприятие высоты звуков или шумов речи, при котором высота поглощается тембром. ТЕМП [итал. tempo, от лат. tempus время] — 1) степень быстроты движения, осуществления чего-либо; 2) определенная частота повторения выполняемых многократных действий. ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10—12 звуков в секунду. ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ — темп, который является чрезмерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывистым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими (функциональными или органическими); см. Баттаризм, Брадилалия, Заикание, Итерации физиологические, Полтерн, Тахилалия. ТЕМПЕРАМЕНТ [лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность] — характеристика личности со стороны ее динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; в большинстве классификаций присутствуют два компонента Т. — активность и эмоциональность; различают собственно Т. как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу: свойства нервной системы — силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. ТЕМПЕРАМЕНТ МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ [греч. melas, melanos темный, черный + chole желчь] — темперамент, характеризующийся преобладанием подавленного настроения и слабостью волевых проявлений (нерешительностью, неуверенностью в себе). ТЕМПЕРАМЕНТ САНГВИНИЧЕСКИЙ [лат. sanguis, sanguinis кровь] — темперамент, характеризующийся живостью и подвижностью эмоциональных реакций, быстротой и силой волевых проявлений. ТЕМПЕРАМЕНТ ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ [греч. phlegma, phlegmatos слизь, флегма] — темперамент, характеризующийся устойчивым настроением, мало поддающимся внешнему влиянию, вялостью эмоциональных реакций и медлительностью в волевой деятельности. ТЕМПЕРАМЕНТ ХОЛЕРИЧЕСКИЙ [греч. chole желчь] — темперамент, характеризующийся повышенной возбудимостью, порывистостью и силой эмоциональных реакций и бурными волевыми проявлениями. ТЕМПЕРАМЕНТА ТИПЫ — см. Темперамент меланхолический, Темперамент сангвинический, Темперамент флегматический, Темперамент холерический. ТЕМПЕРАЦИЯ [лат. temperatio правильное соотношение] — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы в музыке; в совр. европейской музыке применяется равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов. ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — 1) последовательное проведение определенной идеи, тенденции; 2) пристрастность или предвзятость, необъективность. ТЕНДЕНЦИЯ [лат. tendentia направленность] — направление развития к.-л. явления, мысли, идеи. ТЕНОР [итал. tenore] — высокий мужской певческий голос (до малой — ля 1-й октавы); различают лирический, драматический, лирико-драматический Т. ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА МЕЖДОМЕТНАЯ — одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык происходит из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмоциональные состояния первобытных людей. ТЕРАПИЯ [греч. therapeia лечение] — 1) область медицины, изучающая внутренние болезни; 2) лечебное воздействие без оперативного вмешательства, лечение. ТЕРАПИЯ СНОМ — искусственное увеличение продолжительности сна для использования защитной роли охранительного торможения. ТЕРМИН [лат. terminus граница, предел] — слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия к.-л. сферы производства, науки или искусства. ТЕРМИНОЛОГИЯ [термин + греч. logos слово, учение] — 1) система терминов к.-л. сферы производства, науки или искусства; 2) совокупность терминов к.-л. языка; 3) теория о применении и распространении терминов в отдельных областях производства, науки, искусства. ТЕРМО- [греч. therme тепло] — первая составляющая часть сложных слов, означающая: 1) относящийся к теплоте, температуре; 2) обрабатываемый, получаемый при помощи теплоты и т. п. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ [термо- + лат. regulo управляю] — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих постоянство температуры тела у теплокровных животных и человека. ТЕРРЕНКУР [фр. terrain местность + нем. Kur лечение] — дозированные по расстоянию, времени и углу подъема пешие восхождения; метод тренировки, а также лечения больных некоторыми формами заболеваний сердечно-сосудистой системы. ТЕСТ [англ. test проверка] — система заданий, представляющих собой ограниченное во времени стандартизированное испытание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического свойства (качества) личности. ТЕСТ БУРДОНА — см. Метод Бурдона. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида; в большинстве Т. и. испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. ТЕТАНИЯ [греч. tetanos оцепенение, судорога] — заболевание, характеризующееся судорожными припадками и расстройствами нервной системы, связанными с низким содержанием ТЕТАНИЯ ДЕТСКАЯ — см. Спазмофилия. ТЕТАНУС — состояние длительного сокращения мышцы, возникающее при поступлении к ней отдельных нервных импульсов с такой частотой, что расслабление между отдельными последовательными сокращениями не происходит. ТЕТИЗМ — расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2—4 стереотипные фонемы, обычно — [т'], [м], [н]; обычно Т. связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т. п. TETPA- [греч. tetra четыре] — часть сложных слов, обозначающая «четыре». ТЕТРАПАРЕЗ [тетра- + греч. paresis ослабление] — парез всех четырех конечностей. ТЕТРАПЛЕГИЯ [тетра- + греч. plege удар, поражение] — паралич четырех конечностей, обычно при повреждении шейного отдела спинного мозга. ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. ТЕХНИКА РЕЧИ — см. Звукопроизношение. ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ — наиболее рациональные способы выполнения двигательных действий; она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становится все более эффективной, процесс развития техники обусловлен стремлением достигнуть наивысших результатов, более глубоким познанием закономерностей движения, совершенствованием методов обучения, более совершенным спортивным инвентарем. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — средства обучения, косвенно отображающие действительность: визуальные (диафильмы, диапозитивы и т. п.); аудиальные (звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства); аудиовизуальные (видеозаписи, телепрограммы и т. п.); манипуляционные (тренажеры); автоматические (компьютеры) и др. ТЕЯ-САКСА БОЛЕЗНЬ — один из видов идиотии амавротической; генетически детерминированное расстройство обмена липидов в мозговой ткани; особенно часто встречается в кровнородственных браках; проявляется в раннем детстве; характеризуется нарастающим слабоумием, прогрессирующим снижением зрения, судорогами. ТИК [фр. tic] — быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определенных мышц; вид гиперкинеза. ТИМОПСИХИКА — обозначение сферы инстинктов, влечений, эмоциональных переживаний. ТИМУС — дольчатая железа позвоночных животных и человека, расположенная справа и слева от трахеи; функционирует до периода полового созревания, участвуя в процессе кроветворения; функции Т. изучены не полностью; зобная железа, вилочковая железа. ТИП [греч. typos отпечаток, форма, образец] — форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный к.-л. характерными свойствами, яркий представитель к.-л. группы людей (сословия, нации и. т. п.). ТИП ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, связанный с типологическими особенностями соотношения сигнальных систем; характеризуется тем, что образные и эмоциональные моменты пронизывают весь текст. ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — вариант взаимоотношений основных нервных процессов, возникший и сформировавшийся в результате соединения и взаимодействия врожденных и приобретенных свойств нервной системы; характеризуется сочетанием различных качеств процессов возбуждения и торможения — их силы, уравновешенности, подвижности, а также взаимоотношениями между первой и второй сигнальными системами, корой и подкоркой; возможно существование большого количества типов высшей нервной деятельности; И. П. Павловым выделено четыре наиболее часто встречающихся типа (темперамента) — в зависимости от особенностей возбудительного и тормозного процессов, и три типа — в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем; свойства и качества нервной системы, определяющие ее тип, могут под влиянием условий внешней среды меняться. ТИП ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, связанный с типологическими особенностями соотношения сигнальных систем; характеризуется тем, что текст носит понятийно-обобщенный характер, образно-эмоциональные моменты отсутствуют. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — см. Tun высшей нервной деятельности. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ — результат значительного преобладания второй сигнальной системы, превалирование рассудочности над эмоциональностью, с наклонностью к абстрактному мышлению, отвлеченным рассуждениям; в то же время объективные явления реального мира не обладают для людей с Т. н. с. м. присущими этим явлениям яркостью, образностью и играют в психической деятельности второстепенную роль. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ МАЛОПОДВИЖНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ — соответствует флегматическому темпераменту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы торпидны, стойки; характеризуется большой работоспособностью, усидчивостью, упорством при преодолении препятствий, дисциплинированностью; убеждения и взгляды, симпатии и привязанности вполне определенны и устойчивы; при выражении чувств преобладает умеренность, сдержанность; жесты, мимика, интонации речи — спокойные, без лишней аффектации; ровное настроение, невозмутимость нарушаются редко, только при необычно сильных раздражителях и на короткое время. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ (БЕЗУДЕРЖНЫЙ) — соответствует холерическому темпераменту; основные нервные процессы лабильны, непостоянны, неодинаково интенсивны — преобладает возбудительный; характерны вспыльчивость, несдержанность; мимика и жесты живые и выразительные, течение мыслей ускоренное, тон речи повышенный; работоспособность, особенно интеллектуальная, очень высокая; настроение подвержено колебаниям, как и привязанности; раздражителен, но способен в значительной степени дисциплинироваться посредством волевого акта. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ ПОДВИЖНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ — соответствует сангвиническому темпераменту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы лабильны, легко взаимозаменяемы; люди с таким типом нервной системы инициативны и стеничны, настойчивы и любознательны, легко увлекаются к.-л. работой, творческим процессом, способны к длительной целенаправленной продуктивной деятельности; они чутки и отзывчивы, эмоциональные реакции, хотя и интенсивны, адекватны и непродолжительны; речь живая, сопровождается энергичными жестами, выразительной мимикой, соответствующими интонациями; при отсутствии определенных целевых установок могут стать вялыми, медлительными; независимо от сознания наступает иррадиация торможения, легко приходящего на смену возбуждению. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СЛАБЫЙ — соответствует меланхолическому темпераменту; оба процесса — возбудительный и тормозной — слишком слабые для того, чтобы преобладание одного из них вносило бы изменения в нервную деятельность; люди с таким типом нервной системы быстро утомляются, астенизируются, теряются в сложной обстановке, нерешительны; хрупки и ранимы при действии патогенных факторов, в частности — психотравмирующих; внушаемы, уступчивы, молчаливы и застенчивы; жесты и мимика их обычно маловыразительны. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНИЙ — отсутствие заметного преобладания одной из сигнальных систем в структуре нервной деятельности. ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — следствие преобладания первой сигнальной системы, превалирование эмоциональности над рассудочностью; люди с художественным типом нервной системы отличаются склонностью к образному конкретному мышлению, легко увлекаются театром, музыкой, живописью и т. п.; выражение чувств характеризуется непосредственностью и яркостью, речь эмоциональна. ТИПИЗАЦИЯ — разработка типовых конструкций или технологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) характеристик; один из методов стандартизации. ТИРАДА [фр. tirade] — длинная фраза, отдельная реплика, произнесенные в приподнятом тоне. ТИФЛОГРАФИКА [греч. typhlos слепой + графика] — теория построения рельефных рисунков и чертежей, применяющихся в школе слепых в качестве учебно-наглядных пособий. ТИФЛОПЕДАГОГ [греч. typhlos слепой + греч. paidagogos воспитатель, учитель] — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей. ТИФЛОПЕДАГОГИКА [греч. typhlos слепой + педагогика] — раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, разрабатывающая содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ [греч. typhlos слепой + психология] — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции при обучении и воспитании. ТИФЛОТЕХНИКА — отрасль приборостроения по разработке и производству технических средств для коррекции и компенсации недостатков зрения; совокупность такого рода технических средств. ТИХИЙ ПРИСТУП — см. Пароксизм. ТОЖДЕСЛОВИЕ — см. Тавтология. ТОЖДЕСТВО — равенство, полное сходство предметов или явлений. ТОКСИН [греч. toxikon яд] — отравляющее вещество. ТОКСИЧНОСТЬ — способность некоторых химических соединений и веществ биологической природы оказывать вредное воздействие на организм человека, животных или растений. ТОКСОПЛАЗМОЗ — инвазионное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами (род простейших, паразиты млекопитающих и человека): поражение лимфатических узлов, глаз, головного мозга и др.; нередко протекает в скрытой форме; человек заражается чаще всего от собак и кошек. Возможно внутриутробное заражение, в результате которого у ребенка выявляются различные уродства и аномалии развития: поражения глаз, гидро- или микроцефалия, судорожные припадки; в головном мозгу встречаются отдельные участки обызвествления; нарушения интеллекта различной степени тяжести и др. ТОЛЧОК — артикуляционный процесс, заключающийся в выталкивании воздуха при размыкании сомкнутых голосовых складок. ТОМОГРАФИЯ [греч. tomos ломоть, слой + grapho пишу] — рентгенологический метод исследования объекта с получением на рентгенограмме изолированного теневого изображения любого слоя объекта). ТОН [греч. tonos напряжение, повышение голоса, ударение] — 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых складок; 2) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м зн.) во время произнесения данного слога. ТОНАЛЬНОСТЬ — 1) в музыке — высотное положение лада (ладотональность); в обозначении Т. указывается звук тоники и лад; 2) см. Интонация. ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ — языки, в которых тон (в зн. 2) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский). ТОНАЛЬНЫЕ ЗВУКИ — см. Гласные звуки. ТОНЕМА — ударение как смыслоразличительная единица. ТОНЗИЛЛИТ [лат. tonsillae миндалевидные железы] — воспаление небных миндалин. ТОНЗИЛЛОЭКТОМИЯ [лат. tonsillae миндалевидные железы + эктомия] — удаление небной миндалины. ТОНИЧЕСКИЕ СУДОРОГИ [лат. tonus напряжение] — см. Судороги тонические. ТОНИЧЕСКИЙ — относящийся к ударению, связанный с ударением. ТОНУС — длительное, не сопровождающееся утомлением, возбуждение нервных центров и мышц (напр., центра блуждающего нерва, регулирующего деятельность сердца). ТОНУС МЫШЕЧНЫЙ — длительно сохраняющееся состояние упругости мышцы. ТОНУС НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ — мышечный тонус, обусловленный активирующим влиянием нервной системы на мышечную ткань. ТОНУС ПЛАСТИЧЕСКИЙ — состояние мышцы, в котором она приобретает и сохраняет любую форму и степень натяжения, приданные ей искусственно. ТОПИЧЕСКИЙ [греч.- topos место] — местный. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — господствовавший в XIX в. научный метод, заключавшийся в том, что каждая человеческая способность, все психические функции определялись наличием отдельных центров в мозгу (центры речи, слуха, письма и др.). ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с возбуждением нервный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов; в первом случае Т. называется центральным, во втором — периферическим. ТОРМОЖЕНИЕ БЕЗУСЛОВНОЕ — разновидность коркового торможения, в отличие от условного торможения наступает без предварительной выработки; Т. б. включает в себя индукционное (внешнее) торможение и запредельное (охранительное) торможение. ТОРМОЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его — преимущ. обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель. ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ — торможение, наблюдаемое при угасании условных рефлексов, а также их дифференцировании при образовании запаздывающих и. следовых условных рефлексов. ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРЕССИВНОЕ — см. Торможение проактивное, ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГРЕССИВНОЕ — см. Торможение ретроактивное. ТОРМОЖЕНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — торможение, которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления. Date: 2015-12-13; view: 329; Нарушение авторских прав |