Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура физической культуры студентов
В основах законода!ельства РФ физическая культура студенческой молодёжи определяется в качестве одного из основотюлат ающих направлений среднего и высшего гуманшарного образования. Содержание закона «О физический культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений. В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по веем направлениям и специальностям высшего образования 408 часок на дисциплину «Физическая культура» в цикле общих гуманшарпых и социально-экономических дисциплин. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: • либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на 111 и IV курсах - по 2 часа: • либо: по 4 часа в неделю на I. II, 111 курсах. Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: • физическое воспитание: • студенческий спорт; • активный досуг.
Свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания. Программа физическою воспитания студентов предусматривает наличие теоретического, методического и практического разделов, которые представлены гремя видами занятий: 1) теоретические занятия, направленные на формирование теоретических знаний в сфере физической культуры; 2) методика-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических результатов; 3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов. Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия. Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности сгудентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу чанятий какими-либо видами спорта или системами физических упражнений. Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнований и подютовки к ним с целью достижения высоких результатов в итранной спортивной специализации. Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивного мастерства. Зачастую, спорт тзыступае-т формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная акшвносчь. самостоятельность, уверенность и своих силах, честолюбие. Активный д»суг - это средство реализации биоло! ических. социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами фшической культуры. Активный досуг студентов предпола1ас1 организацию самостоятельных занятий во внсучсбпос время, в том числе и б коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средс!в физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлепо взаимодействующие е биологическими запросами. Внеучебньте (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме: - выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; - занятий в спортивных клубах, секциях, Iруинах по интересам; - самодеятельных занятий фишческими упражнениями, спортом, туризмом; - участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях. Органичное сочетание учебных и внеучебных форм затштий физической культурой в ссудах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студенюв, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов. 8.3.3. Распределение студентов по учебны» отделениям В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая культура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, когда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленности и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное. Учебные отделения - это самостоятельные сгруктурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое 01-деление имес! руководителя, преподавателей, рабочую программу, график прохождения учебною материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д. К основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые к основной и подгоювителыюй медицинским 1руттпам здоровья. Эти студенты распределяются в учебные труппы обшей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской 1руппы рекомендуется объединять в отдельные 1руппы ОФ11 и ГТПФП. I фактический раздел программы основного учебного отделения строится с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных 1Схнологий в процесс физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала емудешов, освоение ими современной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных 1рупп, курсов, факультетов, учебных «ведений, районов, городов и т.д. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской 1руппе. Специальные медицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (нозологии!, пола, уровня функциональной тренированности. Сгудсшы с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, отнесённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК). направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлинике или поликлиниках города по месту проживания. Освобождение студентов от занятий физической культурой может бьпь временным и только по заключению врача. 11еревод студентов из 1рупп специального учебного отделения в группы основною отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевел студентов из основного 01 деления в специальное медицинское осуществляется в любое время учебного года по заключению врача. Практический раздел программы специальною медицинского учебною отделения предполагай! выбор среден*, а также объема и интенсивности па-пручки на основе резулыатов медико-биологической дна! нос гики характера заболеваний и оценки хекущего состояния здоровья нанимающихся. Е5 частности: - в заняшях со студентами с нарушениями в сосюянии сердечнососудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов общсразвивающих физических упражнений, дифференцированное использование упражнений аэробной направленносш, а также дыхательных упражнений; - в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной являсшя целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательною потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия; - в заняшях со студентами с нарушениями в состоянии опор л о-дви! атсльного аппарата используются обшеразвивающие упражнения локальною и региональною воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки. В спортивное учебное отделение)ачисляются С1уденты основной медицинской группы, коюрые имеют соо!всгствующий уровень физического ра I-ви1ия и физической подютовленности и желают углублённо!аниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении. Студентам споршвного отделения на основании поданного ими заявления может быть предоставлено право заниматься в споршвных секциях за пределами вуза. В этом случае им разрешается не посеншь только практические заня1ия при условии положительной динамики результате счётных нормативов, выполненных в сроки, установленные кафедрой. Практический раздел программы спортивного учебного отделения определяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использование комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать шчёт по физической культуре, отражающий уровень их подгоювленности по трем разделам: 1) 1еоретико-методической подготовленности; 2} общей физической и спортивно-технической подгоювленности; 3) сформированное!!! профессионально значимых умений и навыков. Овладение практическим учебным материалом проверяется путем выполнения студентами кош рольных вормашвов. К выполнению нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия (не менее 70% от общею количества практических занятий) и получившие необходимую физическую подготовку. В отдельных случаях студен ш. не выполнившие какие-лиоо контрольные нормативы по обьективным причинам, по решению кафедры могут быть аггесюваны при условии систематического посещения занятий и сдачи зачётных требований по остальным разделам программы. СЧуденты специального медицинского учебного о 1 деления, не выполнившие контрольные нормативы по состоянию здоровья, могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий, В отдельных случаях выполнение контрольных нормативов можем быть перенесено на следующий семестр. Студенты, освобождённые от пракшческих занятий на длтельный период, сдают зачётные требования теоретического раздела программы. Теоретическая подготовка оценивается по уровню специальных знаний, позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры для поддержания высокого уровня работоспособности и шорческой активности, а также самостоятельно оценивать влияние различных форм занятий на организм. Сроки сдачи зачетных требований по теоретическому разделу программы и порядок выполнения кошрольных нормативов определяются кафедрой на весь учебный год. 8.4. Физическая культура взрослого населения 8.4.1. Ночрастные особенности различных периодов жшни взрослого человека Согласно возрастной классификации у в (рослых людей выделяют ЧС1Ы-ре периода: зрелый возраеч (делится на два периода), пожилой возраст. С1ар-ший возраст, долгожители. I первый период зрелости: 22-35 ле: мужчины, 21-3? лет женщины; второй период зрелости: 36-60 лсп мужчины. 36-55 лет женщины; II -пожилой вочраси 61-74 лет мужчины. 56-74 лет женщины; III -старший возраск 75-90 лет; IV - долгожители: счарше с>0 лет. Каждый возрастной период характеризуйся оыельными и шснениями в ор1анизме. В 18-20 лет в основном закапчивается биоло!ическое формирование ор-1ан1пма. окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рос! тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются блш оприят-ные возможности для развития силы и выносливоеIи. В социальном плане этот период характерен тем. чго люди вступаю! в самостоятельную жизнь, приобретаю! профессии, начинают работать и служить в армии, складываемся их семейная жи шь. изменяется быт и т.д. В последующий период происходит стабилизация функциональных возможное! ей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так. первому периоду зрелою возраста присущи наивысшие значения физической подгоювленности и функциональной тренированное! и. оптимальная адаптация к неблаюприяшым факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности но рялу показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем сос!авля-С1 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 ЛС1 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лс! 55-60%. В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы; нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражаемся в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении ючноети движений, В сердечно-сосудистой системе отмечайся ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных еосулов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии. В дыха1ельной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, снраниченис подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции. В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые юряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они стаповя1Ся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется косшая ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей. По мере старения изменяется обмен веществ, который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислшсльных процессов. Ослабеваю1! функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемос!ь организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды враба-тывания и восстановления. Всё тю приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём. в части ост, спиде I ел ьствует отрицательная динамика в показателях физических качеств. Так. первые признаки снижения силы (как и ее максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её паление характерно после 50-ти.иск Выносливость начинает постепенно снижаться и 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад. Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет. Координация — в 30-50 лс1. Гибкость идет на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин после 25-ти лет. 11ричииы ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами. С икженпе функииошиьиоп тренированности обусловлено: ПО - О1рапичепием двигательной активности функций отдельных систем организма; - нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ; - снижением аэробной и анаэробной производительности; -)амсдлспием восстановительных процессов; - нарушением экономичности работы организма в целом. Снижение физической подготовленности обусловлено: - си-1ы: по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мыши; - выносливости: по причине нарушений функций кислород-транспортной системы; - быстро 1Ы: по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в Ц] 1С: - координации: по причине ухудшения подвижности нервных процессов; - I ибкости: по причине негативных и шенсний в опорно-двигательном аппарат. Однако еледуе: иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов; генетической предрасположенности, условий жижи и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблаюприяшым условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п. 8.4.2. Роль физической культуры в жтни взрослого человека Установлено, что увядаттие организма, в первую очередь, обусловлено отсутствием необходимой физической нагрузки, а не прожитыми годами. Поэтому самым мощным и надёжным средством противодействия старению является двигательная активность, а также оптимальный режим труда, отдыха, питания. Пропсее старения организма, по данным геронтологов, развивается между 40 и 60 голами. Однако научно доказано, что если человек, псрсшат иувший 30-летний рубеж, будет ежедневно давать физическую нагрузку всем системам организма, то начало е: о старости может быть отодвинуто на 10 и более лет. Лоняшя «старение» и «старость» необходимо ра)лича!ь: Старение тю длительный биологический процесс посте пен т (ото снижения функциональных возможностей организма. Старость - это неизбежная стадия онтО1Снеза. Главной особенное 1ыо стареющею организма является замедленное приспособление функциональных систем организма к изменяющимся условиям. Если одряхление организма наблюдается в 60-70 лет, старость следует считать преждевременной. С точки зрения физиологии, основой повышения сопротивляемости организма процессам старения (и как следствие наступлению старости) является мышечная активность. Так, сокращающиеся мышцы и их сенсорные рецепторы осуществляют подзарядку подкорковых образований мозга так же. как 'электрический нж пол-заряжас! аккумулятор. Активная подкорка стичулирус! работу коры юловного мозга, и рсчультате чего улучшается память, обостряется внимание, повышается точность управления движениями. Скелетная мускулатура выполняе: также роль многоклапанною помощника сердца. Каждая мышца работает не только как нат нетательный насос, но и как присасывающий, поэюму мышцы являются своего рода «периферическими сердцами», которые обеспечивают проталкивание крови к сердцу от конечностей, органов брюшной полости и всего мышечного корсета. Систематические занятия физическими упражнениями повышают тонус организма и его иммунитет; улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: увеличивают силу мыши, подвижность суставов, повышаю! плотность костной ткани, чю благоприятно сказывается па состоянии опорно-двигательного аппарата; стабилизируют деятельность эндокринного аппарата; способствую! долговременной и полноценной работе головного мозга и всей нервной системы; улучшают эмоциональное состояние. Пример: 70-.н'!пнт1 человек, постоянно поддерживающий тонус своего организма с. помощью физических упражнений, обладает такой же способность/о поглощать кислород, как 30-летний, а также существенно сниженным по сравнению со своими сверстниками уровнем холестерина, свёртываемости кропи, артериальным давлением, меньшей скованностью в составах, стабильностью эмоционального состояния. 8.4.3. Виды физкулыпурно-олдоровительных занятий взрослых Среди взрослых культивируются вес виды физической кулыуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая кулыура. физическая рекреация, двигаюльная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно вовлекается в занятия споркш — как массовым, так и спортом высших достижений. 11ршщипиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том. что 1лав-пым побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упражнениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициатива. Исключение составляют лишь ге профессии, в которых обязательные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., вооружённые силы, правоохраншельные органы, отряды МЧС и т.п.). Основная задача физической культуры взрослых оздоровление. Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются рав-личныс виды физкультурно-оздорови!Слъных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактике-оздоровительным заняшям. Физическая рекреация - вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения. Фшическая рекреация является неогьемлемым элементом жизни современною человека. Завершение процесса фишческого воспитания (в детском саду, школе, вузе) или еноршвной деятельности ни в косм случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В •>юм смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой продолжения активных занятий. Главная цель фшической рекреации - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического фуда. Частные задачи физической рекреации весьма ракообразны и зависят (Л личных вкусов и желаний занимающихся. К ним, в частности, относятся: - активный отдых; - перемена вида и характера деятельности; - формирование фигуры, объёмов частей тела, регулирование веса; - развитие индивидуально привлекательных физических качеств: - противодействие старению, сдерживание процессов инволюции; - общение. Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреапии. К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и парусный спор!, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких материальных шра! доступны немногим, К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег. плавание, шры. туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аз-рооику, ганцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в I руинах здоровья и спортивных секциях. Профилактико-оздоровшельные заняжя являются разновидностью дви-|ательной реабилитации как вида физической культуры. Двигательная реабилитация -- вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций ор!анизма после (аболсвапий. травм, пере-уюмлсиия и др. Специфической оеобеннос!ыо меюдики двшакмыюй реабидшации является прямая зависимость её средств и меюдов от характера и тяжесш заболевания иравмы). а также 01 лапов лечения. Физической реабилитации свойственны строшя регламентированность упражнений, ючная дозировка шнрузки и отдыха, осторожное повышение на1 ручки с учётом динамики состояния занимающегося. Профилзктико-оздоровшельные занятия направлены на профилактику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обострений) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний. Главная цель профилактики-оздоровительных занятий - укрепление чдоровья. Задачи профилактике-оздоровительных занятий: - повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; - предупреждение профессиональных чаболеваний (первичная профилактика): - предупреждение наиболее распространённых заболеваний (первичная профилактика): - предупреждение обострений имеющихся хронических чаболсваний (вторичная профилактика). П занятиях профилактической направленности используются различные средства реабилитационной физической культуры. Для профилактики обострений хронических заболеваний учитывается характер и степень выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Для первичной профилактики возможных чаболеваний у здоровых лиц подбирают такие средства физической культуры, которые, прежде всего, воздействую1! на причину возможных нарушений, а не на их следствие. Наиболее распространёнными средствами профилактико-очдоровительных занятий являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитсперапия и т.п. Заключение: Двигательная деятельное!ь людей в их свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения занятий, их продолжительности, партнёров. В основе мотиваиии таких занятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Мотивы выбора способов использования свободного времени, как правило, связаны с общей культурой человека, а также аепеныо его социальной зрелости. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ: 1. Раскройте существующие схемы возрастной периодизации де!ей дошколыго-го.'школыюго возрасш. 2. И Чём особенность дошкольного возраста? 3. Каковы задачи физического воспитания детей дошкольного возраеча? 4. Какие существуют средства фичическою воспитания и формы физкультурных заня I им с детьми дошкольного возраста? 5. Раскройте типичные возрастные особенное™ развития организма человека я период обучения и школе. 6. Каковы.значение и залачи физическою воспитания детей школьного возраста'.1 7. Какие существуют формы физкультурных занятий с детьми школьного нсл- раста? Date: 2015-12-13; view: 2133; Нарушение авторских прав |