Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лечебная физическая культура 1 page
Учебное пособие \ J ппа «ГЭОТАР-Медив» В.А. Епифанов ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебное пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» ЭООБ уцк 616.825(075.8) ББК 53.54я.73 Е67 Етшфаиов Виталий Александрович — заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор» зав. кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета. Авторский коллектив; Д.м.н., проф. Епифанов В.А.; д.м.н., проф. Епифанов А,В.\ к.м.н,, доцент Баукина И.А.\ к.мл., доцент Байтукалов АА.\ к.м.н., ассистент Гсысанова Е.С.\ сотрудник кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета Мезурнишвили Т.К. Епифанов В.А. Е67 Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с.: ил. ISBN 5-9704-0217-6 В учебном пособии освещены задачи и содержание медицинской реабилитации с учетом современных достижений, роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении. В систематизированном виде описаны основные средства и формы лечебной физической культуры, возможности ее использования для профилактики и лечения заболеваний и повреждений различных органов и систем на этапах восстановительного лечения. Представлены основные сведения о мануальной терапии и массаже с иллюстрацией наиболее часто используемых приемов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. УДК 616.825(075.8) ББК 53.54я.73
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭО ТАР-Медиа*. Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательской группы © Епифанов ВА, 2006 © Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006 Оглавление Аббревиатуры................................................................................. 8 Предисловие.................................................................................... 9 ГЛАВА 1. Организация медико-социальной реабилитации............ 11 ГЛАВА 2. Основы лечебной физической культуры......................... 20 2.1. Общая характеристика метода лечебной физической культуры 20 2.2. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений 22 2.3. Средства лечебной физической культуры.............. 37 2.3.1. Физические упражнения........................ 37 2.3.2. Спортивно-прикладные упражнения...... 54 2.3.3. Энергетическая характеристика физических упражнений 54 2.3.4. Игры в лечебной физической культуре.. 55 2.3.5. Естественные факторы природы............. 57 2.4. Формы и методы лечебной физической культуры.... 61 2.4.1. Утренняя гигиеническая гимнастика...... 61 2.4.2. Лечебная гимнастика............................. 63 2.4.3. Лечебная дозированная ходьба............... 70 2.4.4. Физические упражнения в воде............. 71 2.4.5. Тренажеры............................................ 74 2.4.6. Тракционная терапия............................ 76 2.5. Аутогенная тренировка......................................... 78 2.6. Трудотерапия (энерготерапия)............................. 80 2.7. Двигательные режимы......................................... 84 2.8. Оценка эффективности применения ЛФК в комплексном лечении.................................... 87 ГЛАВА 3. Основы мануальной терапии.......................................... 89 3.1. Теоретические основы мануальной терапии.......... 89 3.2. Клинические и патобиомеханические проявления патологии позвоночника и суставов конечностей..................................... 91 3.3. Мануальная диагностика...................................... 96 3.4. Терапевтические приемы...................................... 98 ГЛАВА4. Основы массажа............................................................ 105 4.1. Виды массажа.................................................... 105 4.2. Физиологическое влияние массажа на организм... 110 4.3. Лечебный массаж............................................... 115 4.4. Сегментарно-рефлекторный массаж................... 117 4.5. Точечный массаж............................................... 123 4.6. Соединительнотканный массаж......................... 125 4.7. ГХериостальныЙ массаж.................................... 129 4.8. Косметический массаж...................................... 130 4.9. Самомассаж....................................................... 142 ГЛАВА 5. Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы...................................................... 143 5.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК 143 5.2. Инфаркт миокарда............................................. 146 5.2.1. Стационарный этап реабилитации больных......................................................... 146 5.2.2. Санаторный этап реабилитации больных........................................................ 155 5.3. Ишемическая болезнь сердца............................. 158 5.4. Гипертоническая болезнь................................... 167 5.5. Артериальная гипотензия.................................... 169 5.6. Лечебный массаж............................................... 169 5.6.1. Массаж при стенокардии................................ 170 5.6.2. Массаж при инфаркте миокарда..................... 171 5.6.3. Массаж при гипертонической болезни............ 171 5.6.4. Массаж при артериальной гипотонии............. 171 5.7. Реабилитация больных с ИБС, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования 172 ГЛАВА 6. Реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания....................................................... 180 6.L Юшнико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК.......................................... 180 6.2. Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения 189 6.3. Средства ЛФК на поликлиническом (санаторном) этапе восстановительного лечения....194 6.4. Средства ЛФК после оперативных вмешательств на легких....................................................... 197 ГЛАВА 7. Реабилитация больных с заболеваниями органов пищеварения и нарушениями обмена веществ. 204 7.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК 204 7.2. Средства и формы ЛФК...................................... 206 7.3. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки......................... 214 7.4. Хронический гастрит........................................ 218 7.5. Дискинезии желчных путей............................... 220 7.6. Хронический холецистит................................... 223 7.7. Слланхноптоз................................................... 224 7.8. Средства ЛФК после оперативных вмешательств на органах брюшной полости.......................... 226 7.9. Ожирение......................................................... 233 7.9.1. ЛФК при ожирении............................ 238 7.9.2. Массаж при ожирении........................ 245 7.10. Сахарный диабет............................................... 249 7.10.1. ЛФК при диабете................................. 250 7.10.2. Массаж при диабете............................ 260 7.11. Лечебная........... физкультура при подагре...... 262 7.11.1. ЛФК при подагре................................ 264 7.11.2. Массаж при подагре............................ 268 ЛАВА 8. Реабилитация больных с заболеваниями и повреждениями центральной и периферической нервных систем 271 8.1. Саногенетические механизмы при патологии нервной системы 271 8.2. Восстановительное лечении больных, перенесших инсульт 276 8.2.1. Восстановительное лечении в отделении интенсивной терапии 277 8.2.2. Восстановительное лечение в палатах ранней реабилитации..................................... 285 8.2.3. Реабилитация бальных на этапе поликлиника—санаторий 297 8.3. Повреждения позвоночника, осложненные травмой спинного мозга 304 8.4. Повреждения периферической нервной системы.. 323 8.5. Неврит лицевого нерва....................................... 329 8.6. Вергеброневрологические поражения.................. 339 8.6.1. Остеохондроз шейного отдела позвоночника 342 8.6.2. Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, 346 ГЛАВА 9. Реабилитация больных с заболеваниями опорио-двигательиого аппарата...................... 357 9.1. Нарушения осанки.............................................. 357 9.1.1. ЛФК при лечении дефектов осанки...... 361 9.1.2. Массаж при нарушениях осанки.......... 369 9.2. Сколиоз............................................................. 371 9.2.1. ЛФК при сколиозе.............................. 381 9.2.2. Массаж при сколиозе......................... 387 9.3. Артрозы............................................................. 394 9.3.1. Клинико-рентгенологнчеекая картина артроза 397 9.3.2. Средства ЛФК в терапии артроза.......... 401 ГЛАВА 10. Реабилитация больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата....................... 408 10.1.Переломы костей................................................ 410 10.1.1. Лечение переломов (общие принципы) 410 10.2.Повреждения суставов......................................419 10.2.1. Повреждения плечевого сустава.......... 420 10.2.2. Повреждения локтевого сустава............ 425 10.2.3. Переломы проксимального отдела бедра.... 429 10.2.4. Повреждения каленного сустава.......... 433 10.3.Повреждения сухожилий................................... 444 10.3.1. Повреждения сухожилии пальцев кисти 444 10.3.2. Повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия 449 10.4.Повреждения позвоночника................................ 452 10.5. Повреждения костей таза.................................... 463 10.6. Ампутация конечностей 468 10.7. Множественные повреждения опорно-двигательного аппарата ГЛАВА 11. Лечебная физическая культура в акушерстве и гинекологии................................................ 480 11.1.Физические упражнениия в акушерстве.............. 480 11.1.1. Физические упражнениия при беременности.......................................... 480 11.1.2. Физические упражнениия в послеродовом периоде.................................. 494 11.1.3. Массаж при беременности.................... 498 11.2. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях...................................................... 502 11.2.1. ЛФК при хронических воспалительных заболеваниях женских половых органов 506 11.2.2. ЛФК в оперативной гинекологии......... 510 11.2.3. ЛФК при неправильных положениях матки...516 11.2.4. Массаж в гинекологии........................ 522 ГЛАВА 12. Реабилитация больных с повреждениями и заболеваниями челюстно-лииевой области.. 528 12.1. Анатомо-физиологическая характеристика жевательного аппарата и мимических мышц лица.. 528 12.2.Средства ЛФК.................................................... 531 12.3. Формы................................................. ЛФК 537 12.4. Двигательный............................. режим больных 539 12.5. Массаж и особенности его применения 541 12.6.3аболевания височно-нижнечелюстного сустава... 542 12.6.1. Функциональная анатомия ВНЧС......... 543 12.6.2. Функциональные особенности ВНЧС и жевательных мышц............................ 545 12.7. Лечение заболеваний ВНЧС............................... 551 Список литературы..................................................................... 564 Аббревиатуры
АД — артериальное давление АКШ — аортокоронарное шунтирование АЛЖ — активность (движения) в повседневной жизни AT — аутогенная тренировка БАТ — биологически активные точки ВНЧС — височно- нижнечелюстной сустав ВЭ02 — вентиляционный эквивалент по кислороду ВЭП — велоэргометрическая проба ГБ — гипертоническая болезнь ДИ — дыхательный интервал ДЛ — диффузионная способность легких ДО — дыхательный объем ЖЕЛ — жизненная емкость легких 3Г — звуковая гимнастика ИБС — ишемическая болезнь сердца ИЗСД — инсулинзависимый диабет ИМ — инфаркт миокарда ИМТ — индекс массы тела ИНЗСД — инсулиннезависи- мый диабет И. п. — и сходное наложение ЛГ — лечебная гимнастика ЛТ — лечебная точка ЛФК — лечебная физическая культура МДБ — мультидисциплинарная бригада ME — число метаболических единиц МОД - минутный объем дыхания МП К — максимальное потребление кислорода МТ — мануальная терапия НЗЛ — неспецифические (нетуберкулезные) заболевания легких OA — острый артроз ОДА — опорно-двигательный аппарат ООЛ — остаточный объем легких ПАНО— анаэробный порог ПДС — позвонковый двигательный сегмент ПИР — постизометрическая релаксация мышц С ВЭП — спировелоэргометри- ческая проба СД — сахарный диабет ССС — сердечно-сосудистая система ТТ — трудотерапия ТЧСС — тренирующая ЧСС УТТ — утренняя гигиеническая гимнастика УФФ — ультрафонофорез ФБ — функциональный блок ФНИ —функциональный независимый измеритель ХСН — хроническая сердечная недостаточность ЦНС — центральная нервная система ЧСС — частота сердечных сокращений ЭКГ — электрокардиограмма Предисловие Реабилитационное направление в медицине отражает методологически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение и профилактика разных заболеваний, восстановление функций различных органов и систем - звенья в сложной системе мероприятий, которые в первую очередь предусматривают лечебное воздействие на больного человека с учетом его индивидуальных особенностей. Новый подход к лечению все более укрепляет свои позиции, поскольку использование только медикаментозных средств часто не оказывает необходимого позитивного воздействия, а нередко вызывает побочные явления (токсические, аллергические). Внимание различных специалистов привлекают немедикаментозные средства лечения — физические упражнения, закаливание, физиотерапия, массаж, рефлексотерапия, мануальная терапия и др. Лечебная физическая культура представляет собой отрасль клинической медицины: разработана методика применения специфических средств физической культуры в комплексном лечении больных. В то же время это научная дисциплина, изучающая теорию использования средств лечебной физкультуры с профилактической, лечебной и реабилитационной целями. Лечебная физическая культура применяется в комплексном лечении при различных заболеваниях и повреждениях организма и не имеет возрастных ограничений: это прежде всего терапия регу- ляторных механизмов, использующая адекватные биологические пути мобилизации приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной доминантой восстанавливается и поддерживается здоровье. Активный двигательный режим и положительные эмоции служат источником энергии для самозащиты организма на всех уровнях его жизнедеятельности как в норме, так и при патологии. Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физической культуры у больных, — результат оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности одинаковы как в норме, так и при патологии. Различаются они лишь количественным выражением, уровнем и объемом тренированности. В спорте тренировка ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма, отдельных его систем и органов, а в лечебной физической культуре решаются задачи повышения функционального состояния больного до уровня здорового человека с помощью дозированных тренировок. Положительное влияние лечебной физической культуры зависит как от силы и характера раздражителя — физического упражнения, так и от реактивности организма в ответ на него. Эффективность лечебной физической культуры обусловлена тяжестью патологического процесса, возрастом больного, индивидуальными особенностями реагирования, физической подготовленностью, моторной одаренностью и психологическим настроем. Так, в пожилом возрасте удлиняется период врабатываемости, снижается максимум мобилизации функций на физическую нагрузку и замедляются процессы восстановления после физической нагрузки. При одинаковой тяжести заболевания физически подготовленный бальной молодого возраста лучше переносит относительно большую нагрузку, поэтому в восстановительном лечении так важна обоснованность назначения и дозирования физических нагрузок. Основываясь на опыте применения средств лечебной физической культуры на различных этапах восстановительного лечения (поликлиника—стационар—санаторно-курортное лечение), собственных наблюдениях и данных отечественной и зарубежной литературы, авторы учебника стремились описать наиболее распространенные и эффективные методики, признанные большинством специалистов. В написании учебника приняли участие профессора и преподаватели Московского государственного медико-стоматологического университета, а также заведующий кафедрой лечебной физкультуры и врачебного контроля Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова профессор В.В. Пономарева- Заведующий кафедрой лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета, заслуженный деятель науки РФ профессор В.А. Епифанов Глава 1 Организация медико-социальной реабилитации Выделение физической и реабилитационной медицины в самостоятельную медицинскую дисциплину необходимо рассматривать в историческом контексте. Физио-, бальнеотерапия и курортология, средства лечебной физкультуры (ЛФК) представляют собой раздел медицины, который в первую очередь связан с реабилитаци- онно-восстановительным лечением. В ходе своего развития эти науки ориентировались прежде всего на разработку методологических и теоретических концепций, но уже на ранних этапах т становления были тесно взаимосвязаны с нуждами реабилитационного процесса у хронических больных. Правомерность слияния таких направлений медицины, как физическая и реабилитационная медицина, подтверждается широким международным признанием, Задачи физической и реабилитационной медицины — организация реабилитационного процесса в восстановительном периоде заболевания, специализированная диагностика и лечение больных физиотерапевтическими методами. Для этих целей используются возможности современной медицины, физические факторы, средства лечебной физкультуры, курортологии, бальнео- и климатотерапии, методы мануальной терапии, рефлексотерапии, психокоррекции, научно обоснованные природные методы лечения. Задача реабилитации — устранение последствий заболевания. Конечные ее цели — восстановление самостоятельности и трудоспособности, повышение качества жизни реабилитанта, а также, насколько это возможно, уменьшение ограничений его активности, повышение резервов для участия в активной жизни, создание условий для благоприятного воздействия окружающей среды и нейтрализация факторов риска. Реабилитационный подход предусматривает применение комплекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера во взаимодействии с врачебным, сестринским, физиотерапевтическим, эрготерапевтическим, логопедическим, диетологическим и психотерапевтическим обеспечением, включая различные виды помощи в преодолении последствий заболевания, изменении образа жизни, снижении факторов риска. Медицинская реабилитация — это не только распознавание и лечение какого-либо заболевания, но и учет нарушенных навыков, последовавших за поражением, а также снижение угрозы ограничения или ущемления возможности участия пациента в профессиональной и общественной жизни. Реабилитационная необходимость, способность и прогноз Для выяснения необходимости медицинской реабилитации и определения ее целей оцениваются следующие социально- медицинские предпосылки: • реабилитационная необходимость; • реабилитационная способность; • реабилитационный прогноз. Реабилитационная необходимость наступает в случае, если в результате повреждения или заболевания возникает опасность временного или длительного нарушения функциональных способностей, существует угроза длительного ограничения или ухудшения состояния больного под влиянием негативных факторов окружающей среды. Реабилитационная способность подразумевает стабильное соматическое и психическое состояние пациента, его высокую мотивированность по отношению к предстоящему реабилитационному лечению. Реабилитационный прогноз — это обоснованная вероятность достижения намеченных целей реабилитации в намеченный отрезок времени с учетом характера заболевания, его течения, индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей больного, то есть наличие достаточного реабилитационного потенциала. Особенности проведения ранней реабилитации При проведении ранней реабилитации большое значение приобретает аспект активности или движений в повседневной жизни, которая составляет совокупность двигательной активности пациента в самообслуживании и в быту. Заболевания, например, нервной системы, могут значительно ограничить двигательную активность больного в повседневной жизни. Выявление имеющихся ограничений, вызванных болезненными процессами, оценка их влияния на повседневные потребности паяиента являются предпосылками для оптимальной организации ухода за больным. Различают внутренние и внешние лимитирующие факторы активности. Внутренние лимитирующие факторы зависят от состояния больного: • мышечная слабость; • низкие кардиореспираторные резервы; • тугоподвижность или нестабильность суставов; • сенсомоторный дефицит. Внешние лимитирующие факторы: • факторы, ограничивающие мобильность больного; • дверные пороги, ступени, уклоны или мягкое покрытие пола; • отсутствие лифта; • отсутствие приспособлений в ванной комнате и т.п. Для достижения определенных реабилитационных целей необходимо точно планировать действия. Если один из внутренних или внешних лимитирующих факторов сильно выражен, необходимо использование различных вспомогательных средств — в противном случае эффективная реабилитация неосуществима. Именно поэтому так важны анализ активности повседневной жизни пациента и выявление всех лимитирующих факторов. Следует также учитывать степень затруднения активности (Международная классификация нарушений — МКН-2): 0 — нет затруднений; 1 — легкие затруднения; 2 — средние затруднения; 3 — серьезные затруднения. Используются также дополнительные признаки для того, чтобы выявить потребность в помощи при реализации активных действий: 0 — помощь не нужна; 1 — необходимы вспомогательные средства; 2 — необходима посторонняя помощь; 3 — необходимы вспомогательные средства и посторонняя помощь. Стандартизированные системы оценки активности базируются на применении специальных функциональных шкал, но у них есть недостаток: специфические проблемы пациента и его заболевания могут быть недостаточно учтены. Для учета специфики заболевания разработаны дополнительные шкалы. • Бартель-индекс — это функциональная шкала, которая учитывает в основном самостоятельность пациента при приеме пищи, в передвижении, уходе за телом и др. Социальные и интеллектуальные способности в этой шкале не учитываются. Бартель- индекс применяется часто как скрининговый метод и не требует большой затраты времени. • Функциональный независимый измеритель (ФНИ) используется для измерения физических недостатков и определения успеха реабилитации; применяется в основном в неврологии. • Опросник по оценке здоровья широко распространен как измерительный инструмент для определения функциональных возможностей больных с повреждением или заболеванием опорно- двигательного аппарата. Сюда же включается сокращенная оценка боли с помощью визуальной аналоговой шкалы. Позволяет оценить эффективность различных терапевтических мероприятий в ходе реабилитации. Назначение реабилитационных мероприятий Перед назначением реабилитационных мероприятий должны быть выяснены следующие моменты: • способность больного к реабилитации; • наиболее показанные терапевтические мероприятия; • форма лечения (стационарная или поликлиническая); • продолжительность лечения; • угроза снижения трудоспособности пациента; • вид и объем снижения трудоспособности; • ожидаемое улучшение трудоспособности. Реабилитационные клиники (отделения) Стандартные задачи реабилитационных клиник (отделений): • дополнительная диагностика; • выработка индивидуального плана реабилитации; • оптимизация текущего лечения; • компенсация нарушенных способностей пациента; • информационно-разъяснительная работа с пациентом; • повышение мотивации пациента; • социально-медицинские экспертизы; • профессиональное консультирование (этап профессиональной реабилитации); • управление качеством восстановительного лечения. Оснащение клиник (отделения) зависит от профиля заболеваний и/или повреждения, а также от задач реабилитации. В последнее время наблюдается разумная тенденция объединения структур, где под одной крышей проводится и стационарное, и реабилитационное лечение. Вся комплектация кабинетов зависит от терапевтической концепции реабилитационного заведения. Кадровая комплектация клиник (отделений) Помимо хорошо оборудованных и оснащенных помещений необходима полноценная укомплектованность клиники персоналом:
Решающее значение имеет коллективная работа персонала. Хорошо зарекомендовала себя британская модель организации реабилитационных мероприятий, основанная на принципе работы мультидисциплинарной бригады (МДБ), объединяющей различных специалистов для всесторонней помощи больным в лечении и реабилитации (схема 1.1). МДБ работает как единая команда (бригада) с четко согласованными, скоординированными действиями [Скворцова В.И. и др., 2003].
Возглавляет бригаду, как правило, лечащий врач (терапевт, травматолог, невролог), прошедший специальную подготовку. Некоторые специалисты могут не бьгть постоянными членами бригады, они проводят консультации при необходимости (кардиолог, ортопед, офтальмолог и др.). Мультидисииплинарная бригада - не просто группа специалистов. Принципиально важен не столько состав МДБ, сколько распределение функциональных обязанностей между членами бригады и тесное их сотрудничество. Работа МДБ обязательно предполагает: • совместный осмотр и оценку состояния больного, степени нарушения функций; • создание адекватной окружающей среди для больного в зависимости от его специальных потребностей: • совместное обсуждение бальных не реже одною раза в неделю:
• совместное определение целей реабилитации и плана ведения больного (при необходимосги с участием самого пациента и его
|