Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы обучения двигательным действиям





Обучение лвигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека. Движения живого биологического объекта всегда свяшш с решением конкретной гадачи. осознанным и активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, ко­торое является простым перемещением в пространстве и времени. Данное свойство биологического движения позволило Н,А, Берншгейну назвать ею «живым». В частности, учёный указывал на такое характерное свойство «живо­го» движения, как способность выявлять, фиксировать и анализировать условия выполнения двигательной задачи в соответствии с сё сутью.

Обучение двигательным действиям - одна и-} основных чада ч физиче-ско] о воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются •знания, двигательные умения и навыки, необходимые человеку во всех сферах его жизни. Знаменитый теоретик физической культуры Л.П. Матвеев (1983) считал обучение двигательным действиям одной ич сторон физического воспи­тания и характеризовал е] о следующим образом:

«Это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение таким путём необходимого в.жизни фон­да двигательных имений, навыков ц связанных с ними знаний».

Каждое двигательное действие состоит и) движений. Акт движения (двигательный акт) прошводится с определённым взаимодействием внутрен­них и внешних сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и времени. Овладение каким бы ю ни было двгаагельным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах ее вы­полнения.

Знания - это обобщенное отражение в человеческом сознании объектив­ною мира, окружающей действительности.

Выделяют два взаимосвязанных вида знаний.

Наглядно-чувственные •'.начин: выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и т.п.). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или не-

ко отдельных образов, каждый из которых отражает какой-либо элемент изучаемого упражнения. Это элементарный уровень знания, Пример:

Образ техники низкого старта будет состоять из предспшвле-шй о положении тала и отдельных его частей на старте, но время выоегснтя щ стартовых колонок, а также о напра&и'нни, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения.

Словесно-логические знания: выступают в форме поняшй, зако­нов закономерностей, теорий и способствую! глубокому познанию сущности чехники упражнений. Это более высокий уровень знаний.

Процесс освоения шаиий складывает­ся ич восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и приме­нения на практике (схема),

В процессе обучения лвигательным лейс!виям применение на практике шапий о том или ином движении характеризуется мноюкратными попытками найти правиль­ное решение двигательной задачи и опти­мальный способ ее выполнения. Таким обра­зом, возникает умение выполнять движение. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, чю человек уже умеет, например, ходшь, безать, чшать, писать и т.д.

3.1.1. Общая характеристика двигательно­го умения

Умение выполняв то или иное двша-тельпос действие возникает па основе сле­дующих предпосылок:

- минимума основных знаний о технике действия;

- наличия двигательного опыта;

- достаточною уровня физиче­ской подготовленное ти;

мно!окра Iных повторений изучаемых действий.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа вы­полнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движе­ниями. Данная особенность и составляв сущность двигательного умения. Таким образом:

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМКНИЕ - по такой уровень овладения двигатель­ным действием, при котором управление движениями осуществляв 1Ся при ак­тивной роди мышления.

Характерными признаками дви! ательного умения являю гея:

- управление движениями происходит неавтоматизированно;

- сознание загружено контролем каждого движения;

- невысокая быстрота выполнения действия;

- действие выполняется неэкономно, при значительной сIсмени угомлепия;

- О1носительная расчленённость движений;

- нестабильность действия;

- непрочное запоминание действия.

В процессе обучения движениям умения,!ачас1ую. несут вспомога-имьную функцию:

во-первых, формирование умений является предпосылкой для по­следующего формирования двиI атсльных навыков;

во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующею разучивания более сложных двигательных действии.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его.много­кратном повторении, уточнении и коррекции приводит к автомапиироваиному его выполнению. В результате появляешя слишость. устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.

3.1.2. Общая характеристика двигательного навыка

Для лвикиельного навыка харак1ерно выполнение движения со шачи-1сдьно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направле­но, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяю­щейся обстановки и конечные результант действия. Данная особенность и со­ставляет супшос1ь лвига1слы[ою навыка.

Пример:

Опытные лыжники сосредотачивают своё внимание ни измене­нии рельефа местности, темпе; прохождения дистанции, \си <ии при отталки­вании: метатели копья - на выполнении мощного финального \<.илия и т.д.

Таким обракш:

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это оптимальная степень владения 1Схнп-кой действия, характеризующаяся автомашзпрованным (1.е. при минимальном кол 1 роле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжно­стью исполнения.

Хараюерньтми признаками лвш акмыюго навыка являются:

- автоматизированное управление движениями;

- слитность движений (объединение ряда элемешарных движении в единое целое);

- отсутствие излишнего напряжения мышц;

- высокая быстро!» выполнения действий;

-.жономичноС1ь и точность движений;

- высокая устойчивость действия;

- прочнос1ь запоминания.

Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длшельных перерывах. Пример:

Человеку, умеющему плавать, с'н'Кпт. на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно нитки гчитьсн этим двигательным действиям.

Таким образом, в процессе обучения двшательному действию изменяет­ся характер управления движениями. В рс!улыате повышается уровень овладе­ния двигательным действием:

первым (начальным) уровнем овладения действием является дви­гательное умение;

вторым- лвигаюльный навык.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода 01 уровня умения до уровня навыка зависит оI следующих факторов:

• дай: атедьной одаренности (врождённые способности) и двига­тельного опыта (чем богаче двигательный опыт, тем бысчрее образуются новые движения);

• возраста обучающеюся (лечи осваивают движения быстрее, чем взрослые);

• координационной сложности двигательного дейс!вия (чем слож­ите техника движения, тем длительнее процесс обучения):

• профессиональною маС1Срства преподавателя;

• уровня мотивации, сознательности, активное!и обучающегося.

Процесс совершенствования сформированною двителыюго навыка бесконечен. Ею основная задача - научи1Ь человека свободно владеть навыка­ми в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую Ценность.

Академик К.Д. Утпинский отмечал, что если оы человек не имел способ­ности к навыку, то он не смог бы продвинуться ни на одну С1унепь в своём раз­витии, задерживаемый бесчисленными трудностями, коюрые можно преодо­леть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для повыл побед.

'•1.3. Понятие об умениях высшем порядка

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигатель­ные умения высшею порядка.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА - что такой уро­вень овладения двигательным дейс!висм, при коюром проявдяск-я способ­ность к самоеюятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности

Пример:

В спорти^рах ч единоборствах Описательные умения высшего порядка теснейшим опрам.м связаны с интеллектуальной денте./ытстыо чи­ни мающихся. Так, чтобы цс.н'сообрато применять знания и навыки & игре, нужно уметь нап.пооать, ориентироваться, разгадывать намерения против­ники, быстро находить решения и т.о.

К гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого иинехтарн. В частности, известны случаи, когда из-за.мощной работы кондиционеров в тле г художественных гимнасток из­менялась траектории бросков предметов, в результате чего девушкам прихо­дилось корректировать технику бросков.

По существу, именно умения высшего порялка являются конечной це­лью обучения.

Date: 2015-12-13; view: 588; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию