Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы обучения двигательным действиямОбучение лвигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека. Движения живого биологического объекта всегда свяшш с решением конкретной гадачи. осознанным и активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространстве и времени. Данное свойство биологического движения позволило Н,А, Берншгейну назвать ею «живым». В частности, учёный указывал на такое характерное свойство «живого» движения, как способность выявлять, фиксировать и анализировать условия выполнения двигательной задачи в соответствии с сё сутью. Обучение двигательным действиям - одна и-} основных чада ч физиче-ско] о воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются •знания, двигательные умения и навыки, необходимые человеку во всех сферах его жизни. Знаменитый теоретик физической культуры Л.П. Матвеев (1983) считал обучение двигательным действиям одной ич сторон физического воспитания и характеризовал е] о следующим образом: «Это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение таким путём необходимого в.жизни фонда двигательных имений, навыков ц связанных с ними знаний». Каждое двигательное действие состоит и) движений. Акт движения (двигательный акт) прошводится с определённым взаимодействием внутренних и внешних сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и времени. Овладение каким бы ю ни было двгаагельным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах ее выполнения. Знания - это обобщенное отражение в человеческом сознании объективною мира, окружающей действительности. Выделяют два взаимосвязанных вида знаний. • Наглядно-чувственные •'.начин: выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и т.п.). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или не- ко отдельных образов, каждый из которых отражает какой-либо элемент изучаемого упражнения. Это элементарный уровень знания, Пример: Образ техники низкого старта будет состоять из предспшвле-шй о положении тала и отдельных его частей на старте, но время выоегснтя щ стартовых колонок, а также о напра&и'нни, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения. • Словесно-логические знания: выступают в форме поняшй, законов закономерностей, теорий и способствую! глубокому познанию сущности чехники упражнений. Это более высокий уровень знаний. Процесс освоения шаиий складывается ич восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике (схема), В процессе обучения лвигательным лейс!виям применение на практике шапий о том или ином движении характеризуется мноюкратными попытками найти правильное решение двигательной задачи и оптимальный способ ее выполнения. Таким образом, возникает умение выполнять движение. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, чю человек уже умеет, например, ходшь, безать, чшать, писать и т.д. 3.1.1. Общая характеристика двигательного умения Умение выполняв то или иное двша-тельпос действие возникает па основе следующих предпосылок: - минимума основных знаний о технике действия; - наличия двигательного опыта; - достаточною уровня физической подготовленное ти; мно!окра Iных повторений изучаемых действий. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями. Данная особенность и составляв сущность двигательного умения. Таким образом: ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМКНИЕ - по такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляв 1Ся при активной роди мышления. Характерными признаками дви! ательного умения являю гея: - управление движениями происходит неавтоматизированно; - сознание загружено контролем каждого движения; - невысокая быстрота выполнения действия; - действие выполняется неэкономно, при значительной сIсмени угомлепия; - О1носительная расчленённость движений; - нестабильность действия; - непрочное запоминание действия. В процессе обучения движениям умения,!ачас1ую. несут вспомога-имьную функцию: во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двиI атсльных навыков; во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующею разучивания более сложных двигательных действии. Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его.многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автомапиироваиному его выполнению. В результате появляешя слишость. устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык. 3.1.2. Общая характеристика двигательного навыка Для лвикиельного навыка харак1ерно выполнение движения со шачи-1сдьно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результант действия. Данная особенность и составляет супшос1ь лвига1слы[ою навыка. Пример: Опытные лыжники сосредотачивают своё внимание ни изменении рельефа местности, темпе; прохождения дистанции, \си <ии при отталкивании: метатели копья - на выполнении мощного финального \<.илия и т.д. Таким обракш: ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это оптимальная степень владения 1Схнп-кой действия, характеризующаяся автомашзпрованным (1.е. при минимальном кол 1 роле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения. Хараюерньтми признаками лвш акмыюго навыка являются: - автоматизированное управление движениями; - слитность движений (объединение ряда элемешарных движении в единое целое); - отсутствие излишнего напряжения мышц; - высокая быстро!» выполнения действий; -.жономичноС1ь и точность движений; - высокая устойчивость действия; - прочнос1ь запоминания. Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длшельных перерывах. Пример: Человеку, умеющему плавать, с'н'Кпт. на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно нитки гчитьсн этим двигательным действиям. Таким образом, в процессе обучения двшательному действию изменяется характер управления движениями. В рс!улыате повышается уровень овладения двигательным действием: первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение; вторым- лвигаюльный навык. Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода 01 уровня умения до уровня навыка зависит оI следующих факторов: • дай: атедьной одаренности (врождённые способности) и двигательного опыта (чем богаче двигательный опыт, тем бысчрее образуются новые движения); • возраста обучающеюся (лечи осваивают движения быстрее, чем взрослые); • координационной сложности двигательного дейс!вия (чем сложите техника движения, тем длительнее процесс обучения): • профессиональною маС1Срства преподавателя; • уровня мотивации, сознательности, активное!и обучающегося. Процесс совершенствования сформированною двителыюго навыка бесконечен. Ею основная задача - научи1Ь человека свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую Ценность. Академик К.Д. Утпинский отмечал, что если оы человек не имел способности к навыку, то он не смог бы продвинуться ни на одну С1унепь в своём развитии, задерживаемый бесчисленными трудностями, коюрые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для повыл побед. '•1.3. Понятие об умениях высшем порядка На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшею порядка. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА - что такой уровень овладения двигательным дейс!висм, при коюром проявдяск-я способность к самоеюятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности Пример: В спорти^рах ч единоборствах Описательные умения высшего порядка теснейшим опрам.м связаны с интеллектуальной денте./ытстыо чини мающихся. Так, чтобы цс.н'сообрато применять знания и навыки & игре, нужно уметь нап.пооать, ориентироваться, разгадывать намерения противники, быстро находить решения и т.о. К гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого иинехтарн. В частности, известны случаи, когда из-за.мощной работы кондиционеров в тле г художественных гимнасток изменялась траектории бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков. По существу, именно умения высшего порялка являются конечной целью обучения.
|