Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История становления и развития логопедии как науки⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
I этап (с античных времен до XVIII в.) С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э. В педагогической литературе Древнего мира упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Индия. В священной литературе особое место занимают трактаты «Аюрведы». В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика. Древняя Греция и Рим. У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в) Ибн – Сина ( Авиценна) Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции. Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса. II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.) *Достижения в области различных наук и их влияние на понимание психических функций и речи (Х. Лагузен, И. Франк, Р. Шультесс, А. Куссмауль, П. Брока и др.). *Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук. *Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи ( приемы коррекции речевых дефектов - оптико-тактильный метод из сурдопедагогики ). III этап (с 3-й четверти XIX в. до 50-х гг. XX века) Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.) Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений. ü Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.). ü Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский). ü Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.). ü Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920). В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (Хватцев М.Е.) В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция.Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. Во многих ВУЗах организуются отделения дефектологии, логопедии. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи. IV этап (50-х гг. XX в. до настоящего времени) · Продолжение разработки осн. методологических принципов логопедии. · С 50-х гг.20в. на первое место выдвигается педагогическое содержание логопедии. · Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (Р.Е. Левина). · Развитие сети дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты. · Развитие мультидисциплинарного подхода в исследовании речевых расстройств · Дифференцированное изучение речевых нарушений с учетом различных принципов. · Введение в логопедию новых методов исследования. · Выделение новых проблем логопедии. В работах Выготского, Боскис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.). В 1960 г откр.деф. отд. на базе физ.-матем. фак.. Ермилова Клара Гаврил. (логопед сурдол. республ. диспансера) явилась организ-ом службы логопомощи на Бел.. 1961г – 1-ый набор на олиголого на дневн. отд. факул. нач. образ.. 1964 – сурдопед-ов. 24.04.1976 г. – день рожд. фак-та. 2 кафедры:психопатологии и логопедии (Шило Надежда Георгиевна), декан 1-го факультета-Турик Генн. Григ. 1995 г 5 кафедр: основ корр. пед. и псих.; логоп.; олигофр..; сурдо; тифло. В 1991 1-ый набор на спец Лого-я, ЗО после 2000года.Харитонова Ел. Алексан.-Разв-е фраз. речи у дет.с ОНР, Зайцева Людм. Афан. – проблемы заикания, Шергинашвили Юрий Конст. – форм. грамм. строя у детей с ИН, Баль Нат. Ник. – преодол аграмматизма у мл. шк. с ОНР, образоват среда; Науменко Окс. Анат.- формир. знаково-символ деят-ти у ст. дошк. с ОНР, Хабарова Светл. Петр. – формир. готовн. к овлад. чтением у дошк. сОНР, Дроздова Нина Викт.- формир. реч.й активности у ст. дошк. с ОНР., Кочарян А.А. – вопросы логоритмики, Зайцев Игорь Станисл.- проф-ка синдр. шк.. дезадаптации у ст.кл. с ТНР, Филиппович Инна Владим. – Конс. помощь родителям детей с фактором риска в реч. разв-и
Цели, задачи и содержание ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с факторами риска в речевой развитии. Ученые: Архипова Е.Ф., Зайцева Л.А., Приходько О.Г., Слепович Е.С., Стребелева Е.А., Филиппович И.В. Фактор риска – это общее название условий особенностей образа жизни, а также врожд. или приобре. свойств организма, которые повышают вероятность возникн. у индивида болезней или способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющ. заболевания. (Кодекс: ст. 265, 269). Дети группы риска – дети, имеющие риск появления нарушений в развитии. Факторы риска речевого развития: состояние мозговой недостаточности, вызв. действием биологического или соц.-псих. факторов во внутриутробном развитии, во время родов и после. Причины: рост числа детей, имеющих нарушения при рождении; тенденция к росту заболеваемости (врожденные инфекции, заболевания органов чувств, пороки развития); высокие показатели первичной инвалидности; рост числа соц. неблагополучных семей. Показания к направлению в службу ранней помощи: дети, имеющие отставания в развитии; с выявленными нарушениями; с биологической группой риска (недоношенные, маловесные), с соц. группой риска (родители имеют псих. заболевания); подвергающиеся насилию; молодые мамы. Задачи: оказание помощи детей с ФРРР в возрасте от рождения до 3-х лет; поддержка семьи в адекватном принятии ребенка и его особенностей; содействие оптимальному развитию и адаптации в обществе; формирование родительской компетенции и ответственности. Основные функции и подходы:
Принципы: - пед. оптимизм, опора за зону ближайшего развития, учет сензитивных периодов - коррекционно-компенсирующая направленность - деятельностный подход - дифференцированный и индивидуальный подход - семейноцентрированная деятельность, т.е. взаимодействие и с др. членами семьи. - междисциплинарный подход, т.е. совместная работы специалистов разных обл. знаний. - партнерства, добровольности, открытости, конфиденциальности, уважения к личности. О пираемся на блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный. Содержание Формирование невербальных свойств общения; развитие понимания обращенной речи; стимуляция голосовых реакций, речевой активности; нормализация тонуса мускулатуры. Стимуляция рефлексов орального автоматизма (поиского, хоботкового, сосательного). Их активизация и нормализация кормления будет способствовать формированию полож. психо=эмоц. комплекса (зрительного и слухового сосредоточения), появлениия элементов вокализаций.Выработка потребности ребенка в общении со взрослыми.Формирование компонентов зрительно-моторной координации(фиксация взгляда, прослеживание). Слуховое сосредоточение. Стимуляция двигательной активности; вызывание звуковых реакций. Этапы:
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы по устранению речевых нарушений. Логоритмика (ЛР)- это реабилитационная методика обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, основанная на использовании физических упражнений, построенных на связях движений, музыки и речи. Основатель логоритмики - Эмиль Жак Далькруз. Александрова основала в России Московскую ассоциацию ритмистов, считала, что к этому делу нужно привлекать детей с ОПФР. В.А. Гринер – выделила логоритмику как реабилитационную методику и написала учебник. Технология проведения логоритмических занятий с детьми с ОНР. Этапы ЛГ воздействия: диагностический, проектировочный, реабилитационный. Диагностический включает в себя: 1. обследование состояния психомоторного развития: - обследование общей моторики(исследов. двигательной памяти, переключ. движений, самоконтроля; исследов. произвольного торможения движений; исследов. статической координации движений; исследов. динамич. координации движений; исследован. устойчивости и распредел. внимания; исследов. координации движений; исследов. переключения движений; исследов. пространственной организации движений. 2. обследование мелкой моторики (исследов.: произвольной моторики пальцев рук (по подражанию, по словесной инструкции); мимические пробы (объем и качество мимических движений, объем и качество глазодвигательных проб, исследов. сформированности отдельных мимических поз). 3. Исследов. сформированности комплекса музыкальности (исследов. слухового внимания, исследов. слухов. восприятия; музыкального слуха, тембрового слуха, динамического слуха (гармонический, мелодический, акцентированный).4.Исслед. темпо-ритмич. чувства (исследов. ритмического чувства, исследов. чувства ритма). 5. Исследов. коммуникативных умений (исследов. восприятия коммуник. ситуаций, хар-р использования паралингвистических сред-в, исследов. параметров и аспектов коммуникативного поведения (продуктивного, рецептивного, реактивного, нормативного)). Реализация диагностической программы: анализ результатов диагностики; выделение уровней психомоторного развития детей с ОНР; учет результатов диагностики в процессе коррекц.-реабилит. воздействия и психолого-педагогического сопровождения. Проектировочный включает в себя: моделирование целей и задач ЛР воздействия; моделир. содержания ЛР воздействия логопедом, музработником, воспитателем, психологом; создание комплексного плана ЛР занятий, среды, целепологания; отбор и компановка содержания. Реабилитационный: 1. Направления ЛР воздействия при дизартрии: стимуляция развития всех сторон речи, сенсор. и психич. ф-ций, формирование целостной психич. деят-ти; корр. речевого дыхания (увелич. объема дыхания, нормализация темпа); развитие и корр. голоса(ортофония, пение, мелодекламация); кинезиотерапия; тренировка артикул.-сенсорных схем; психогимнастика; музыкотерапия; психокоррекция. 2. Направления ЛР воздействия при открытой ринолалии: коррекция речевого дыхания с произвольной дифференц. дыхательных фаз; оральная гимнатика; психогимнастика; кинезиотерапия; музыкотерапия; ортофония для снятия назализации; игровые и музыкально-двигательные приемы формир. нормативного звукопроизношения, развития фонематических представлений, лексич., морфолог., синтаксич. Обобщений, развитие связной речи, коммуникабеьности; проф-ка дислексии, дисграфии; психокоррекция. 3. Направления ЛР воздействия при алалии: стим. вербальной коммуникации методом фасилитации (фасилитация - процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников) средств ЛР; коммуникативно-речевая перестройка средствами имитационной музыкально-двигательной деят-ти; развитие общей моторики и орального праксиса; маноральная (система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков, разработанная датским сурдопедагогом Форхгаммером) стимуляция артикуляционного праксиса, речевой и музыкально-двигательной деят-ти; развитие основных сторон внимания при восприятии музыки; развитие артикуляционных кинестезий путем синхронизации движения и речи; развитие реципрокной координации движений артикул. аппарата. 4. Направления ЛР воздействия при детской афазии: восст. наруш. речевой просодики; восстановл. наруш. темпо-ритмич. компонентов речи; восстановл. пантомимической коммуникации; устранение апраксий, агнозий средствами ЛР; устранение расстройства схемы тела, пространственной ориентации сред-ми ЛР, кинезитерапии, музыкотерапии, эрготерапии. В логопрактике работа с детьми с ОНР состоит из 4 этапов и в соотв. с ними осуществл ЛР воздействие. На 1 этапе «+» эмоц контакт, привлек. Мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрит. кивок головой. Использ. тактика выжидания и формир. внеречевые контакты с каждым реб-ком. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей+ подвижные игры (умение ориентир. в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость движений).На 2 этапе логоработы в ЛР включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей и т. п.В упр. и игры вводятся различные предметы, отлич. по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений. На 3 этапе ЛР способств. воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти (провод. упр. и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию);задания в запомин. порядка слов в предлож.; проводятся игры со слож. комплексом движ. и со слож. словес. инструкцией; подвиж. и речев. игры; пение попевок, песен. На 4 этапе совершенств. речев. деят-сти детей. Особое внимание анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на ЛР провод. подвиж. игры, сюжетно-ролевые, инсценир. песен, стихотв., прозы с муз. сопровожд. и без него, празднич. и выпускн. утренники, стимулир. и соверш. на занятиях виды деят-сти, как художественно-речевая, сочетанная музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная.
Date: 2015-12-13; view: 10018; Нарушение авторских прав |