Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика логопедической работы при дислалии





Цель: формирование умений и наыков правильного звукопроизношения.

Задачи:

- форм. умение узнавать звуки речи по акустическим признакам и не смешивать их в восприятии.

- форм. умение принимать необх. артик. позиции, обесп. нормированный акустический эффект звука.

- варьировать артик. уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с др. звуками в потоке речи.

- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Принципы (общедидактические + специальные)….

Частота: 3-4 занятия по 10-15 мин. при условии ежедневных занятий с родителями.

Сроки: простая – 1-3 м., сложная – 3-16 м. Зависят от степени сложности, регулярности занятий, от микросреды, участия родителей, индии. и и возр. особенностей.

Логопедическая работа проводится в три этапа (Левина):

1. Подготовительный. Цель: включить ребенка в целенаправленный логопроцесс.

1.1. Формирование положительной установки на занятие, осознанного отношение к ним.

1.2. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

1.3. Формирование тонких движений органов артикуляции (артик. гимнастикана тренировку подвижности, переключаемости– динамические упр-я, удержания – статические упр-я).

1.4. Развитие фонематического слуха (формирование фонематического восприятия (улавливание различия между правильным и искаженным звуком);развитие слух. контроля; развитие слух. внимания, слух. памяти, развитие навыков слух. анализа).

1.5. Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимые правильно. От них будут вызываться правильные звуки (С-И, Ф; Ш – Т, С, Л – Т, Ы).

2. Этап формир. первичных произносительных навыков. Включает 3 этапа:

Постановка звука. Цель – добиться правильного звучания звука.Сущ.3 способа постановки:

по подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрит. контроль) + слуховой+ тактильно-вибрационные ощущения (струя). Испол. опорные звуки.

– с механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства. Ребенок более пассивен, сам не осуществляет поиск артикуляции.

смешанный (подражание + объяснение, мех. помощь как дополнение).

В качестве исходной основы берется слог (Ш-ШТА, С – СЫ, Л - ЛА)

Автоматизация звука комплекс тренировочных упр-й со специально подобранным речевым материалом (без нарушенных звуков). Цель – добиться прав. произнесения звука в речи.

Стратегия: постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь; к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий

Алгоритм автоматизации:

в слогах: прямой (СА), обратный (АС), звук между гласными (АСА), со стечением (СТА, СПА).

в словах: звук в начале слова, звук в конце слова, звук в середине слова без стечения, звук в середине слова со стечением согласных. Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова.

в предложениях: простое двусоставное (СОНЯ СПИТ), распространенное (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)

в тексте: чистоговорки, предложения, стихи

Приемы: отраженное повторение за логопедом, называние слов по картинкам, придумывание слов на звук, звуковой анализ и синтез, творческие упражения и игры.

Дифференциация звука. Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи (иногда этап опускается)

Стратегия: постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи. Одновременно для дифференциации берется одна пара звуков (Ч, Ц, Щ: Ц-Ч, Ч-Щ, Ц-Щ). Одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р). Оодновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

Стратегия:используются тексты, применяются различные виды речи (диалог, монолог), используются творческие упражнения, твор. игры с элементами логоритмики.

 

8. Ринолалия: аспектный анализ. Методика логопедической работы при ринолалии. (Ипполитова)

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами реч. аппарата.

При N фонации носовая и ротовая полости отделены (небно-глот/ смыкание) происх. путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание –С, самое слабое –В. При ринолалии нарушается небно-глоточное смыкание. Выделяют 2 формы ринолалии:


1.Открытая ринолалия – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый носовой оттенок, ротовые звучат как носовые), т.к. воздух проходит через рот и черех нос. Для определения:

- проба Гутцмана: попеременное произнесение А-И, то зажимают, то открывают носовые ходы (гласные, особенно И заглушается и ощущается вибрация крыльев носа.

- с фонендоскопом: одна олива вводится в нос, при произнесении гласных (У, И) слышится гул.

1.1. Функциональная открытая ринолалия – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции: после удаления аденоидов, дифтерии, по подражанию, частые болезни носоглотки.

Особенность– выраженное нарушение гласных, согласные – приближаются к N. Прогноз: устраняется после фонеатрических упражнений и коррекции звукопроизношения.

1.2. Органическая открытая ринолалия – м\б приобретенной ( перфорации, порезы, параличи, рубцы, опухоли ) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба).

Причины: биологические (грипп, краснуха, паротит, токсоплазмоз) + химические (лекарства, яды) + эндокринные заболевания + псих. заболевания + профессиональные вредности + вредные привычки + генетт. проявления (ассимметрия лица, носогубных складок; борозда на язычке мягкого неба). Критич. периоды: 7-8 неделя эмбриогенеза. М\сочетаться расщелины неба и губы; частичные встречаются чаще, чем полные; односторонние, чаще, чем двусторонние.

Врожденные расщелины неба могут быть нескольких видов:

Ø расщелины мягкого неба (скрытые – субмукозные, неполные, полные)

Ø расщелины мягкого и твердого неба (скрытые, неполные, полные)

Ø полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

Ø полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

Проявления ринолалии в устной речи: обедненность долингвистического развития (лепет), страдают просодические компоненты речи; нарушения звукопроизношения: наложение дополнительного шума на назализированные звуки (шипение, свист, придыхание, хрип), замена взрывных фрикативными, отсутствие звука Х в конце слова, свистящий фон при произнесении Ш и шипящий при С, отсутствие вибранта Р или замена на Ы; речь малоразборчива; изменено место артикуляции большинства звуков (компенсаторные изменения); сопутствующие отклонения в формировании речевых процессов.

2.Закрытая ринолалия возникает при пониженном физиологическом носовом резонансе. Причины: органические, т.е.изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание и функциональные, т.е. нарушено функционирование небно-глоточного смыкания, т.н. гиперфункция мягкого неба (невротические расстройства после удаления аденоид, при нарушении слухового контроля у глухих и слабослышащих, по подражанию). Проявления: отсутствие носового резонанса у звуков М, МЬ, Н, НЬ (звучат как звуки Б.БЬ, Д, ДЬ).

2.1. Передняя закрытая ринолалия (Зееман) -- при непроходимости носовых полостей (гипертрофия слизистой носа, полипы, искривление носовой полости и носовой перегородки, опухоли).


2.2. Задняя закрытая ринолалия – уменьшение носовой полости (аденоиды, опухоли)

3. Смешанная ринолалия – состояние речи, харак. повышенным носовым резонансом при произнесении носовых звуков, наличием назального оттенка. Причина: непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

Хирургическое лечение проводится поэтапно:

1. Хейлопластика – операция ращелины губы (10 дн. до 1 г.), устранение косметического дефекта, направ. на восстановление анатомии этих органов.

2. Уранопластика (1-1.6) в два этапа: пластика мягкого неба (6-8 м.) и пластика твердого неба (12-14 м.) с целью устранения утечки воздуха, форм. и разв. норм. речи, устранения косметического дефекта.

3. Устранение остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба (7-14 л.)

Ученые: Ермакова И.И., Волосовец Т.В., Ипполитова А.Г., Соломатина Г.Н.

 

Методика логопедической работы при ринолалии. (Ипполитова)

Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи, активизация деятельности артикуляционного аппарата; выработка правильной артикуляции всех звуков; устранение назального оттенка голоса; воспитание навыков дифференциации звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация полученных речевых навыков в общении; систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия; формирование морфологических обобщений; преодоление дисграфии; овладение синтаксическими обобщениями; формирование связной речи.

Наиболее известна методика Ипполитовой А.Г. Она включает следующие разделы:

· формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

· формир. длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без голоса)

· дифференциация короткого и длител. ротового и носового выдоха при форм. соноров и аффрикат

· формирование мягких звуков.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации со звуков И и Э (а не с А), т.к. эти звуки позволяют фокусировать воздушную струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Тапталова С. Л. предлагает своеобразный режим молчания – произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения. Ермакова И.И. – поэтапная коррекция звукопроизношения и голоса; особое внимание – послеоперационному периоду. Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

Ê освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений

Ê подготовка правильно произношения гласных

Ê подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

Ê развитие подвижности мягкого неба


Ê устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

Ê преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани используется зонд для звука С): поглаживание вперед-назад твердого неба; растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении; массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо; точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес).

2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки: глотание воды маленькими порциями (наибольшее поднятие мягкого неба); позевывание; полоскание горла теплой водой маленькими порциями; покашливание (сначала с высунутым языком) – сокращение мышц валика Пассавана – 2-3 покашливания на одном выдохе; утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом – увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок голоса

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ: надувание обеих щек одновременно и попеременно; втягивание щек в ротовую полость; сосание; втягивание губ; вытягивание губ (свист) и поднимание – опускание сжатых губ; вибрация губ; удерживание губами карандаша

б ) для языка: высовывание языка лопатой, иголочкой; поворачивание высунутого языка влево—вправо; поднимание – опускание кончика языка; присасывание; «хоботок» - «желобок» - «чашечка»; «жало» - «чашечка» - язык вверх (комплекс).

4. Голосовые упражнения. Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э: артикулирование без голоса; громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений; отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ; произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

5. Дыхательные упражнения: вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом и т.д. Используется контроль утечки воздуха через нос: с помощью зеркала, полоски тонкой бумаги, ватки.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль над направлением воздушной струи.







Date: 2015-12-13; view: 1319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию