Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья в контексте структурно-функционального анализа, теории конфликта (марксизма и феминизма), символического интеракционизма, феноменологической социологии, теории обмена





Семья в…:

· Структурно-функциональный анализ: Функциональный подход — вторая составная часть изучения семьи как социального института — также направлен на поиск того общего, что присуще разным типам семей в ходе истории, однако концентрирует внимание не только на универсальности семьи, на исторических формах реализации «идеи» семьи, но сосредоточен более на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как социального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством Э. Дюркгейм как «отец функционализма» непосредственно повлиял на поиск присущих семье механизмов солидарности и сплоченности концентрируя внимание на роли каждого члена семьи в семейной жизни, на роли мужчин и женщин в семейной аномии — специфическом виде нарушения семейного равновесия, свойственного мужчинам прежде всего и проявляющегося в самоубийствах мужчин. связи с разводом (женщины, по Дюркгейму, меньше подвержены суициду из-за развода). Э. Дюркгейм рассматривал параллелизм разводов и самоубийств, поскольку и те и другие имеют одну причину — разрушение социальных норм. Вклад Дюркгейма в структурно-функциональный анализ семьи весом и высоко оценен в истории социологии. Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных своих функций под влиянием урбанизации и т.п., становится менее прочной из-за добровольности брака (взамен брака по договору родителей), и, главное, что уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность. Таким образом, функциональный подход может сочетаться с эволюционным изучением семьи в качестве института, и это справедливо, так как в целом институциональное изучение семьи и общества представляет собой «чисто научное» изучение, проявление науки «ради науки».

· Теория конфликта:марксизм: Согласно исходным установкам марксизма, семья прежде всего есть сгусток производственных отношений. Энгельс пишет в предисловии к «Происхождению частной собственности, семьи и государства»: «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой — производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны, труда, с другой — семьи»; феминизм:равенство обоих родителей,партнерские отношения между родителями,эмансипация женского пола,нет четкого распределения ролей в семье,следовательно не происходит формирование представлений о семейных ролях у детей

· Символический интеракционизм: В последние годы исследования семьи как социального института в контексте общесоциальных изменений осуществляются не столь интенсивно, как в 50-60-е гг., в пору расцвета функционализма и эволюционизма. Сегодня все популярнее микроисследования семьи, когда внутрисемейные переменные все чаще объясняются теми же внутрисемейными феноменами и процессами. Анализ семьи как малой группы, межличностных взаимодействий заслоняет остальные области социологического изучения семьи. Поэтому не случайно, что именно символический интеракционизм и примыкающие к нему подходы, такие, как этнометодология, теория обмена, драматургический подход и др., оказываются теоретико-методологической основой многих исследований семьи. В свою очередь, засилье интеракцнонизма с его взаимопроникновением личности и группы, личности и общности, а также личности и общества оставляет без внимания антагонизм между ними, извечное противостояние и конфликт между личностью как частью социума и обществом как целым. Что касается содержательной стороны социологических подходов к объяснению сути семейных изменений в истории, то здесь неустранимо существование двух научных парадигм — «либерально-прогрессистской», утверждающей возникновение на обломках старой, традиционалистской семьи новых альтернативных семейных структур, и «консервативно-кризисной», предупреждающей о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости в связи с этим укрепления семейных основ бытия. Это противостояние не просто двух научных концепций — оно всеобъемлюще, обнаруживается не только в науке, но и в искусстве, общественном мнении, политике, в здравом смысле всего населения и отражает различие двух мировосприятий, жизненных философий. Каждая из этих двух картин мира имеет свои истоки в античности, в письменном наследии человечества и поэтому целесообразно для обозначения этих взглядов на мир, способов мышления и чувствования, мировоззрения воспользоваться термином Т. Куна «парадигма»5. Разумеется, можно проследить истоки этого удвоения картины мира, кардинального раздвоения взглядов на реальность, начиная, допустим, с Аристотеля и Платона, когда это расхождение трактовок семьи не было итогом чистого философствования, а уже тогда выливалось в полемику о будущем семьи, изменении ее устройства и функционирования.Семейные изменения могут предшествовать, например, индустриализации или способствовать ей.Относительность социологических знаний вообще и конвенциональность теорий семьи не должны вести к агностицизму, сомнению во всем. Невозможность для социологии и социальных наук в рамках определенного исторического времени находить очевидные для всех доказательства истинности тех или иных выводов делает справедливыми требования этнометодологов об эксплицировании исходных предпосылок, о подробном описании всех шагов социологической процедуры исследования и анализа данных.

· Феноменологическая социология: одно из исследований относится
к поведению людей, переменивших свой пол. Гарфинкель при этом не
интересуется спецификой операций по перемене пола и поведением
транссексуалов, ему нужны тендерные особенности правил, регулиру-
ющих повседневные интеракции мужчин и женщин. Для каждого из
полов эти правила столь привычны и естественны, что над ними не
задумываются. Однако для человека, меняющего пол, и мужской и
женский коды поведения являются более определенными, сопостави-
мыми между собой, и потому изучение подобных необычных случаев
служит лучшему пониманию правил, действующих, так сказать, в нор-
ме. Отсюда этнометодологический подход крайне важен там, где спе-
циально подчеркивается гендерная принадлежность.

· Теория обмена: применение теории обмена в социологии семьи не идет
дальше моделирования брачного выбора. Поведение супругов в пред-
разводных ситуациях, нарушающих правило «распределенной справед-
ливости», не поддается описанию, но именно посредством разреше-
ния конфликтов и устанавливается семейное благополучие. Любопыт-
но, что сам Дж. Хоманс признается в бихевиористском и экономичес-
ком редукционизме, что важно, так как применение этого подхода к
браку и семье оставляет в тени технологии обмена всю область «соци-
ологического понимания». Дж. Хоманс пишет: «...из всех многочислен-
ных подходов к изучению социального поведения чаще всего игнорируется тот, который рассматривает его с экономических позиций. Тем
ме менее, это именно тот подход, которым мы повседневно пользуем-
ся в нашей жизни, за исключением тех случаев, когда мы пишем тру-
ды по социологии».Анализ семейных отношений в терминах рынка характерен для
целого ряда американских ученых. Среди социологов семьи прежде всего
следует назвать Уильяма Гуда, а среди микроэкономистов — лауреата
Нобелевской премии Гэри Беккера15. Последний посвятил свою рабо-
ту во-первых, теории супружеского выбора, где брак рассмотрен через
обмен партнерами своих выгод и издержек; во-вторых, теории репро-
дуктивных решений, где дети рассматриваются в терминах рынка как
«товары длительного пользования».В репродуктивной теории предполагается неизменность желанияиметь сколь угодно большое число детей, противоречащее данным со-
циологических исследований об уменьшении социальных норм размера
семьи и о преобладании социальной потребности семьи в одном-двух
детях16

 

49.Теория "естественной семьи" А. Карлсона:

Естественная семья – это часть всеобщего порядка сотворенного мира, вписанная в наше естество, источник радостных личностных отношений и зарождения новой жизни, бастион истинной свободы – испытывает кризис в начале XXI века, находится под угрозой. Враг атакует все рубежи естественной семьи, предпринимает все возможные средства для разрушения основ семьи, начиная от супружеской связи до рождения детей, уничтожая ростки демократии в свободных семейных общинах. Результат таких действий – все большее количество неблагополучных семей с ослабленными и нарушенными личностными отношениями.

Чтобы представленное нами видение социальной перспективы стало реальностью, мы, сторонники естественной семьи, должны в начале нового века и нового тысячелетия дать ясное направление нашей последующей деятельности. Посему провозглашаем свои ясные принципы:

· Естественная семья, а не индивидуум является основной ячейкой общества.

· Способствовать созданию крепкого домашнего хозяйства

· Сформировать новую культуру брака

· Искренне, от всего сердца, мы являемся сторонниками прав женщин

· Мы верим, что естественная семья – всеобъемлющая составляющая рода человеческого

· Главенство личной свободы

· Мы стремимся уменьшить домашнее насилие

· Мы верим, что структура естественной семьи останется неизменной, хотя отдельные модели семейной системы могут меняться

 

Статья Питирима Сорокина "Кризис современной семьи":

Современная семья -союз 1)мужа и жены «родителей и детей 3)родственников и свойственников.

Основания для создания(пункт про мужа и жену): брак признанный гос-вом+следущие за ним личные и имущественные юридические последствия+полное религиозное слияние двух существ по дороге жизни

Основания для создания(пункт про родителей и детей): независимое хозяйственное целое+у родителей и детей имеются свои обязанности и права+гос-во не вмешивается во внутреннюю жизнь семьи+посягательства на разрыв этой связи всячески преследуются со стороны гос-ва и церкви

Разрушения основ семьи: ослабление связи между супругами(рост процента разводов+уменьшение числа браков+рост внебрачных союзов+рост проституции+падение рождаемости+освобождение женщины из под опеки мужа+уничтожение религиозных основ брака+слабая охрана основ брака и супружеской верности гос-вом)

 


[1] Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь, 2008, №7

[2] Антонов А. И., Сорокин С. А. «Судьба семьи в России 21 века». Издательский дом «Грааль». М.:, 2000. С.102

[3] Антонов А. И., Сорокин С. А. «Судьба семьи в России 21 века». Издательский дом «Грааль». М.:, 2000. С.121

Date: 2015-12-13; view: 4259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию