Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фамилизм и посредническая роль семьи
(В этом вопросе кратко суть о посреднической роли, в след вопросе подробнее и с макро- и микроуровнями изучения. Все из учебника Антонова) «Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не сможет существовать, если его потребности, такие как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др., не будут удовлетворяться. Только если индивиды будут мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, оно само сможет выжить.» Гуд У. Социология семьи. Американский социолог Уильям Гуд обращает внимание на то, что общество способно существовать лишь в том случае, если индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей. В повседневной жизни воздействий внешнего контроля (через правовые нормы или полицию) и внутреннего (через склонность личности к конформизму) часто бывает недостаточно, и именно семья опосредует все эти влияния и поддерживает устойчивую мотивацию в направлении интересов социума. В свою очередь, семья способна осуществлять свою посредническую роль при условии поддержки со стороны общества — если функциовированне макросистемы и семьи как микросистемы взаимно дополняют друг друга в наиболее важных отношениях. Посредническое значение семьи обретает еще одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества. Фамилизм — термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями Фамилистика — общая наука о семье и о семейных феноменах, общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамилистических явлений. В узком смысле — дисциплина, занимающаяся изучением Фамилизма Фамилистическая культура — про-семейная или же «семьецентрист-ская» культура, цивилизация; в этом смысле также говорят о просемейных, фамилистических движениях, партиях, ассоциациях и т п. 43. Семья как посредник – что это значит? Семья в качестве социального института не обречена на пассивность, а способна через семейную и демографическую структуры самостоятельно воздействовать на ход социально-исторического изменения. Проблема соотношения семьи с обществом и его социальными институтами, а также с личностью всегда существовала в истории и вызывала научный интерес. Возникновение социологии семьи явилось реализацией этого интереса, конкретизацией социологического восприятия мира как наблюдаемого извне и одновременно изнутри (с точки зрения личности). В привычное противопоставление общества и личности был введен сближающий их интересы посредник — семья, восприимчивость к нуждам которой каждой из сторон явилась индикатором их восприимчивости к потребностям друг друга (разумеется, в пределах, устанавливаемых информацией, получаемой в социологических исследованиях), что и превращает проблему соотношения семьи, личности и общества в собственно социологическую проблему.
«Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не сможет существовать, если его потребности, такие как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др., не будут удовлетворяться. Только если индивиды будут мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, оно само сможет выжить»,- Гуд У. Социология семьи.
Этим очерчивается также и предмет социологии семьи, и поэтому исследование социологическими методами стратегической значимости семьи как посредника или, другими словами, посреднической роли семьи, образует специфику социологического подхода к изучению семьи. Американский социолог Уильям Гуд при этом обращает внимание на то, что общество способно существовать лишь в том случае, если индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей. В повседневной жизни воздействий внешнего контроля (через правовые нормы или полицию) и внутреннего (через склонность личности к конформизму) часто бывает недостаточно, и именно семья опосредует все эти влияния и поддерживает устойчивую мотивацию в направлении интересов социума. В свою очередь, семья способна осуществлять свою посредническую роль при условии поддержки со стороны общества — если функциовированне макросистемы и семьи как микросистемы взаимно дополняют друг друга в наиболее важных отношениях. Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Изучение семьи как института в ряду других институтов общества находится на макроуровне, тогда как исследование структуры и динамики отдельных семей относится к микроуровню социологии семьи. Макросоциология семьи изучает социальные изменения, фокусируя внимание на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общесоциальную динамику. Макросоциология семьи пытается понять социальную дифференциацию, индустриализацию и урбанизацию в контексте воспроизводства социальной структуры, сохранения и модификации соц. Институтов, системы их взаимосвязей. При этом в центре анализа – сохранение института семьи как важнейшего посредника во взаимосвязи личности и общества. Исследование посреднической роли института семьи в массе социологических проявлений составляет предмет макросоциологии, или институциональной социологии семьи. Упадок посреднечской роли семьи вызывает двойственную невосприимчивость – нереспонсивность и общества, и личности по отношению к семье. Не откликаясь на нужды семьи как социокультурной целостности, общество и личность остаются один на один со своими взаимоисключающими тенденциями, так как оказываются лишенными своей амортизационной опоры. В привычное противопоставление общества и личности был введен сближающий их интересы посредник — семья, восприимчивость к нуждам которой каждой из сторон явилась индикатором их восприимчивости к потребностям друг друга, что и превращает проблему соотношения семьи, личности и общества в собственно социологическую проблему. Изучение семьи как института в ряду других институтов общества находится на макроуровне, тогда как исследование структуры и динамики отдельных семей относится к микроуровню социологии семьи. Макросоциология семьи изучает социальные изменения, фокусируя внимание на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общесоциальную динамику. Макросоциология семьи пытается понять социальную дифференциацию, индустриализацию и урбанизацию в контексте воспроизводства социальной структуры, сохранения и модификации соц. институтов, системы их взаимосвязей. При этом в центре анализа – сохранение института семьи как важнейшего посредника во взаимосвязи личности и общества. Исследование посреднической роли института семьи в массе соц. проявлений составляет предмет макросоциологии, или институциональной социологии семьи. Упадок посреднеческой роли семьи вызывает двойственную невосприимчивость – нереспонсивность и общества, и личности по отношению к семье. Не откликаясь на нужды семьи как социокультурной целостности, общество и личность остаются один на один со своими взаимоисключающими тенденциями, так как оказываются лишенными своей амортизационной опоры.
44. Семья и сексуальность: сексуальное и репродуктивное поведение. Другой, еще более важной особенностью брачного сексуального поведения является его параллелизм с поведением репродуктивным.
Хотя в современном обществе сексуальное поведение обособилось от репродуктивного, эта автономность является относительной. Сексуальное поведение продолжает оставаться важнейшим средством, способствующим рождению детей, причем именно в браке.
В современном обществе взаимосвязь сексуального и репродуктивного поведения должна проявляться прежде всего в зависимости частоты половых сношений от степени удовлетворения потребности в детях.
Чем сильнее желание иметь то или иное число детей в семье и чем больше разрыв между тем числом детей, которое семья хочет иметь, и тем, которое оно реально имеет, тем при прочих равных условиях выше должна быть частота половых сношений в браке.
Например, по данным DHS, оказалось, что «женщины регулируют частоту в соответствии с их желаниями относительно будущего числа детей. Во всех странах женщины, которые хотели иметь больше детей, отличались более высокой частотой половых сношений по сравнению с теми, кто не хотел больше детей, или с теми, кто не мог ответить на этот вопрос».
Аналогичная тенденция была выявлена в ходе исследования «Москва-78». У двухдетных супругов с неудовлетворенной потребностью в детях максимальная частота сношений (4 раза в неделю) отмечалась чаще (15,3%), чем у супругов с полной удовлетворенной потребностью (9,8). Высокой частотой половых сношуний (2-3 раза в неделю) фиксируется у 47 и 41% женщин соответственно с неудовлетворенной и полностью удовлетворенной потребностью в детях. То же самое было зафиксировано в исследовании «Россия 2000»
45. Семейный цикл жизни – полный и частичный. Семья в своем развитии проходит ряд этапов, последовательно сменяющих друг друга. Переход от одной формы семейного уклада к другой осуществляется через некие критические точки, являющиеся своеобразным вызовом как каждому отдельно взятому члену семьи, так и семейной системе в целом. От успешности прохождения этих этапов, от степени адаптации к новым жизненным условиям напрямую зависит психическое благополучие семьи и ее членов. Жизненный цикл семьи — это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. 1) Выход из родительской семьи – задача, стоящая перед холостыми и незамужними юношами и девушками, еще не вступившими в брак. В этот период перед молодыми людьми стоит задача отделения от родительской семьи – отделения финансового, эмоционального, личностного. Для создания своей семьи необходимо достижение зрелости, формирования позитивного самоотношения и Я-концепции, с четко очерченными границами своего Я от родительских Я. 2) Семья молодоженов. В этот период молодые строят взаимоотношения не только друг с другом, но и с расширенными семьями, объединяются два клана, каждый из который привносит что-то свое во взаимоотношения. На этом этапе встает задача согласования представлений о семье, ожиданий и притязаний, доставшихся от родительских семей и своего опыта с реальностью теперь уже своей собственной семьи. 3) Рождение первенца. Времени на себя и друг на друга у супругов становится меньше – все заботы поглощены новым членом семьи. Это может стать источником конфликтов. Снизить напряженность помогает помощь других родственников. Успешность прохождения данного этапа зависит от того, насколько полно были реализованы задачи предыдущих этапов – отделение от родительских семей и взаимно удовлетворяющее распределение ролей. 4) Дети растут – родители приспосабливаются к новым условиям: ребенок пошел в детский сад, ребенок пошел в школу, стал подростком, заканчивает школу. 5) Уход детей из семьи. Дети повзрослели и уходят из семьи. Задача родителей – отпустить их, не привязывая, сохраняя баланс между теплотой хороших, добрых отношений с поощрением самостоятельности детей, принятием того, что дети выросли и живут своей жизнью, без стремления вмешиваться в их жизнь. Ребенок теперь живет своей жизнью, а родители вновь остались вдвоем, как это было на заре брака. 6) Выход супругов на пенсию. Событие по-разному воспринимаемое разными людьми. Для кого-то прекрасная возможность заняться тем, о чем мечтал всю жизнь и откладывал из-за занятости в связи с работой и детьми, а для кого-то, напротив, потеря смысла жизни и вакуум. Супруги уже не молоды, обостряются проблемы со здоровьем. 7) Смерть одного из супругов. Рано или поздно один из супругов теряет другого, и семья фактически прекращает свое существование. Именно социологами начата работа по типологии неполноты семейного цикла: а) в связи со смертью членов семьи (вызывающей сиротство, вдовство, бездетность); б) распадом семьи из-за разводов, ведущих к депривации детей от родителей; в) в связи с семейными разлуками – с разделением супругов (вынужденным и добровольным) и с депривацией родителей от детей и детей от родителей, также вынужденной или добровольной. Разводы и смерти создают на разных стадиях многообразие осколочных форм семьи. Появляются: 1) на первой стадии одиночки, побывавшие в браке или овдовевшие; 2) на второй стадии эти же события формируют одиночек-родителей, но уже с детьми, либо смерть детей отбрасывает супругов на дородительскую фазу, возвращая вновь к репродуктивному поведению или оставляя их бездетными и стимулируя (либо нет) усыновление; 3) на третьей стадии социализации дети по тем же причинам становятся сиротами или лишаются интенсивных контактов с одним из родителей, либо, умирая, прекращают стадию социализации и делают невозможными последующие события цикла, или побуждают супругов к новым рождениям, а также к разводам; 4) на четвертой стадии ожидается вдовство одного из супругов и смерть оставшегося, хотя возможны и разводы, и смерти взрослых детей (и даже внуков).
Date: 2015-12-13; view: 1620; Нарушение авторских прав |