Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социологии семьи





Социология семьи в широком смысле рассматривается как социологическая наука о семье. В узком смысле – часть общей социологии как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи).

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимодействий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Специфика социологиче­ского подхода к изучению семьи заключается в пристальном внима­нии к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимо­действиях личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности.

Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматривать­ся в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. В последнее время наметились тенденции к этому рас­членению единого предмета социологии семьи на три обособленные части, к размыванию семьи как целостности взаимной жизнедея­тельности.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предприни­маются попытки перебросить "мостик" между макро- и микросоцио­логией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании понятийного и концептуаль­ного аппарата, позволяющего на уровне общества отследить социаль­но значимые результаты индивидуального и семейного поведения. С другой стороны, на уровне семьи и личности важно уметь устанав­ливать социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий.

Одним из вариантов интеграции институционального и микро­группового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Формально это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внешними и внутренними сис­темами, структуры, уровней организации и др. Однако лишь содер­жательный анализ сущности семьи, законов ее изменения в полной мере реализует системный подход в пределах социологического виде­ния и поэтому об успехе системного анализа лучше всего судить при рассмотрении теорий семьи и семейных изменений. Это замечание относится также и к другому направлению интеграции институцио­нального и группового подходов, связанному с изучением "образа жизни" семьи, сопоставлением "семейного" и "одиночно-холостяц­кого" образа жизни в зависимости от их распространенности в тех или иных обществах, в те или иные времена.

 

20. Почему кризиса института семьи не было до второй половины XX века?

 

Кризис или распад, упадок нуклеарной семьи во второй половине ХХ столетия отмечается многими специалистами, политиками, религиозными и общественными деятелями. Прежде всего, этот кризис связан с невыполнением нуклеарной семьёй её основных функций как института по рождению и воспитанию детей (низкая рождаемость, преобладание одно-двухдетных семей, внесемейная социализация детей из-за профессиональной занятости матерей и связанная с этим социальная патология и преступность подрастающих поколений).

Кризис семейного образа жизни, непривлекательность пожизненного брака супругов и наличия нескольких детей в полной семье с двумя родителями проявляется не только в росте разводов, но и в росте сожительств и рождённых вне брака детей.

В дальнейшем развитии и ускорении культурных, социальных и экономических процессов модернизации в конце ХХ столетия стала снижаться ценность нуклеарной семьи.

Для супружеской семьи характерно обособление семейных ролей от профессиональных, и это разделение семьи и работы заметнее всего в городах. Супружеская семья, как правило, двухзарплатная, и в то же время так сказать маятниковая в связи с тем, что утром все покидают дом - родители уходят на работу, а дети помещаются в детсад или школу, тогда как вечером все члены семьи возвращаются домой для осуществления бытовых функций, питания и т.д. Точно также строится жизненный цикл и в неполных семьях, численность которых увеличивается в связи с ростом разводов.

В современном государстве рождение и воспитание детей в семье оказалось крайне затратным, а само родительство-направленное в конечном счёте на воспроизводство населения - жертвенным и героическим, поскольку родительский вклад в будущее страны не находит в обществе надлежащего признания. Перед родителями вообще, а перед родителями нескольких детей в особенности общество в неоплатном долгу. Материнство и отцовство на протяжении многих десятилетий продолжает обесцениваться, хотя плодами родительского труда по патерналистскому принципу продолжают пользоваться все государственные и социальные институты.

Семья уже деградирует и рушится – и коли она на самом деле ценна для нас, ценнее, чем пресловутая самореализация женщин в наёмном труде во благо капитала и экономики капитала, давайте попробуем, рискнём остановить этот кризис семьи, вызванный бешенством нынешней экономики и политики, охраняющей это безумие.

Для этого нам надо прервать порочный круг - малодетность семьи формирует сегодняшние репродуктивные ориентации подростков на их будущую семейную однодетность, которая в свою очередь, сводит на нет репродуктивные установки следующих поколений. Пожалуй, эту цепочку взаимовлияний можно порвать только одним способом - с помощью средств массовой информации, кино и телевидения. Систематическое воздействие СМИ на формирование у детей и подростков просемейных ценностных ориентаций, на повышение престижа семейного образа жизни в сравнении с альтернативными моделями эгоцентрического поведения – в этом наша надежда.

 

 

21. Репродуктивные установки и их измерение.

Потребность в детях состоит из репродуктивных установок и мотивов, раскрывающих интенсивность побуждений к рождению детей.

Потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность.

Репродуктивная установка – это психическое состояние личности, обусловливающее взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей.

О наличии репродуктивных установок можно говорить, если имеется нормальная плодовитость. При бесплодии «родить» и «иметь» детей – разные понятия, понятие «иметь» детей свидетельствует о возникновении установок к усыновлению.

Среди репродуктивных установок выделяются установки на число детей, на пол ребенка, установки к беременности и благополучному ее исходу, а также на интервалы между рождениями, беременностями и т.п. Установки на число детей измеряются обычно с помощью показателей идеального числа («сколько лучше всего вообще иметь детей в семье»), желаемого числа («сколько хотелось бы иметь детей в семье, если бы для этого имелись все условия») и ожидаемого числа («сколько детей всего Вы собираетесь иметь»).

Установки на пол ребенка исследуются гораздо реже, чем установки детности (из-за распространения малодетности). Установки на интервалы между рождениями детей изучаются, но редко – наилучшим считается рождение первенца через 2 –3 года после вступления в брак, между рождениями – 3–4 года. Изучение установок контрацептивного поведения осуществляется широко в рамках «планирования семьи» в целях пропаганды ограничения рождаемости в развивающихся странах.

Одним из важнейших разделов теории репродуктивной мотивации является проблема формирования репродуктивных установок. Формирование установок происходит посредством:

А) прямого контакта с объектом установки или его символами;

Б) взаимодействия с людьми, которые придерживаются определенных установок;

В) усвоения информации о репродуктивном поведении, передаваемой устно, зафиксированной в письменных сообщениях, а также через каналы массовой информации, в том числе через произведения искусства.

Основным источником формирования установок являются нормы, принятые в микросреде и более широких социальных группах и ассоциациях.

Функции репродуктивных установок: социально-символическая функция (указывает на то, что само наличие репродуктивных установок, совпадающих с общепринятыми взглядами, является ценностью); инструментальная (характеризует роль репродуктивных установок в регуляции поведения, в готовности к соответствующим действиям).

 

 

22. Полигамия и ее разновидности.

Полигамия — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Имеет 2 разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество)

Полигиния (многожёнство) — это форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа.

Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной — не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные — для последних характерно острое соперничество между жёнами.

Полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена.

В большинстве стран мира полигиния запрещена.

Полиандрия (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете.

Полиандрическая семья может выступать в двух формах:

· нефратернальной (неродственной)

· фратернальной (братской)

При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек.

* экзотические формы брака (полигамии): фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной же ной), исороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

 

23. Перехват специфических функций семьи.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса. Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

К началу XX столетия социальные институты все более совмещют с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Согласно теории модернизации, изменения, происходящие с институтом семьи - процесс прогрессивного развития, на фоне которого все кризисные явления считаются временными и незначительными. Исторический прогресс предполагает последовательную смену одного типа семьи другим — более развитым. Так, «традиционная» семья, следуя за социально-экономическими изменениями в обществе, должна уйти в прошлое и быть заменённой новой формой семьи

Представитель фамилистической школы американской социологии — Роберт Нисбет выделяет семью из ряда других добровольных ассоциаций и указывает на её особое значение для других сфер общественной жизни. Он утверждает, что изменения, происходящие с институтом семьи — это именно кризис. Дезорганизация института семьи происходит вследствие перехвата семейных функций другими социальными институтами, и, прежде всего, государством.

Date: 2015-12-13; view: 2073; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию