Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения чтения у умственно отсталых школьников





Процесс овладения чтением умственно отсталыми деть­ми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). В процессе овладения чтением умственно отсталые дети про­ходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чте­нию у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.

Характерным для учеников вспомогательной школы явля­ется то, что ребенок в одно и то же время пользуется как при­митивными, так и более совершенными способами чтения.

Каждый из этапов процесса чтения у умственно отста­лых детей характеризуется определенными трудностями.

Так, усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников.

Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического ана­лиза формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

В процессе чтения слов вследствие недифференцированности восприятия для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и по­нимание прочитанного слова осуществляется на основе син­теза слогов в единое целое слово. У умственно отсталых де­тей способность звукослогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитан­ного слова.

Еще большие затруднения вызывает чтение предложе­ний и текста.

Среди умственно отсталых школьников I—II классов от­мечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями. По данным Р. И. Лалаевой, К. Аверино-Жакке, у 65—70% умственно отсталых первоклассников обна­руживаются дислексии.

Симптоматика дислексии у умственно отсталых школь­ников характеризуется большим разнообразием, выражен­ностью и стойкостью ошибок чтения. Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова, 4) на­рушения понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в про­цессе чтения.

В младших классах вспомогательной школы имеются дети, которые хорошо читают текст (по слогам или целыми словами), но плохо понимают прочитанное. Прочитав пра­вильно слова, они не могут соотнести их с соответствующей картинкой, а прочитав текст, затрудняются в ответах на воп­росы либо дают не соответствующие содержанию ответы. В эту группу нарушений чтения не включаются те наруше­ния понимания читаемого, которые объясняются искаже­нием читаемого вследствие незнания букв, побуквенного чтения, искажения звукослоговой структуры слова, т. е. нарушениями технической стороны процесса чтения.

Во II классе резко возрастает количество детей с наруше­нием понимания читаемого текста, так как большинство из них на втором году обучения «технически» уже подготов­лено к прочтению текста.

Аграмматизмы проявляются у умственно отсталых школьников на этапе синтетических приемов чтения, осо­бенно начиная со II класса вспомогательной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры сло­ва, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в наруше­нии их понимания и употребления в процессе чтения (захо­тел — «хотел», голубь — «голубка»),

У умственно отсталых школьников наблюдаются разно­образные виды дислексии: оптическая, фонематическая, мнестическая, семантическая, аграмматическая.

Дислексия у умственно отсталых школьников чаще все­го проявляется, особенно в I—II классах, не в изолирован­ном, а в сложном виде: в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая и т. д.), что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных сис­тем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нару­шениями устной речи.







Date: 2015-12-13; view: 571; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию