Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система коррекционно-педагогической работы





Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек­ции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психи­ческих функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизноше­ния сочетается с формированием звукового анализа и син­теза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является со­четание с дифференцированным артикуляционным масса­жем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде слу­чаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений.

• Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого раз­вития и возраста ребенка.

• Развитие речевой коммуникации. Формирование зву­копроизношения должно быть направлено на разви­тие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.

• Развитие мотивации, стремления к преодолению име­ющихся нарушений, развитие самосознания, самоут­верждения, саморегуляции и контроля, чувства соб­ственного достоинства и уверенности в своих силах.

• Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

• Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

• Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является более сохранной. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных
координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего отногенеза.

• При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка от­носительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа на­чинается с этим «ключевых» слов. Во всех случаях не­обходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

• У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых на­рушений звукопроизношения путем систематической
логопедической работы в доречевом периоде.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап, подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию ар­тикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — вос­питание потребности в речевом общении, развитие и уточне­ние пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсор­ных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы работы дифференцируются в зависи­мости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосо­вые реакции и вызывают звукоподражания, которым при­дают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикамен­тозного воздействия, физиолечения, лечебной физкульту­ры и массажа.

Второй этапформирование первичных коммуни­кативных произносительных навыков. Основная цель его: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводит­ся работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабления мышц артикуляционного ап­парата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных < движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата на­чинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по на­правлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространя­ется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тони­зирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения прово­дятся равномерно обеими руками с двух сторон.


Третьим направлением движения является движение вниз от ли­нии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между середи­ной верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к сред­ней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную склад­ку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда поме­щаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с обра­зованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляюще­го массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребен­ка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различ­ного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше уп­ражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаб­лении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами ниж­ней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школь­ного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотре­нинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя че­люсть».

Если этих приемов недостаточно, полезно на кончик языка по­ложить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возни­кающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т.е. ощутить состояние спас­тичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессо­ром производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Посте­пенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам на­чинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист: (ЛФК), однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача с соблюдением необходимых ги­гиенических правил.

Выработка контроля за положением рта

Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приотк­рыт, выражено слюнотечение.

Первый этап работы — упражнения для губ, способ­ствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребе­нок видит это положение в зеркале.

На втором этапе закрывание рта производится пассив­но-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положе­нии слегка запрокинутой головы. На начальных этапах ра­боты используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных движений открывания рта к активным становит­ся возможным через рефлекторное зевание.


На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот ши­роко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

Предлагаются различные задания по имитации положе­ния рта, представленного на картинках. Постепенно упраж­нения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция,развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии. На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зри­тельного, слухового, тактильного). Многие упражнения про­водят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гим­настика дифференцируется в зависимости от формы дизар­трии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулату­ры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дош­кольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Его учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют спе­циальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и ста­рается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения кончиком языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения язы­ка — вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, на­конец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепле­ние осуществляют произвольными покашливаниями. Важным раз­делом артикуляционной гимнастики является развитие более тон­ких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти. По­лезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно с использованием комплекса и специфических упражнений. Работу облегчает исполь­зование игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. С некоторой адаптацией могут быть ис­пользованы игры, опубликованные в литературе.


Развитие голоса

Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, на­правленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнас­тики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мыш­цы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек глас­ных звуков: и-э-о-у-а-ы.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация дви­жений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы: стиму­ляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движе­ниями с помощью языкового депрессора; обучение произвольному гло­танию: логопед из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, голова ребенка несколько откинута назад. Стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.

Для голосообразования большое значение имеют движения челюс­тей: открывание и закрывание рта, имитация жевания. Используют челюстной дрожательный рефлекс: легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.

Используются также специальные упражнения по опусканию нижней челюсти. Вначале на фоне мышечного расслабления лого­пед помогает в выполнении данного движения, добиваясь опуска­ния нижней челюсти примерно на 1-1,5 см (закрывание рта ребенок делает самостоятельно).

Вырабатывают произвольный контроль за объемом и темпом вы­полнения движения, используя различные наглядные приемы (ри­сунок с изображением опускания ведра в колодец, шарик, привязан­ный к веревке).

Затем эти упражнения выполняются по словесной инструкции с одновременным произношением различных звуковых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т.д.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упраж­нения в чередовании ее расслабления и напряжения. Ребенка просят до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук о, а при широко открытом рте перейти от произношения звука а к зву­ку п., задерживая воздух во рту под давлением. Внимание ребенка привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Использу­ют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и инто­наций голоса большое значение имеют различные игры, чтение ска­зок по ролям, инсценировки и т.д.







Date: 2015-12-13; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию