Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования
В эту группу объединяются приёмы, которые связаны с использованием различных технических и эргономических (научная дисциплина, изучающая трудовые дисциплины) средств, позволяющие детям с нарушениями развития проводить практические и лабораторные занятия по биологии, химии, физике, труду и др., делать измерения и снимать показатели приборов, осуществлять собственные наблюдения, использовать учебные пособия, предназначенные для нормально развивающихся учащихся. Технические средства обучения, специальные приборы рассчитаны на перекодирование сигналов, характеризующих конкретный процесс или природное явление, на осуществление доступности восприятия их с помощью сохранных сенсорных систем. Каждый прибор имеет свои конструктивные особенности, свою сигнальную систему, область функционирования, корригирующую направленность и т п., что необходимо учитывать и что входит в специфику использования приёма обучения с этим прибором. Использование техники в учебной деятельности даёт ощутимый эффект в формировании правильных адекватных представлений у учащихся об изучаемых объектах и процессах. В последнее время в публикациях по коррекционной педагогике, в работах педагогов специальных школ предлагается много приёмов, позволяющих корригировать координацию движений, ориентировку в пространстве и на рабочем столе ученика, нарушенные функции зрения и слуха с помощью специального оборудования, т. е. зарождается специальная эргономика, которую необходимо учитывать в методическом построении занятий. Коррекционная направленность метода обучения определяется набором специальных приёмов (может быть всего лишь один приём) и сочетанием их с общими педагогическими приёмами обучения учащихся. Содержание ССО. Носители содержания: Госстандарт образования лиц с ограниченными возможностями, учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Государственный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве госнормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ГОС – основной нормативный документ, определяющий минимально необходимый уровень образованности обучаемых. Структуру ГОС составляет в соответствии с новой концепцией образования детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается как общее образование соответствующего уровня: начальное 1-5 кл.; основное – 5-7 (9) кл.; общее-среднее 10-12 кл. + специальная предпрофессиональная подготовка. Новым стандартом предусматривается обучение в специальных учреждениях 8 типов. Обучение может быть: В спецучреждениях, надомное, интегрированное (когда нормально развивающие обучаются совместно с аномальными, открываются коррекционные классы), обучение по индивидуальным программам, стационарное обучение. Важным достижением является то, что стандарт исключает категорию необучаемых детей. Использование полученных знаний зависит от психофизических аномалий и от каждого конкретного ребенка. Это положение значимо для детей с выраженными интеллектуальными и двигательными нарушениями. Госстандарт – система параметров, характеризующих качество образования, учитывающий возможности личности аномального ребенка. Госстандарт устанавливается как госнорм. Документы фиксируются госнормативами. Госуд.базовый план – стандарт, который фиксирует соотношения между федеральным, региональным, школьным компонентами, почасовое распределение по каждому предмету или учебный план учреждения, включающий содержание образования с почасовой нагрузкой. В стандарт включены дети, подверженные хроническим заболеваниям. Для них – санаторно-лесные школы. Учебный план – перечень предметов, распределение по годам, семестрам, последовательность их изучения, количество часов и дозировка часов по неделям. Вне сетки обязательных занятий могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения дополнительных знаний по ориентировке, по выбору профессий и т.д. Учебная программа – раскрывает содержание образования по учебному предмету, перечень ЗУН, указывается основная и дополнительная литература, требования, объяснительная записка (основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса) и т.д. Программы учитывают особенности детей, направлены на разностороннее развитие личности, заложен коррекционный подход (ведущий). Особенности программ. При разработке учитывались общие недостатки, свойственные всем детям: - недоразвитие познавательной деятельности и ограниченный запас знаний и представлений к началу школьного обучения; - недостатки в развитии моторики; - низкая познавательная активность по сравнению с нормой; - отставание в развитии образного мышления; - недостатки в развитии речи; - замедленность в восприятии; - недостатки в развитии личности; - неадекватная оценка поступков и поведения, регуляции и саморегуляции; - специфические недостатки (зрительная, слуховая и т.д.) Учебный план реализуется при создании специальных условий. Диагностика учитывает: общие и специфические нарушения; через ПМПК; выраженность дефекта; опирается на ЗБР; индивидуальные особенности. Циклы: 1 – образовательная область; 2 – предметы коррекционного цикла; 3 – предметы трудовой предпрофессиональной подготовки. Также включается пропедевтический период. В подготовительный период определяется, уточняется и ставится диагноз. Если пропедевтический период длится целый год, то обучение осуществляется за 5 лет. Общий срок обучения – 12-13 лет. Решаются задачи, направленные на коррекцию двигательных, психических, интеллектуальных нарушений. В первый период обучения уделяется внимание на формирование движений, обеспечивающее технику письма. На 2-й и 3-й ступени дети обучаются в соответствии с программой массовой школы. Формы работы: коллективно-познавательная деятельность – это олимпиады, конкурсы, учебные встречи; 2) учебно-образовательные, направленные на творческую активность – кружки, факультативы; 3) на воспитание сознательного отношения школьников к учению (беседы, консилиумы,семинары, выставки).
Вопросы и задания к семинарским и практическим занятиям. 1. Какие коррекционные приёмы следует включить в практический метод обучения, чтобы последний получил коррекционную направленность? 2. Существуют ли методы коррекционно-педагогической работы? Если да, то на каком уровне (по И. Я. Лернеру)? 3. Постройте классификацию приёмов коррекции по функциональным особенностям. Приведите примеры приёмов, которые обеспечивают доступность учебной информации для детей с нарушениями развития сенсорных систем. 4. Чем можно объяснить вербализм знаний у многих детей при нарушениях психофизического развития? 5. Как влияют на выбор методов обучения возраст и структурно-функциональные нарушения в развитии детей? 6. Какие факторы следует учитывать при реализации наглядных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями? 7. Выберите тему практической работы для учащихся с конкретным дефектом в развитии и попробуйте разработать последовательность действий, обеспечивающих коррекционную направленность при выполнении данной работы. 8. Как Вы понимаете термин «педагогическая технология» и её коррекционную направленность при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья? Date: 2015-12-13; view: 640; Нарушение авторских прав |