Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17





«Особенности логопедической работы с интеллектуальной недостаточностью

(умственно отсталыми)»

 

Задание 1

Составьте текст беседы с ребёнком с интеллектуальной недостаточностью с целью исследования экспрессивной спонтанной и диалогической речи. Охарактеризуйте возможные речевые ошибки.

 

Правильный ответ.

1. Спонтанная речь детей с интеллектуальной недостаточностью исследуется с помощью метода беседы. Беседа с ребенком ведётся на близкую ему тему: «Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь? Кто там самый драчун?»

2. Для исследования диалогической речи используется метод коротких вопросов и ответов на актуальные для ребёнка темы: "О школе", "Что ты делал во время каникул?" и др.

3. Анализ возможных речевых ошибок:

1-2-сложные ответы, с использованием слов, содержащихся в вопросе;

отсутствие ответа, эхолалии и персеверации, и др.;

неадекватные ответы;

соскальзывание на побочные ассоциации;

трудности подбора слов, построения фразы.

 

 

Задание 2

Составьте текст беседы с ребёнком с интеллектуальной недостаточностью с целью исследования экспрессивной повторной речи. Проанализируйте возможные речевые ошибки.

 

Правильный ответ.

1. Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт.

"Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков " и т.д.). Повторение:

- звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, м, х, р, ч;

- дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;

- оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;

- серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.

«Повторяй по 1 слову, по 2, по 3 слова. Повторяй сразу по паре слов. Если не получится, сначала по одому слову, затем – по два.
Скажи, это одно и то же слово, или разные слова? Повтори:

а) повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка;
б) повторение серий слов с оппозиционными фонемами:

дом-том-ком,
батон-питон-бидон,
пыль-быль, мыло-было, глаз-класс, половник, поклонник, полковник;
в) повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений):
Луна светит.
Мальчик спит.
Девочка пошла в лес.
Мальчик играет в мяч

2. Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут бить результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики.
Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки:

с нарушением фонематического слуха;

с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации);

с нарушениепм слухо-речевой памяти и с нарушением моторной стороны речи.

 

Задание 3

На исследование каких речевых характеристик направлены следующие инструкции педагога: «Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно», «Расскажи, о чем хочешь, ну, например, о зиме»? Проанализируйте возможные речевые ошибки в ответах детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Правильный ответ.

1. Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, арграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. Эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо-речевая память, речь, вербальное мышление.

2. Ошибки в лексике: литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава; страдает грамматика речи (поражение речевых зон), связность высказывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга).

Задание 4

При исследовании импрессивной речи детей с интеллектуальной недостаточностью тестируют: 1) понимание и выполнение вербальных инструкций; 2) понимание обращенной речи; 3) понимание предметных слов; 4) понимание фраз.

Соотнесите примеры инструкций с функциями импрессивной речи, для диагностики которых они предназначены: а) «Покажи картинку, на которой нарисовано: мальчик сидит на стуле, на столе стоят цветы»; б) «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу: Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?"; в) «Покажи «стол», «яблоко», «Покажи ложку и яблоко»; г) «Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй: Закрой глаза. Открой рот. Положи руки. Встань, подойди к двери, вернись сюда»

 

Правильный ответ.

1 - г, 2 - б, 3 - в, 4 - а.

Задание 5

Приведите примеры упражнений для развития ручной моторики детей с интеллектуальной недостаточностью.


 

Правильный ответ:

1) конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и произвольно); 2) раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков); 3) складывание из палочек, спичек геометрических фигур; 4) обведение контуров предметных изображений; 5) раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами; 6) вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам; 7) расстегивание пуговиц, зашнуровывание; 8) работа с мозаикой.

Задание 6

Какую коррекционно-логопедическую направленность имеют приведённые упражнения? На каком этапе логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения уместно их использование?

 

«Погреться на морозе»

Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.

«Листья шелестят»

Предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Задуть свечу»

Подношу ребенку зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается на одном выдохе задуть свечу.

«Бабочка»

Перед ребенком раскладываю «зеленые полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят»

Правильный ответ.

Упражнения направлены на развитие длительного выдоха без участия речи. Воспитывается диафрагмальное дыхание. Используются на предварительном этапе устранения нарушений звукопроизношения.

Задание 7

Какую коррекционно-логопедическую направленность имеют приведённые упражнения? На каком этапе логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения уместно их использование?

 

«Вьюга»

Перед ребенком - сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.

«Коровы и телята»

Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.

Правильный ответ.

Упражнения направлены на развитие силы, тембра, высоты голоса. Используются на предварительном этапе устранения нарушений звукопроизношения после усвоения детьми этапа формирования плавного длительного выдоха.

Задание 8

Приведите примеры упражнений для развития артикуляторной моторики детей с интеллектуальной недостаточностью.


 

Правильный ответ.

Гимнастика для губ и щек.

Надувание обеих щек одновременно

Надувание щек попеременно

Втягивание щек в ротовую полость

«Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед

«Заборчик» - губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов

Чередование: «трубочка-заборчик»

«Кролик» - поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы

Имитация полоскания зубов

«Фырканье лошадки» - вибрация губ

Гимнастика для челюстей.

Опускание и поднимание нижней челюсти

Движение нижней челюсти влево, вправо.

Гимнастика для языка.

«Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе 2

. «Чашечка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

«Иголочка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носку и подбородку.

«Почистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 

Задание 9

Приведите примеры игровых упражнений на развитие слухового восприятия и внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.

 







Date: 2015-12-13; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию