Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философы, писатели, поэты





 

Франция – это страна, которая обогатила мировую литературу настоящими шедеврами, способными произвести впечатление на самого требовательного читателя. Произведения французских авторов переведены на многие языки мира, и ими зачитывается не одно поколение ценителей литературы на всем земном шаре. Пожалуй, по количеству всемирно известных писателей с Францией может сравниться лишь Россия. Поэтому неудивительно, что на страницах одного раздела не смогла уместиться информация обо всех мастерах пера этой великой страны. Здесь удостоились внимания лишь самые из самых.

Арагон (Aragon) Луи (1897 – 1982) – один из основателей сюрреализма, в духе которого написаны его стихи и роман «Парижский крестьянин» (1926). Во время Второй мировой войны Луи Арагон стал одним из организаторов движения Сопротивления (в начале войны, в 1941 году был издан сборник его стихов «Нож в сердце»). В 1957 году Арагон удостоился Международной Ленинской премии.

Бальзак (Balzac) Оноре де (20 мая 1799, Тур – 18 августа 1850, Париж) – автор эпопеи «Человеческая комедия». Эпопея состоит из 90 романов и рассказов и связана общим замыслом и многими персонажами.

Оноре де Бальзак (1799 – 1850)

Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, служил в ведомстве военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830‑х годов стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д’Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и, говорят, изменяла ему. Младший брат писателя Анри, «любимчик» матери, был незаконнорожденным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака‑романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется во многом атмосферой, царившей в его семье.

Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы Бальзака 1830 – 1840‑х годов, жизнь его не была спокойной. Необходимость расплачиваться с долгами требовала интенсивной работы. То и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта и он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

Буссенар (Boussenard) Луи Анри (1847 – 1910) – автор остросюжетных романов, написанных на географическом и естественно‑историческом материале. К его перу относятся научно‑фантастические («Тайна доктора Синтеза», 1888) и приключенческие, в том числе антиколониальные романы («Капитан Сорви‑голова», 1901; «Похитители бриллиантов», 1884).

Верн (Verne) Жюль (1828 – 1905) – писатель, чьи произведения в значительной мере способствовали становлению научно‑фантастической литературы.

Сын адвоката, Берн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 году пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. В 1852 – 1854 годах Берн работал секретарем директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

В 1863 году Берн опубликовал в журнале Ж. Этцеля «Журнал для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» – «Пять недель на воздушном шаре» (в русском переводе роман вышел в 1864 году под названием «Воздушное путешествие через Африку»). Успех романа вдохновил Верна; он решил и впредь работать в этом же жанре, сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «20 000 лье под водой» (1869), «Таинственный остров» (1874) и др. Всего Верн написал около 70 романов. В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты. В его последних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях («Властелин мира», 1904, и др.), вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги пользовались гораздо меньшим успехом – читатели всегда предпочитали захватывающие приключения со счастливым концом мрачным, приводящим в ужас предсказаниям.

Жюль Верн (1828 – 1905)

 

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почетного легиона.

Многие романы Верна были с успехом экранизированы.

Вийон (Villon) Франсуа (настоящие имя и фамилия Франсуа де Монкорбье, Montcorbier) (1431, Париж – после 1463) – выдающийся французский поэт позднего Средневековья.

О Франсуа Вийоне известно очень немного. Его отец умер, когда он был ребенком, и мальчика усыновил родственник Гийом де Вийон, капеллан церкви Святого Бенедикта. Он дал Франсуа свою фамилию. В 1452 году Франсуа получил в Парижском университете степень магистра свободных искусств. Хотя слава о его прегрешениях и тяге к дурным компаниям уже давно преследовала его, первое столкновение с законом произошло лишь в 1455 году, когда он в поножовщине, возникшей из‑за женщины, ранил клирика Филиппа Сермуаза. К этому времени он уже прославился своими стихами. Вся дальнейшая биография Вийона восстанавливается в основном по разрозненным свидетельствам о нем как о правонарушителе: к примеру, как о соучастнике ограбления в 1466 году казны теологического факультета, хранившейся в Наваррском коллеже, после чего он, опасаясь расследования дела, исчез из Парижа до 1461 года.

О том обществе, в котором время от времени вращался Вийон в последующие пять лет, свидетельствуют семь баллад, написанных им на воровском жаргоне, который уже в начале XVI века никто не понимал. В 1460‑м Вийона приговорили в Орлеане к смерти; поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского, Марии. Это счастливое для него событие Вийон отметил «Посланием Марии Орлеанской». Ему удалось избежать наказания и в 1461‑м, когда он был освобожден из тюрьмы в Мэн‑сюр‑Луар благодаря амнистии, объявленной новым королем Людовиком XI. Он пытается служить знаменитым принцам‑поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не уживается при дворе ни одного из них и обращается с поэтической просьбой о денежном вспомоществовании к герцогу Жану Бурбону.

После возвращения в Париж в 1462 году Вийон едва успевает избавиться от неприятностей, связанных с расследованием дела о Наваррском коллеже, как попадает в тюрьму Шатле в связи с делом о драке, в которой он принимал только косвенное участие, но зато повлекшей за собой ранение папского нотариуса. Сначала Вийона приговаривают к повешению, но после поданной им апелляции и доследования устанавливается его невиновность. Однако власти, желая избавить город от этого неблагонадежного «рецидивиста», 5 января 1463 года приказывают поэту покинуть Париж на десятилетний срок. Тогда он пишет свою «Балладу суду» – прошение о предоставлении ему трех дней отсрочки исполнения приговора. Суд смилостивился, и запись об этой отсрочке – последнее имеющееся свидетельство о его жизни, дальнейшие следы Вийона теряются. Достоверно известно, что в 1489 году, когда в свет вышло первое издание его стихов, их автора уже не было в живых.

Поэмы Вийона «Малое завещание» (1456) и «Большое завещание» (1462) насыщены автобиографическими намеками, в них нашли отражение сцены из жизни парижских низов. Мотивы смерти в его поэзии сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества.

О Вийоне с похвалой отзывались многие поэты века Просвещения – Лафонтен, Буало, Мольер, Бомарше, но изданий его стихов почти не было. Затем, после долгого перерыва, интерес к нему возродился, в частности стараниями Теофиля Готье в эпоху романтизма, в XIX веке, когда страстность и откровенность его поэзии уже не вызывали реакции отторжения, характерной для эстетики придворного искусства XVI – XVIII веков. Верлен и Бодлер уже считают его своим предшественником, ценя в нем не только искренность, но и отточенность поэтической формы.

Сама личность Вийона неоднократно привлекала внимание, его делали своим героем Р. Стивенсон, Ф. Карко и др. Среди его переводчиков на русский язык был Н. С. Гумилев.

Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694 – 1778) – писатель и философ‑просветитель, деист[57], иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально‑абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764 – 1769). Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе и русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца XVIII века. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства – духа свободомыслия.

Вольтер (1694 – 1778)

 

Гонкур (Goncourt), братья: Эдмон (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870). В романах из жизни разных слоев французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956 – 1958) – летопись литературно‑театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и другие. По его завещанию в 1896 году основана так называемая Гонкуровская академия. Именем братьев названа известная литературная премия.

Гюго (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (1802 – 1885) – писатель‑романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) явилось манифестом французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) – воплощение бунтарских идей. К ранним его произведениям относится «Собор Парижской Богоматери» (1831) – роман с антиклерикальными тенденциями. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) Гюго эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездие» (1853). Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.

Виктор Гюго (1802 – 1885)

 

Дидро (Diderot) Дени (1713 – 1784) – философ‑просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Будучи сторонником просвещенной монархии, Дидро выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически‑бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак‑фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума – в романе «Племянник Рамо», 1762 – 1779, издание 1823). Также Дидро прославился как автор трудов о народном образовании.

Дени Дидро (1713 – 1784)

 

Доде (Daudet) Альфонс (1840 – 1897). В трилогии «Необычайные приключения Тартаренаиз Тараскона» (1872 – 1890) создал юмористический тип провинциального буржуа – сибарита и фанфарона. Также автор книги рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей мельницы» (1869), романов «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879) и других.

Дрюон (Druon) Морис (р. 1918). Автор социальной трилогии «Сильные мира сего» (1948), «Агония мертвых душ» (1950), «Свиданье в аду» (1951); серии остросюжетных исторических романов «Про$клятые короли» (тома 1 – 7, 1955 – 1977); мифологической дилогии «Мемуары Зевса» (1963 – 1967); публицистики.

Дюма‑отец Александр (1802 – 1870).

Кто самый известный писатель Франции? Мы намеренно не говорим «самый великий». На великих писателей Франция была чрезвычайно щедра, может быть, как ни одна другая страна мира. А какого писателя знают все девчонки и мальчишки примерно лет с девяти‑десяти? Чьи произведения читают запоем и в детстве, и в юношестве? Героям чьих произведений пытаются подражать мальчики, изображая отважных воинов‑мушкетеров? По чьим произведениям многие десятилетия снимаются фильмы, развлекающие зрителей разнообразием версий изложения одних и тех же историй? Конечно же, это Александр Дюма‑отец. Он настолько знаменит, что вполне мог бы удостоиться отдельной главы в этой книге.

Александр Дюма‑отец (1802 – 1870)

 

Итак, Александр Дюма‑отец – всемирно известный французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист и вообще выдающаяся личность – родился 24 июля 1802 года в городе Вилле‑Котре, недалеко от Парижа. Его полное имя – маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри.

Бабушка Александра Дюма была чернокожей рабыней из Сан‑Доминго. Его дед, французский маркиз Дави де Ла Пайетри продал своих четверых детей от нее в рабство. Только через четыре года по совершенно непонятным причинам он выкупил назад старшего сына. Это и был отец будущего всемирно известного писателя Дюма. Судьба остальных детей маркиза, проданных в рабство, истории не известна.

Фамилию Дюма взял себе отец писателя. Эту фамилию получила бабка Александра, Мария Сесетта, та самая рабыня. Так как она была домработницей в доме маркиза де Ла Пайетри, ее прозвали Мари дю ма (домашняя Мари).

Будущая знаменитость Дюма чудом не погиб при рождении. Пуповина несколько раз обернулась вокруг головки малыша, и его едва удалось спасти.

Отец Александра Дюма – Тома Александр Дюма был генералом наполеоновской армии и одним из самых близких друзей императора. Однако впоследствии он рассорился с Наполеоном, из‑за чего его семья осталась без средств к существованию.

После смерти генерала Дюма в 1806 году его вдова Мари Луиз Элизабет Лабуре, дочь Александрина Эме и сын Александр жили в нищете и мальчик нередко добывал себе еду браконьерством. Мать Александра хотела сделать из него скрипача или священника.

Интересно, что Александр был удивительно здоровым ребенком, а впоследствии – мужчиной. Более того, он был абсолютно нечувствительным к холоду. Всю свою юность он гулял в лесу в любую погоду, что и закалило его тело и укрепило иммунитет. Всю жизнь он работал зимой в нетопленой комнате в одной легкой рубашке.

Благодаря своей удивительной закаленности и крепкому иммунитету он никогда не болел. Если не считать того, что в 1832 году во время эпидемии холеры он тоже подцепил заразу. От эпидемии умирали 60 из 100 человек, среди вылечившихся был и Александр Дюма.

Александр и его отец, Тома Александр, отличались очень высоким ростом – более 185 см, что в те времена было огромной редкостью.

20‑летним юношей Александр приехал завоевывать Париж (почти как его герой д’Артаньян). Правда, будущий мастер пера вовсе не стремился к военной карьере. Первое время Александр работал клерком у герцога Орлеанского, будущего короля Франции Луи Филиппа, между службой мечтая о славе и занимаясь первыми литературными опытами.

Его первый большой успех после многочисленных неудачных попыток поставить свою пьесу в одном из театров – драма «Генрих III и его двор», вышедшая из‑под пера в 1829 году и сделавшая его знаменитым. За этим произведением последовали такие шедевры, как «Антони» (1831), «Ричард Дарлингтон» (1831), «Нельская башня» (1832) и другие.

Но самыми известными из его произведений являются, бесспорно, исторические драмы – «Три мушкетера» (1844), «Граф Монте‑Кристо» (1845) и «Королева Марго» (1847).

 

Date: 2015-12-13; view: 364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию