Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученые и изобретатели





 

Франция подарила миру массу талантливых ученых и изобретателей. Они внесли огромный вклад в развитие различных областей науки и инженерной мысли. Благодаря французам мир научился фотографировать, получил возможность смотреть кинофильмы, летать на воздушном шаре, ездить на автомобиле и даже погружаться в водные глубины с аквалангом. В этом разделе рассказано о самых ярких представителях французской науки и техники.

Ампер (Ampère) Андре Мари (1775 – 1836) – физик, математик, химик. В 1814 году он стал членом Парижской академии наук, а в 1830‑м – иностранным членом Петербургской академии наук.

Ампер, получивший домашнее образование, прославился как один из основоположников электродинамики. Он явился автором первой теории магнетизма, предложил правило для определения направления действия магнитного поля на магнитную стрелку (это правило получило название «правило Ампера»). В 1820 году Ампер открыл механическое взаимодействие токов и установил закон этого взаимодействия (закон Ампера).

Андре Мари Ампер (1775 – 1836)

 

В этом же году он высказал идею использования электромагнитных явлений для передачи информации, а несколько лет спустя, в 1829 году, изобрел коммутатор и электромагнитный телеграф.

Именем Ампера названа единица силы электрического тока.

Брайль Луи (Braille Louis) (1809 – 1852) прославился как создатель системы письма для слепых, названной его именем.

Луи родился в Купврее, близ Парижа, 4 января 1809 года. Его отец, Симон‑Рене Брайль, занимался изготовлением упряжей и седел для лошадей. И в возрасте трех лет несчастный Луи поранил себе левый глаз шилом из мастерской отца. В рану попала инфекция, которая распространилась и на правый глаз, в результате чего мальчик полностью ослеп.

Когда Луи было десять лет, он получил стипендию на обучение в Королевском институте для слепой молодежи в Париже. В школе детей учили читать, прощупывая объемные буквы, однако писать они не могли, поскольку буквы были сделаны из проволоки и плотно прикреплены к бумаге. В 13 лет Луи предложил систему приподнятых точек, на которую его надоумил отставной армейский капитан Шарль Барбье де ля Сер, однажды посетивший школу. Сер рассказал о системе «ночного письма», специально созданной для солдат, чтобы те могли тихо передавать приказы ночью. Система Сера основывалась на 12 точках, система же Брайля – на шести. В дальнейшем Брайль распространил свою систему и на математические и нотные записи.

Умер Брайль от туберкулеза в Париже, где его и похоронили.

Бреге Абраам‑Луи (Bréguet Abraham‑Louis) (1747 – 1823) был скромным французским механиком‑часовщиком. Однако его имя записано в историю благодаря созданным им самозаводящимся часам и часам‑репетирам. Он также изобрел противоударное устройство и балансовый механизм регулировки точности хода. С 1816 года Абраам‑Луи Бреге стал академиком Парижской академии наук.

Абраам‑Луи Бреге (1747 – 1823)

 

Бреге Луи (Bréguet Louis) (1880 – 1955) – создатель вертолета. В отличие от аэроплана, изобретение вертолета было длинным и мучительным. В то время как братьям Райт досталась практически вся слава создателей аэроплана, в создании вертолета участвовало множество людей на нескольких континентах.

Основная проблема, с которой сталкивались конструкторы ранних моделей вертолета, такие как Жак и Луи Бреге, Игорь Сикорский, Хуан де ля Сьерва и другие, состояла в невозможности контролирования полета, хотя их модели без труда поднимались в воздух. Изобретатели никак не могли разобраться в аэростатических силах, действующих на вертолет, и не могли придумать механических приспособлений, противодействующих этим силам.

Чтобы контролировать вертолет, изобретателям нужно было придумать способ снятия нагрузки с роторов и перемещения ее слегка от центра, чтобы вертолет мог преодолеть давящую на него силу воздуха. Им также нужно было изыскать способ преодоления вращающего момента, вызываемого тяжелыми лопастями вращающегося ротора.

Еще в молодости Луи Бреге, один из пионеров вертолетостроения, увлекся работой над созданием вертолета, однако в 1907 году забросил свои неудачные попытки.

К началу 1930‑х годов Луи Бреге снова занялся разработкой модели вертолета. Он основал Синдикат изучения гиропланов и нанял молодого инженера Рене Дорана (Rene Dorand). На этот раз, в отличие от своих опытов, предпринятых много лет назад, Луи приступил к делу с большой осторожностью.

Учитывая крайне ограниченный бюджет, при строительстве экспериментального вертолета Доран использовал старые запчасти и части от старых аэропланов Бреге. Новый вертолет состоял из тонкой металлической рамы с хвостом и тремя колесами – по одному с обеих сторон, прикрепленных на консоли, и одного, поменьше, в передней части конструкции. Двигатель располагался спереди, и пилот сидел позади него в открытой кабине. Двухлопастный ротор был скреплен коаксиально, и лопасти вращались в противоположном направлении, таким образом сводя на нет вращающий момент. Пропеллеры были расположены под углом так, чтобы воздух придавливался с большей силой, а подъемная сила возрастала, обеспечивая подъем вертолета.

Бреге был уверен в своей машине, несмотря на предостережения механиков о несовершенности системы управления. На ноябрь 1933 года он запланировал демонстрационный полет перед своими инвесторами. Бывший пилот французской армии Морис Клес с неохотой согласился провести испытание. Он забрался в машину и запустил двигатель, в то время как три человека стояли рядом, придерживая вертолет. Когда стоящие рядом наблюдатели побежали в укрытие, лопасти ротора зацепили землю и разлетелись вдребезги. К счастью, никто не пострадал, однако сам вертолет был сильно поврежден, что отодвинуло дальнейшие испытания.

В течение 1934 – 1935 годов Бреге существенно модифицировал свой вертолет и провел несколько наземных испытаний. Основным дополнением была новая система контроля направления полета. С наклоненной осью, на которой вращался ротор, и наклоненным диском ротора вертолет мог двигаться вперед, в стороны или даже назад. Он также добавил систему контроля над отклонением от курса.

26 июня 1935 года пилот Морис Клес снова сел в кабину вертолета. На этот раз ему удалось поднять машину без происшествий. Затем он пролетел несколько кругов со скоростью от 29 до 48 километров в час. Министр Воздушных сил Франции был настолько потрясен увиденным, что Бреге получил контракт на сумму, полностью покрывающую все расходы на испытания и включающую бонус в миллион франков, если все цели будут достигнуты.

К декабрю 1935 года Бреге начал серию пробных полетов. Не всегда ему сопутствовала удача. Время от времени роторы сталкивались друг с другом при приземлении (кстати, эта проблема возникает и по сей день у вертолетов похожей конструкции). Но Бреге не отчаивался. Его машина развивала рекордную скорость в 121 километр в час и поднималась на рекордную высоту в 158 метров, оставаясь в воздухе более чем один час. Он мог парить над одним местом в течение 10 минут, что также было рекордным достижением. Бреге завершил первичные испытания в конце 1936 года и получил обещанный бонус в миллион франков.

После этого Бреге получил еще один контракт от министерства Воздушных сил на дальнейшее развитие, однако в последующие несколько лет ему не удалось сильно продвинуться в совершенствовании вертолета. Самое большое беспокойство вызывал вопрос о том, что будет с машиной, если вдруг в полете откажет двигатель. Аэроплан мог спланировать на землю, вертолету же для посадки обязательно требовалась так называемая «авторотация» – работа роторов, выполняющих в этой ситуации роль парашюта. Вертолет Бреге сильно пострадал во время авторотационного теста в 1939 году. Поскольку Франция стояла на пороге войны, Бреге отложил проводимые испытания и сосредоточился на полномасштабном производстве бомбардировщиков. Его вертолет был окончательно уничтожен в 1943 году во время бомбардировки союзными войсками летного поля Виллакублей (Villacoublay).

Конструкция роторов, которую Бреге использовал в своем гироплане, не была популярна на Западе. Однако она была применена советским дизайнером Камовым в конструкции антисубмариновых вертолетов, таких как Ка‑25 и Ка‑27, и вертолетов‑штурмовиков, известных как Ка‑50.

Хотя вертолетам Бреге удавалось оторваться от земли, они были слишком тяжелы, чтобы долго оставаться в воздухе. Они также обладали низкой маневренностью. Несмотря на это, многие эксперты авиации считают машину Бреге первым абсолютно удачным вертолетом. Но вскоре вертолет Бреге был отодвинут на задний план более внушительной немецкой машиной Fa‑61.

Кстати, Луи Бреге, помимо исследований, связанных с конструированием вертолетов, прославился еще одним важным делом. В 1919 году он основал авиакомпанию «Мессажери эрьен», родоначальницу современной «Эр Франс».

Гильотен Жозеф Иньяс (Guillotin Joseph Ignace) (1738 – 1814). Пожалуй, нет человека, который не слышал бы о печально известном изобретении французов – гильотине (guillotine: во французском произношении – «гийотин»). У современного человека вид подобной казни вызывает неподдельный ужас. Недаром гильотина не дожила до наших дней, а вот «гуманная» казнь на электрическом стуле, изобретенная примерно за неделю до гильотины, отлично прижилась и в современном обществе – наверное, потому, что отсутствие крови при таком виде казни делает ее более «цивилизованной». А ведь и создатель электрического стула, и создатель гильотины преследовали одну благородную цель – сделать казнь быстрой и безболезненной. К тому же оба эти изобретения снимали ответственность с палача – ведь убивал‑то людей не он, а безликая машина.

Жозеф Иньяс Гильотен (1738 – 1814)

 

Доктор Жозеф Иньяс Гильотен принадлежал к небольшому реформаторскому движению, которое выступало за полную отмену смертной казни. В то время казни во Франции (впрочем, как и во многих других странах, включая Россию) были публичными и проводились на городских площадях. Жители всего города собирались поглазеть на приведение в исполнение приговора верховной власти. Смертная казнь осуществлялась путем четвертования, при котором конечности бедняги привязывались к четырем быкам, после чего животных погоняли в разные стороны. Преступники из высшего общества откупались от столь жестокой казни, и для них подбирался какой‑нибудь менее болезненный способ умерщвления. Доктор Гильотен пытался узаконить безболезненную и более «интимную» смертную казнь для преступников всех слоев общества как промежуточный шаг на пути к ее полной отмене. В этой ситуации использование гильотины было действительно огромным шагом на пути к «очеловечиванию» смертной казни.

Собственно, гильотина как приспособление для умерщвления уже тогда использовалась в Германии, Италии, Шотландии и Персии для преступников‑аристократов. Однако как способ массовых казней гильотина была предложена именно Гильотеном, в связи с чем приспособление и получило его имя. Небольшая разница в звучании фамилии доктора и смертоносного приспособления появилась вследствие прибавления к фамилии буквы «е», автором которого были английские поэты, посчитавшие, что в таком виде к гильотине будет легче подбирать рифмы.

 

• Общий вес гильотины составляет около 1278 фунтов, или 579,7 кг

• Вес лезвия с грузом – около 40 килограммов

• Средняя высоты гильотины – около 4,27 м

• Скорость падения лезвия гильотины – 6,4 метра в секунду

• Само обезглавливание длится 2/100 доли секунды

 

Доктор Гильотен работал над созданием опытного образца гильотины вместе с немецким инженером и производителем клавесинов Тобиасом Шмидтом. Шмидт предложил разместить лезвие под наклоном в 45 градусов. Дальнейшие усовершенствования гильотины были выполнены в 1870 году Леоном Бержером (Léon Berger), помощником палача и плотником. Все гильотины, произведенные после 1870 года, делались согласно конструкции Бержера.

Французская революция, начавшаяся в 1789 году, 14 июля смела с трона и отправила в изгнание Людовика XVI. Новая гражданская ассамблея переписала Кодекс о смертной казни. Теперь он гласил: «Каждый, приговоренный к смертной казни, отныне будет обезглавлен». И действительно, теперь все были равны перед лицом смерти. Первая казнь гильотиной была совершена 25 апреля 1792 года, когда Николя Жак Пеллети (Nicolas Jacques Pelletie) был обезглавлен на Пляс де Грев (Place de Grève). По иронии судьбы, монаршая голова Людовика XVI также была отрублена гильотиной 21 января 1793 года. Во время Французской революции тысячи людей были обезглавлены таким способом, а сама казнь превратилась в публичное празднество.

В последний раз это смертоносное орудие было применено 10 сентября 1977 года в Марселе, когда был обезглавлен убийца Хамида Джандуби (Hamida Djandoubi).

Дагер Луи‑Жак‑Манде (Daguerre Louis‑Jacques‑Mandé) (1787 – 1851) – художник и изобретатель, один из создателей фотографии.

Дагер родился 18 ноября 1787 года в местечке Кормей под Парижем. Используя опыты Нисефора Ньепса, в 1839 году разработал первый практически пригодный способ фотографии – дагеротипию.

Первоначально у Дагера была ничем не примечательная профессия – он служил таможенным чиновником, затем художником‑декоратором в опере. В 1822 году он открыл в Париже диораму, которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Их создание и совершенствование, вероятно, подтолкнули Дагера к экспериментам в области фотографии. Он знал камеру‑обскуру[53]и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме.

Дагер не изобрел фотографию, это сделал до него Ньепс. Однако он сделал ее действующей и популярной. В 1829 году он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. После 1829 года и до своей смерти в 1833 году Ньепс и его сын Исидор, ставший партнером Дагера после смерти отца, не сумели развить свое изобретение, тогда как Дагер, проводивший свои опыты самостоятельно, значительно продвинулся в этой области. Его идея заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной пара$ми йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру‑обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял пара$ми ртути.

Результата он достиг в 1837 году, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение он фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным раствором соли и горячей водой. После 1839 года соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия – фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем. В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере‑обскуре составляло от 15 до 30 минут, в то время как при гелиографии Ньепса требовалась гораздо более длительная экспозиция – до 8 часов.

В результате получалась единственная фотография – позитив, названная автором дагеротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении. Но Дагер сумел при получении изображений на дагеротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это и сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографической камерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагеротипы на бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса не объяснял.

Для получения прибыли от своего изобретения Дагер сначала попытался создать корпорацию путем общественной подписки, затем, потерпев неудачу, сделал попытку продать свое изобретение за четверть миллиона франков. Но никто из дельцов его не купил. Тогда Дагер решил заинтересовать ученых и сообщил о своем изобретении известному и влиятельному астроному и физику Д. Ф. Араго. 7 января 1839 года Араго доложил Французской академии наук о работах Дагера и предложил французскому правительству купить патент. Сообщение о дагеротипии вызвало сенсацию. Научные журналы напечатали доклад Араго. Дагер стал широко известен именно благодаря этому изобретению. Диорама же Дагера, которая также пользовалась немалой популярностью (о ней неоднократно упоминают как о сенсации герои романов Бальзака и других французских авторов того времени), сгорела дотла всего за несколько месяцев до этого.

Дагер показывал дагеротипы с видами Парижа писателям, художникам и редакторам газет, которые сделали его изобретение популярным, и он запросил за него 200 тысяч франков. При этом сообщил Исидору Ньепсу, что если продажа состоится, то он разделит эту сумму с ним. Однако продать изобретение не удалось. Тогда Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него честью и национальной наградой. Была назначена пожизненная пенсия в размере 6 тысяч франков в год Дагеру и 4 тысяч франков Исидору Ньепсу. Кроме того, Дагер стал кавалером ордена Почетного легиона. В том же 1839 году он получил патент в Англии.

Дагер сосредоточил свои усилия на пропаганде дагеротипного процесса: устраивал показательные сеансы для художников и ученых. Вместе со своим родственником А. Жиру он начал делать камеры дагеротипа для продажи. Половина доходов шла Жиру, а половиной своей части он честно делился с Исидором Ньепсом.

В том же 1839 году Жиру опубликовал наставление Дагера о пользовании камерой, и через несколько дней все сделанные камеры и наставления были распроданы. Это наставление переиздавалось во Франции 30 раз. В течение года оно было переведено на многие языки и напечатано в столицах Европы и США.

Вскоре ученые, художники и любители улучшили процесс Дагера. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагеротипе не зеркальным, а нормальным. Дагеротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841 году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были созданы средства, предохранявшие поверхность дагеротипов от повреждений и царапин.

Слава и признание Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений. Но после опубликования данных о своем процессе он уже не внес ничего нового в фотографию. Последние свои дни он доживал в уединении.

Дизель Рудольф (Diesel Rudolf) (1858 – 1913). Кто же на самом деле Рудольф Дизель – немец или француз? Дело в том, что родители Рудольфа были баварскими эмигрантами, поселившимися в Париже, где и родился малыш Рудольф. Поэтому великого изобретателя можно смело отнести к французам.

В 1892 году Дизель получил патент на предложенную им конструкцию двигателя, в котором воздух сжимался настолько, что его температура намного превышала температуру возгорания топлива.

В 1893 году он опубликовал статью, в которой описывал двигатель со сгоранием внутри цилиндра. В 1894 году изобретатель подал документы на патент своего детища, окрещенного «дизелем». Рудольф однажды чуть было не погиб, когда взорвался его двигатель. Однако этот двигатель был первым, который доказал, что топливо может загораться без искры. В 1897 году Дизель продемонстрировал миру свой первый прекрасно работающий двигатель мощностью в 25 лошадиных сил. Высокоэффективный двигатель заинтересовал фирму Круппа, машиностроительные заводы Аугсбурга.

К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий успех, но через некоторое время лицензионные отчисления(роялти)прекратились из‑за конструкторских просчетов, устраненных уже другими изобретателями. Рудольф Дизель погиб 29 сентября 1913 года, видимо, во время крушения почтового парохода «Дрезден» в проливе Ла‑Манш (хотя, по другой версии, он будто бы покончил жизнь самоубийством из‑за финансовых неудач).

Кусто Жак Ив (Cousteau Jacques‑Yves) (1910 – 1997) – известный всем нам по популярной телепрограмме «Подводная Одиссея Кусто». Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года, в Сен‑Андре‑де‑Кюбзак, Аквитания. Согласно своей первой профессии Кусто был французским морским офицером, а уж потом прославился как исследователь моря и всех форм жизни под водой. Юношей он был зачислен в Военно‑морскую академию в Бресте, по окончании которой стал офицером‑артиллеристом французского Военно‑морского флота, что дало ему возможность провести первые эксперименты под водой. В 1936 году он испытал модель подводных очков, возможно, предшественников современной подводной маски.

В 1937 году он женился на Симоне Мельшиор (Simone Melchior).

Кусто принимал участие во Второй мировой войне в качестве шпиона (или разведчика). В свободное от своей героической деятельности время он занимался изобретением, в паре с Эмилем Ганьяном (Emile Gagnan), первого оборудования для погружения под воду, получившего название SCUBA – selfcontained underwater breathing apparatus, что в переводе означает «самодостаточный аппарат для дыхания под водой», или попросту «акваланг». Мир впервые услышал об акваланге в 1943 году.

В послевоенные годы, будучи все еще военно‑морским офицером, Кусто разразрабатывал технологии освобождения французских гаваней от мин, а также занимался исследованием кораблей, потерпевших крушения.

Жак Ив Кусто

 

Кусто удостоился чести стать президентом Французских Океанографических компаний, после чего в 1950 году купил свое знаменитое судно «Калипсо» («Calypso»), на котором проплыл по самым интересным местам планеты, включая и некоторые реки. Результатом трех его путешествий была серия книг и фильмов, один из которых выиграл главный приз на Каннском кинофестивале в 1956 году. Его работы стали огромным вкладом в популяризацию знаний о биологии подводного мира.

В1963 году Кусто совместно с ЖаноУотером (Jean Wouters) разработал подводный фотоаппарат, названный ими «Калипсо‑Фот», лицензия на который была позже передана Никону, после чего этот фотоаппарат стал производиться под маркой «Калипсо‑Никкор» («Calypso‑Nikkor»), а затем – «Никонос» («Nikonos»).

Вместе с Жаном Молляром (Jean Mollard) Кусто создал SP‑350 – подводную лодку на двух человек, которая могла достигать глубины 350 метров. Успешный эксперимент был повторен в 1965 году на двух субмаринах, опустившихся на глубину 500 метров.

Выдающиеся заслуги Кусто в исследовании подводной жизни привели к тому, что он был назначен директором Океанографического музея в Монако. Вообще за свою жизнь Кусто не только проявил изобретательские и исследовательские способности, но и зарекомендовал себя отличным организатором. Он создал Группу подводных исследований в Тулоне, был руководителем экспериментальной программы, связанной с длительным погружением под воду и первыми подводными человеческими колониями. Кусто стал первым иностранцем, который удостоился чести быть принятым в Американскую академию наук.

Популярность Кусто стремительно возрастала. В октябре 1960 года Евроатом намерился захоронить в море огромное количество радиоактивных отходов. Кусто развернул шумную кампанию протеста, которая получила широкую поддержку общества. Поезд, перевозящий отходы, был остановлен женщинами и детьми, усевшимися на рельсах, в связи с чем смертоносный состав вынужден был вернуться назад, к месту отправления. Опасности загрязнения окружающей среды удалось избежать. В ноябре того же года Монако с официальным визитом посетил президент Франции Шарль де Голль. Его встреча с официальными лицами была превращена в дебаты по поводу событий прошедшего октября. До этого французский посол предложил принцу Рэйнье не затрагивать эту болезненную тему. Однако президент якобы дружеским тоном попросил Кусто быть благосклонным к ядерным исследованиям, на что Кусто будто бы ответил: «Нет, сэр, это ваши исследователи должны быть благосклонны к нам». Во время разгоревшейся дискуссии Кусто узнал, что причиной французских ядерных экспериментов и исследований был отказ американцев поделиться с союзниками своими секретами в этой области.

В 1974 году Кусто создал Общество Кусто, призванное защищать жизнь обитателей океана. Это общество насчитывает сегодня более 300 тысяч членов.

В 1977 году, совместно с Питером Скоттом, он получил награду от Организации Объединенных Наций за защиту окружающей среды. А несколькими годами позже президент Соединенных Штатов Джимми Картер вручил ему Медаль Американской Свободы (American Liberty Medal).

В 1992 году Кусто был приглашен в Рио‑де‑Жанейро на международную конференцию по защите окружающей среды, проводимую Организацией Объединенных Наций, после чего он стал постоянным консультантом ООН и Всемирного Банка.

Кусто любил называть себя «океанографическим лаборантом». На самом же деле он был истинным любителем и знатоком природы, особенно подводного мира. Благодаря телевидению его работа позволила людям планеты ближе познакомиться с жизнью и ресурсами «голубого континента».

Кусто похоронен в фамильном склепе в своем родном городке Сен‑Андре‑де‑Кюбзак.

Кюньо Николя‑Жозеф (Cugnot Nicolas‑Joseph) (1725 – 1804) – изобретатель самодвижущегося транспорта.

Николя‑Жозеф Кюньо родился 25 сентября 1725 года в Пуа, Лотарингия. Он изобрел то, что может быть названо первым самодвижущимся транспортом, или попросту автомобилем.

Николя получил образование военного инженера. С 1765 года он проводил эксперименты с рабочими моделями транспортных средств с паровым двигателем, которые могли бы использоваться во французской армии для перевозки тяжелых пушек. Кюньо считается первым инженером, предложившим заменить возвратно‑поступательное движение парового поршня на вращательное движение. Работающая версия его «парового автомобиля» была выпущена в 1769 году. В следующем году он построил усовершенствованную модель. Изобретатель заявлял, что его машина может перевозить 4 тонны груза и развивать скорость до 4 километров в час. У этой тяжелой машины было два колеса сзади и одно спереди, которое поддерживало паровой котел и поворачивалось рычагом.

В 1771 году его машина врезалась в кирпичную стену – это была первая известная автомобильная авария. После этой аварии, отягощенной финансовыми проблемами, которые и так испытывала в то время французская армия, эксперименты с механическими машинами были прекращены. Однако заслуги Кюньо перед государством не остались незамеченными, и в 1772 году король Людовик XV пожаловал Кюньо пенсию в 600 франков в год за его инновационный труд.

Николя‑Жозеф Кюньо в работе над паровым автомобилем

 

В 1789 году Французская революция отобрала у Кюньо его пенсию как пережиток королевского строя. Изобретатель уехал в Брюссель, где жил в бедности и бесславии. Незадолго до смерти Кюньо был приглашен во Францию Наполеоном Бонапартом. Николя‑Жозеф откликнулся на приглашение и вновь приехал в Париж, где и умер 2 октября 1804 года.

Паровая машина (или, скорее, повозка) образца 1770 года хранится в Музее искусств и ремесел в Париже.

Лаеннек Рене (Laënnec René) – врач, вошел в историю как изобретатель стетоскопа. Вообще Лаеннека считают родоначальником медицины грудной клетки.

Однажды, в 1816 году, толпа мальчишек позвала Лаеннека послушать звук царапающейся булавки, передаваемый через деревянный брусочек. Воодушевленный этим опытом, он создал бумажную трубку, через которую прослушивал грудную клетку своих пациентов.

Монгольфье братья (Montgolfer): Жозеф Мишель (Joseph Michel) (1740 – 1810) и Жак Этьен (Jacques Étienne) (1745 – 1799) – прославились как создатели первого воздушного шара.

Братья родились в Аннонеи (Annonay), что близ Лиона, в семье фабриканта, занимавшегося производством бумаги. Играя с перевернутыми бумажными мешками над открытым огнем, они заметили, что мешки поднимались к потолку. Это возбудило их любопытство, и, уже выйдя из детского возраста, братья продолжили свои эксперименты с мешками бо$льших размеров, сделанных из других материалов. В 1782 году они экспериментировали в помещении с шелком и льном.

14 декабря 1782 года братья провели испытания на открытом воздухе. Они совершили успешный запуск шелкового мешка общим объемом 18 кубических метров, который достиг высоты 250 метров. Это был первый настоящий воздушный шар.

5 июня 1783 года братья устроили в своем родном городе Аннонее первую публичную демонстрацию своего изобретения, отправив ввысь огромный льняной мешок, наполненный горячим воздухом. Этот воздушный шар пролетел 2 километра за десять минут и поднялся на высоту 1600 – 2000 метров.

За этим удачным полетом последовал более сложный эксперимент – попытка превратить воздушный шар в «пилотируемое» транспортное средство. На этот раз в корзине, прикрепленной к воздушному шару, находились коза, утка и петушок. Изобретатели хотели с помощью отважных животных исследовать воздействие воздуха на живой организм, находящийся на большой высоте. Это испытание проходило в середине октября в Версале в присутствии короля Людовика XVI, чтобы тот даровал свое согласие на испытания шара с людьми. Животные поднялись на высоту 26 метров. Полет прошел нормально, ухудшении в состоянии здоровья зверюшек замечено не было. А посему 21 ноября 1783 года два смельчака – Пилетр де Розье (Pilétre de Rosier) и маркиз д’Арлянд (Marquis d’Arlandes) – забрались в корзину воздушного шара и в течение 25 минут парили над Парижем на высоте 100 метров, пролетев расстояние в 9 километров.

За этим полетом последовали другие, включая перелет через Ла‑Манш 1 января 1885 года. Любопытно, что только один из братьев (да и то лишь один раз) поднимался в воздух на своем изобретении.

Воздушные шары, летающие на нагретом воздухе, вскоре были заменены шарами, работающими на газе. Они снова вернулись к жизни лишь в 1960 году, когда пропан стал доступным и его начали использовать как удобное и практичное топливо.

Нолле Жан‑Антуан (Nollet Jean‑Antoine) (1700 – 1770) – физик и, как ни странно, священник. В 1746 году аббат Жан‑Антуан Нолле, популяризирующий науку во Франции, в присутствии короля Людовика XV разрядил лейденскую банку (прообраз аккумулятора), пропустив ток через цепь из 180 королевских стражников. Во время другой демонстрации Нолле использовал стальной провод, чтобы соединить картузианских монахов, стоящих в ряд длиной более километра. Говорят, что в момент разрядки лейденской банки, монахи, облаченные в белую рясу, одновременно подпрыгнули в воздух. Можно себе представить, как потешался этим зрелищем королевский двор!

Нолле считается изобретателем одного из первых электрометров, электроскопа, который обнаруживал наличие электрического заряда путем использования электростатического притяжения и отталкивания. Позже Нолле написал теорию электрического притяжения и отталкивания, основанную на существовании непрерывного потока электрического вещества между заряженными телами. Он стал первым профессором экспериментальной физики в Парижском университете.

Жан‑Антуан Нолле (1700 – 1770)

 

Нолле прожил довольно долгую, по тем временам, жизнь – он умер в возрасте 70 лет.

Ньепс (Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор) (1765 – 1833) – один из создателей фотографии. Он родился 7 марта 1765 года в Шалоне‑сюр‑Сон. В 1820‑х годах он впервые нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере‑обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Получаемое таким образом изображение получало название «гелиография».

Нисефор Ньепс родился в богатой семье. Его отец был советником короля, а мать – дочерью известного юриста. Интерес к изобретательству проявился у Ньепса еще в детстве, но он готовился к духовной карьере, а посему талант изобретателя Ньепса долгое время оставался невостребованным. В 1792 году Нисефор отказался от карьеры будущего епископа (или даже кардинала!) и стал армейским офицером. В первый период Французской революции Ньепсу пришлось покинуть армию из‑за роялистских симпатий. С приходом Наполеона Ньепс вернулся на службу отечеству и участвовал в военных действиях на Сардинии и в Италии. Из‑за плохого здоровья он вышел в отставку и несколько лет был в Ницце государственным чиновником, совмещая государственную службу с талассотерапией. В 1801 году, видимо, устав и от одного, и от другого, возвратился домой в Шалон и вместе с братом Клодом посвятил всю дальнейшую жизнь научным исследованиям.

До 1813 года Ньепс много лет занимался улучшением способа плоской печати – литографии, изобретенной А. Зенефельдером в 1796 году. Тяжелый баварский известняк, который Зенефельдер использовал в качестве печатной формы, Ньепс заменил листом жести. На этом листе его сын рисовал жирным цветным карандашом картинки. Сам Ньепс не умел рисовать и после призыва сына в армию начал эксперименты с солями серебра. Он стремился заставить свет рисовать. Достичь цели удалось с помощью асфальтового лака (битума), растворенного в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла, меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере‑обскуре несколько часов. Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым невооруженным глазом, Ньепс в темной комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытие линий изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции и остававшееся мягким и растворимым. Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров, как это раньше делалось с любых травленых или гравированных пластин. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом, – гелиография, что в переводе с греческого означало «нарисованная светом». Первое стойкое изображение в камере‑обскуре Ньепс получил в 1822 году. Однако сохранилась лишь гелиография 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом; выдержка была равна восьми часам.

Так Ньепс впервые в истории сумел избавиться от услуг художника и зафиксировать точное изображение объекта, «нарисованное» светом. Для этого он первым применил один из материалов, чувствительных к свету, – асфальтовый лак. Но при этом использовался ручной труд гравера. Такая гелиогравюра представляла собой лишь начальный этап в изобретении фотографии. Четкость изображения на гелиогравюрах была невелика. Ньепс изобрел диафрагму для исправления дефектов изображения, полученного при открытой линзе камеры‑обскуры.

В 1827 году Ньепс встретился с Луи Дагером, богатым и процветающим владельцем Парижской диорамы, который предложил ему сотрудничество. И 64‑летний Ньепс, больной и нуждающийся в средствах на дальнейшие исследования, в 1829 году подписал 10‑летний контракт с Дагером для совершенствования открытого Ньепсом метода «фиксирования изображений природы, не обращаясь к помощи художника», включив в него условие, по которому его сын Исидор станет наследником, если Ньепс умрет раньше истечения срока контракта. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своего процесса гелиографии, а также продемонстрировал всю технику выполнения процессов, для чего Дагер специально приезжал в Шалон. В дальнейшем они больше никогда не встречались: каждый из них самостоятельно работал над изобретением.

Ньепс умер 5 июля 1833 года в своем родном городе Шалоне.

Паскаль Блез (Pascal Blaise) (1623 – 1662) – один из самых известных физиков и математиков своего времени. К числу его заслуг относится изобретение одного из первых калькуляторов, удивительно совершенного для своего времени. Это произошло в 1642 году, когда Блезу было всего 18 лет. Изобретенный им калькулятор с цифровым механизмом, названный самим изобретателем «Паскалин», был призван помочь отцу Блеза, сборщику налогов, в его нелегком счетном деле.

В XVII веке Блез Паскаль представил свету довольно примитивную рулетку, которая появилась как побочный продукт в процессе попыток Паскаля изобрести вечный двигатель.

Следует также отнести к числу заслуг Паскаля тот факт, что он явился первым «документарно подтвержденным» человеком, который стал носить наручные часы. Находчивый Блез прикрепил веревку к своим карманным часам, в результате чего ему стало намного легче «быть в курсе времени».

Блез Паскаль (1623 – 1662)

 

Эксперименты Паскаля значительно продвинули знания человечества об атмосфере. За заслуги ученого в этой области в его честь была названа единица атмосферного давления. Один паскаль – это сила в один ньютон, действующая на поверхность площадью в один квадратный метр.

Наверняка любому программисту известен язык программирования Паскаль. Однако этот язык назван так вовсе не потому что на нем программировал сам Паскаль, просто ученый‑компьютерщик Никлаус Вирт (Nicklaus Wirth) в 1972 году решил таким образом отдать дань уважения ученому за его вклад в развитие вычислительной техники.

Итак, один из известнейших французских математиков, физиков, религиозный философ и писатель, сформулировавший одну из основных теорем проективной геометрии, автор многочисленных работ по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей, один из основоположников гидростатики, установивший ее основной закон (закон Паскаля), родился в Клермоне (Clermont) 19 июня 1623 года. Его отец, местный судья и сборщик податей в Клермоне, сам имеющий некоторую репутацию в научном мире, в 1631 году переехал в Париж – отчасти для продолжения своих научных исследований, отчасти чтобы дать лучшее образование своему единственному сыну, который уже к тому времени стал проявлять недюжинные интеллектуальные способности. Родители приняли решение об обучении своего ребенка на дому, чтобы предотвратить перегрузки в учебе. К тому же они хотели, чтобы сначала их сын научился языкам и чтобы на первых порах из его образования была полностью исключена математика. Такой подход, естественно, возбудил любопытство Блеза, и в возрасте 12 лет он поинтересовался, из чего состоит геометрия. Его учитель ответил, что это наука составления точных чисел и установления пропорций между различными частями. Дальнейшее поведение Блеза может быть полностью объяснено теорией запретного плода. Он абсолютно потерял интерес к «детскому» образованию и увлекся новой наукой.

В возрасте 14 лет Блеза стали допускать к еженедельным встречам Роберваля (Roberval), Мерсенна (Mersenne) и других французских математиков, которые впоследствии явились ядром Французской академии наук. В 16 лет Паскаль написал работу, посвященную коническим сечениям, а в 1641 году, в возрасте 18 лет, сконструировал первую арифметическую машину, которую усовершенствовал 8 лет спустя. Юный Паскаль вел переписку с Пьером Ферма (Fermat), которая свидетельствует о том, что примерно в это время он обратил пристальное внимание на аналитическую геометрию и физику. Он повторил опыты Торричелли, согласно которым давление атмосферы может быть измерено как вес воздуха, давящего на определенную поверхность.

В 1650 году, в самый разгар своих исследований, Блез Паскаль неожиданно прервал свою научную деятельность и ударился в религию, или, как он сам говорил, «ушел в себя», чтобы «поразмыслить о величии и ничтожестве человека».

В 1653 году Блез был вынужден принять управление отцовским поместьем. Он снова вернулся к прежнему образу жизни и провел несколько экспериментов с давлением, которое оказывают газы и жидкости. Совместно с Пьером Ферма Паскаль разработал теорию вероятностей. Он уж было подумывал о женитьбе, когда трагическое происшествие заставило его снова обратиться к Богу. 23 ноября 1654 года Паскаль ехал в повозке, управляя четырьмя лошадьми. Неожиданно лошади понесли, две ведущие бросились через парапет моста в реку. Блез чудом остался в живых. Мистически настроенный Паскаль воспринял это происшествие как знак свыше, предписывающий покинуть суетный мир. Он написал отчет о случившемся на листке пергамента и носил его у самого сердца до конца дней своих, чтобы тот напоминал ему о данном обете.

С 1655 года Паскаль вел полумонашеский образ жизни. Однако это не мешало ему и дальше прославлять свое имя. Его полемика с иезуитами, которая нашла свое отражение в «Письмах к провинциалу» (1656 – 1657), была признана шедевром французской сатирической прозы. В «Мыслях», опубликованных в 1669 году, Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством. В этой работе он дал меткое описание человека – «мыслящего тростника». Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния Паскаль видел в христианстве. Вероятно, сказалось все‑таки раннее увлечение Паскаля языками и литературой – он сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.

Вскоре после вторичного обращения к религии Блез переехал в Порт Рояль, где и прожил до самой смерти в 1662 году. С 17 лет Паскаль страдал бессонницей и острым расстройством пищеварения, к тому же подорвал свое здоровье непрерывной учебой. Ко времени своей смерти он был физически абсолютно истощен, хотя ему было на тот момент всего 39 лет.

Пастер Луи (Pasteur Louis) (1822 – 1895) – химик и изобретатель, основоположник современной микробиологии и иммунологии.

Пастер изучил процесс ферментации и теоретически допустил, что она производится микроскопическими организмами недрожжевого происхождения, которые назвал бактериями. Он высказал гипотезу, что эти бактерии являются причиной ряда болезней. Пастер опроверг теорию самозарождения микроорганизмов, согласно которой микроорганизмы появлялись из ничего. Применяя свою теорию к еде и напиткам, Пастер изобрел процесс нагревания, известный сегодня как «пастеризация», который стерилизует еду, уничтожая загрязняющие ее микроорганизмы.

Луи Пастер (1822 – 1895)

 

В 1879 году Пастер разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры, в 1881 году – против сибирской язвы, а в 1885 году – против бешенства. Работы Пастера по оптической асимметрии молекул легли в основу стереохимии. Именно Пастеру мы обязаны методами асептики и антисептики.

В 1888 году Луи Пастер создал и возглавил научно‑исследовательский институт микробиологии.

В 1884 году он стал иностранным членом‑корреспондентом, а в 1893 году – почетным членом Петербургской академии наук.

Тимоннье Бартелеми (Thimonnier Barthelemy) – портной, вошел в историю как изобретатель первой функциональной швейной машины. О его изобретении узнали в 1830 году. В машине Тимоннье применялась только одна нить и игла с крючком, которая делала такой же стежок, как и при вышивании. К большому сожалению и изумлению Тимоннье, его изобретению были не рады: изобретателя чуть не убили разъяренные французские портные, поскольку новое изобретение могло лишить их рабочих мест. Свое негодование они выразили в поджоге швейной фабрики Тимоннье.

Фабр Анри (Fabre Henri) – изобретатель гидросамолета. 28 марта 1910 года был осуществлен первый удачный взлет гидроплана с поверхности воды. Это произошло во Франции, в Мартенке (Martinque). За штурвалом гидроплана сидел его изобретатель Анри Фабр. Роторный двигатель мощностью в 50 лошадиных сил привел в действие гидроплан, пролетевший 1650 футов над водой. Гидроплан, которым управлял Фабр, был прозван «Ле Канар» («Le Canard»), что означает «утка».

Ферма Пьер (Fermat Pierre) (1601 – 1665) – знаменитый французский математик. Он прославился как один из создателей аналитической геометрии и теории чисел, автор трудов по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых величин и оптике.

Очевидно, ассоциация, приходящая в голову мало‑мальски грамотного человека, который слышит имя Ферма, – это теорема. Знаменитая теорема Ферма в общем виде остается недоказанной. Дело в том, что сам Ферма, высказавший эту теорему не оставил ее доказательства. До сих пор математики всего мира бьются над тем, чтобы прославить свое имя и поставить его в один ряд с именем Ферма.

А теперь немного из биографии ученого. Пьер был сыном торговца; он изучил законоведение и с 1631 года до конца жизни был советником Тулузского парламента. Ферма поражал соотечественников разносторонностью своих способностей, которые не ограничивались математикой. Ферма владел южноевропейскими языками, латинским и греческим, он вошел в историю также как гуманист и поэт, писавший французские и латинские стихи. Он комментировал древних писателей – Атенея, Полиенуса, Синезиуса, Теона Смирнского и Фронтина, исправил текст Секста Эмпирика.

При жизни Ферма о его математических работах стало известно главным образом благодаря обширной переписке, которую он вел с другими учеными, преимущественно с Мерсеннем, Робервалем, Паскалями (и сыном, знаменитым Блезом, и его менее знаменитым отцом Этьенном), Декартом и другими. Сам Ферма напечатал только два своих произведения: геометрическую диссертацию, вышедшую в Тулузе в 1660 году вместе с приложением к ней, и анонимную статью без заглавия, вошедшую в качестве «первой части второго прибавления» в состав книги иезуита Лалувера, вышедшей в том же году тоже в Тулузе.

Пьер Ферма (1601 – 1665)

 

Этих работ Ферма оказалось вполне достаточно для единогласного его признания современниками одним из выдающихся математиков. Значительной заслугой Ферма перед наукой является введение им бесконечно малой величины в аналитическую геометрию, подобно тому как несколько ранее это было сделано Кеплером в отношении геометрии древних.

Фуко Жан Бернар Леон (Foucault Jean Bernard Léon) (1819 – 1868) – французский физик. В 1850 году он определил скорость света в воздухе и воде методом, названным его именем. Фуко доказал, что скорость света в воде ниже, чем в воздухе. Годом позже он провел опыт с маятником, известным всем со школьной скамьи (маятник Фуко). Свое изобретение Фуко использовал, чтобы измерить вращение Земли.

Именно Фуко в 1852 году ввел название «гироскоп» (gyroscope) для прибора, состоящего из колеса или ротора, закрепленного на карданном подвесе, благодаря чему ось вращения гироскопа имеет возможность свободно поворачиваться в пространстве. Фуко использовал гироскоп для дальнейшего изучения вращения Земли.

В 1858 году ученый усовершенствовал зеркала, используемые в зеркальных телескопах.

В 1860 году Фуко удостоился почетного звания иностранного члена‑корреспондента Петербургской академии наук. Он обнаружил электрические вихревые токи (токи Фуко).

Эйфель Гюстав (Eifel Gustave) (1832 – 1923). К кому же нам отнести Гюстава Эйфеля – к людям искусства или к изобретателям? Трудно ответить на этот вопрос: ведь, с одной стороны, Эйфелева башня – это произведение искусства. Оно может кого‑то приводить в восторг, у кого‑то вызывать неподдельный ужас своими неуклюжими монстроподобными железными конструкциями. Но важно одно – эта башня, как истинный шедевр, не может оставить никого равнодушным, так же как произведения Пикассо или Дали. И это неравнодушие и есть лучший показатель гениальности творения и его автора. С другой стороны, Эйфелева башня – это своего рода изобретение, архитектурное ноу‑хау. Поэтому мы расскажем о ее создателе в этом разделе, посвященном изобретателям.

Александр Гюстав Эйфель родился в Дижоне 15 декабря 1832 года. То, что он создал башню, знают практически все образованные люди мира, а вот то, что он спроектировал внутреннюю структуру статуи Свободы, подаренной впоследствии американцам, знают далеко не все. Но и на этом деяния Эйфеля, естественно, не заканчиваются. По всей Франции разбросаны творения этого великого архитектора – мосты, виадуки[54]и прочие стальные конструкции.

Гюстав развернул активную строительную деятельность почти сразу же после окончания в 1855 году коллежа искусства и промышленности в Париже. Он специализировался на постройке стальных конструкций. Первым значительным творением Эйфеля был стальной мост в Бордо, построенный в 1858 году. Затем появились арочные стальные конструкции для здания галереи машин Парижской выставки 1869 года.

В 1877 году он построил мост через реку длиной 162 м и виадук в южной Франции, долгое время остававшийся самым высоким в мире – его высота составила 120 м. Эйфель был одним из первых инженеров, применивших сжатый воздух в кессонах при строительстве опор мостов. Он также разработал подвижный купол для астрономической обсерватории.

В 1881 году Эйфеля пригласили в качестве инженера для участия в строительстве Панамского канала. Во главе французской компании, занимающейся этим строительством, стоял Фердинан де Лессе (Ferdinand de Lesseps), ранее хорошо зарекомендовавший себя на строительстве Суэцкого канала. Семь лет спустя после начала строительства, в 1888 году, разгорелся настоящий скандал: компания обанкротилась, что больно ударило по тысячам мелких держателей ее акций. Лессе и Эйфель были обвинены в коррупции, однако справедливый французский суд во всем разобрался и возложил вину за происходящее на Лессе, сняв все обвинения с Эйфеля. Лессе был приговорен к тюремному заключению, однако приговор так и не был приведен в исполнение.

Нет худа без добра – благодаря развалу панамского проекта у Эйфеля освободилось время, которое он мог использовать для создания своего шедевра, над которым начал работу в 1887 году. «Сдача в эксплуатацию» Эйфелевой башни была приурочена к открытию Всемирной парижской выставки в 1889 году, которая, в свою очередь, организовывалась в ознаменование сотой годовщины Французской революции. Всемирная ярмарка, или, как ее еще называли, Универсальная выставка 1889 года (Exposition Universelle de 1889), была чрезвычайно успешным мероприятием и, в отличие от массы других всемирных ярмарок, принесла прибыль организаторам. Может быть, главную роль в этом сыграла именно Эйфелева башня – 300‑метровое железное чудо, послужившее главным аттракционом на выставке. До 1930 года башня оставалась высочайшим сооружением в мире.

Начало строительства Эйфелевой башни

 

Благодаря удивительной точности во всем, что делал Эйфель, великий инженерный проект под названием «Эйфелева башня» был сдан точно в срок. Эйфель не только умело руководил технической стороной строительства, его также заботила и безопасность рабочих. За время возведения гиганта погиб только один человек. Это поистине феноменальный показатель, если вспомнить, что дело происходило в период варварского капитализма, когда к голосу профсоюзов никто не прислушивался. К тому же утверждают, что этот единственный пострадавший пал жертвой собственной глупости – он свалился с первой платформы, «рисуясь» перед своей девушкой, чтобы доказать ей, какой он «крутой».

Итак, после фиаско, которое Эйфель потерпел на Панамском канале вместе с Фердинаном де Лессе, он начал свои эксперименты, чтобы доказать полезность своей башни. Он уже давно стал проявлять интерес к тому, что на переломе столетий называлось авангардной наукой: метеорологии, радиотелеграфии и аэродинамике. В 1889 году Эйфель стал приспосабливать верхушку башни под обсерваторию, с которой можно было бы измерять скорость ветра. Он также оказывал поддержку другим ученым в их научных экспериментах, включая гигантский маятник Фуко, ртутный барометр и первый эксперимент с радиопередачей.

Всемирная выставка в Париже, 1937 год

 

После экспериментов в метеорологии Эйфель переключил свое внимание на изучение ветряных эффектов и сопротивления воздуха, то есть на ту науку, которая впоследствии будет названа «аэродинамикой» и которая стала опорой военной и коммерческой авиации, равно как и ракетной технологии. Чтобы заниматься этими вопросами профессионально, Эйфелю пришлось расширить свои знания в области авиации. Некоторое время спустя он построил на Марсовом поле аэродинамическую трубу, которая использовалась с 1909 по 1911 год. Эта труба отвечала целям лабораторных экспериментов, но была несколько маловата для изучения аэропланов. Однако Эйфель при помощи нескольких инженеров провел более 5000 испытаний в этой лаборатории. Практически все пионеры авиации проводили здесь испытания. В 1911 году была построена новая аэродинамическая труба, которая используется и по сей день.

В период между 1912 и 1914 годами Эйфель начал эксперименты с военным оборудованием для самолетов‑истребителей Первой мировой войны. В 1917 году в лаборатории Эйфеля был сконструирован очень продвинутый на то время моноплан‑истребитель.

Работа Эйфеля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие аэродинамики. НАСА[55]использовало многочисленные эксперименты, проводимые Эйфелем в аэродинамической трубе и с пропеллерами, для тренировки своих астронавтов.

 

Date: 2015-12-13; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию