![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Наука и техника. Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в
Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку. 4.1. Государственная политика в области науки. В первой четверти XVIII в. впервые в истории России процессы накопления научных знаний и их рационального теоретического осмысления получили мощную поддержку государственной власти. Целенаправленная государственная политика в значительной мере способствовала быстрому развитию отечественной научной мысли. • Основные научные учреждения. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. – Императорская Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла три «класса»: математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две Камчатские (1725–1730 и 1733–1743). Академия наук располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. Открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей – стала подразделением Академии. • Научные кадры. Иностранные и российские специалисты. В первой половине столетия своих ученых в России было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты, что, с одной стороны, способствовало приобщению России к достижениям европейской науки, с другой – иногда наносило ущерб развитию отечественной научной мысли. В Петербургской Академии наук работали такие выдающиеся иностранные ученые, как основатель гидродинамики Д. Бернулли; автор нескольких сотен работ по механике, астрономии и кораблестроению Л. Эйлер; ботаник И. Гмелин; естествоиспытатель К. Вольф и др. Они внесли большой вклад в русскую науку, отстаивали ее честь в Западной Европе. В то же время нередко в Петербургской Академии наук оказывались и люди, не заботившиеся об интересах российской науки. Среди них советник академической канцелярии И. Шумахер, названный Ломоносовым «всех профессоров гонителем»; его преемник И. Тауберт, не желавший допускать в академическую среду русских ученых; один из авторов норманнской теории происхождения Русского государства историк Г. Байер, изучавший русскую историю, не владея русским языком. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М. В. Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых. Академиками стали физик Г. В. Рихман, географ и этнограф С. П. Крашенинников и др. М. В. Ломоносов (1711–1765) обладал энциклопедическими познаниями, его исследования обогатили многие отрасли знаний: он открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества. Ломоносов внес большой вклад в развитие как естественных, так и гуманитарных наук. Будучи не только великим ученым, но и выдающимся организатором русской науки, Ломоносов сыграл важную роль в подготовке отечественных ученых. 4.2. Естественные науки. Наибольшее развитие в Петровскую эпоху получили отрасли знаний, необходимые для создания сильной армии и флота, обеспечивающие успешную внешнюю политику, подъем промышленности и торговли. Это обусловило быстрое развитие естественных наук. • География, геология, картография, этнография, ботаника. Уже в начале века было начато активное изучение природных ресурсов страны, имевшее в первое время чисто практическое значение: изучение природных ресурсов было необходимо для строительства новых заводов для выплавки чугуна, меди и серебра. Были открыты залежи каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка. Велись работы по разведке бакинской нефти. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. В Забайкалье были найдены залежи серебра. Изучение земных недр способствовало также развитию науки. В то же время были организованы экспедиции, имевшие преимущественно научные цели. В 1713–1714 гг. экспедиции И. М. Евреинова и Ф. Ф. Лужина впервые побывали на Курильских островах. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Эта экспедиция под руководством Д. Мессершмидта собрала ценные сведения о природе, истории, экономике и этнографии Сибири. Вторая Камчатская экспедиция (1733–1743) под руководством В. Беринга достигла берегов Аляски. Ее участниками были С. И. Челюскин и братья Лаптевы, описавшие побережье Сибири. Другой участник экспедиции, ученый-натуралист И. Гмелин опубликовал свои путевые наблюдения «Путешествие по Сибири» и четырехтомный труд «Флора Сибири», в котором описал более тысячи видов растений. С. П. Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое «Описание земли Камчатки». Карта Каспийского моря Ф. Соймонова и К. Вердена (1720) внесла коренное изменение в представления современников о береговой линии Каспийского моря. Большой вклад в развитие географии и картографии внесли В. Киприянов, А. Зубов и Я. Брюс, трудами которых были составлены карты Балтийского и Азовского морей, бассейна Дона. Обследования внутренних районов Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского» (к этому времени подобный атлас имела только Франция). • Химия. Большой вклад в развитие отечественной химической науки внес М. В. Ломоносов. Он был создателем теории атомно-молекулярного строения вещества и одним из основоположников физической химии. • Физика. Благодаря трудам Ломоносова, Рихмана и других ученых шло становление отечественной физики. 4.3. Техника. Накопление научных знаний способствовало развитию технической мысли. В петровское время механик А. К. Нартов изобрел ряд оригинальных станков и различных конструкций, в том числе токарно-копировальный станок, оптический прицел и многое другое. В то же время большинство отечественных достижений не использовалось, предпочтение отдавалось европейской технике. 4.4. Гуманитарные науки в первой четверти XVIII в. развивались не так интенсивно, тем не менее и здесь были достигнуты некоторые успехи. • История. – Петр I уделял особое внимание имевшим общественно-политическую значимость проблемам военной и современной истории. По его поручению был написан ряд сочинений (в том числе «Гиштория Свейской войны»), призванных дать историческое обоснование прав России на отвоевание у Швеции побережья Балтийского моря и прославить деятельность Петра. Однако эти сочинения носили скорее публицистический, чем научный характер. – Во второй четверти XVIII в. первый обобщающий труд по истории России («История Российская с древнейших времен») написал русский государственный деятель, историк и географ В. Н. Татищев. Значительный вклад в изучение источников по истории Древней Руси сделал Ф. И. Миллер. Он первым опубликовал «Степенную книгу», был издателем трудов Татищева и автором «Истории Сибири». Ряд исторических сочинений принадлежит М. В. Ломоносову, активно боровшемуся с норманнской теорией. • В XVIII в. началось становление отечественной филологии. Придворный поэт В. К. Тредиаковский написал учебник по теории поэзии «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором сформулировал принципы русского силлаботонического стихосложения. В середине столетия была издана «Российская грамматика» Ломоносова – первая научная грамматика, подготовившая почву для создания современного русского языка. Литература Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка. 5.1. Основные особенности. • Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов. • Введение Петром I гражданского алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук, не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность. • Середина столетия характеризовалась активным творческим поиском. Если для литературы первой трети столетия характерно взаимопроникновение и сочетание «старины» и «новизны», то со второй трети «новизна» решительно одерживала верх. 5.2. Жанры. В рамках традиционных литературных жанров появились новые сюжеты, новые герои, выражались новые идеи. В то же время формировались новые жанры. • Одним из господствующих жанров по-прежнему оставалась бытовая повесть. Наиболее известна «Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли», в которой традиционный для XVII в. сюжет сочетается с отражением новых идей. Главный герой произведения, Василий Кариотский (поехавший за границу учиться и женившийся на королеве) стал символом Петровской эпохи, открывшей дорогу к высшим государственным должностям талантливым, но незнатным людям. • Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708–1744). Его главные сатиры («Куму своему» и «Филарет и Евгений») защищают петровские преобразования. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира. • Широкое распространение в Петровскую эпоху получила любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской «галантной поэзии». Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в. 5.3. Стилевые направления. Выдающиеся литераторы этого периода были в то же время и филологами-теоретиками (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов), которые вырабатывали новые формы языка и стиха, соответствовавшие новому содержанию. В результате складывался стиль – художественное направление, характеризовавшееся единством общественно-исторического содержания, художественно-образных принципов, средств, приемов. Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм, отличительными чертами которого являются установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам, героическим образам. Типичными жанрами литературы классицизма являются ода (торжественное, патетическое, прославляющее поэтическое произведение) и трагедия. • Первую оду, первые элегии и сонеты на русском языке написал В. К. Тредиаковский, бывший не только первым профессиональным писателем и поэтом, написавшим множество од, воспевавших величие русских императриц, но и реформатором русского языка. Известность ему принесли учебник по теории поэзии и ряд литературно-критических работ («Рассуждение об оде вообще», «Рассуждение о комедии вообще» и др.). • Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М. В. Ломоносов разработал теорию «трех штилей», в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка. 5.4. Устное народное творчество. Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы. • Известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни – от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в «Плачах войска» о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде. • В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных «гулящих людей», которым некуда «кинуться» от «крепких караулов». В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине «удалым молодцам» казакам противопоставляются виновники народных бед – «собаки» воеводы и бояре. • Большое распространение получили духовные стихи, в которых крестьяне пели о надеждах на райскую жизнь после смерти. Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав |