Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и просвещение
3.1. Петровские реформы. Государственная политика в области образования. При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах. • Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. • Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться. • Распространению грамотности, развитию светской школы и активизации книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708–1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым «гражданским» печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел – арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого и переиздана «Грамматика» М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 г. было напечатано около 300 гражданских книг, но небольшими тиражами. • Формирование системы учебных заведений. Возраставшие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений. В первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян». – Система начального и среднего общего образования осталась практически неразвитой. В 1714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование). – Ориентация системы образования на подготовку специалистов обусловила наибольшее развитие системы профессиональных учебных заведений. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. эта школа преобразована в Морскую академию. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В это же время были созданы Артиллерийская (1701) и Инженерная(1712) школы, Медицинское училище (1707), на уральских заводах создавались горнозаводские училища. При всех профессиональных школах существовали подготовительные отделения, в которых обучали письму, чтению и арифметике. – Высшая школа находилась на стадии становления. Для подготовки научных кадров при созданной указом Петра I в 1724 г. Академии наук и художеств (первое научное собрание прошло в 1725 г.) были открыты Академический университет к Академическая гимназия. 3.2. Образование во второй четверти XVIII в. • Система образования развивалась, приобретая все более сословный характер. – Подготовка дворян к офицерской службе в армии и на флоте осуществлялась в открывшемся в 1731 г. Шляхетском (дворянском) корпусе (в дальнейшем он разделился на сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный). Морская академия была преобразована в Морской шляхетский корпус (1752), Артиллерийская школа – в Артиллерийский корпус и т. д. К придворной службе дворянских детей готовил открывшийся в конце 50-х годов Пажеский корпус. Начальное образование дворян осуществлялось через систему частного обучения, прежде всего на дому. Это была единственная форма обучения, доступная лицам женского пола, для которых был закрыт доступ в учебные заведения. – Дети духовенства учились в епархиальных школах, духовных семинариях и академиях. – Дети разночинцев и купцов могли учиться в различных профессиональных (медицинских, горных, коммерческих) и профессионально-художественных учебных заведениях. – Рекрутские дети обучались в гарнизонных школах, готовивших для армии унтер-офицерский состав. – Дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование. • Выдающимся событием в жизни страны было открытие в 1755 г. по инициативе и проекту М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова Московского императорского университета и гимназии при нем. В соответствии с идеями Ломоносова университет был создан для «генерального обучения разночинцев», что противоречило установившимся принципам и явилось важным шагом на пути формирования единой системы бессословного образования. 3.3. Итоги. К середине XVIII в. были достигнуты значительные, по сравнению с предшествующим периодом, успехи в деле распространения грамотности, но образование не было всеобщим и одинаковым для всех категорий населения; оно оставалось практически недоступным для крестьян и подавляющей части женщин. В стране сложилась система замкнутых сословных учебных заведений. Date: 2015-12-13; view: 341; Нарушение авторских прав |