Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательской деятельности





Создание собственного предприятия и выполнение предприниматель­ских функций — чрезвычайно сложное и рискованное дело, которое тре­бует больших силы воли, затрат энергии, целеустремленности и т. п. При благоприятных условиях эти усилия вознаграждаются присвоением зна­чительных доходов, приобретением экономической власти, признанием в обществе, реализацией основной цели индивидуума. Человек, который решил заняться предпринимательской деятельностью, должен сопоста­вить эти затраты и результаты, хотя на этапе предпринимательской идеи это сделать очень трудно.


3.1. Субъекты предпринимательской деятельности

Предпринимательствоособый вид хозяйственной деятельности, при котором предприниматели самостоятельно решают: что, сколько, для кого производить, какие для этого нужно выбрать ресурсы. Предприниматели полностью отвечают за результаты данной деятельности. Поэтому основ­ным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприни­матель. Его деятельность неразрывно связана сложными экономически­ми отношениями и с другими субъектами: государством, потребителем, наемными работниками.

Основными типами предпринимателей выступают:

- собственник или совладелец предприятия;

- арендатор-хозяйственник, который обеспечивает процесс производст­ва товаров или предоставления услуг на арендованных средствах про­изводства;

- предприниматель-менеджер (специалист в области управления пред­приятием).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ), предпринимательской деятельностью могут заниматься дееспособные физические и юридические лица (коммерческие организации, иностран­ные граждане, лица без гражданства, иностранные организации).

Физическое лицо — это гражданин, который занимается предпринима­тельской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предприни­мательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельно­сти. Но для занятия некоторыми видами предпринимательской деятель­ности гражданин должен иметь специальное или высшее образование, а в отдельных видах деятельности — и необходимый уровень физического здоровья.

Право предпринимательской деятельности наступает с момента госу­дарственной регистрации гражданина в качестве индивидуального пред­принимателя и получения свидетельства индивидуального предпринимателя. В соответствии с гражданским законодательством для отдельных категорий дееспособных граждан существуют ограничения права заниматься предпри­нимательской деятельностью. Не имеют права, например, заниматься пред­принимательской деятельностью государственные служащие.

Юридическое лицопредприятие, организация, учреждение, которое выступает единым самостоятельным носителем прав и обязательств.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ признаки юридического лица состоят в том, что это, прежде всего, — организация, то есть определенным обра­зом организованное объединение лиц, которое:

- имеет обособленное имущество;

- отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

- несет обязанности;

- выступает в качестве истца и ответчика в суде;

- имеет самостоятельный баланс и смету.


Юридические лица могут быть двух типов:

коммерческие, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности; _ некоммерческие, не преследующие в качестве основной цели извлече­ние прибыли и не распределяющие полученную прибыль между уча­стниками. В соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 23.12.2003), они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотрен­ных федеральными законами. Для выполнения уставных положений они могут заниматься предпринимательской деятельностью.

Рассмотрев субъекты предпринимательских отношений, необходимо обратиться к объектам предпринимательской деятельности, с которыми непосредственно связана категория "предпринимательская идея".

3.2. Предпринимательская идея и ее воплощение в хозяйственной деятельности

Практическая деятельность, наделенная творческими элементами, имеет определенные признаки. Так, наиболее важным из признаков, твор­ческого процесса, является наличие идеи.

Важна идея и в предпринимательстве. Она исходно присутствуют в ка­ждом начинании предпринимателя, определяет дальнейшее развитие предприятия. Предпринимательская идея представляет собой специфиче­ский продукт интеллектуальной деятельности человека, является относи­тельно законченным результатом творчества предпринимателя, в послед­ствии принимающей материализованную форму.

Понятие "идея" раскрывает мысленную форму познания явлений и процессов объективной действительности, отражающую осознание цели и путей ее практической реализации. Исходя из этого, можно определить сущность предпринимательской идеи как конкретное целостное знание о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпри­нимательской деятельности, а также четкое осознание ее цели, путей и средств достижения.

Отдельными элементами такого целостного знания выступают:

1) осознание необходимости работать на грани своих способностей (физических, умственных, организаторских и др.);

2) отказ от предшествующего вида занятий, профессии и т. п.;

3) стремление стать собственником, прежде всего, собственником предприятия (а следовательно, отказ от работы на других лиц);

4) стремление постоянно увеличивать свое благосостояние путем созда­ния товаров и услуг, необходимых обществу;

5) стремление таким образом реализовать свою жизненную цель, до­биться признания в обществе и даже влиять на политику;

6) четкое осознание путей получения ресурсов для создания собствен­ного дела или использования собственных накоплений в случае за­труднений при его создании;


7) знание определенного вида предпринимательской деятельности, пу­тей создания предприятия в соответствующей сфере или отрасли на­родного хозяйства;

8) умение выбрать оптимальную организационную и организационно-правовую форму будущего предприятия;

9) знание потенциальных рисков, которые ожидают предприятие, и уме­ние управлять ими, нейтрализовать их самые худшие, отрицательные стороны;

10) знание основ бухгалтерского и экономического учета, умение орга­низовать его на предприятии;

11) знание внешних факторов, которые влияют на предпринимательскую деятельность: действующего законодательства, форм и средств эко­номической политики, конкуренции со стороны иностранных това­ропроизводителей.

В процессе реализации предпринимательской идеи на первый план встают такие вопросы, как определение сегмента рынка, поиск рыночной ниши. Понятия "предпринимательская идея", "сегмент", "ниша" близки друг к другу.

Сегментация рынкаразбивка рынка на четкие группы (сегменты) в зави­симости от типа потребителей, товаров, конкурентов и других факторов.

Рыночная нишаограниченная по масштабам, с резко очерченным чис­лом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявлять свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами. Ры­ночная ниша определяется таким продуктом предприятия, который явля­ется исключительным по своим качествам и преимуществам по сравне­нию с продуктами других производителей. Рыночная ниша представляет собой свободный (частично или полностью) рыночный сегмент.

По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерче­ский успех (то есть не только окупающего все затраты на разработку и введение на рынок, но и обеспечивающего определенную рентабельность производства), необходимо в среднем изучить нескольких десятков но­вых идей. Для успешной деятельности в конкретном рыночном сегменте необходима "удачно выбранная" рыночная ниша. Реальное обеспечение такой ниши, в свою очередь, требует конкурентоспособного продукта, исключительного по своим качествам и преимуществам.

Источниками идеи предпринимательской деятельности могут быть:

- знания, полученные при изучении экономических дисциплин;

- опыт в этой сфере родителей, родственников и знакомых;

- сведения, полученные из средств массовой информации, о потребно­стях потенциальных покупателей в новых товарах и услугах;

- результаты теоретических и прикладных исследований;

- идеи потенциальных конкурентов;

- публикации в профессиональных изданиях;

- информация о патентах и лицензиях.

Осмысление идеи предпринимательской деятельности предполагает глубокие профессиональные знания путей создания предприятия и т. п.


Свой выбор потенциальный предприниматель должен осуществлять,

опираясь на такие принципы, как:

_ оптимизация объемов финансовых ресурсов для создания предприятия;

_ наиболее быстрое получение ожидаемого результата;

_ минимизация рисков при максимизации благоприятных условий ма­териально-технического снабжения и реализации товаров и услуг;

_ получение поддержки от государства;

- активизация потребительского интереса к предприятию и т. д.

Значимым элементом процесса реализации предпринимательской идеи является умение выбрать оптимальную сферу деятельности, к кото­рым можно отнести:

1. Производственное предпринимательство процесс производства товаров, осуществления работ для их реализации потребителям. Оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др.

2. Коммерческо-торговое предпринимательство. Связано с реализаци­ей произведенной продукции, доведением ее до потребителя на основе купли-продажи. Оно выполняет товарно-денежные и торгово-обменные операции на основе соглашений по купле-продаже или перепродаже то­варов и услуг.

3. Финансово-кредитное предпринимательство. Основано на том, что предметом купли-продажи в этой сфере деятельности выступают ценные бумаги, валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется система рыноч­ных институтов, включающая в себя: коммерческие банки, финансово-кредитные компании, фондовые, валютные биржи и другие специализи­рованные организации. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осу­ществляться профессиональными участниками.

В Федеральном законе РФ от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конку­ренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 24.12.2002) определены такие понятия, как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финан­совая организация.

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг осу­ществляется на рынках: ценных бумаг, страховых, банковских и иных финансовых услуг.

4. Предпринимательские услуги предоставляются по договоренности
разово или длительно и регулярно. В соответствии с принятой в развитых
странах классификацией к сфере услуг относятся услуги материально-
производственного и нематериального (невещевого) характера.

К услугам материально-производственного характера, предоставлением которых может заняться предприниматель,, принадлежат:

- часть услуг транспорта, торговли, связи;

- материальные услуги населению;

- гостиничные услуги;

- услуги по производству и обороту (организация и отладка управления производством: создание предприятий, приватизация, переход на дру-


гие формы собственности и организационно-правовые формы, ауди­торские услуги и т. п.);

- разнообразные научно-исследовательские и вспомогательные лабора­
тории, проектно-конструкторские бюро; агентства по прокату обору­
дования, набор текстов и стенография, проектирование интерьеров,
изготовление и украшение витрин и др.

К услугам нематериального (невещевого) характера относят услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, хозяйственного использова­ния недвижимости, страхования, юридические и др.

і В развитых странах мира почти 7 5% трудоспособного населения за­нято в сфере предпринимательских услуг. В России здесь пока за­нято около 25% трудоспособного населения. Привлекательность этой сферы обусловлена тем, что здесь для открытия своего дела необ­ходима меньшая сумма начального капитала нежели в других сферах. Во многих случаях для этого можно использовать собственное жилье

•и специальные знания о технологиях производства.

Основная задача предпринимателя, направленная на воплощение новой идеи — создать конкурентоспособную продукцию. Ее реализация возможна на основе разработки маркетинговой, сбытовой политик предприятия.

Самая сложная проблема для предпринимателей — дефицит ресурсов для организации собственного дела. Серьезными преградами являются: недостаток квалифицированного персонала; трудность приобретения не­обходимого сырья и материалов, помещений и оборудования; недоста­точная собственная квалификация; затрудненный доступ к технологиче­ской, правовой, маркетинговой информации.

3.3. Особенности международного предпринимательства

Деятельность многих предприятий осуществляется не только в границах отдельных стран, но и связана с перемещением товаров, услуг, капита­лов, рабочей силы за государственные границы, то есть с международ­ным предпринимательством. Ныне на планете существует приблизитель­но 230 независимых стран, предприятия подавляющего большинства из которых ведут внешнеэкономическую деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия — это деятельность, связанная с перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы за гра­ницу, с осуществлением общих производственных операций с предприятиями других стран.

Деятельность предприятий, связанная с перемещением товаров и услуг, а, следовательно, и денег, которые обслуживают эти операции, осуществ­ляется в сфере международной торговли. К внешнеторговым принадлежат операции предприятия, тесно связанные с экспортом и импортом това­ров и услуг. Перед тем, как заняться ими, предприятие должно:

- четко определить цель проведения таких операций;

- наиболее полно выявить свои экспортные возможности, которые зависят от конкурентоспособности продукции и объемов ее производства;

- провести комплексную оценку внешнеэкономической политики соб­ственного государства и страны зарубежного партнера.


Следующей сферой внешнеэкономической деятельности предприятий является деятельность, связанная с перемещением национального капи­тала через границы, или экспорт и импорт капитала. Вывоз капитала — это его экспорт за границу и размещение с целью получения максимальных прибылей. Экспорт капитала осуществляют в двух основных формах — предпринимательской и ссудной:

_ вывоз предпринимательского капитала — это инвестиции в промыш­ленность, транспорт, сельскохозяйственные, банковские предприятия и т. п. путем нового строительства или покупки уже существующих предприятий через механизм приобретения их акций. Таким путем образуется собственность за границей. При вывозе предприниматель­ского капитала инвестиции разделяют на:

. прямые, дающие возможность осуществлять контроль над предпри­ятием (для этого достаточно приобрести до 10% акций);. и портфельные, дающие право не на контроль, а лишь на получе­ние прибыли). Вместе с ними предоставляют маркетинговые, управ­ленческие, инжиниринговые услуги, осуществляют лизинговые операции, которые содержат определенные инвестиционные воз­можности; - ссудный капитал вывозят в форме кратко- или долгосрочных ссуд и кредитов. Это дает возможность получать фиксированный доход в ви­де процента и не приводит к образованию за границей собственности.

Общую сумму капитала, который функционирует за границей, со­ставляют иностранные инвестиции. Со временем их источник расширя­ется за счет капитализации добавочной стоимости, использования амор­тизационных отчислений, выпуска акций и др.

Основным субъектом вывоза капитала в современных условиях явля­ются транснациональные корпорации (ТНК). К концу XX века активы 500 мощнейших ТНК составляли свыше 35 трлн. долл. В начале нового столетия активизировался процесс вовлечения в международное финансовое предпринимательство малых предприятий.

Важными особенностями вывоза капитала в современных условиях являются постоянное возрастание доли прямых инвестиций по сравне­нию с портфельными, направление основных потоков инвестиций в раз­витые страны мира и др.

Следующей важной формой межгосударственных хозяйственных свя­зей выступает международная миграция рабочей силыпроцесс перемеще­ния наемных работников за границы страны с целью поиска новых мест работы и жительства. В ходе этого процесса формируется мировой рынок рабочей силы, который оказывает влияние как на международное, так и

I

национальное предпринимательство отдельных стран. І В наше время ежегодно в поисках работы, лучших условий жизни миг-Ігрирует почти 25 млн. человек (в начале 80-х гг. прошлого века — до I 20 млн. человек). Численность иностранных работников в США в се-I,: редине 90-х гг. составляла приблизительно 7—8 млн., в странах Западной Европы — свыше 10 млн., в нефтедобывающих странах Ближ-I него Востока — почти 4 млн. человек.


Важной особенностью международной миграции рабочей силы в 90-е годы прошлого века стали как массовая миграция трудоспособного насе­ления внутри стран СНГ, так и миграционные потоки из СНГ в разви­тые страны.

Например, по данным Федеральной миграционной службы МВД РФ в на­шу страну ежегодно прибывает около 24 млн. иностранных граждан, •из них трудовую деятельность осуществляют до 3,5 млн. чел. Одна-I ко через базы данных этой службы проходит лишь 350 тыс. работни­чков, остальные работают нелегально.

Все попытки перекрыть поток иностранной рабочей силы в нашу страну бесперспективны. Имея 13% мировой суши, заселенной всего 2,5% населения планеты, наша страна имеет объективные условия для привлечения работников из ближнего и дальнего зарубежья:

- во-первых, действует мощный фактор внешнего миграционного давления;

- во-вторых, в России нарастают демографические проблемы. Так, если в 2000 году нехватку рабочих рук испытывали 6% предприятий, то в 2002 году - 27%.

Государство регулирует миграцию рабочей силы. Развитые страны мира стараются проводить такую иммиграционную политику, которая оказывала бы содействие привлечению иностранных работников с целью притока и использования наиболее трудоспособной, мобильной рабочей силы в расцвете физических и умственных способностей.

Государственное регулирование международной миграции рабочей силыопределенная совокупность форм и методов целенаправленного влияния на ми­грационное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям национальной экономики, прежде всего, расширенного вос­производства крупного капитала.

В России в последние годы приняты новые законы (Федеральный за­кон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2004); Федеральный закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 02.11.2004), вводятся специальные миграционные карты, по­вышаются требования к отечественным работодателям, приглашающим иностранцев на работу.

Кроме государственного, существует и надгосударственное регулирова­ние миграции рабочей силы. Этот процесс в современных условиях бази­руется на правовых нормах и правилах, зафиксированных в документах международных организаций, прежде всего, Международной организа­ции труда (МОТ). При этом государства, которые ратифицировали меж­дународные конвенции, признают приоритет международного права над национальным.

Важной формой международных хозяйственных связей является научно-техническое предпринимательство. Наиболее эффективно оно развивается в рамках Европейского Союза. С этой целью создается необходимая инфра­структура, финансируются, прежде всего, те виды научно-технических про­грамм и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которые необходимы для удовлетворения общих интересов стран союза.


g реализации этих программ могут принимать участие отдельные фирмы, компании.

Кроме международного предпринимательства, связанного с основны­ми формами международных экономических отношений (мировой тор­говлей, вывозом'капитала, международной миграцией рабочей силы), в рамках мирового хозяйства функционируют и развиваются отдельные формы общего предпринимательства. К ним принадлежат, прежде всего, свободные экономические зоны, технополисы, оффшорные компании и совместные предприятия.

Свободная экономическая зона (СЭЗ)форма организации предприни­мательской деятельности на определенной части территории страны, в гра­ницах которой устанавливаются особые правила экономической деятельно­сти. Целями создания СЭЗ являются: _ привлечение иностранных инвестиций;

- создание новых рабочих мест;

- освоение и внедрение в производство прогрессивных технологий;

- увеличение производства товаров как на экспорт, так и на внутрен­ний рынок;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обмен передовым управленческим опытом и др.

В международной практике насчитывается свыше 20 разновидностей СЭЗ: таможенные, беспошлинные, экспортные, производственные, внешне­экономические, совместные предприятия и т. п. Они могут быть как комплексными, так и определенного функционального типа: транзитные, таможенные, экспортные, банковские, туристические и др.

На территории СЭЗ действуют льготные налоги, таможенные, валют-но-финансовые и прочие соответствующие условия деятельности как национальных, так и зарубежных субъектов предпринимательства. Со­ставными элементами таких зон являются: свободные порты, беспо­шлинные составы, транзитные зоны и т. п.

■'Всего к концу 90-х годов прошлого века, по оценкам специалистов, Щ в 84 странах функционировало около 1200 СЭЗ различного рода, в том :> числе: около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных пар­ії ков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон спе-I циального назначения (оффшорные зоны, эколого-экономические рай-Коны, туристические центры и т. д.). На эти зоны приходится почти ■20% общего мирового торгового оборота.

Для предпринимателей-инвесторов выгода от СЭЗ состоит в умень­шении затрат на рабочую силу, сырье, энергоносители и др.

Наиболее развитым типом СЭЗ являются технополисы.

Технополис — самая высокая форма интеграции производительных сил (в частности, человека, науки, техники, информации), венчурного капитала, финансово-кредитных институтов и государства в процессе международно­го предпринимательства с целью ускоренного развития как экономики ре­гионов, так и отдельных стран на основе эффективного внедрения дости­жений научно-технического прогресса.


Основные структурные элементы технополисов: научно-исследовательские институты, крупные компании, инвестиционные банки, венчурные пред­приятия, консультационные фирмы по проблемам управления, вы­числительные центры, государственные органы. В узком значении техно­полисы — это центры новейших технологий.

Всего в мире существует свыше 300 технополисов, в том числе: вс Франции — приблизительно 50, в Германии — 30, Японии и США — пс 20. В странах СНГ их целесообразно создавать в границах свобод­ных экономических зон. В России развивается система из 10 техно­парков и технополисов, но их деятельность незначительна и в ос­новном носит формальный характер.

Такая ситуация привела к тому, что отечественные предприниматели стремятся создавать предприятия за рубежом. Законодательство боль­шинства стран мира признает право любых юридических и физических лиц независимо от их национальной принадлежности создавать компа­нии различных форм собственности на их территории.

■ По оценкам специалистов, за рубежом сейчас действует несколько десятков тысяч компаний с российским капиталом. Прямые россий­ские инвестиции оцениваются в размере от 15-20 млрд. до 100 млрд. долларов (без учета вложений физических лиц в недвижимость gза рубежом и небольшие пакеты ценных бумаг). Отечественные пред-■ приниматели создали за рубежом до 60 тыс. оффшорных компаний, на счета которых зачисляется зачастую нелегально вывезенный из Рос­сии капитал.

Основными формами инвестиций могут быть учреждение за рубежом новой компании со 100%-ным российским капиталом, в том числе:

- дочерней фирмы, зависимой компании, полностью самостоятельной компании;

- образование нового совместного предприятия с участием местного партнера;

- приобретение доли (пакета акций) в уже действующей за рубежом фирме;

- приобретение (поглощение) зарубежной компании;

- открытие представительства российской компании.

Оффшорный бизнес (от англ. off-shore — за берегом) — предпринима­тельство вне юрисдикции страны регистрации на территориях с льготным механизмом налогообложения для проведения финансово-кредитных операций с зарубежными партнерами в иностранной валюте.

Оффшорный бизнес получил распространение в середине 70-х годов прошлого века. К числу особенностей "оффшорных зон", делающих их привлекательными для зарубежных предпринимателей, относятся:

- налог на прибыль в "оффшорных зонах" (так называемых "налоговых гаванях") составляет всего 1—2%. Иногда вместо него обычно взима­ется ежегодный сбор, установленный в разных странах от 150 до 1000 долларов в год. Он не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов, дивиденды, банковский процент, платежи "роялти" и др. от­сутствуют;

- в "налоговых гаванях" максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается. Личности владельцев фирм не подлежат разглашению. Раскрытие их


имен может быть потребовано лишь в случае начала расследования по факту совершения уголовного преступления (мошенничества, неза­конной торговли наркотиками и Т. п.), однако и в этом случае имеют­ся определенные гарантии — в некоторых "гаванях" акции могут вы­пускаться на предъявителя;

_ в "оффшорных зонах" отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках. Они имеют право осуществлять и получать пла­тежи в любой валюте без каких-либо ограничений;

_ либеральность в отношении процедур управления фирмой. Управле­ние зачастую осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца;

- большинство стран, использующих оффшорные технологии для при­
влечения капиталов, не считают нарушение налогового и таможенно­
го законодательства уголовным преступлением. От фирм в "налоговых
гаванях" не требуется предоставления отчета по ведению счетов, нало­
говых деклараций, внешний аудит не всегда требуется.

В современных условиях наиболее быстрой формой выхода предпри­нимательской структуры на международный уровень является создание совместного предприятия — предприятия, основанного на объединении ре­сурсного потенциала отечественного и зарубежного партнеров, а также на общем управлении производством и собственностью, в том числе распреде­лении прибылей.

Такие предприятия создают с целью извлечения больших прибылей путем кооперации их производственной, сбытовой, научной деятельно­сти, привлечения ресурсов из-за рубежа при изготовлении товаров и ока­зании услуг.

Дополнительными мотивами их создания являются:

- расширение действующих производственных мощностей и снижение на этой основе производственных затрат, а следовательно, укрепление конкурентоспособности продукции;

- достижение этой цели на основе углубления специализации и коопе­рации производства, ускоренного обновления ассортимента товаров и услуг;

- экономия капиталовложений по всему комплексу ресурсов (природ­ных, материальных, трудовых, информационных) при создании новых мощностей;

- улучшение организационно-экономических отношений за счет обме­на управленческим опытом и совершенствования маркетинговых ис­следований;

- ослабление рисков (производственных, сбытовых, инвестиционных и т. п.) в период ухудшения экономической конъюнктуры в своей стране;

- проникновение на новые рынки сбыта, доступ к новым источникам сырья, энергии и др.

Организационно-правовой формой СП являются: акционерные товари­щества, общества с ограниченной ответственностью и прочие хозяйст­венные общества, а также предприятия, основанные на собственности


физических лиц двух или нескольких стран. При этом предприятия-партнеры сохраняют свою юридическую самостоятельность. Фирмы с иностранными инвестициями работают заметно эффективнее отече­ственных предприятий.

I К примеру, объем производства продукции в СП на одного работника I почти в 3 раза выше соответствующего показателя на отечественных промышленных предприятиях, а фондоотдача — на 42%.

Выводы

Основными субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, коллективные предприятия и предпринимательские ассоциа­ции, индивидуальные и коллективные потребители продукции, союзы и ассоциации потребителей, профсоюзы, государственные предприятия и организации.

Предпринимательская идея — конкретное, целостное знание о целесооб­разности и возможности заниматься определенным видом предпринима­тельской деятельности, основной цели такой деятельности и путях ее дости­жения. Отдельными элементами предпринимательской идеи выступают четкое осознание путей получения ресурсов для создания собственного предприятия; знание действующего законодательства, способов создания собственного дела; умение выбрать оптимальную организационно-правовую форму; знание возможных рисков и умение управлять ими и т. п.

Основные принципы, которых необходимо придерживаться при соз­дании предприятия: минимальные объемы финансовых ресурсов для ор­ганизации собственного дела; максимально быстрая их окупаемость; не­значительные риски; благоприятные условия снабжения предприятия и сбыта товаров; получение поддержки от государства и др.

Вид предпринимательской деятельности выбирают в сферах матери­ального и нематериального производства (услуг), а в рамках сферы услуг — в предоставлении услуг материально-производственного и нематериаль­ного (невещевого) характера. Более привлекательной для создания собст­венного дела считается сфера услуг.

Вопросы для повторения

1. Каковы важнейшие элементы предпринимательской деятельности?

2. Каких основных принципов необходимо придерживаться при соз­дании собственных предприятий?

3. Каковы основные источники предпринимательской идеи?

4. Почему создание предприятий в сфере услуг является более пред­почтительным?


Date: 2015-12-13; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию