Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство: эволюция понятия, функции и принципы





Понятие "предпринимательство" впервые ввел в научный оборот анг­лийский ученый Ричард Кантильон (1680—1734). Он рассматривал его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Французский экономист Жан-Батист Сей (1767—1832) утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получе­ния выгоды, основываясь на своих знаниях и опыте, комбинируя факто­ры производства и т. п. Известный английский экономист Адам Смит (1723—1790) рассматривал предпринимателя как собственника и связы­вал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с личной заинте­ресованностью предпринимателя (его обогащением), в процессе реализа­ции которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовле­творению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организует производство, распределяет полученные доходы. Другой английский экономист Давид Рикардо (1772—1823) усматривал в предпринимателе обычного капиталиста, как и немецкий ученый Карл Маркс (1818-1883).

Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX ве­ка английский экономист Алан Маршалл (1842—1924), выделив организа­цию производства, а также способность предпринимателя налаживать ее, как отдельный фактор производства (наряду с трудом, землей и капита­лом). Более полную характеристику предпринимательства приводят в своих работах американский экономист Йозеф Шумпетер (1883—1950) и англичанин Фридрих Хайек (1899—1992).

По мнению И. Шумпетера, содержание предпринимательства раскрыва­ется в его функциях: 1) реформировании и коренной перестройке производ­ства путем внедрения новых видов техники и технологий, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья; 2) использовании на­учных разработок, маркетинга и др. Выполнение этих функций зависит от


хозяйственно-политической среды, которая определяет возможности, виды, мотивацию предпринимательства. Поэтому основными функциями предпринимателя можно считать, вслед за Й. Шумпетером, изготовление нового блага или нового качества; освоение нового рынка сбыта, источ­ников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производст­ва; соответствующую реорганизацию производства.

Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капита­лист, собственник, но и управляющий. Наибольшая степень обособления собственности от управления (а, следовательно, от предпринимательства) обнаруживается в гигантских акционерных компаниях.

Ф. Хайек связывал предпринимательство, прежде всего, с личной сво­бодой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Предпри­ниматель стремится оптимально использовать эти компоненты, учиты­вая, прежде всего, ситуацию на рынке (перспективность инвестирования, спрос и предложение в определенной области экономики, уровень цен и др.); изыскивать наилучшие средства для удовлетворения собст­венных и общественных потребностей.

По мнению американского экономиста Поля Самуэльсона (1915), пред­принимательство связано с новаторством, а сам предприниматель явля­ется смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивает­ся успешного внедрения новых идей.

Среди современных исследований обращает внимание определение предпринимательства, приведенное в книге Николаса К. Сирополиса "Управление малым бизнесом": "предпринимательство представляет со­бой способность к нововведениям, инновациям, к расширению в отно­шении новых рынков, товаров и методов".

Что же касается личности предпринимателя, то "Словарь американ­ского наследия" определяет его как "лицо, которое организует деловые предприятия, управляет ими и принимает на себя весь риск".

Современное понимание сущности предпринимательства в значи­тельной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену современно­му капиталистическому. Так, американский социолог Вильям Ростоу (1916) отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет играть склонность людей к инновациям и материальным усовер­шенствованиям. Французский теоретик постиндустриального общества Раймон Арон (1905—1983) утверждал, что присущее такому обществу ра­ционализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рацио­нального управления, экономического развития и демократии.

Впервые в отечественной теории и практике наиболее полное оп­ределение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в принятом в 1990 г. Законе РСФСР "О предпри­ятиях и предпринимательской деятельности" (действовал до 01.07.2002). В данном Законе впервые были перечислены права, обязанности и от­ветственность предпринимателей, а также гарантии со стороны государ­ства. Более развернутая характеристика предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где указано, что гражданское законодательство регулирует отношения



между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятель­ности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном зако­ном порядке (п. 1 ст. 2).

Учитывая это, можно выделить такие важнейшие функции предприни­мательства, как новаторская, организационная, хозяйственная, социаль­ная и личностная.

Новаторская функция — содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществ­ление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т. п.

Организационная функция — внедрение новых форм и методов органи­зации производства, новых форм заработной платы и их оптимальная интеграция с традиционными; рациональное объединение форм единич­ного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними.

Хозяйственная функция — наиболее эффективное использование тру­довых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информацион­ных ресурсов.

Социальная функция — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, в соответствии с главной целью, требованиями основного эко­номического закона.

Личностная функция — самореализация предпринимателя как лично­сти через достижение собственной цели, получение удовлетворения от своей работы.

Так, в результате опроса мелких компаний Великобритании выясни­лось, что подавляющее большинство из них (свыше 80%) считает главным стимулом своей предпринимательской деятельности не лич­ное обогащение, а возможность ощущать себя независимым и полу­чать удовлетворение от собственного труда. Конечно, эти данные требуют уточнения, поскольку ощутить себя независимым в предпри­нимательской деятельности можно лишь при условии успешной работы компании, получения соответствующих прибылей.

Всесторонне проанализировав характеристики главных функций.предпринимательства, можно дать комплексное определение его сущно­сти в современной трактовке.

Предпринимательствосамостоятельное организационно-хозяйст­венное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров или старых новыми методами, открытия новых источников сырья, рынков сбыта и т. п., что ведет к постоянному обновле­нию хозяйственной системы или ее элементов для получения прибылей и реализации собственных целей предпринимателя.

Понятие "предпринимательство" не следует отождествлять с понятием "бизнес" — последнее является более емким и предусматривает любой вид деятельности, в том числе и преступный, приносящий незаконный доход или личную пользу.



К основным принципам предпринимательства относятся: свободный выбор деятельности на добровольной основе; привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

_ самостоятельное формирование программы деятельности, выбор по­ставщиков, потребителей изготовляемой продукции, установление цен в соответствии с затратами производства с соблюдением действующе­го законодательства;

_ свободный наем работников;

- привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

- свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;

- самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности;

- использование любым предпринимателем принадлежащей ему части валютной выручки по собственному усмотрению.

Предпринимательская деятельностьработа индивида, основанная на развитии личностных факторов, расширении знаний о своих возможностях, направленная на достижение наилучшего результата в хозяйственной дея­тельности, получение экономической выгоды и, прежде всего, присвоение дополнительного продукта.

Предпринимательство — один из важных факторов социально-экономи­ческого прогресса. Поэтому общество заинтересовано в цивилизованном предпринимательстве, которое должно иметь развитую систему поддержки.

1.2. Основные черты предпринимателя

Предпринимательство представляет собой специфический творче­ский, новаторский процесс удовлетворения потребностей субъекта пред­принимательской деятельности за счет постоянного поиска наиболее эффективных инноваций в хозяйственной системе. В этом состоит прин­ципиальное отличие предпринимательского типа экономического мыш­ления и поведения от любого другого. Люди с подобным мышлением постоянно ищут, прогнозируют, планируют, принимают решения, выяв­ляют оптимальные пути их реализации и т. д. Признание' творческого характера предпринимательства имеет большое значение для теории и практики предпринимательства.

I Например, это объясняет, почему предпринимательская деятельность I бывает успешной только у 3—7% людей.

Личностные факторы предпринимательстваличная собственность, физические, умственные способности, знание и опыт, положение в общест­ве, права и т. п. На вопрос: "Какой совокупностью данных факторов должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринима­телем?", — нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт раз­вития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некото­рые обобщения.


Предпринимателю должны быть присущи определенные черты, свя­занные с его функциями. Он должен:


- видеть в человеке главный источник новых идей, повышения эффек­тивности работы предприятия; оказывать содействие формированию лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную степень рис­ка; формировать экономическое мышление, постоянно осуществлять поиск новых возможностей, быть инициативным и др.;

- уметь объединить людей для достижения общей цели; вдохновлять сотрудников, уделять значительное внимание стремлениям людей, их духовным качествам; добиваться того, чтобы ценности фирмы были в центре внимания работников, уметь убеждать их;

- быть профессионально подготовленным для поиска оптимальных ва­риантов развития предприятия, повышения его эффективности; по­стоянно ориентироваться на эффективность и качество, осуществлять систематическое планирование; стремиться к всесторонней информи­рованности, идти на разумный риск; внедрять формы и системы зара­ботной платы, которые оказывают содействие экономии ресурсов (сырья, электроэнергии, топлива, ручного труда); предоставлять под­разделениям определенную автономию, стремиться к простоте управ­ления; умело сочетать автономию с жестким централизмом и др.;

- постоянно ориентироваться на потребности покупателей, повышение качества продукции и услуг, предоставляемых в соответствии с дейст­вующим законодательством; платить налоги; не загрязнять окружаю­щую среду; оптимально объединять индивидуальные, коллективные и общественные интересы; отвечать за свои поступки;

- действовать целеустремленно, энергично, верить в успех дела, быть настойчивым и гибким, развивать свои творческие, организаторские способности и т. п.;

- иметь крепкое здоровье и эмоционально-психологическую устойчи­вость, которые позволяют полноценно работать по 60 часов в неделю.

Американские экономисты выделяют десятки личных качеств, посто­янно демонстрируемые удачливыми предпринимателями. Среди них, на­пример: поиск возможностей и инициативность; упорство и настойчи­вость; готовность к риску; ориентация на эффективность и качество; готовность к ответственности и самопожертвованию; стремление быть более информированным; умение систематически планировать и наблю­дать; способность убеждать и устанавливать деловые контакты; незави­симость и уверенность в собственных силах.

Большинство исследователей проблемы личностных качеств предпри­нимателей приходят к выводу, что это люди:

- обладающие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобре­тений, технологий;

- постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии, способные постоянно и много трудиться;

- которые учатся на чужих ошибках и извлекают уроки из своих;

- понимающие, что постоянно пополняемые знания — основа пред­принимательского успеха.

8


д/. Стори, автор монографии "Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри", давая оценку черт удачливых предпринимателей, воз­главлявших быстрорастущие фирмы, отмечает, что предприниматели ра­ботают, когда остальные спят; путешествуют, когда другие сидят за обе­дом; планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общие ха­рактерные черты всех преуспевающих предпринимателей — настойчи­вость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает роб­ким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является уме­ние пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что день­ги не являются основным мотивирующим фактором. Тот человек, кото­рый ставит целью только большие доходы, обязательно доведет свою фирму до финансового краха. Таким образом, предпринимательство как творческая деятельность всегда связана с интеллектуальными способно­стями человека, умением концентрировать и использовать все резервы, талант, трудолюбие, знание.







Date: 2015-12-13; view: 2674; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию