Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпринимательство: эволюция понятия, функции и принципы
Понятие "предпринимательство" впервые ввел в научный оборот английский ученый Ричард Кантильон (1680—1734). Он рассматривал его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Французский экономист Жан-Батист Сей (1767—1832) утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, основываясь на своих знаниях и опыте, комбинируя факторы производства и т. п. Известный английский экономист Адам Смит (1723—1790) рассматривал предпринимателя как собственника и связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с личной заинтересованностью предпринимателя (его обогащением), в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организует производство, распределяет полученные доходы. Другой английский экономист Давид Рикардо (1772—1823) усматривал в предпринимателе обычного капиталиста, как и немецкий ученый Карл Маркс (1818-1883). Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX века английский экономист Алан Маршалл (1842—1924), выделив организацию производства, а также способность предпринимателя налаживать ее, как отдельный фактор производства (наряду с трудом, землей и капиталом). Более полную характеристику предпринимательства приводят в своих работах американский экономист Йозеф Шумпетер (1883—1950) и англичанин Фридрих Хайек (1899—1992). По мнению И. Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях: 1) реформировании и коренной перестройке производства путем внедрения новых видов техники и технологий, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья; 2) использовании научных разработок, маркетинга и др. Выполнение этих функций зависит от хозяйственно-политической среды, которая определяет возможности, виды, мотивацию предпринимательства. Поэтому основными функциями предпринимателя можно считать, вслед за Й. Шумпетером, изготовление нового блага или нового качества; освоение нового рынка сбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; соответствующую реорганизацию производства. Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капиталист, собственник, но и управляющий. Наибольшая степень обособления собственности от управления (а, следовательно, от предпринимательства) обнаруживается в гигантских акционерных компаниях. Ф. Хайек связывал предпринимательство, прежде всего, с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Предприниматель стремится оптимально использовать эти компоненты, учитывая, прежде всего, ситуацию на рынке (перспективность инвестирования, спрос и предложение в определенной области экономики, уровень цен и др.); изыскивать наилучшие средства для удовлетворения собственных и общественных потребностей. По мнению американского экономиста Поля Самуэльсона (1915), предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей. Среди современных исследований обращает внимание определение предпринимательства, приведенное в книге Николаса К. Сирополиса "Управление малым бизнесом": "предпринимательство представляет собой способность к нововведениям, инновациям, к расширению в отношении новых рынков, товаров и методов". Что же касается личности предпринимателя, то "Словарь американского наследия" определяет его как "лицо, которое организует деловые предприятия, управляет ими и принимает на себя весь риск". Современное понимание сущности предпринимательства в значительной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену современному капиталистическому. Так, американский социолог Вильям Ростоу (1916) отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет играть склонность людей к инновациям и материальным усовершенствованиям. Французский теоретик постиндустриального общества Раймон Арон (1905—1983) утверждал, что присущее такому обществу рационализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рационального управления, экономического развития и демократии. Впервые в отечественной теории и практике наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в принятом в 1990 г. Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (действовал до 01.07.2002). В данном Законе впервые были перечислены права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии со стороны государства. Более развернутая характеристика предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где указано, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2). Учитывая это, можно выделить такие важнейшие функции предпринимательства, как новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная. Новаторская функция — содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т. п. Организационная функция — внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальная интеграция с традиционными; рациональное объединение форм единичного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними. Хозяйственная функция — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов. Социальная функция — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, в соответствии с главной целью, требованиями основного экономического закона. Личностная функция — самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получение удовлетворения от своей работы. Так, в результате опроса мелких компаний Великобритании выяснилось, что подавляющее большинство из них (свыше 80%) считает главным стимулом своей предпринимательской деятельности не личное обогащение, а возможность ощущать себя независимым и получать удовлетворение от собственного труда. Конечно, эти данные требуют уточнения, поскольку ощутить себя независимым в предпринимательской деятельности можно лишь при условии успешной работы компании, получения соответствующих прибылей. Всесторонне проанализировав характеристики главных функций.предпринимательства, можно дать комплексное определение его сущности в современной трактовке. Предпринимательство — самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров или старых новыми методами, открытия новых источников сырья, рынков сбыта и т. п., что ведет к постоянному обновлению хозяйственной системы или ее элементов для получения прибылей и реализации собственных целей предпринимателя. Понятие "предпринимательство" не следует отождествлять с понятием "бизнес" — последнее является более емким и предусматривает любой вид деятельности, в том числе и преступный, приносящий незаконный доход или личную пользу. К основным принципам предпринимательства относятся: свободный выбор деятельности на добровольной основе; привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; _ самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков, потребителей изготовляемой продукции, установление цен в соответствии с затратами производства с соблюдением действующего законодательства; _ свободный наем работников; - привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством; - свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством; - самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности; - использование любым предпринимателем принадлежащей ему части валютной выручки по собственному усмотрению. Предпринимательская деятельность — работа индивида, основанная на развитии личностных факторов, расширении знаний о своих возможностях, направленная на достижение наилучшего результата в хозяйственной деятельности, получение экономической выгоды и, прежде всего, присвоение дополнительного продукта. Предпринимательство — один из важных факторов социально-экономического прогресса. Поэтому общество заинтересовано в цивилизованном предпринимательстве, которое должно иметь развитую систему поддержки. 1.2. Основные черты предпринимателя Предпринимательство представляет собой специфический творческий, новаторский процесс удовлетворения потребностей субъекта предпринимательской деятельности за счет постоянного поиска наиболее эффективных инноваций в хозяйственной системе. В этом состоит принципиальное отличие предпринимательского типа экономического мышления и поведения от любого другого. Люди с подобным мышлением постоянно ищут, прогнозируют, планируют, принимают решения, выявляют оптимальные пути их реализации и т. д. Признание' творческого характера предпринимательства имеет большое значение для теории и практики предпринимательства. I Например, это объясняет, почему предпринимательская деятельность I бывает успешной только у 3—7% людей. Личностные факторы предпринимательства — личная собственность, физические, умственные способности, знание и опыт, положение в обществе, права и т. п. На вопрос: "Какой совокупностью данных факторов должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем?", — нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Предпринимателю должны быть присущи определенные черты, связанные с его функциями. Он должен: - видеть в человеке главный источник новых идей, повышения эффективности работы предприятия; оказывать содействие формированию лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную степень риска; формировать экономическое мышление, постоянно осуществлять поиск новых возможностей, быть инициативным и др.; - уметь объединить людей для достижения общей цели; вдохновлять сотрудников, уделять значительное внимание стремлениям людей, их духовным качествам; добиваться того, чтобы ценности фирмы были в центре внимания работников, уметь убеждать их; - быть профессионально подготовленным для поиска оптимальных вариантов развития предприятия, повышения его эффективности; постоянно ориентироваться на эффективность и качество, осуществлять систематическое планирование; стремиться к всесторонней информированности, идти на разумный риск; внедрять формы и системы заработной платы, которые оказывают содействие экономии ресурсов (сырья, электроэнергии, топлива, ручного труда); предоставлять подразделениям определенную автономию, стремиться к простоте управления; умело сочетать автономию с жестким централизмом и др.; - постоянно ориентироваться на потребности покупателей, повышение качества продукции и услуг, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством; платить налоги; не загрязнять окружающую среду; оптимально объединять индивидуальные, коллективные и общественные интересы; отвечать за свои поступки; - действовать целеустремленно, энергично, верить в успех дела, быть настойчивым и гибким, развивать свои творческие, организаторские способности и т. п.; - иметь крепкое здоровье и эмоционально-психологическую устойчивость, которые позволяют полноценно работать по 60 часов в неделю. Американские экономисты выделяют десятки личных качеств, постоянно демонстрируемые удачливыми предпринимателями. Среди них, например: поиск возможностей и инициативность; упорство и настойчивость; готовность к риску; ориентация на эффективность и качество; готовность к ответственности и самопожертвованию; стремление быть более информированным; умение систематически планировать и наблюдать; способность убеждать и устанавливать деловые контакты; независимость и уверенность в собственных силах. Большинство исследователей проблемы личностных качеств предпринимателей приходят к выводу, что это люди: - обладающие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобретений, технологий; - постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии, способные постоянно и много трудиться; - которые учатся на чужих ошибках и извлекают уроки из своих; - понимающие, что постоянно пополняемые знания — основа предпринимательского успеха. 8 д/. Стори, автор монографии "Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри", давая оценку черт удачливых предпринимателей, возглавлявших быстрорастущие фирмы, отмечает, что предприниматели работают, когда остальные спят; путешествуют, когда другие сидят за обедом; планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общие характерные черты всех преуспевающих предпринимателей — настойчивость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором. Тот человек, который ставит целью только большие доходы, обязательно доведет свою фирму до финансового краха. Таким образом, предпринимательство как творческая деятельность всегда связана с интеллектуальными способностями человека, умением концентрировать и использовать все резервы, талант, трудолюбие, знание. Date: 2015-12-13; view: 2674; Нарушение авторских прав |