Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство для творца





 

Для процесса творчества может быть создана разная обстановка. Понятно, что она должна быть безопасной, удобной. Кстати, доказано: на процесс запоминания, усвоения и анализа информации хорошо влияют различные запахи (ваниль для расслабления, мята для обострения чувств и пр.).

Большую роль играет при формировании мыслительных навыков музыка – она стимулирует или расслабляет слушателя, помогает индуцировать создание мозгом различных образов, улучшающих запоминание и обучение. Музыка способна эффективно снизить напряжение, ослабить стресс. А значит, может ускорить обучение эффективному мышлению. Причём музыка действует и как своеобразный кодировщик информации (мелодия или ритм помогают её структурировать и увязывать между собой её части), и как «энергетическая подпитка» эмоций и организма. Но музыка также и специфический инициатор мышления – источник энергии для работы мозга.

Знаете, как музыка помогает учёбе? В одном из известных американских университетов провели эксперимент. В одной из групп третьекурсников еженедельно давали уроки пения, слушали классическую музыку. После года таких занятий более 80 % студентов заметно повысили уровень пространственно‑временного мышления, выросли их успехи практически по всем изучаемым предметам. Музыка, действуя некоторым раздражающим (в научном смысле слова!) образом, побуждает к действиям, возможно бессознательным, «проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стеснённые силы… она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты» (Л.С. Выготский). Музыка – часть искусства, которое учит и помогает творчеству, само являясь его результатом.

Мир без искусства – это мир и без науки. Художественное творчество, неизменное и неустанное желание человека изображать – и тем самым изучать и изменять своим прикосновением – Мир развивает и научный взгляд, предназначенный для записи эмпирических наблюдений за природой. Артист, музыкант или художник неоднократно возвращается к своей пьесе, идее, картине для пересмотра и совершенствования. Так же и учёный пересматривает свои формулы или данные экспериментов для того, чтобы заметить изменения или проверить контрольные гипотезы.

И художник, и учёный нуждаются во вдохновении для работы. Оба они зависят от эвристической природы исследования, приводящего к открытию. Значит, художественное мышление не просто тесно связано с научным – они взаимоопределяют и поддерживают друг друга.

Концепцию реальности, на которой базируется наука, можно распространить и на искусство, если ввести (Э.М. Форстер) различие между «плоскими» и «телесными» действующими лицами. Действия «плоского» персонажа почти полностью предсказуемы, а вот «телесный» способен «убедительно удивить» читателя.

Искусство соединяется с наукой в жизни многих учёных.

Что касается процессов мышления и его результатов, то каждый читатель, наверняка, уже не раз встречался с выражением «красивое решение», «красивый ответ», что также роднит данную тему с искусством.

Вот, например, математика – язык символов, созданный человеком для отображения, как ему казалось, объективных закономерностей природы, то музыка – как раз язык отображения и передачи закономерностей субъективных, то есть прежде всего эмоций, чувств человека. Древние говорили: «Музыка – искусство интонаций» – и это безусловно так: сила воздействия музыки опирается на всю мощь нашего подсознания, на пришедшие нам от предков инстинкты самовыражения и реакции на непроизвольные эмоции других. Не зря церковный орган так близок по тональности к голосу человека! И хоры певчих не зря звучат под церковными сводами. Интонации – ключ к подсознанию человека.

Современные приложения теории творчества опираются не только на логические и обозначенные некогда принципы из области сознательного, но и наработки психологов о бессознательном – отсюда принцип «страдания и удовольствия», «навязчивого образа», принцип красоты, гармонии, наконец.

К взаимопересечениям чувственного и логического ученые обращались во все времена. «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества», считал Альберт Эйнштейн.

Хорошо известно, что Леонардо да Винчи был в равной мере гениальным и художником, и учёным. Менее известно, что Галилео Галилей помимо своих весьма продуктивных занятий естественными науками увлекался и рисованием, и музыкой (это и не удивительно для сына создателя жанра оперы). Мало кто знает, что Исаак Ньютон, будучи ещё ребёнком, покрывал стены комнаты своими рисунками. Когда он подрос, то построил и смастерил множество механизмов, чтобы проверить, как действуют в реальности ранее нарисованные им предметы. А где была бы сегодня вся наша наука, если бы скрипка не спасала самолюбие Альберта Эйнштейна, когда учитель бранил его за неуспехи в учёбе?


Способность художественного мышления находить новые приложения возникающих концепций подтверждает пример изобретателя парохода – инженера Роберта Фултона. Когда он обучался живописи под руководством Бенджамина Уэста в конце XVIII века в Англии, то изучал и прикладное искусство. В ходе изучения он узнал, как работает ткацкий станок. Способность наблюдать и подмечать детали, развитая в ходе обучения искусству, стала основой его работы в будущем.

«Кто в океане видит только воду – тот на земле не замечает гор» – пел Владимир Высоцкий. Гениальный английский физик Оливер Хэвисайд играл на арфе – при всём при том, что страдал глухотой. В 1922‑м году в одной из датских газет появилось сообщение: «Известный футболист, вратарь сборной Дании, любимец публики Нильс Бор получил Нобелевскую премию». Чуть позже выяснилось: премию он получил по физике. С другой стороны, Брамс сочинял самые лучшие мелодии, когда чистил обувь.

Великий физик, один из творцов квантовой электродинамики, Ричард Фейнман с детства считался начисто лишённым художественных способностей. Тем не менее он – уже на пятом десятке лет! – стал учиться технике рисования. И довольно скоро его картины раскупались не хуже творений признанных мастеров. Правда, не за миллионы долларов – но за немалые тысячи. По меркам США – более чем успешно. Подписывал он свои труды псевдонимом Офей – не хотел, чтобы на зрителей давил его авторитет нобелевского лауреата. Так японские мастера искусств, достигнув высшей славы, меняли псевдонимы, чтобы проверить, ценит ли аудитория их нынешнее искусство или просто заворожена былыми достижениями. Конечно, технические навыки, обретённые усердной тренировкой, только помогли блистательному и разностороннему таланту Фейнмана проявиться в новой сфере. Но вряд ли на свете найдётся человек, вовсе лишённый творческих способностей. Тренируйтесь – и рано или поздно они тоже проявятся!

Причём тренироваться можно и нужно везде.

 

 







Date: 2015-12-12; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию