Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бигуди № 20
Обычные методики тестирования учеников с нахождением некоего среднего коэффициента успешности обучения, чем‑то напоминают следующую задачку: имеется куча одинаковых кирпичей и линейка; как, сделав всего один замер, узнать длину диагонали кирпича?27
В СССР известный учёный, профессор Л. Ланда создаёт и возглавляет научно‑исследовательский институт, его методы и предложения пользуются известностью. Но – в 1975 г. сын учёного женится на американке, и в том же году профессор Л.Н. Ланда при очередных выборах на должность в институте утверждается лишь старшим научным сотрудником. Далее всё привычно: профессора Ланду – автора важнейшего метода обучения эффективному мышлению – фактически выталкивают из страны. «Такое мышление нам не нужно!» – подход весьма привычный для заскорузлых чиновничьих мозгов (и по сей день). Даже если речь идёт о человеке талантливом, выделяющемся своими способностями и идеями. Не имеет значения, что эти идеи и предложения исключительно важны для будущего страны. Любое «серое» общество и соответствующее ему правительство и прочие «вертикальные» власти отлично характеризуются тезисом Сергея Довлатова: «Скудость мысли порождает легионы единомышленников». Так что в 1976 г. Л. Ланда уезжает в США. Там учёный продолжает развивать основное направление своей научной деятельности: выявляет механизмы мышления профессионалов, представляет эти механизмы в виде легко воспринимаемых моделей алгоритмического или эвристического типа и строит методики обучения на их основе. Постепенно создаётся новая научно‑практическая область – ландаматика. Один за другим в США и других странах стали открываться центры по обучению рациональной умственной деятельности в самых разных сферах человеческой практики. Ландаматика применяется для подготовки операторов ядерных установок, банковских служащих, менеджеров, страховых агентов, работников налоговых служб, специалистов по написанию различного рода инструкций и документов, аналитиков в области рекламы и многих других. Внедрение ландаматики – эксперты называют её «работающим чудом Льва Ланды» – приносит потрясающие результаты. Фирмы и корпорации экономят колоссальные средства, ранее тратившиеся на подготовку и доучивание работников, а также на устранение последствий их ошибочной деятельности, которой не удавалось избежать при традиционном обучении[88]. Каковы же исходные позиции автора ландаматики? В первую очередь надо учить думанию (школы с этой задачей пока справляются плохо). Думание – это не знание (или далеко не только знание). Думание, по определению Ланды – то, что вы делаете с и над знаниями, т. е. трансформации и операции над знаниями. Они выполняются с помощью специфических умственных действий. Ну, а что же происходит в наших школах и вузах? Учителя и преподаватели не знают, как учить думать, потому что: 1) они часто не осознают разницы между знанием и умственными действиями, и таким образом учат преимущественно знаниям; 2) если же они и осознают эту разницу, то часто не уверены в тех специфических умственных действиях, которые необходимы для решения проблем определённых типов; 3) в случае, если они уверены в специфических умственных действиях, то не всегда знают, как учить проводить такие действия, как их формировать. Л. Ланда говорил: «Общеизвестно, что ученики часто обладают знаниями в определённой области, но не умеют решать задачи. Психологи и учителя часто объясняют этот факт, говоря, что их ученики просто не знают как правильно мыслить, они не способны приложить свои знания, в их мышлении отсутствуют, не сформированы принципы и процессы анализа и синтеза». Ланда рассказывает, как учитель математики сообщил ему об одном из своих учеников, получившем «неудовлетворительно» на экзамене по геометрии. Учитель разводит руками: «Он не знает, как надо думать. Он не может представить, что хорда может быть рассмотрена, как сторона вписанного в окружность угла». На вопрос «А почему он не может это себе представить?» учитель ответил: «Он не может этого представить потому, что просто не может представить. Вот и всё». После этого замечания учитель считает, что проблема исчерпана, и вопрос может быть закрыт. На самом же деле, отмечает Ланда, решение этой проблемы только должно начинаться. Технология обучения, разработанная Л. Ландой, и предназначена для решения этой проблемы. Так, он экспериментально проверил алгоритмическую методику развития процесса мышления при изучении геометрии. Для проведения геометрических доказательств в старших классах были чётко выделены отдельные операции – этапы, необходимые при построении доказательства (в стандартных методиках обучения ученикам просто сообщают основные концепции и теоремы и приводят примеры решённых задач). Даже когда учителя для проверочных работ отбирали лучших – всё знающих – учеников, они сами констатировали: и эти избранные ученики не могут решать задачи и не имеют навыков и знаний общих методик мышления. Не используя методик Ланды, средние ученики решали около 25 % задач, лучшие – до 40 %. После обучения по методикам Ланды в следующем тесте все ученики решили 87 % задач! Не знаю, явился бы следующий вопрос трудным для учеников Ланды, но для Вас, надеюсь, ответ найдётся без труда: существует ли кривая, образованная из множества точек, равноудалённых от одной точки‑центра, но при этом эта кривая – не окружность?28 Подобный эксперимент проведен в классе, изучающем русскую грамматику. В этом случае применение методик ландаматики позволило снизить число ошибок в 7 раз, а 4‑летний курс стало возможным освоить за 3 года, причём при более высокой успеваемости учеников[89]. Далее из отдельных умственных операций (действий) формируются системы, организованные в интеллектуальные структуры. К таким структурам относятся: алгоритмические, полуэвристические и эвристические. Ланда считает, что обучение готовым алгоритмам – бедное обучение: надо учить самостоятельно открывать и создавать алгоритмы. Однако не все проблемы и задачи можно решать по определённым алгоритмам. Многие задания – эвристические (творческие) и требуют соответствующих эвристических методов думания. Какие же процессы алгоритмичны? Те, которые можно считать вполне определёнными, регулярными и однородными. Представьте, что Вам нужно позвонить по телефону или завести машину. В обоих случаях вполне можно составить детальную инструкцию для пошагового её исполнения (алгоритм) и всегда выполнять эти операции заранее известным образом. То есть алгоритмический процесс состоит из ряда относительно простых действий, которые выполняются некоторым регулярным и универсальным образом в определённых условиях для решения проблем определённого типа. Предписание (инструкция) описывается в виде алгоритма. Если процесс действительно алгоритмизуемый, с ним может по алгоритму управиться любой. В фильме «Воздушные приключения» прусский офицер вынужден впервые в жизни лететь на самолёте, пользуясь только инструкцией – но по‑немецки подробной. Достаточно сказать: первый пункт внушительного тома, вручённого ему помощниками, содержит всего лишь слова «Сесть в кресло». Аккуратно листая инструкцию, бравый вояка долетает от Лондона до середины Ла‑Манша. Но тут пролетающая птица выбивает инструкцию из его рук – и приходится идти на вынужденную посадку. Потому что офицер, дисциплинированно справляющийся с алгоритмом, не обучен эвристикам[90]. Эвристический процесс – тот, где присутствуют новизна, избирательность, развитие. Простейшие примеры: нужно решить некоторую техническую задачу, когда для этого нет подходящих орудий, или найти путь математического доказательства не по стандартной схеме, а самому выбрать необходимые для доказательства элементы геометрической фигуры или вспомогательные теоремы. Итак, эвристический процесс состоит из ряда неэлементарных – заранее неизвестных исполнителю – действий или из операций элементарных, но выполняемых нерегулярным, неуниверсальным образом. Однако важно, что алгоритмизировать можно не только простые навыки: даже для сложных комплексных навыков, имеющих эвристическую природу, можно создать некое алгоэвристическое предписание. Конечно, эвристические и алгоритмические процессы тесно взаимодействуют. Созданная Ландой алгоэвристическая теория охватывает как алгоритмические, так и неалгоритмические процессы и обеспечивает формирование как тех, так и других[91]. Разумеется, для эффективности обучения нужно подбирать соответствующие – подходящие для данной области – алгоритмы и эвристики. Практически во всех ситуациях можно эффективно использовать три основных типа алгоэвристических предписаний: ✓ тем, кто уже исполняет некое действие, нужно указать, что делать, чтобы выполнить работу на уровне специалиста, мастера; ✓ тем, кто ещё учится, нужно указать, что делать, чтобы научиться выполнять работу так, чтобы… (см. выше); ✓ тем, кто учит, нужно указать, как развить алго‑эвристическую активность у исполнителей и учащихся, чтобы они могли действовать… (см. выше). Один из основных принципов искусства думать и рассуждать – так называемый «принцип снежного кома» (the snowball method). Это метод проведения мыслительных действий шаг за шагом: 1) сначала: описание и объяснение некоторой алгоритмической (или нет) процедуры и демонстрация того, как она используется при решении задач; 2) затем: выделение и описание особенностей первой операции или действия, с которого начинается процедура; 3) после этого: указание задач, для решения которых необходима именно эта операция, и предоставление возможности попрактиковаться в её применении; 4) теперь снова: выделение и демонстрация особенностей следующей операции; 5) и опять: указание задач, для решения которых необходимо совместное использование первых двух операций; 6) описание следующей операции; 7) указание задач, для решения которых нужны все три операции. И так далее. Как снежный ком, растёт – слой за слоем – набор методов и операций, с помощью которых можно разрешить любую задачу определённого класса. Причём одновременно с расширением арсенала методов постепенно возрастает и сложность решаемых задач. Таким образом, при формировании мыслительных операций этот принцип развивает способность воспринимать и выполнять несколько различных операций как одну целостную операцию, мозг создаёт собственные системы из последовательных действий, объединяя их в блоки. Важнейшая особенность метода не в том, чтобы выстроить и продиктовать каждому начинающему набор последовательных операций, когда все они заранее известны. Сущность в том, чтобы научить человека таким способам думания, которые позволят эти последовательные операции, решающие задачу, открыть, создать, разбить на части и придумать чёткий и ясный алгоритм их применения. Причём это нужно делать в ситуации, когда ни учитель, ни исполнитель ничего заранее не знают о таких процедурах и могут даже не знать о существовании процессов, в которых они применяются[92]. В гуманитарных науках также необходимы алгоритмические процессы, хотя здесь соотношение между алгоритмическими и эвристическими процессами иное. Ланда показывает: и писателю, и художнику необходимы в качестве базы алгоритмические, полуалгоритмические, полуэвристические процессы. Возможно создать и такие эвристические схемы (алгоритмы), которые станут инструментами для обучения операциям творческого мышления, ведущим к развитию творчества более систематическим, верным и быстрым путём. Сама система алгоритмов (эвристик) и представляет собой модель тех процессов, которым нужно учить. И главное – планомерно, спокойно и последовательно проводите анализ любой ситуации. Логика, только логика и одна только логика!
Date: 2015-12-12; view: 339; Нарушение авторских прав |