Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детство творчества
Очевидно, начинать учить творческому мышлению надо, как минимум, со школы – если это не начали делать ещё в детстве родители. Потому что, лишая любого человека возможности в будущем творить, мы не только отнимем у него огромную долю радости жизни, не дадим ему реализовать свои способности и стать счастливым, но лишим и общество, цивилизацию чего‑то, возможно, исключительного, выдающегося, неповторимого. Ведь творческие способности присущи индивидуальности каждого человека ещё с раннего детства. К примеру, большинство современных ученых склонны считать синестезию (характеризующуюся, в частности, восприятием одного и того же явления разными органами чувств) свойством человека, но не патологией и не болезнью. Среди проявлений синестезии – способность слышать свет («цветной звук»). Большинство новорождённых подобным образом и воспринимают первое время окружающий мир. Такое же мироощущение имели и древние, что немало стимулировало их мифологическое мышление. Творческие люди в той или иной степени сохраняют синестезическую способность «запечатлевать», а не запоминать. Суматошная среда современной цивилизации мешает нам ощущать мир, как это умеют дети. В древних Афинах все было несколько иначе. И там вовсе не собирались величайшие умы эллинского мира. Почти все афинские гении сформировались на месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом, благодаря тому, что понимание и «спрос» на их творчество встречалось не только в кругу ценителей, но и со стороны народа. Но никакие генетические данные не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их современные народы. Секрет весь заключался именно в стимулирующей среде».[84]А предпосылки гениальности определялись особостью мировосприятия – по‑видимому, теми самыми синестезическими свойствами древнего человека, которые на благодатной почве и давали свои результаты. Откройте, например, знаменитую книгу К. Чуковского «От 2 до 5». Разве не вся философия искусства – во фразе совсем ещё маленького человека, но уже большого творца: «Я так много пою, что вся комната делается большая, красивая…». Попробуйте сами придумать новые точные слова так, как способны малыши – не зря Чуковский назвал их величайшими умственными тружениками нашей планеты. Только живой творческий ум ребенка может переоткрыть слово «никчемный» или создать «обутки» и «одетки», «подхализу» и «кучело». Куда же с годами уходят эти самые «высокие качества детского разума»? Почему мозги становятся, по выражению пятилетней девочки, недодумчивые? Кстати, влияние детских писателей на взрослую жизнь мы сейчас наблюдаем в громадном масштабе: капитализм в нашей стране построен в точности по детской сатирической книге Носова «Незнайка на Луне». Эйнштейн говорил: если ученый не может объяснить, что он делает пятилетнему ребенку – значит, он шарлатан. В современной педагогике существует понятие образовательных целей: они упорядочивают формирование у ученика – то есть у маленького развивающегося человека – знаний, навыков и умений. Понятно, знания многогранны: ведь это – факты, общие понятия, причинно‑следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности. Можно поставить целью образования просто хорошее усвоение различных компонентов знаний. Но знания об одном и том же могут различаться качественно, проявляться по‑разному. Качество знаний можно характеризовать их полнотой и глубиной, осмысленностью или осознанностью, оперативностью и гибкостью, системностью и систематичностью, свёрнутостью и развёрнутостью, конкретностью и обобщённостью, прочностью и т. д. Профессор Т. Черниговская, исследуя становление речи у человека, сравнивает его речевой аппарат с часовым механизмом: до определенного критического возраста (примерно, лет до пяти) ребенок должен получить «инъекцию» речи, а затем – запустить эту машинку речи и развивать свои лингвистические способности дальше. В этих словах ученого просматривается одно важное, далеко «недетское» превращение (хотя, в рассматриваемом случае и удающееся именно детям намного успешнее, чем взрослым) – переход количества накопленной информации в качественный скачок в обучении. «Мне кажется, что мы почти во всех науках дошли до предела – предела накопления данных, – говорит далее Т. Черниговская. – А что с ними дальше делать? Нужен прорыв! Должен придти гений, который посмотрит на ситуацию со стороны». Педагоги всегда ставят перед собой цель повышения качества знаний – но, конечно, процесс этот неопределённо длителен и на отдельных его этапах речь идёт об улучшении не всех, а лишь некоторых показателей качества. На различных стадиях процесса познания с разной степенью глубины и осмысления человек учится (и его учат) таким разным вещам: ✓ узнавать; ✓ распознавать; ✓ воспроизводить; ✓ объяснять; ✓ преобразовывать; ✓ переносить; ✓ строить; ✓ конструировать; ✓ создавать ✓ и т. д. Конечно, современная теория обучения ставит и так называемые развивающие цели – следующие частные задачи умственного развития: ✓ проводить умственные действия: вычленять, соотносить, схватывать сущность (идею), и т. д.; ✓ уметь выделять признаки (свойства), а среди них, что особенно важно, существенные признаки; ✓ переносить знания в изменённые ситуации; ✓ переформулировать задачу (условия, требования); ✓ находить и выделять вспомогательную задачу; ✓ овладевать мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией; ✓ овладевать обобщёнными приёмами решения задач; ✓ овладевать алгоритмическими, эвристическими, алгоэвристическими методами осуществления интеллектуальных процессов. Самое здесь интересное – слово «овладевать». Как конкретно «овладевать»? Ведь понятно: после «овладения» всё пойдёт хорошо – и творчество, и учёба, да и жизнь вообще. Но как научиться это всё делать, с чего нужно начинать? Эти вопросы как‑то осторожно обходятся. А в них ведь вся суть творческого интеллектуального развития. Конечно, все люди индивидуальны, но можно сформулировать общие принципы эффективного мышления, пригодные для каждого человека – в том числе и ребёнка (об этом подробнее в части 3). В любом случае конкретные знания, полученные при обучении, должны быть не столько самоцелью, сколько полигоном для развития мыслительных способностей. Например, знаменитый физик Макс фон Лауэ [10] сказал: «Не так важно приобретённое знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забыто»[85].
Date: 2015-12-12; view: 330; Нарушение авторских прав |