Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 72. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Составляющие экологической культуры и педагогические условия ее формирования в дошкольном возрасте
Среди ведущих характеристик личности выделяют направленность как некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека. От направленности человека зависит его социальный облик, нравственные критерии и нормы, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Ценности, в частности экологические, определяют направленность личности, в связи с чем экологическую направленность рассматривают как определяющую экологическое сознание человека. Экологическая направленность рассматривается как единство гностического, праксического, альтруистического, эмоционально-эстетического компонентов, которые соответствуют таковым компонентам экологического сознания. Индивидуальный выбор экологических ценностей определяет содержание экологической направленности - проэкологическое поведение - экологическое сознание. Экологическое сознание — Э. В.Гирусов, А. Н.Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Под социально-экологической направленностью личности дошкольника понимают социальное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, мотивами, носящими социально-экологический характер, а также природоохранной деятельностью дошкольников. Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную от экологического сознания. Формирование Экологической НАПРАВЛЕННОСТИ у дошкольников осуществляется в процессе экологического воспитания и образования Экологическая культура (далее ЭК) - одно из сложных социально-психологических образований, сочетание интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов, составляющих нравственную позицию человека, проявляется в различных формах поведения в природе. Именно в дошкольном возрасте происходит становление качеств личности, закладывается основы экологической культуры, которая выступает частью духовной культуры человека. ЭК - это часть общечеловеческой культуры, которая тесно связана с развитием цивилизации и человеческого общества. Это культура, признающая существование единой системы «Человек-Природа» или «Общество-Природа» (В.А. Игнатова). ЭК - часть общечеловеческой духовной культуры, является результатом экологического воспитания и образования, включающая в себя культуру труда и широкую образованность (естественно-научную, философскую, политическую, правовую, нравственную и др.). ЭК включает в себя отношение человека к самому себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды. С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: ü интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практическисохранить, поддержать или создать для него нужные условия; ü понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; ü эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту. Итак, состав экологической культуры дошкольников включает: 1. знания о природе и их экологическая направленность; 2. умение использовать зун в реальной жизни; Становление ЭК у дошкольников осуществляется в процессе экологического воспитания и образования при единстве решения следующих задач: 1. Формирование у детей элементов экологического сознания. 2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. При этом деятельность должна иметь природоохраняющий характер Важными является осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков в природе; правильно вести себя в природе; охранять целостность отдельных живых организмов и систем. 3.Воспитание гуманного отношения к природе. 4.Развитие системы экологических знаний с учетом эстетического, этического и позитивного отношения к природе, способность к познавательному развитию. Условия формирования ЭК. Развитие ЭК у дошкольников тесно связано с особенностями организации педагогического процесса. Реализация задач возможна только при условии ЭК педагогов и готовности педагогического коллектива осуществлять деятельность по формированию ЭК у дошкольников. Комплекс педагогических условий становления экологической культуры: • моделирование процесса экологического воспитания в логике эко гуманитарной парадигмы (формирование экологического сознания, культуры, мышления и т.д.) • обеспечение субъектной позиции ребенка, учет его индивидуальных и психолого-возрастных особенностей; • включенность ребенка в информационно-экологическое пространство; • ориентация содержания, методов на развитие мотивационно-ценностной, познавательной и практически-деятельстной сфер личности; • экологизация различных видов деятельности дошкольников (игровой, поисково-исследовательской, экскурсионной и др.); • профессионализм работников ДОУ; • участие семьи, социума. Ознакомление детей с нормами и правилами безопасного поведения в природе (содержание образовательной области "Безопасность") н аправлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: · формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; · приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; · передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; · формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Date: 2015-12-13; view: 1121; Нарушение авторских прав |