Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 75. Педагогические условия экологического образования дошкольников
Специальная воспитательно-образовательная работа при определенных условиях формирует у детей гуманно-ценностное отношение к природе, т.е. дети самостоятельно и осознанно проявляют устойчивую активность и гуманность к живым существам. Руководя познанием природы и приобретением детьми разных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким методам формирования экологической культуры относятся: · создание и поддержание эколого-развивающей среды · наблюдение, · элементарные опыты, · моделирование, · игра и т.п. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя: · рассказ, · беседа, · чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети вдумаются в ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О.Иогансон, А.А. Быстров, П.Н. Басе, Э.И. Залкиндт, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.). В 1950 - 1970 -е г.г. проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение (Э. И. Залкиндт, А.И. Васильева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные, организованные наблюдения, воспитателям дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки объектов и явлений. Существует большое разнообразие видов наблюдений, которые имеют свои особенности и достоинства. Как, например, при циклической организации наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение дошкольниками. Каждое следующие наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Педагогические исследования и научно-методические работы позволяют сделать вывод о том, что содержание наблюдений за живыми объектами в условиях дошкольного учреждения складывается из следующих моментов: 1) рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; 2) наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных – это разные формы поведения); 3) знакомства с компонентами внешней среды; 4) выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). Для того, чтобы знания о природе были осознанными, в формировании экологической культуры дошкольников используются элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умения предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от своей деятельности. При помощи элементарных опытов детям можно показать такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги и др. Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Итак, игра как метод формирования экологической культуры - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. (С.Н Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. - М: Изд. центр Академия, 1999, - С. 101). Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. (П.Г Саморукова, 1983). Среди важнейших средств формирования экологической культуры выделяют натуральные объекты, необходимые для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Целесообразность их использования обусловлена особенностями восприятия: изучая объект, дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Они не имеют равноценной замены среди других средств обучения, что возможно лишь в условиях развивающей экологической среды. В процессе познания промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их по прочности в виде таблиц, картин и т.д. являются модели. Картины характеризуются дидактической направленностью: их содержание почти всегда обобщено, существенные признаки объекта (за счет изобразительных средств или композиции) выделены так, что могут быть легко обнаружены самими детьми. Их целесообразно использовать при ознакомлении детей с новым материалом, когда они способствуют возникновению обобщенных представлений об изучаемом объекте или явлении. Сущность, значение и содержание труда детей в природе. Характеристика форм труда дошкольников в природе, педагогические и гигиенические требования к его организации. Сущность, виды и воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу. Методика организации экологических экскурсий в разных возрастных группах детского сада. Сущность, значение, характеристика и особенности проведения экологических праздников, досугов и природоохранных акций в дошкольных учреждениях.
Date: 2015-12-13; view: 973; Нарушение авторских прав |