Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы к категориям дошкольной педагогики, их сравнительный анализ





4.1. Воспитание и развитие как основные категории дошкольной педагогики, их сравнительный анализ.

Теоретико-методологические подходы ДП определяют взгляды, позиции, стиль педагога по отношению к личности ребенка. Философское понимание роли взрослого в воспитании и развитии детей позволяет провести переакцентировку содержания основных категорий ДП.

Воспитание (А.А. Реан) – обучение и образование.

Воспитание (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) – социальное явление и функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание (в узком смысле) – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

Воспитанию можно дать следующие определения:

1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому (в широком социальном смысле);

2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, образовательное учреждение, средства массовой информации, искусство и т.д.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни (в узком социальном смысле);

3) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств (в широком педагогическом смысле);

4) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (в узком педагогическом смысле).

Развитие - количественный и качественный изменения, которые происходят с возрастом у ребенка и осуществляются под руководством взрослого

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Развитие трактуется следующим образом:

1) закономерное качественное и количественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное;

2) процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания.

4.2. Проблема использования в дошкольной педагогике целого спектра методологического и понятийно - категориального аппарата. Содержание основных категорий дошкольной педагогики (воспитание, развитие, обучение, формирование, социализация и др.), их анализ.

Воспитание - организованный, систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность и поведение ребенка, осуществляемый под руководством взрослого.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Образовательный процесс ДО – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания.

Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов.

Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке.

4.3. Проблема воспитания и развития в исследованиях отечественных педагогов, психологов (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Е.И.Тихеева, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н.Поддьяков, В.Т. Кудрявцев и др.).

1 вариант:

Ø К.Д. Ушинский. Человек непрерывно развивается под воздействием внешней среды, социальных условий и многих других факторов. Отсюда Ушинский делал вывод о возможности целенаправленного влияния на человека, что составляет одну из главных задач педагогики как науки.Глубокий гуманистический смысл заключался в выводах Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки, воспитания могут быть умножены.

Ø Л.Н. Толстой. Лев Николаевич Толстой неоднократно подчеркивал, что обучение и воспитание, нацеленные на биологический уровень в структуре личности, являются тормозом нравственного, творческого развития детей и приводят к тому, что «все высшие способности - воображение, творчество, соображение уступают место каким-то другим, полуживотным способностям - произносить звуки независимо от воображения, считать числа, воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы; одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием «страх, напряжение памяти и внимания». На примере обучения и воспитания крестьянских детей, учащихся Яснополянской школы Л.Н. Толстой показал, что их творческие и нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности. Он был уверен, что дети способны усвоить и понять все то, что необходимо образованному человеку, ставить и посильно разрешать сложные жизненные проблемы.Он пытался показать, что обучение, воспитание и развитие соотносятся между собой, как форма и содержание единого процесса психического развития человека, «чтобы сделаться наукой, и плодотворной наукой, - указывал Л. Н. Толстой, - педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать оставаться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот». В его педагогической теории важнейшее место занимала идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Впервые в истории педагогики уделил особое внимание проблем воспитания детей дошкольного возраста.Воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться. Он идеализировал природу детей. В своем учении отрицал целенаправленное воспитательное воздействие на детей. Был сторонником семейного воспитания, главное условие - здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость воспитания любви и привычки к труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании. Является создателем учебных книг "Азбука", "Книга для чтения"


Ø А.С. Макаренко.Цель воспитания – воспитание активного члена общества.

Ø Л.С. Выготский.Подчеркнул ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считал их решающей силой развития. Принципиально важным явилось положение Л. С. Выготского о том, что обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития». Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея; Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития.

Ø Е.И. Тихеева.Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития.


Ø Д.Б. Эльконин.Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса.

Ø Л.А. Венгер.

Ø А.В. Запорожец. Выдвинул идею амплификации (от англ. amplify — расширять, увеличивать) — обогащения, подпитывания развития психики и личности через специально организованную систему обучения и воспитания. Такая «подпитка» должна осуществляться с учетом значительных возможностей усвоения ребенком различных знаний и умений при условии организации этих процессов с опорой на психологические закономерности строения его деятельности и общения. Если воспитание осуществляется спустя рукава или в форме простого давления на ребенка, без учета законов его развития, то он и оказывается эгоистом. Но при целенаправленном воспитании, включающем организацию коллективной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата и требующей сотрудничества, взаимопомощи, у него очень рано формируются социальные (ориентированные на других людей) и нравственные (ориентированные на общественные нормы) мотивы поведения.

Ø Н.Н. Поддъяков.Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Ø В.Т. Кудрявцев.Развивающее дошкольное образование

2 вариант:

ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Представители: А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его

роли. Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности.

ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу.


Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед,

опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей.Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческихспособностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства, символическогозамещения, моделирования, экспериментирования (А. А. Агаева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.). На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением

знаний, навыков и умений. Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В. Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика – педагогикой развития.

4.4. Общая характеристика зарубежных концепций воспитания и развития детей (Р.Штайнер, М.Монтессори, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С.Френе, С.Судзуки, М.Ибука и др.).

См. билет №8 пункт 8.2.

4.5. Общенаучные принципы (детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, последовательности и др.)

Ø детерминизма: указывает причины психических явлений

Ø единства сознания и деятельности: с одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится; с другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует

Ø активности: поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему

Ø последовательности: требует строгой логической последовательности, упорядоченности, системности и предварительного планирования обучения

4.6. Дидактические принципы (научность, доступность, последовательность, активность, системность и др.

Ø научность: требует, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук

Ø доступность: предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых

Ø последовательность: требует строгой логической последовательности, упорядоченности, системности и предварительного планирования обучения

Ø активность: вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: педагога и воспитанника

Ø системность: предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека

Ø связь теории с практикой: смысл занятий должен быть ясен и понятен для воспитанника + возможность применения знаний на практике

Ø наглядность: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания

Ø прочность усвоения знаний: требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения

Ø индивидуальный подход:

4.7. Принципы воспитания дошкольников (гуманизация, культуросообразность, саморазвитие и др.).

Ø гуманизация: на современном этапе развития общества наметилась тенденция перехода на гуманистическую образовательную парадигму, предполагающую переориентацию на личностно ориентированные, гуманные образовательные технологии; реализацию «субъект-субъектных» отношений и сотрудничество между обучающими и обучающимися в педагогическом процессе; принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений; реализуется в актах социализации и включает в себя собственно воспитание и саморазвитие личности;

Ø культуросообразность: характеризует отношение образования к его культурному окружению; предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и культурными особенностями регионов;

Ø саморазвитие: в последние годы в обществе сложилось новое понимание цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализация этой цели предполагает выполнение комплекса основных задач:1) обучение деятельности (умение ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать свои результаты);2) формирование личностных качеств (ум, чувства, воля, эмоции, творческие способности и т.п.);3) формирование картины мира (адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной системы;

Ø диалогичность: предполагает то, что духовно-ценностная ориентация человека в большей мере его развития осуществляется в процессе взаимодействия педагогов и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (эмоциональными, художественными, интеллектуальными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности; этот обмен становится эффективным, если педагоги стремятся придать диалогичный характер своему взаимодействию с детьми;

Ø субъектность: субъектность предполагает активную роль человека в процессе жизнедеятельности, им самим организуемую, развиваемую и контролируемую активность;

Ø вариативность: в научной литературе выделяются следующие возможные уровни реализации вариативности:а) методов и форм организации познавательной деятельности;б) содержания и структуры изучаемого материала;в) структуры организации познавательной деятельности;г) структуры целей и основных задач учебных дисциплин;

Ø гармонизации личности: гармонизация личности как один из принципов педагогики предполагает не только эстетическое, а разностороннее воспитание, развитие самосознания детей, предусматривающее постепенное, ненасильственное воздействие на ребёнка.

4.8. Закономерности воспитания дошкольников (активность, создание ситуации успеха и др.).

По С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:

1) воспитание возможно, если ребенок активен;

2) личность ребенка развивается лишь в ситуации успеха;

3) большая потребность дошкольников в любви.

 







Date: 2015-12-13; view: 827; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию